Введение к работе
Актуальность исследования определяется своеобразием улыбки как мимической реакции, являющейся формой объективации психического мира языковой личности. Нашедшие отражение в языке русской литературы XIX-го века способы вербализации класса улыбок, их анализ, классификация, особенности языкового представления до сих пор не были предметом отдельного исследования. Интерес к изучению фрагментов текста, репрезентирующих класс улыбок в художественной литературе, связан с вербализацией спектра эмоционально-чувственных состояний персонажей в художественной прозе и особенностями представления данного класса в русском языке и русской языковой картине мира.
Объектом исследования являются номинации класса улыбок в художественной литературе Х1Х-го века.
В качестве предмета исследования выступают особенности лингвистической репрезентации класса улыбок как мимической реакции.
Материалом исследования послужила картотека примеров, полученная методом сплошной выборки из произведений художественной литературы. Данная картотека содержит 5954 фрагмента текста из произведений Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, включающих следующие лексемы: улыбка /улыбаться /улыбнуться, усмешка /усмехаться /усмехнуться, ухмылка /ухмыляться /ухмыльнуться.
Цель диссертационной работы - исследовать специфику вербализации класса улыбок в художественной прозе ХГХ-го века.
Достижение поставленной цели требует решения целого ряда задач:
Проанализировать и обобщить имеющиеся в научной литературе исследования по невербальной семиотике и средствам ее репрезентации в русском языке применительно к классу улыбок.
Обобщить теоретические основы представления чувств и эмоций в научных исследованиях, на основе которых создать матрицу эмоций и чувств, используемую для описания материала.
Описать спектр эмоций и чувств человека, который выражен при помощи класса улыбок в творчестве русских писателей Х1Х-го века.
Определить специфику словесных репрезентаций класса улыбок как способа выражения различных эмоционально-чувственных состояний персонажей в художественной прозе ХІХ-го века.
5. Выявить общие и частные характеристики эмоционально-
чувственных состояний, выраженных в тексте при описании класса улыбок.
Для реализации вышеизложенных задач в исследовании применяются следующие методы: описательный метод, включающий различные приемы: наблюдение, обобщение, сопоставление, интерпретации, классификации, а также метод контекстологического и статистического анализа материала; метод компонентного анализа; метод синхронно-сопоставительного анализа, метод дефиниционного анализа; метод синтагматического анализа.
Научная новизна исследования обусловлена необходимостью изучения номинаций класса улыбок (улыбка / улыбаться, усмешка / усмехаться, ухмылка / ухмыляться) и их функционирования в тексте художественных произведений. В работе впервые класс улыбок в русском языке соотнесен со спектром чувств и эмоций коммуникантов. В результате комплексного анализа выявлена специфика эмоционально-чувственного наполнения данной мимической реакции с помощью языковых репрезентантов.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в расширении представлений о способах вербализации эмоционально-чувственного содержания класса улыбок в художественной литературе XIX-
го века. Детальное описание класса улыбок в художественной прозе позволило выявить общие и специфические квалификаторы в изображении спектра эмоций и чувств персонажей данной мимической реакцией в русском языке. Результаты, полученные в ходе анализа, могут способствовать дальнейшему расширению знаний в области русского языка, семантики, прагмастилистики единиц невербальной семиотической системы и послужить базой для аналогичных исследований на материале художественных произведений других авторов.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенный метод комплексного анализа класса улыбок может быть использован при исследовании представления невербального поведения в диалогическом дискурсе. Языковой материал и результаты исследования могут найти применение в преподавании теоретических и практических курсов по русскому языку, филологическому анализу художественного текста, в спецкурсах по изучению языка художественной литературы, русской языковой картины мира, лингвостилистике, психолингвистике, при обучении иностранцев русскому языку.
Основные положения, выносимые на защиту:
Лингвистические репрезентации класса улыбок в художественной литературе Х1Х-го века выражают широкий спектр эмоций и чувств: от положительных до отрицательных.
Семантическое наполнение класса улыбок в творчестве писателей Х1Х-го века содержит как общие, так и специфические для каждого автора элементы, представляющие эмоционально-чувственное состояние персонажа.
Описания класса улыбок в художественной литературе Х1Х-го века, репрезентирующие различные чувства и эмоции, позволяют также получить дополнительную информацию характерологического, возрастного, физического, тендерного, социального и ситуативного свойства.
4. С точки зрения языковой реализации подкласс улыбка и подклассы усмешка и ухмылка представлены по-разному: глагольные конструкции превалируют над номинативными, однако при обозначении подкласса улыбка разрыв между именными и глагольными конструкциями незначителен по сравнению с подклассами усмешка и ухмылка.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на международных и всероссийских научных конференциях Южного федерального университета (2006 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г.), Педагогического института Южного федерального университета (2006 г.), Таганрогского государственного педагогического института (2008 г.), Донецкого национального университета (Украина 2006 г.), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (2007 г., 2010 г.), Кемеровского государственного университета (2008 г.), Болгарской академии наук (Болгария, Бургас 2007). Промежуточные результаты исследования отражены в 14 публикациях автора, включая две статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ; общий объем публикаций составляет 3,24 печатного листа.
Структура и объем диссертационного исследования обусловлены целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, списка источников эмпирического материала и трех приложений.
Во Введении обосновывается выбор темы, мотивируется актуальность и научная новизна, обозначается теоретическая и практическая значимость, определяются цель, задачи и методы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.