Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 . Лексика со значением пространства, бытия, отношения и состояния 14
1.1 . Лексемы со значением пространства 14
1.2.Лексемы со значением бытия 23
1.3 .Лексемы со значением отношения 34
1.4. Лексемы со значением состояния 55
Выводы 72
Глава 2 Лексика со значением движения, деятельности оценки, свойства, качества и количества 73
2.1 .Лексемы со значением движения 73
2.2 Лексемы со значением деятельности 81
2.2.1 .Военная деятельность 83
2.2.2.Религиозная деятельность 94
2.2.3. Учебная деятельность 95
2.2.4.Швейная деятельность 99
2.2.5.Игровая деятельность 100
2.2.6.Психическая деятельность (восприятие, память, внимание, воля) 101
2.2.7.Мыслшельная и речевая деятельность 108
2.2.8.Созидательная деятельность 110
2.2.9.Конечная фаза деятельности / исчезновение 118
2.3.Лексемы со значением оценки 126
2.4.Лексемы со значением свойства и качества 136
2.5. Лексемы со значением количества 140
Выводы 148
Заключение 150
Список условных сокращений 164
Библиография 165
Приложение 1. Алфавитные списки исследованного лексико-фразеологического материала 184
Приложение 2. Модели семантических сдвигов у глагольных лексем 207
Приложение 3. Схемы словообразовательных связей дериватов с этимологическим корнем sta-: sta- в русском языке 219
- Лексемы со значением пространства
- Лексемы со значением состояния
- Учебная деятельность
- Лексемы со значением количества
Лексемы со значением пространства
Семантика пространства этимологически исконна для лексем с индоевропейской корневой морфемой sta-: sta- [Рокоту J., 1959 1965, 1:1004-1010]. Определяющие характеристики пространства местонахождение (где?) и положение (в каком положении?): Лежить камень той святыи..мдЪже стоястанозЪ Владычни. Дан. иг. (Нор. 46) XI XII в.1 Ставъши зади при ногу его. Лук. VII. 38. Остр, ев.; Въ божнщахъ почата кони ставляти. Ип. л. 6697 [Срезн.].2 Анализ исторического материала показал, что семантика вертикального положения изначально связана с одушевленным субъектом, что подтверждает мысль о маркированности славянского глагола либо семой одушевленности, либо семой неодушевленности и о постепенной утрате этого противопоставления ещё в праславянский период [Степанов Ю.С., 1981: 322-323]; см., например, -Не можешь градъ укрытися върху горы стоя. Мф. V. 14.0стр.ев.[Срезн.]. Вероятно, особенностью неодушевленного субъекта в данных конструкциях первоначально являлась его способность занимать значительную площадь в пространстве и иметь ярко выраженную вертикальную направленность. Среди натурфактов это могли быть горы {..горамъ...,достоящимъ нбснымъ облакомъ. Александрия, 91. XV в. XII в.), поток солнечного света (субстантив стояньница «луч» 1 - XIII в.), растения или деревья (XX в. - травостой «травяной покров», хлебостой «растительный покров», сухостой и сухостойник «засохшие на корню деревья, кустарник», древостой «лес») и др., среди артефактов - город (см. пример выше), стена (субстантив стание «стена, ограда» - до XIV в.), крест (крьстьное стояло «крест» - до XIV в.), предметы обихода (например, ставь «род сосуда» - XVI в., поставня «большое деревянное блюдо» - XVII в., поставка «вид сосуда» -XVII в., ставец «чашка, миска» - XIX-XX вв.) и др.2
Особую группу среди лексем, обозначающих натурфакты, занимают лексемы, семантика которых закрепляет связь денотатов с одушевленным (активным) субъектом: «корпус человека» - поставь (XVI в.), стан (XVIII-XX вв.), «поза, осанка; походка» - ФЕ поставление тЬлесе (XVII в.), постава тЪла (XVII в.), «середина спины, пояса» - полстана (XVII в.), «позвоночник» - ФЕ становой хребет, становая жила (XX в. устар. и прост.), «общий склад фигуры» - стать (XLX-XX вв.). В данных примерах отражена способность человека принимать и закреплять вертикальное положение.
Фиксация положения коррелирует с развитием идеи опоры: «то, на чем/с помощью чего что-либо стоит»; стояло «основание» (до XTV в.), статия «подставка» (XIV в.), поставление «опора» (ХШ-XVII вв.), поставь «опора, подпора; основание» (XV в.), «основа ткани» (XV-XVI вв.), поставка «подставка, опора» (XVII в.), «крепления (петли, крючья и т.п.), с помощью которых что-л. присоединяется, крепится к чему-л.» (XVH в.) и др.3
В том случае, если вертикальная направленность становится неактуальной для неодушевленного предмета, сема «вертикально» нейтрализуется (например, поставуха «капкан, западня, ловушка» - XVII в.).
Наряду с субстантивами, репрезентирующими значение вертикального положения, выявлены имена места расположения чего-либо: поставец «полка или шкафчик для посуды» (XVT-XX вв. устар.), «футляр для чего-л.» (XVII в.), «подсобный с голик, на который ставили принесенные из кухни кушанья до их подачи к столу» (XVI-XX вв. устар.), «небольшой столик или аналой» (XVII в.), «дорожный ящик, шкатулка для провизии, напитков и т.п.» (ХГХ-ХХ вв. устар.), «подставка для горящей лучины» (XX в. устар.); поставь «полка или шкафчик для посуды» (XVII в.), «футляр для чего-л.» (XVII в.); блюдоставецъ «подставка для блюд (XVII в.); стойка «род узкого, длинного стола или шкафчика для работы, расстановки чего-л. и т.п.» (XIX-XX вв.) и др.
Место часто включается в ситуацию движения. Временное местонахождение кого-либо где-либо порождает семантику местожительства: «временно не передвигаться - временно занимать какое-л. место, помещение (у кого-л. - с XVI в. по XX в. разг.) - стояти(-ть) - на время XVI-XX вв., ставитися - XV-XVI вв.; остановиться на время - временно занять место, помещение (у кого-л. - XVI в.) - стати(-ть) - ХП-ХХ вв.; временно размещать (у кого-л. - ХІХ-ХХ вв. разг) - ставити ть)1 - XVI-XX вв. разг».2 Например: Опричъ гостина двора не станешь во дворЬ ни у кого стояти. Тамож. Белоз. гр. 1551 г. [Срезы.]; стоять лагерем/на отдыхе/на квартире у хозяйки [МАС]; ...въ црковныхъ домЪхъ никто же не ставится ... ЯРЛ. Берд. 1357 г. [Срезн] ( -... и не ставятся на одинои земли, по и силъныя и худыя идухъ по всЬмъ землямъ Поуч. Влад. Мон. [Срезн.]; А въ црковныхъ домЬхъ не стати никому. Ярл. Атюл. 1379 г. [Срезн.]; стать лагерем/на постой/на ночевку [MAC]. Среди приставочных дериватов подобный СС отмечается для производных с префиксами по-, при-, рас-, о-, в-:
а) постояти(-ть) «временно поселиться где-л. (XIV-XX вв.), встать на постой у кого-л. (XVI-XX вв.: п.у нихъ), прожить (XVI в.: п.в Муроме две недЬли)»: Митрополитъ Алексии коли пойдешь ко Царюграду ...гдЬ ему прилучитца постоять, чтобы его никто не двинуль. Хан. ярл., 114. XVI в. 1354 г. (ср. ФЕ: куча/шатры поставити «поставить шатры, разбить военный лагерь» - XI в.); постановитися «прибыв, расположиться станом» (XVII в.); поставити «временно поселить» (XVI-XVII вв.: п.гоща на дворе торгового человека), постановити «определить на место, поселить» (XVI в.: п.прикащика во дворце);
б) пристати(-ть) «остановиться, поселиться где-л. (у кого-л. - ХГХ-ХХ вв. прост.) на некоторое время» (XVII-XX вв. прост.: ... приЪзжимъ людемъ лучитца въ селЬхъ и въ деревняхъ в ближнихъ пристать. ДАИ VI, 221. 1672 г.; В Москве страницы пристали на постоялом дворе. Л. Толст., Декабристы; несов. приставати(-ть); попристати(-ть) «находясь в пути, остановиться где л. на время» - XVIII-XX вв. прост);
в) расставити «разместить на постой, расквартировать» (XVII в.: ...войско Донское ... разставилъ онъ [Пахомъ СергЬвъ] около качалина въ иныхь ближнихъ городкахъ. ДАИХ, 163. 1683 г.);
г) остановиться «временно расположиться, обосноваться где-л. по приезде, прибытии куда-л.» (XVHI-XX вв.: Вчера вечером я приехал в Люцерн и остановился в лучшей здешней гостинице. Л. Толст., Из записок Д. Нехлюдова. Люцерн [MACJ: несов. - останавливаться);
д) встать «остановиться, временно поселиться где-л. у кого-л.» (XVIII в., встать на квартиру к кому-л. «расположиться на жительство у кого-л.» - XX в.).
В основе семантики словообразовательных формантов - конкретизация представления о местонахождении: по- «направленность на поверхность, вдоль поверхности», при- «отношения контакта», рас- «направленность в пределах определенного структурированного пространства», в- «направленность в пределах одного места».1
Лексемы со значением состояния
Многие исследователи рассматривают предикаты со sta-: sta- с позиции семантики состояний: ср. Он в комнате. - Он в гневе. Это иллюстрирует широкое («внешнее») и узкое («внутреннее») понимание состояния.1 При расширенном понимании семантику состояния выражают и предикаты со значениями бытия,2 отношения, положения в пространстве, социального состояния (положения) [Васильев Л.М., 1991]. В соответствии с этим дефиниции глаголов с указанной корневой морфемой звучат как: 1) «находиться в каком-л. положений/состоянии» - стоять и его производные; 2) «прийти в какое-л. положение/состояние» - стать и его производные; 3) «приводить в какое-л. положение» - ставить и его производные.
Семантическая эволюция данных слов позволяет судить о взаимосвязи экзистенциальных, релятивных и локативных значений1 и о регулярном переносе «физическое положение/состояние - социальное положение/состояние». Экстралингвистическое объяснение указанного сдвига основано на правилах расположения лиц при трапезах, судебных разбирательствах, во время сражений: ср. высший, низший, приближенный, общественное положение [РЯШ, 1984, № 5, с.66 (место); РЯШ, 1985, № 3, с.70 (поставить); Лакофф Д., Джонсон М., 1990: 397-398; Уилрайт Ф., 1990: 98-99]. Социальное пространство структурируется на религиозную, военную и гражданскую сферы. Например: стояти «начальствовать, управлять» (до XIV в.), ставити(-ть) «назначать на какое-л. место, должность» (ХІІ-ХХ вв., ставляти - сер. XIV в., ФЕ - ставить въ священники [САР 1822]), стати «занять место, должность» (конец XIV в. - А который попоеичъ ... восхочешь стати въ попы или въ диаконы, ино ему волно стати. Уст. гр. Вас, Дм. 1392 г. [Срезн.)], ставитися «быть назначаемым» (XII-XV вв.). Приставочные образования актуализируют значения:
1) места: а) поставити «назначить» (XI-XVII вв.: п.епспа/цсря, несов. -поставляти - XI-XVII вв., страд. - поставитися «быть назначенным» - XIII-XVI вв., поставлятися «быть назначаемым» - XI-XVII вв.: И ины цркви ставляте [Ярослав] по градомъ и по мЪстамъ поставляя попы ...(Лов. врем. лет) Лавр, лет., 153);1 б) настояти «быть начальником» (XV-XVII вв.: Яко судъ жесточайши на тЪх, иже настоят, будет (Прем. Согл. VI, 5) Библ. Генн. 1499 г.), настати «стать начальником, вступить на престол» (XV-XVI вв.: Мы Фридеригъ сии другий божиею милостию наставший король датцкии ... учиняемъ извЬщение. СГГД V, 142. 1558 г.), наставити «назначить» (XV в.: н.подвоиские [Срезн.]);
2) контакта/его отсутствия и цели: а) приставити(-ть) «назначить кого-л. к кому-/чему-л. для надзора, караула, охраны, помощи» (ХІ-ХХ вв.: не могу умолити Оца моего и приставить мънЬ вяще нежели в7 легеона англъ. Мф. XXVI. 53. Остр. ев. [Срезн.]; [Степан] приставил смотреть за ним [за мальчишкой] старую птичницу Агафью. Пушкин, Дубровский [МАС]; несов. приставляти(-ть) - ХП-ХХ вв., приставливати - XIV-XVII вв.; страд. приставляться - XX в.). Актуализация роли объекта каузации (а им является какое-либо лицо) приводит к обособлению оттенков значения: «назначить на какую-л. должность» (XII в.: Аште кыи епспъ ... приставите на мьздЬ строителя црквънааго, ли судию .... да отъпадетъ своего степене. Ефр. крм. Халк. 2 [Срезн.]); «назначить домоправителем, управляющим» - (XV в.: ...пристави к дому своем ... Библ. Генн. 1499 г.). С другой стороны, важность целевого компонента значения подчеркивается оттенком «назначить для выполнения какой-либо работы» (Ш-ХХ вв.: прнставитн(-ть) - изъбу престави имъ затопити; приставить следить за порядком [МАС]; ср.: поставити «предназначить для какой-л. деятельности» - постави свЬтити - ХІІ-ХІП вв.).
Вышесказанное оформляется синтаксически при помощи тех или иных членов предложения (обстоятельства места, составного глагольного сказуемого/обстоятельства цели);1 б) отставити(-ть) «отставить от какого-л. дела, уволить, лишить должности» (ХП-ХХ вв. разг.: о.дт строенья дому/игуменьства/должности; «уволить в отставку» - XX в. устар.: Он был отставлен [МАС]; несов. - отставливати «увольнять, освобождать от службы» - XVI-XVII вв., страд, отставляться - XX в.). Осознанное, самостоятельное увольнение закрепляется в единичных случаях и связано либо с отстранением от себя своей должности (отставливати «отказываться от сана, должности» - XVII в., ср. ФЕ представити къ себе власть «захватить власть» -XII в.), либо, наоборот, с отстранением себя от службы (отстати «уволиться» -XVII в.: полковники от своей службы радЬют отстать, ср. оставить «уволиться, уйти откуда-л., покинуть какое-л. место работы, учреждение и т.п.» - ХІХ-ХХ вв., несов. - оставлять - XX в., страд, оставляться - XX в., субстантив - осгавление - XX в.; оставливати «отказываться, отрекаться от чего-л.» - XV-XVII вв.: о.престолъ); в) выставити «отстранить, отчислить» (XVII в., субстантив - выставка «отчисление из основного состава, отставка» -XVII в.); г) ФЕ преставити отъ чину «отстранить от должности, лишить сана» (XVI в.); д) префиксально-постфиксальный дериват расстаться с кем «отпустить от себя, уволить и т.п.» (XIX-XX вв.: -Да Михеев славный мастер, -сказал председатель, - и я дивлюся даже, как вы могли с ним расстаться. Гоголь, Мертвые души [МАС]);
3) высокого общественного положения, тесно связанного с отношениями превосходства и реализуемого во внутренней структуре производных с формантами над-, въз-, прЬ, пред-//преди-: а) надстояти «стоять над кем /чём-л., руководить, быть начальником, распоряжаться, заведовать» (XI-XVI вв.: ...[четыре ангела] надъ Ефратъмъ иадъстоятъ ... Изб. Св. 1073., 167 об.); б) въставити «назначить» (XII-XVI вв.: ...пррка вамъ въставитъ бъ. К. Тур. XII сп. XIV, 45); восстановить кого «назначить» (XVIII в.); в) прЬстояти «стоять впереди, во главе (в том числе - во главе церковной общины, кафедры -о епископе; XI в.), предводительствовать» (XI-XVII вв.: [Михаил] п.вышъниихъ чиновъ); предстояти «быть главой и покровителем» (XV в.: ...дому предстою ... ВМЧ, Сент. 14-24, 1059. XVI в. XV в.); предиставити//прЬдьставити «поставить выше кого-/чего-л., впереди или во главе кого-л.» (XI в.: Да яко от вьсЪхъ и за вься прЪдьставленъ [пресвитер] безъ осужения възде(жеши ру)цЪ. Изб. Св. 1076 г., 660);
4) замены: а) подставити «подменить одно лицо другим» (XVII в.: ...подставлена иная персона [вместо царевича] Арх. Курак. I, 45. XVIII в. XVII в., ср. подставь «наместник, начальник области» - XI-XII вв.); б) застати (XII в.),1 заставити (до XIV в.) «назначить»: (1141): И посадиша Стополка в НоеЪгородЬ, а [Ростислава] Гюргевича заста въ НовеградЪ, посла ч к отцю. Переясл. лет., 55; Застави имъ настоятеля. Исх. I. 11, по сп. XIV в.; ь) Включение пространственной ориентации в ситуацию движения обуслсвливает возникновение переноса «располагаться по направлению к кому-л./за кем-л. - продвигаться, следовать за кем-л., быть чьим-л. преемником, сменять кого-л. на высоком государственном посту»:3 настояти по ком «следовать за кем-л., сменять кого-л.» (XVII в.), ФЕ настати на государстве «стать государем после кого-л.» (XVH в.), наставати «следовать за кем-л. или вступать на царство после кого-л.; быть преемником после кого-л. в должности» (XVII-XIX вв.: Короли тоя земли единъ по единому сщЪ настоит. Козм., 64. 1670 г.; ...поднесь цесари христианские отъ роду австриацкихъ
Вероятно, употреблялось в значении «заменить» (см. пример). единъ по единому настають. Козм., 115. 1670 г.; У Иудеев послЬ судей настали цари [САР 1806]; ср. польск. nastawac ро kim);
5) количества: наставити «назначить на какую-л. должность в каком-л. количестве» (XVII в.: А промежъ де себя они, воровские казаки, наставили старшинъ, атамана, и полковника, и сотниковъ, и есауловъ. ДАИ X, 8. 1682 г.).
Словообразовательные форманты, содержащиеся в вышеописанных лексемах, сообщают производящим основам следующие значения: 1) по- и на-«направленность»; 2) при- «приближение», от- и вы- «удаление», рас- ... -ся «разъединение»; 3) над- «сверху», въз- «вверх», прЪ- и пред-/преди-«впереди»; 4) под- и за- «вместо»; 5) на- «накопление» [Мальцева Р.И., 1999; РГ-80 I: 355-374].
Учебная деятельность
В этом случае следует говорить о семантическом сдвиге сположить/располагать кого-л. по направлению/на пути к чему-л. сположиться/располагаться) - поучать(ся), научить(ся)»1, который резентируется с XI века дериватами с префиксом на-: наставити править, указать путь» (XI-XVI вв.: [бог их] н.въ Егуптъ/на всяку истину; ов. - наставляти - XI-XVII вв.: [пастырь] н.намЬсто/къ свЬту; конверсив -тавитися - XI в.: н.въ жизнь), настати «вступить» (ХШ-XV вв.: н.на ь/стезю) -» наставити(-ть) «научить» (ХП-ХХ вв. устар.: [Неврод.] овити звЬрь; несов. - наставляти(-ть) «поучать» - ХІ-ХХ вв. устар., тавливати «научать» - XVII в.; конверсивы - наставитися «научиться/быть тавленным» - XV-XVII вв., наставлятися(-ться) «поучаться» - ХІ-ХХ вв. ар.).
Направление расположения, предполагающего последующее движение, тветствует цели обучения (истина, свет, разум и др.), актуальность которой подтверждается наличием следующих ФЕ: наставити на путь правый/истинный, на путь вЪчного живота кого «дать верное (в христианском понимании) направление чьей-л. деятельности, мыслям, указать путь к спасению души» (XV-XVI вв.); наставить/наставлять/наставление на стезю правую кого (XVIII-XX вв. устар.); наставить/наставлять на путь истины/на истинный путь кого «воздействуя каким-л. образом, побуждать изменить поведение в хорошую сторону, склонять к хорошему» (XX в.); наставить на разум (XVII-XX вв. устар.)/на ум (XX в. устар.)/на ум - разум (XX в. устар.)/уму-разуму (XX в. прост.) кого «научить чему-л. полезному, хорошему и т.п.».
Способ обучения раскрывается посредством развертывания семы «орудийность»: наставленъ быстъ силою. Жит. Фекл. XI в. [Срезн.]. В дальнейшем он имплицируется, а указанная синтаксическая позиция анулируется: наставить «давая советы, научить чему-л. полезному, хорошему и т.п.» (ХІХ-ХХ вв.: ... может быть, вы меня в чем-нибудь и наставите. Достоевский, Село Степанчиково [МАС]).
В роли орудия действия выступает совет, указание, объяснение.
Двусторонний характер процесса передачи знаний (наличие каузатора и лица, являющегося объектом воздействия) обусловливает существование именных коррелятов со значениями: 1) имени каузатора - наставъ «руководитель, проводник» (ХП-ХШ вв.); наставник «тот, кто указывает путь; проводник, вожатый (также перен.)» (XI-XV вв.), «учитель, руководитель» (XI-XX вв. устар., - наставничество «занятие, должность наставника» - XVTII-XX вв. устар., —» адъектив - наставнический «принадлежащий наставнику — свойственный ему, поучающий» - XVIII-XX вв. устар. — наставнически, нареч. «назидательно» - XX в.; по - наставнически «как наставник, назидательно» - XX в. устар.; - наставничати (XIV в.)//наставничити (XII в.) «быть руководителем, наставником»), «начальник, повелитель» (XVII в.), наставник обители «начальник монастыря, настоятель» (XVII в.; адъективнаставничий «игуменский» - XVII в.), классный наставник «классный воспитатель в дореволюционной школе» (XX в.); наставница (XVII-XX вв. устар.): «начальница» (XVII в.), «игуменья или старшая монахиня» (XVII в.), классная наставница (XX в.); наставитель «наставник» (XVIII-XX вв. устар.; -» адъектив - наставительный XIX-XX вв. «содержащий наставление, поучающий, назидательный», «склонный делать наставления, поучения» -устар., -» нареч. наставительно «назидательно, поучительно» (XIX-XX вв.), - имя свойства - наставительность (XIX-XX вв.)), наставительница «наставница» (XIX-XX вв., устар.), преднаставникъ «тот, кто своим учением готовит к чему-л.» (XVI в.); 2) имени лица - объекта воздействия: наставляемые сущ. «подначальные» (XI в.); 3) имени действия: настава «наставление» (до XIV в.); наставление «руководство, поучение, назидание» (XI-XX вв.); 4) имени орудия действия: наставление «указание (XVII-XX вв.); поучающий, нравоучительный совет (XX в.); руководство, инструкция (XX в.)», а также в значении «речь соответствующего характера»: ...слуху наставление (XI в.).
Актуализация релятивной семы приводит к развитию семантики социальных отношений: межличностной зависимости лица - объекта воздействия от лица - каузатора (подчиненный/начальник). Изменение семантики субстантивов связано и с тем, кому принадлежит роль каузатора действия: первоначально им мог быть сам бог или священнослужитель, как лица, знающие, как нужно правильно жить; постепенно, с развитием светского образования, связь каузатора с религией становится необязательной.
В настоящее время вышеперечисленные лексемы объединены в СГ с доминантой наставить и только 3 из них не являются архаичными.
С учебой связано и изменение «отстать/отставать при движении -оказаться хуже, слабее кого-л.»: отстать «делая что-л. медленнее других, оказаться последним, позади других в выполнении какого-л. дела» (XIX-XX вв.: Соня кончала одеваться ..., но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Л. Толст., В. и мир. [MAC]), обычно с отрицанием «не суметь вполне овладеть тем, чем владеет другой, что умеет делать другой» (XIX-XX вв.: Саша туда же - отстать-то не хочет. - Выпить не выпьет, а губы обмочит. Н. Некр. Саша [МАС]), «в результате замедленного развития не достичь необходимого уровня, оказаться на более низком уровне по сравнению с другими» (XX в.: отстать в развитии/от жизни [МАС]), несов. ко всем предыдущим значениям - отставать, с компонентами «постепенно; немного» - поотстать (XX в. разг.; п.в учебе), приотстать (XX в. разг.: п.в развитии; несов. -приотставать XX в. разг.). Именные корреляты: отставание - имя действия (XX в.), «недостаточный уровень, недостаточно быстрый темп развития чего-л.» (XX в.); отсталый, прил. «стоящий на низком уровне развития» (XX в.: о.страна/техника/человек имя состояния -отсталость - XX в.), «свойственный человеку, стоящему на низком уровне развития, отставшему от своего времени» (XX в.: о.взгляды; имя состояния - отсталость - XX в.), в знач. сущ. отсталый(-ая) «тот(та), кто идет позади других в работе, добивается наименьших результатов, показателей» (XX в.)1
Указанную семантику, антонимичную семантике превосходства, развивают и образования с префиксом о-: остати «оказаться хуже, слабее кого-л.» (XIII в.: (1231): Сего же [епископа Кирилла] произведе бъ въ дни сия, яже не оста ничим же прежних епспъ, вслЪдуя нравом ихъ и ученью. Лавр, лет., 457.), останнє «поражение» (XI в.: людское о.), ср. ФЕ: оставить за собой/позади себя кого-/что-л.» удалиться, отойти от кого-/чего-л.; двигаясь, оказаться впереди кого-/чего-л. (ХЕХ-ХХ вв.), «опередить кого-/что-л. в каком-л. отношении» (ХГХ-ХХ вв.), оставаться на месте «не развиваться» (XX в.); остаться «не перейти в следующий класс» (XX в. разг.), оставить «не перевести в следующий класс» (XX в. разг.).
Лексемы со значением количества
Основное количественное значение, выражаемое производными со sta-: sta-, - значение меры множества. Его с праславянского периода закрепляют образования с префиксом до-1, а с XVTI В. - глагол стать и его производные.
Сдвиг «не взять чего-то полностью - испытывать недостаток в этом/взять что-то в полной мере - осознавать достаточность этого» связан с конкретным действием по приобщению объекта и его количественной оценкой, ср. [РЯШ 1986, № 4, с.72 (хватить)]. Поэтому первоначально объект действия в языке выражался исключительно неодушевленными конкретными существительными, денотаты которых были способны характеризоваться количественно. Позиция субъекта действия при этом не актуальна, с чем связано безличное употребление глаголов. Употребление не в качестве частицы при глаголе или в качестве глагольного префикса обусловлено тем, что в реальной жизни человек острее ощущает отсутствие, недостаток чего-либо, чем наличие, полноту этого, что и отразилось в языке. Активна позиция адресата, не вступившего в посессивные отношения с объектом в достаточной мере.
Репрезентанты - производные с префиксом до-: «быть, иметься в недостаточном количестве, не хватать» - недостояти безл. (XI в.), недоставать безл. (XI-XX вв.), доставать безл. с отриц. (XVII-XX вв.; страд, доставаться -XX в.) «быть, иметься в достаточном количестве, хватать» - достаяти (XIV в.), доставать (XVIII-XX вв.); «оказаться в недостаточном количестве, не хватить» - достаяти (XIV в.), доставать (ХЛПП-ХХ вв.); «оказаться в недостаточном количестве, не хватить» - достать безл. с отриц. (XI-XVII вв.), недостать безл. (XI-XX вв. «кончиться, истощиться - XI-XVII вв.); - «оказаться в достаточном количестве, хватить» - достать безл. (XVTH-XX вв. разг.): ... брашна [им. мн.] им недостааша. Флавий Полон. Иерус. II, 50. XVI в. XI в.; Недостаетъ тожде се мнЬти Гр. Наз. XI в. 372 [Срезн.].; Служилым людемъ ... въ году жалованья не доставало, и скудость почала быть большая. Котош. 99. 1667 ш.; Яко же преже стрЬлець на смотрение управляеть стрЬлу не премножашию ими ни достающю ими ни на каяждо преклонени. МПр. XIV, 44 [СДЯ]; Братия же прЪбышя нудяще авву, яко недостанетъ намъ, да ти не дамъ. Патерик Син., 153. ХІ-ХП вв.; Пловущемъ же намъ бес прЬстани, испиваху воду отроции скривони. Пришьдъше же въ среду пучинЬ, недоста намъ воды. Патерик Син., 275. XI в.; Знаний у него достанет [МАС].
Развитие семантики модальной оценки приводит к выделению самостоятельного значения «быть нужным, необходимым» (XX в.): Теперь я понимаю, чего мне недоставало. Тургенев, Андрей Колосов [МАС], - а актуализация семы «отсутствие» - к обособлению абстрактно-бытийного значения «отсутствовать (о ком-/чем-л., что должно иметься, присутствовать» (XX в.): Все сели [в экипаж] и недоставало только Надежды Фёдоровны... Чехов, Дуэль [МАС].
Субстантивы: 1) «то, чего недостаёт, недостающая часть» - недостаток (XII-XVII вв.), недосталь (XIV в.), в значении сущ. недостаточное, недостаточная (ХІ-ХІІІ вв.; ср. нестаточное «то, чего не было, что ещё не выполнено, чего недостаёт» - XI в.); недостаточная, мн. «нужды, недостатки» (XV-XVI вв.); 2) «то, что возникло в результате действия или его отсутствия»: а) имена оценочного количества - достаток «достаточное количество чего-л.» (XIV-XX вв. разг.) «обилие, изобилие» (XVI-XX вв. разг.), достаточество «достаточное количество, обилие чего-л.» (XVIII в.; - достаточествовать чем «иметь в достатке, в обилии» - XVIII в.) - антоним - недостаток (XIV-XX вв.), недостаточство//недостаточество «недостаточное количество, малочисленность» (нач. XV в.): (1438): ВидЪвше же русские полци многое множество своихъ, а тотаръ худое недостаточство... Симеон, лет., 189. (- недостаточствовати/Унедостаточествовать «быть недостаточным, неполным, несовершенным» (XVI в.): ... елико они недостаточьствовашя, той наполни. ВМЧ, Ноябрь 16, 2086. XVI в.), недостача (XIX-XX вв. разг.); б) имена оценочно-количественного состояния - достаток «зажиточность, материальная обеспеченность» (XVIII-XX вв.), «удовольствие» (XVI-XVII вв. ср. польск. dostatek), недостаток «скудность, нужда, бедность» (XI-XX вв. разг.: Ср. нестатокъ «лишение, недостаток; нехватка, скудость» - XI в.), недостаточный соответствует род.п. сущ. недостаток (XI в.) недостаточство//недостаточество «нужда; недостаток, скудность» (XI-XVI вв.) (-» недостаточствовати//недостаточествовати «иметь в чем-л. недостаток, нужду» (XIII в.), «терпеть лишения» (XVI в.): (1204): И благочестие множится, и единемъ недостаточествуетъ, яко своего архиепископа не имамы ... Ник. лет. X, 43; Скудостию недостаточъствуя. Ж. Дан. Пер., 42. XVI в.), недостанокъ «недостаток, нужда» (XIII в.), ср.: Помяни, Ги, ... мое недостояние и отпусти ми въсяко прегрЪшение. Служ. Новг. XIII в. [Срезн.]; недостатишки, мн. «бедность, нужда» (XVII в.); недостаточность «бедность» (ХІХ-ХХ вв. устар.); в) имена оценочно-количественного свойства -недостаток «порок, слабость, несовершенство, изъян» (ХІІ-ХХ вв.): Наполни недостатки наша своима добродЬтелъми. Пат. Печ. Похв. Феоф. [Срезн.]; Один только у него недостаток - он курил. Чехов, Дама [МАС]; недостатьноство «недостаточность»: О недостатноствЬ своего ума, Отп. гр. арх. Феоф. [Срезн.]; недосталость «несовершенство, погрешность» (XVII в.), недостаточный в знач. сущ. «несовершенство, слабость, неспособность» (XVII в.), недостаточность (ХІХ-ХХ вв.; см. адъективы)/достаточество «способность довольствоваться имеющимся» (XVIII в.), достаточность (философское) «достаточное основание истинности суждения» (XVIII в.), достаточность (XX в., см. адъективы).
Адъективы со значениями: 1) «(не)имеющийся в нужном, необходимом количестве, (не)соответствующий чему-л., каким-л. потребностям, требованиям» достаточный (XIV-XX вв.), недостаточный (ХІІ-ХХ вв.): ср. нестаточный «недостаточный» (XI в.) «трудный, невозможный» (XI в.) - имена свойств: достаточность (XX в.), недостаточность (ХІХ-ХХ вв.); недосталый (XVII в.), недостающий (в знач. прил. ХІХ-ХХ вв.; ср.: недостаемый прич. «недостающий» - XVII в.). Семантические дериваты: а) «в (не)достаточной мере обоснованный, (не)веский; (не)основательный» - достаточный (XX в.), недостаточный (XX в.): (недостаточные основания для отказа [МАС] (имя свойства - (недостаточность (XX в.)); б) «слабый, малый»: недостаточный (опыт) - XX в.; в) « неполный, несовершенный» - недостаточный (разум) - XI-XVII вв., недостатный (XVI-XVII вв.). 2) «(не)обладающий чем-л. в нужном, необходимом количестве» - достаточный (XVIII в., [ты] всЪм достаточен будешь. Трд. Тилем. II 134 [СРЯ XVIII в.]), «зажиточный, богатый» (XVIII-XX вв. Устар.; - достаточность «зажиточность, состоятельность» - XX в. Устар. -имя состояния), достаточный «богатый, имеющий в достатке что-л.» (XVII в.), недостаточный «не имеющий надлежащих способностей» (XVII-XVIII вв.), «имеющий какой-л. физический недостаток, больной, неполноценный» (XVII в.), «имеющий недостаток в чём-л.; бедный, неимущий» (XV-XX вв. Устар.; -недостаточность «недостаточное материальное обеспечение; бедность» - XIX-XX вв. Устар.), недостатный «небогатый, имеющий в чем-л. недостаток» (XVII в., ср.: польск. niedostatny), бездостаточный «не имеющий достатка, бедный» (XVIII в.).1
Наречия со значениями: 1) «полностью, в достаточной степени; совсем, окончательно» - без нестатка (XI в.), по достатку (XVI в.), в достаток (XVII в.) в знач. нареч.; достатно (XVI в.), вдосталь (XVI-XX вв. Прост.), досталь (XV-XX вв. Устар. и обл.), достать (XVII в.), достатка (XVII в.), достаточнЬ (XVIII в.), достаточно (XVIII-XX вв.) - антоним: недостаточно «в недостаточной степени» (XVIII-XX вв.; - «слабо, не очень хорошо» - XX в.; —» «меньше, чем нужно» - XVH-XX вв.); 2) «в значительной степени» -достаточно (XX в.); 3) «к тому же, сверх того» - вдосталь (XVIII в.).2
Фразеологические единицы: (не) в достатках (быть) «(не) быть состоятельным, богатым» (XVIII в.), нет недостатка в ком-/чем-л. «о наличии кого-/чего-л. в достаточном, нужном количестве» (XX в.), этого (ещё/только) недоставало/недостаёт, чтобы/произошло, случилось что/ «о чем-л. нежелательном, неприятном, что может произойти, что произошло, случилось» (ХХв.)
Как видим, качественные изменения сдвига связаны с развитием оценочной (в том числе - модальной), квалификативной (квантитативной и квалитативной), бытийной семантики и семантики состояния (преимущественно - социального), а количественные - с сокращением числа субстантивов и наречий. В современном русском языке зафиксировано 2 СГ с доминантами достаток и недостать.