Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ АГИТАЦИОННОГО ТЕКСТА 18
1.1 Специфика агитационного дискурса 18
1.2 Теоретические основания учения о композиции и композиционные законы
1.3 Функциональная модель композиции агитационного текста 52
1.4 Тектоническая модель композиции агитационного текста 77
1.5 Теоретические основания силлогической модели композиции агитационного текста 89
1.6 Теоретические основания мифологической модели композиции
агитационного текста 99
Выводы 107
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ АГИТАЦИОННОЙ ЛИСТОВКИ 109
2.1 Функции композиционных частей и функциональность композиции агитационной листовки 109
2.2 Анализ силлогической модели композиции агитационной листовки 122
2.2.1 Силлогическое развертывание композиции агитационной листовки 122
2.2.2 Силлогическая модель композиции агитационной листовки в действии. Анализ доказательности агитационной листовки 137
2.3 Анализ мифологической модели 156
2.3.1 Мифологическое развертывание композиции агитационной листовки.... 157
2.3.2 Мифологическая модель композиции агитационной листовки в действии.
Анализ нарративности агитационной листовки 167
Выводы 182
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 191
ПРИЛОЖЕНИЯ 199
- Специфика агитационного дискурса
- Теоретические основания учения о композиции и композиционные законы
- Функции композиционных частей и функциональность композиции агитационной листовки
Введение к работе
В понимании объекта современной лингвистики очевидно влияние функционально-коммуникативного направления. Возникновение его связано с критикой формального подхода к языку. Так, П. Бурдье высказывается по поводу взгляда на язык, не учитывающий языковые функции: «Оставаясь в рамках чисто формалистической (поп grammatical) логики, не учитывая адаптацию к ситуации, без которой может стать абсурдным даже самый последовательный дискурс, Хом-ский становится жертвой вечной иллюзии грамматиста, который забывает, что язык создан, чтобы на нем говорить, и что любой дискурс существует лишь ради кого-то и в определенной ситуации» [Бурдье 1993: 184].
Работы, написанные в русле этого (функционально-коммуникативного) направления и вышедшие за последнее десятилетие [Баранов 1993, Безменова 1989, Зарецкая 1998, Китайгородская 1993, Макаров 1998, Почепцов 1998, Ситников, Гундарин 2003, Формановская 1998], указывают на неоспоримый факт действия коммуникативной парадигмы. В соответствии принципам функциональности складываются такие лингвистические дисциплины, как прагматика текста, когни-тивистика, анализ дискурса, лингвориторика. «Во второй половине XX века интересы языкознания отчетливо переместились в сферу языковой коммуникации, что воплотилось в проявлении ряда «двойных» дисциплин (когнитивной, ПСИХО-, со-цио-, прагма- и прочих лингвистик), отдающих приоритет изучению «функций», а не «форм» в лингвистическом анализе» [Макаров 2002: 9]. Однако для всех этих дисциплин характерно соблюдение общих положений функционализма. «Принцип функционализма, опираясь на метафору «языка-инструмента», исходит из семиотического понимания языка как системы знаков, которая служит или используется для достижения каких-либо целей, выполнения каких-то функций. Функ ционализм придерживается следующих аксиом, формирующих «грамматику языковых игр» сторонников данного подхода:
- язык - это социально-культурная деятельность;
- структура языка обусловлена когнитивной или коммуникативной функцией;
- структура не произвольна, а мотивирована, иконична;
- постоянно имеют место изменения и вариативность;
- значение зависит от контекста, оно неатомично;
- категории размыты, менее чем дискретны;
- структура - гибкая, адаптивная система, а не застывшее формирование;
- грамматики постоянно возникают и видоизменяются;
- грамматические правила допускают отклонения» [Макаров 2002: 9]. Перевод внимания со структуры языка на область его применения, функционирования закрепляется в научных исследованиях текста. «В современных концепциях текст рассматривается как функционирующий объект. Сущность функционирования текста вскрывается при рассмотрении его в рамках структуры речекоммуникативного акта: Г - Т - С, где Г - Говорящий, Т - Текст, С - Слушающий» [Чувакин 2002: 6]. Таким образом, коммуникативная природа текста является основанием функционального подхода к его изучению.
Социальная природа общения создает паралингвистический фон предмета исследований. В последние три десятилетия складывается теория дискурса, в которой речь рассматривается как целенаправленное социальное действие, а связный текст не отделяется от прагматических и других экстратекстовых факторов. «Коммуникативно-речевые феномены социальны не только в том смысле, что всякий раз, когда люди говорят или слушают, пишут или читают, они делают это социально обусловленным способом, но и потому, что эти феномены имеют социальные эффекты: язык в свою очередь конструирует реальность» [Чепкина
2000: 7]. В рамках дискурсивного анализа текст понимается не как завершенное произведение в рамках реализации авторского замысла или целостного индивидуального прочтения, а как продукт процесса структурации в ходе дискурсивной практики. Дискурсивный подход не отрицает референциональности текста, но констатирует, что у текста нет референта, который мог бы остановить и таким образом исчерпать его референцию. Таким образом, постулируется мысль о том, что смысл текста на выходе не всегда адекватен замыслу его отправителя. «Мно-гопространственность текста может быть показана на примере структурирования кода коммуникации - совокупности знаков, связанных с прагматикой текста. Код организуется структурно-заданными внутри текста позициями субъекта речи и адресата и представляет собой разновидность коннатативных кодов. Код коммуникации моделирует адресата с определенными коммуникативными установками, а реальный адресат либо отождествляет себя с внутритекстовым персонажем, либо оказывается вовлеченным в ситуацию общения в качестве наблюдателя за диалогом между другими коммуникантами» [Чепкина 2000: 118].
Актуальным является вопрос о создании адекватной модели речевой коммуникации. М. Пешё [Пешё 1999: 319-321] при описании языкового поведения противопоставляет реактивную модель (стимул - ответ) информационной модели (адресант - сообщение - адресат) в том плане, что последняя актуализирует, «выводит на авансцену участников дискурса, также как и его референт».
М.Л. Макаров приводит следующие виды коммуникативных моделей. «Информационно-кодовая модель коммуникации исходит из того, что цель коммуникации - передать сообщение; процесс достижения этой цели основан на существовании «общего кода». Инференционнальная модель коммуникации исходит из того, что говорящий S, вкладывая свой смысл в высказывание х, трижды демонстрирует свои интенции: (ij) он намерен произнесением х вызвать определенную реакцию (г) в аудитории A; (i2) он хочет, чтобы А распознала его намере ние (ii), а также, (i3), чтобы это распознание намерения (ii) со стороны А явилось основанием или частичным основанием для реакции (г). Интеракционная модель коммуникации исходит из того, что практически любая форма поведения - действия, бездействия, речь, молчание - в определенной ситуации может оказаться коммуникативно значимой» [Макаров 1998: 22-27].
Г.Г. Почепцов приводит 25 теоретических моделей коммуникации [Почеп-цов 1998].
Применение теория коммуникации находит место в массовой культуре (прежде всего, необходимо назвать имена таких исследователей языка, как У. Эко и Р. Барт, Ж. Бодрийяра). Тексты массовой культуры ориентированы на массового читателя. Слово «читатель» в данном случае употреблено в широком смысле, так как и продукты массовой культуры не обязательно вербальны (например, кино, живопись и т. п.).
В качестве дисциплины, адекватно отражающей особенности объекта лингвистики в преломлении области массовой культуры, массовой коммуникации выделяется общая риторика или неориторика [Безменова 1989, Граудина, Мись-кевич 1989, Дюбуа, Мэнге 1986, Зарецкая 1998, Михальская 1996, Основы общей риторики 2000, Рождественский 1999, Хазагеров, Ширина 1994]. Возрождение интереса к тексту в риторическом аспекте связано с выдвижением на первый план субъектов коммуникации. Современная риторика обращается к изучению особенностей восприятия информационного потока массовой аудиторией. Ю. В. Рождественский пишет по этому поводу следующее: «Развитие теории коммуникации на базе психологических и социологических исследований позволило установить факторы, обеспечивающие действенность отдельной речи» - и далее: «Теория коммуникации (а вместе с ней и современная риторика) рассматривает действия получателя речи, и таким образом создатель речи, ориентируясь на факторы восприятия речи, корректирует уместность своей речи обеспечивая ей успех» [Рож дественский 1999: 111]. Иными словами, автор «Теории риторики» обозначает в качестве одной из главных проблем современной риторики проблему диалогич-ности, возвратности речевой деятельности в сфере массовой коммуникации. Решение этой проблемы находится, по мнению исследователя, в изучении факторов речевой коммуникации, связанных с фигурой слушающего.
О приоритете позиции слушающего в речевой коммуникации пишет также Е. Н. Зарецкая [Зарецкая 1998: 19]. Тенденции перестройки риторики в пользу увеличения доли исследований адресата речи эксплицирует Г. Г. Почепцов. Его высказывание по поводу лингвистики вполне уместно и по отношению к риторике: «Лингвистика в целом - это лингвистика говорящего. Вероятно, требуется сходное построение лингвистики, только теперь ориентированное на слушающего» [Почепцов 1999: 293]. Областями применения научных знаний такой риторики (риторики слушающего) могли бы стать сферы рекламы, P.R. и агитации. К последней обращен интерес данного исследования.
Агитация исторически принадлежит политическому роду красноречия. В связи с ним сложилось такое направление лингвистики, как политическая лингвистика [Баранов, Караулов 1994, Купина 1995, Почепцов 1999, Серио 1999, Чу-динов 2001, Шейгал 2000]. Политический язык представляет собой «особую подсистему национального языка, предназначенную для политической коммуникации: для пропаганды тех или иных идей, эмотивного воздействия на граждан страны и побуждения их к политическим действиям, для выработки общественного консенсуса, принятие и обоснование социально-политических решений в условиях множественности точек зрения в обществе» [Чудинов 2001: 11].
Политическая лингвистика формирует два подхода к анализу политической коммуникации: дескриптивный и критический. «Дескриптивный подход восходит к классической методике риторического анализа публичных выступлений, представленной в трудах Аристотеля, Цицерона, Квинтиллиана. В современной лин гвистике один из аспектов дескриптивного подхода связан с изучением языкового поведения политиков, языковых средств, риторических приемов и манипулятив-ных стратегий, используемых политиками в целях убеждения» [Шейгал 2000: 7].
Становление риторического анализа политической коммуникации вызвано в первую очередь лингвистическими факторами, через которые он включается в круг семиотических дисциплин и в сферу культурологических проблем. Следовательно, необходимо говорить о лингвориторическом подходе к изучению сферы агитации. Взаимосвязь языковой и коммуникативной компетенций делает исследование текста с позиций лингвориторики весьма действенным.
Данное диссертационное исследование ведется в русле интегративного понимания риторики. Можно выделить следующие основные признаки риторической коммуникации: «содержанием риторической коммуникации является рече-действенная сторона коммуникации, результативным аспектом - эффективность, выражением оценки характера коммуникации - оптимальность» [Основы общей риторики 2000: 10]. Таким образом, риторический аспект предполагает анализ агитационной коммуникации с точки зрения ее действенности, эффективности, оптимальности, целенаправленности. Проиллюстрируем это положение следующим высказыванием: «Наряду с антитезой «правильно-неправильно», отражающей важную, но не единственную сторону культурно-речевых оценок, должны существовать и существуют оценки иного качественного порядка: хорошо-плохо, удачно-неудачно, искусно-неискусно, и именно такого рода оценки относятся к области красноречия» [Граудина, Миськевич 1989: 7].
Агитационный текст избран в качестве объекта исследования данной работы. Специфика агитационного текста заключается в том, что он предназначен убеждать и имеет целевую установку на действие. О такой задаче политического красноречия писал Цицерон [Цицерон 1972]. Поль Л. Сопер пишет об этом же следующим образом: «Задача оратора в агитационной речи состоит в том, чтобы
убедить своих слушателей мыслить и действовать определенным образом... Логические и психологические доводы - частные средства, объединяющие разнообразное содержание речи и направляющие его к одной цели - вызвать соответствующий отклик у слушателей» [Сопер 1958: 301]. Современная коммуникация направлена на привлечение внимания, поэтому в агитационном тексте на первый план выходят суггестивные и манипулятивные функции.
В центре данного исследования находятся тексты агитационных листовок. «Листовки весьма редко предназначены для политического информирования, в них, как правило, нет развернутой аргументации и пространных обоснований. Листовка - это преимущественно призыв, эмоционально насыщенное воззвание или заявление» - такое понимание листовки сложилось в сфере агитации [Ску-ленко 1987: 76].
Для того чтобы агитационный текст достиг своей цели - побудить к определенным действиям получателей данного текста, - необходима сбалансированность пафоса и этоса в логосе, тогда он будет и информативен, и легко воспринимаем. Необходимы знания о построении текста, т.е. необходимо изучение композиции агитационного текста. С этим обстоятельством связан выбор в качестве предмета данного диссертационного исследования композиционной структуры агитационной листовки.
Композиция является предметом изучения такого раздела риторики, как диспозиция. Напомним, в риторическом каноне этапы вербализации представлены изобретением (от лат. invention - что сказать), расположением (от лат dispositio - где сказать), выражением (от лат. elocution - как сказать) [Клюев 2001]. Первый активно изучается в русле теории речевых жанров. В центре внимания третьего раздела современной лингвистикой находится политическая метафора. Исследования уровня диспозиции не имеет столь выраженного течения. В настоящей работе в качестве теоретической базы переосмысляется опыт классической ритори ки, учение о композиции В.В. Виноградова, Л.С. Выготского, Б. Успенского и представление о композиции, сложившееся в рамках общей риторики.
Композиция в данной работе понимается как «расположение материала» [Большой энциклопедический словарь 1998: 417] или «закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей текста и целесообразное их соотношение, организация материала, составляющего его содержание, расположение его по определенной системе» [Кохтев 1994: 43]. Композиционная структура трактуется в данной работе как многоуровневое явление. Каждый уровень композиционной структуры представляет свои особым образом организованные отношения между композиционными частями. Таким образом, выделяется три взаимосвязанных композиционных уровня:
1. Структурно-содержательный уровень («карта» текста). Композиционная структура отражает реализацию функций текста в их связи с актуализацией в тексте агитационных речевых жанров.
2. Тектонический уровень («паркет» текста). Композиционная структура осуществляет посредством деления текста по его выраженности информативные и суггестивные функции.
3. Действенный уровень («картон» текста). Композиционная структура способна продуцировать действия путем проецирования агитационного текста на определенные коммуникативные ситуации.
Структурные отношения на каждом уровне устанавливаются в соответствии с функциями их образующих элементов: конституируемые, внутритекстовые, репрезентативные.
Цель исследования заключается в определении специфики и композиционных особенностей агитационного текста в лингвориторическом аспекте. Данной цели соответствует ряд согласованных задач:
1. Определить специфику агитационного дискурса и функционирующих в нем агитационных текстов.
2. Выделить композиционные части агитационной листовки на основе их конституируемых функций.
3. Охарактеризовать выраженность композиционных частей, их информативность/суггестивность.
4. Проанализировать способы развертывания композиции агитационного текста (силлогизм, нарратив).
5. Проанализировать способность композиции продуцировать действия (имитация, проекция, перформативность).
6. Оценить репрезентативные возможности композиции агитационного текста.
В данном диссертационном исследовании выдвигается следующая гипотеза. Композиция агитационного текста - это сложное полифункциональное образование, представляемое нами как продукт и процесс структурирования агитационного текста в соответствии с замыслом его отправителя, которое служит:
- во-первых, для структурно-тематического оформления агитационного текста с точки зрения прототипных агитационных РЖ, лежащих в его (текста) основе;
- во-вторых, для реализации посредством тектонической неоднородности информативных и суггестивных функций агитационного текста;
- в-третьих, для ассимиляции позиций адресанта и адресата в виде контрапункта агитационного текста;
- в-четвертых, для продуцирования определенных отношений кандидат- избиратель на основе проецирования на их текстовые позиции (или имитации) определенной коммуникативной структуры: силлогизм, нарратив;
- в-пятых, для осуществления целенаправленных действий через акцентирование в тексте композиционных частей, обладающих перформативными, либо аналогичными таковым, возможностями.
Взгляд на композицию как на структуру обусловливает методику исследования. Основной метод исследования - лингвориторическое моделирование. Понимание термина «модель» многозначно. Вот несколько наиболее употребляемых определений модели. «Модель - это логическая (знаковая) конструкция, воспроизводящая те или иные характеристики исследуемого нами объекта при условии заранее определенных требований к соответствию этой конструкции объекту» [Леонтьев 1999: 9]. «Моделирование не есть любое отображение объекта в модели. Моделируя реальный объект, мы конституируем другой - реальный или воображаемый - объект, изоморфный данному в каких-то существенных признаках» [там же]. Модель - это «мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [Штофф 1966: 19]. А.Ф. Лосев, анализируя употребление понятия «модель» тартуской школой, в частности Ю.М. Лотманом, определяет его как «отражение тех или иных объектов, данное в виде логической системы и ее элементов на основе установления точной структуры в результате фиксации их смыслового соотношения» [Лосев 1982: 226] «Модель - искусственно созданное лингвистом реальное или мысленное устройство, воспроизводящее, имитирующее своим поведением (обычно в упрощенном виде) поведение другого устройства. Лингвистическое моделирование необходимо предполагает использование абстракции и идеализации. Отображая «релевантные», существенные свойства оригинала и отвлекаясь от несущественных, модель выступает как некоторый абстрактный идеализированный объект» [Большой энциклопедический словарь 1998: 304]. «Понятие модели всегда означает некоторый способ отображения или воспроизведения дейст вительности, как бы ни различались между собой отдельные модели» [Лотман 1964: 16]. «Модель понимается как живой образец, готовый к употреблению и наблюдаемый в употреблении, но взятый в существенном и типическом» [Золото-ва 1973: 125]. «Модель - парадигматическая схема элементов некой структуры» [Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 215].
Обобщая все эти определения, можно сделать вывод, что модель - это некий идеальный аналог объекта моделирования, отражающий в себе типические свойства этого объекта и, самое главное, его функционирование. Анализ композиционной структуры агитационного текста представлен посредством шести моделей: функциональной, тектонической, силлогической (в формальном аспекте), силлогической (в действенном аспекте), мифологической (в формальном аспекте), мифологической (в действенном аспекте). Посредством данных моделей оценивается обеспечение композицией целенаправленности, оптимальности и эффективности агитационного текста.
В качестве материала данной работы представлены листовки кандидатов, использовавшиеся на выборах в Барнауле, Горно-Алтайске, Новосибирске и некоторых других регионах Западной Сибири в период с 1999 по 2004 гг. Объем материала около 200 агитационных листовок. Количество проанализированных композиционных частей (единиц анализа) - свыше 1700.
Научная новизна исследования заключается в обращении к агитационным листовкам кандидатов, баллотировавшихся на региональных выборах в Западно-Сибирском федеральном округе.
Автором данного исследования выделены на основе своих специфических функций структурно-тематические элементы агитационного текста - композиционные части.
В ходе исследования переосмысляется представление о композиционной структуре агитационного текста. Выделяются три взаимосвязанных уровня анали за композиции агитационного текста, представляющие ее в качестве полифункциональной открытой системы. Дается описание композиционных частей, обосновывается их функциональная взаимообусловленность в композиционном целом агитационной листовки.
В диссертационном исследовании проанализировано соотношение композиционного развертывания со структурой силлогизма, нарратива. Дано описание действенности композиции.
Используемый метод лингвориторического моделирования проливает свет на ранее неисследованные аспекты композиции агитационного текста: такие, как репрезентативные и внутретекстовые функции композиционных частей.
Для адекватного описания композиционной структуры агитационного текста были введены специфические понятия такие, как «композиционные части», «карта», «паркет», «картон», «функциональность», «доказательность», «нарра-тивность», «сфокусированность», «расфокусированность», «контрапункт».
Теоретическая значимость. Представленный в диссертации опыт лингвориторического исследования композиционной структуры агитационной листовки важен для дальнейшей разработки лингвориторической теории политического текста.
Используемая в работе методология исследования может быть обращена к изучению феномена речевой коммуникации.
Результаты работы направлены на раскрытие современных аспектов исследования функционирования языка во взаимодействии с другими семиотическими системами в коммуникативном пространстве современной России.
Реферируемая диссертация демонстрирует все расширяющиеся возможности лингвистического исследования социальных процессов.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по теории текста и риторики, спецкурсах «Фи дологическое обеспечение рекламы», «Филологическое обеспечение связей с общественностью» и т.п. Полученные результаты могут представлять интерес в практических сферах связей с общественностью, рекламы и агитации, разработки предвыборных технологий.
Диссертационное исследование включает в себя две главы: «Теоретические основания моделирования композиционной структуры агитационного текста» и «Функциональность композиции агитационного текста».
В первой главе представлены теоретические основания, избранного подхода к анализу композиционной структуры агитационного текста. В параграфе 1.1 характеризуется специфика агитационного дискурса и функционирующих в нем текстов. В параграфе 1.2 излагаются некоторые положения из учения о композиции в их приложении к предмету исследования, и выводится понимание композиции как средства ассимиляции позиций кандидата и избирателя. В параграфе 1.3 дается представление об эклектичной природе агитационного текста, построенного на основе различных агитационных РЖ. В этом же параграфе описывается функциональная модель композиционной структуры, элементы которой - композиционные части - выделяются в качестве таковых на основе своих конституируемых (связанных с РЖ, их производящим) функций. В параграфе 1.4 описывается тектонический уровень композиции агитационного текста. Параграфы 1.5 и 1.6 посвящены изложению некоторых пунктов теории силлогизма и мифа - двум способам развертывания композиции.
Вторая глава посвящена анализу действенности композиции агитационного текста. В центре рассмотрения находится вопрос: каким образом композиционное выделение определенных частей текста агитационной листовки может быть эквивалентом определенного действия? В качестве способности агитационной листовки к продуцированию действия посредством композиции нами анализируется функциональность листовки (параграф 2.1), то есть ориентация построений аги тационной листовки на моделируемую структуру предвыборной ситуации, или имитация композиционной структурой проецируемых отношений между кандидатом и избирателем. Понятие функциональности агитационной листовки разворачивается нами в двух направлениях анализа, связанных с тем, что ложится в качестве основы структуры проецируемых отношений: силлогизм (параграф 2.2) или миф (параграф 2.3). Композиция, проецируемая на структуру силлогизма, рассматривается нами в виде силлогической модели композиции агитационного текста, анализу которой посвящен параграф 2.2.1. Действие, которое обозначено нами как доказательность агитационной листовки, и заключающееся в имитации композиционными построениями процесса логического убеждения, исследуется в параграфе 2.2.2. Ориентация структуры композиции на структуру мифа анализируется нами как мифологическая модель композиции агитационного текста (параграф 2.3.1). Нарративность агитационной листовки, то есть действенный аспект мифологической модели, является предметом исследования параграфа 2.3.2. Положения, выносимые на защиту:
1. С точки зрения дискурсивного анализа агитационный текст производится в условиях сложного взаимодействия между его адресантом и адресатами, что определяет понимание композиции агитационной листовки как сложного полифункционального образования, являющегося выражением содержательно-тематического, тектонического и действенного уровней агитационного текста.
2. Композиция агитационной листовки в плане содержания представляет собой структурно-тематическое оформление агитационного текста на основе про-тотипных агитационных речевых жанров, в плане выражения осуществляет посредством тектонической неоднородности выполнение информативных и суггестивных функций агитационного текста.
3. Композиция агитационной листовки служит ассимиляции позиций адресанта и адресата в виде контрапункта агитационного текста.
4. Композиция агитационной листовки способна продуцировать определенные речевые действия отправителя посредством перформативных конструкций и имитации субъект-субъектных отношений таких коммуникативных структур, как силлогизм и нарратив.
Апробация материалов исследования. Основ ные положения диссертации обсуждались на межвузовском семинаре по языкознанию в Алтайском государственном университете (2003).
А также на общероссийских и региональных конференциях в Горно-Алтайске (2002, 2003), Барнауле (2003), Екатеринбурге (2003). По теме диссертации автором подготовлено 8 публикаций.
Специфика агитационного дискурса
Агитационные тексты рождаются в агитационном дискурсе и функционируют по законам агитационного дискурса, поэтому прояснение понятия дискурса и его соотношение с понятием текста в приложении к сфере агитации является отправной точкой нашего исследования.
В настоящее время в лингвистике сильное влияние имеет теория текста, фокусирующая интерес исследования на феномене текста. На формирование тек-стоцентричной парадигмы оказали влияние несколько лингвистических тенденций. Среди них можно указать усилившуюся «филологизацию» лингвистики и укрепление ее связей с гуманитарными науками, возникшее в конце 70-х гг. взаимодействие лингвистики с неориторикой, движение нашей науки от лингвистики языка к лингвистике общения.
Лингвистическая традиция, наделяя текст статусом самостоятельного объекта лингвистического исследования, характеризует его посредством наличия своих собственных категорий. И.Р. Гальпериным в числе категорий текста выделяются информативность, членимость, когезия, континиум, автосемантия отрезков текста, ретроспекция и проспекция, модальность, интеграция и завершенность текста. В своей монографии по теории текста «Текст как объект лингвистического исследования» И.Р. Гальперин дает следующее определение: «Текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин 1981: 18]. Языкознание исследует специфические средства, обеспечивающие смысловые установки, передаваемые в тексте: лексические средства типа частиц, вводных слов и т.п., тектонические средства - изменение порядка слов в зависимости от текстовой установки, интонационные средства (для звуковых текстов), особые графические средства (для письменных текстов).
Современной лингвистикой текст исследуется в нескольких направлениях. Приведем основные из них:
1. Текст - знак (сложный знак или знаковая последовательность) - в аспектах его устроенности: структурной, содержательной, функциональной (коммуникативной, прагматической); парадигматики и синтагматики [Баранов 1993, Новиков 2003 и др.];
2. Текст - система, тип и феномен [Сиротинина 1994 и др.];
3. Текст - единица динамическая - в плане текстопорождения, текстообразо-вания и текстопонимания [Мельчук 1974, Чувакин 1995 и др.];
4. Текст - психо- и социолингвистический феномен, явление культуры [ван Дейк 1989, Залевская2001 др.].
Особняком стоит семиотическая концепция текста Ю.М. Лотмана [Лотман 1996].
В числе доминирующих направлений исследования текста выдвигается функционализм. Двумя важнейшими «ветвями» функционализма в сфере теории текста являются коммуникативный и когнитивный подходы. Для первого свойственно рассмотрение текста как ядра коммуникативного акта, что обеспечивает возможность анализа текста в процессе коммуникации (как предметно-процессного единства), для второго существенно, что в тексте выражено знание говорящего и реципиента о действительности, что и обеспечивает реконструкцию механизмов порождения и понимания текста.
Теоретические основания учения о композиции и композиционные законы
В качестве исходного определения композиции мы изберем следующее: «композиция - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей текста и целесообразное их соотношение, организация материала, составляющего его содержание, расположение его по определенной системе» [Кохтев 1992, 43].
В этом смысле понятие композиции соответствует части риторического канона, именуемой диспозицией, суть которой расположение материала внутри отдельной речи, последовательность частей отдельной речи.
Несмотря на имеющуюся традиционную связь композиции и диспозиции для нас является существенным определение специфического, самостоятельного значения композиции, в котором она будет употребляться в дальнейшем. Следуя мысли Л.С. Выготского, касающейся сопоставления композиции и диспозиции [Выготский 1968], мы видим основное их отличие в следующем. Диспозиция определяет расположение материала в соответствии с его логикой (логической, хронологической, синтаксической последовательностью). Композиция определяется как взаимоположение частей текста на основе замысла адресанта текста. Кроме того, она предопределяет отношение к тексту читателя. В таком смысле понимается композиция В.В. Виноградовым: «Композиция... и есть построение, которое в первую очередь служит тому, чтобы воплотить отношение автора к содержанию и одновременно заставить зрителя так же к этому содержанию относиться» [Виноградов 1971: 160]. Композиция сама есть продукт, создаваемый автором текста, который имеет определенную предназначенность. В связи с этим существенным свойством композиции является ее целенаправленность, результативность.
Композиция агитационной листовки должна быть особенно четкой, наилучшим образом оформлять текст. Этого требует, прежде всего, то обстоятельство, что текст агитационной листовки в отличие от некоторых других агитационных речевых жанров (например, агитационной речи, агитационного ролика) не сопровождается авторским исполнением, а усваивается только путем чтения. Повлиять на чтение текста автор может только через композицию. В связи с этим положением композицию агитационного текста можно определить как целенаправленно оформленные взаимоотношения композиционных частей листовки.
Композиция агитационной листовки эклектична. Она сочетает в себе принципы сюжетной, монтажной и формальной композиции. Это связано с тем, что композиция листовки должна одновременно привлечь читателя (броскость), передать определенную информацию (информативность) и «заразить» читателя, вызвать доверие у него (принимаемость). Композиция агитационной листовки должна в соответствии с принципами сюжетной композиции иметь четко выраженное информационное наполнение, соответствующее основной мысли, основной линии листовки. Поэтому листовка пригодна для пристрастного, внимательного чтения. С другой стороны листовка направлена на привлечение внимания и при «беглом» рассмотрении. В связи с этим композиция агитационной листовки должна фиксировать внимание на непосредственной данности визуального факта, однозначности, одномерности, завершенности, ограниченности, автономности и самодостаточности. Если сюжетную композицию «рассматривают», «прочитывают», «прослеживают», то монтажная композиция (в ее наиболее простом, чистом виде) «сама «бросается в глаза», воздействует как вспышка, команда, сигнал - одномоментно и однокачественно. Она обращена не к чувству, а к глазу с целью его активного, целенаправленного возбуждения как органа зрения» [Чернышов 1999: 66]. Наконец, композиция листовки предназначена передавать информацию акцентировано и адресно, поэтому в композиции должна быть максимально снята противопоставленность (выделенность) кандидата его избирателям. Она должна представлять отношения между адресантом и адресатом в виде, способствующем зарождению доверия. В связи с этим она опирается на принципы организации формальной композиции, «в основе которой лежит не повествование и не констатация факта, а сам процесс становления визуальной формы в единстве с ее эмоционально-чувственным содержанием» [Чернышов 1999: 67].
Функции композиционных частей и функциональность композиции агитационной листовки
В предыдущей главе мы выделили композиционные части на основе их конституируемых (основных) функций, однако мы считаем, что есть основания предполагать, похмимо выделенных нами функций, наличие особого рода согласованного единства внутритекстовых функций. В качестве вопроса, который даст нам повод усомниться в единственности конституируемых функций композиционных частей, мы решили выбрать вопрос, кажущийся нам главным вопросом композиции агитационной листовки. Его мы сформулируем в следующем виде: почему осуществление информативной функции таких композиционных частей, как биография и программа, происходит не благодаря, а вопреки композиции агитационной листовки, или почему информативность этих частей скрадывается композиционным целым всего текста? Зачем в биографии и программе содержится так много информации, если они слабо выражены (расфокусированны) и, кажется, обречены на то, чтобы не быть прочитанными?
Анализ более 200 листовок показал, что сфокусированными оказываются композиционные части либо вообще не несущие информацию (например, призыв), либо информативно малозначимые (такие, как девиз, лозунг). По отношению к ним биография и программа воспринимаются визуально намного труднее. Тем не менее, эти «проблемные» композиционные части достаточно регулярно встречаются в агитационных листовках, и пока нет очевидной тенденции к выделению их в тексте в более акцентированном виде. Хотя возможности такие очевидны. Так, биография посредством хорошей фабульной обработки может пролить свет на мотивы кандидата, а программу можно сделать более «читаемой» за счет уменьшения числа тезисов в пользу их более четкой обработки, так как уже начальные слова большинства программ отталкивают читателя своей клишированной формой («поддержка, обеспечение, увеличение»), и здесь мы говорим не о завышенных вкусовых требованиях избирателей к слогу кандидата, а о том, что дискурс власти является практически одинаковым у всех, и многие не видят отличия одного кандидата от другого еще на уровне формы, соответственно, уже не вникая в содержание.
Может быть, пассивность формы данных композиционных частей является следствием влияния официально-делового жанра-двойника - предвыборной листовки кандидата? Думается, что нет, так как в нем биография и программа (наряду со сведениями о доходах) составляют основное содержание, весь текст, а в агитационной листовке они образуют фон для сфокусированных частей.
Почему бы ни отказаться от них, если на них не делается акцент, и если есть более объективный источник информации? Мы приходим к выводу о том, что информативная функция заслонена другой, внутритекстовой, функцией, которая заключается в обратном конституируемой функции, а именно в том, чтобы обозначить факт существования программы и биографии, воспрепятствовав их чтению. Мы говорим об особым образом согласованном единстве внутритекстовых функций, реализующем функциональность композиционных частей.
Понятие функциональности по отношению к композиции осмыслено Ж. Бодрийяром.. «Будучи производным от «функции», оно подразумевает, что вещь реализует себя, точно соответствуя реальному миру и человеческим потребностям. Фактически же из вышеприведенного анализа вытекает, что «функциональным» именуется отнюдь не приспособленное к некоторой цели, но приспособленное к некоторому строю или системе; функциональность есть способность интегрироваться в целое. В случае же вещи это не что иное, как способность преодолеть свою «функцию» ради какой-то вторичной функции, способность стать элементом игры, комбинаторной исчислимое в рамках всеобщей системы знаков» [Бодрийяр 1999: 54]. По мысли Бодрийяра, элементы определенной системы способны за счет своего вторичного признака имитировать внутреннюю атмосферу некоторых других сред, являться символическим заменителем их.