Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Художественный потенциал имен собственных
1.1. Из истории литературной (поэтической) ономастики
1.2. Основные особенности литературной (поэтической) ономастики как направления ономастических исследований
1.3. Вопрос о терминологии исследования .
1.4. Функции имен собственных в художественном тексте
1.5. Роль заглавий в художественном тексте
1.6. Коннотативный фон имен собственных .
1.7. Вопрос о классификации имен собственных в литературной (поэтической) ономастике .
1.8. Основные характеристики Смоленской поэтической школы и творчества М.В. Исаковского в свете ее положений (ономастический аспект)
1.9. Особенности идиостиля М.В. Исаковского как народного поэта-песенника
Выводы
ГЛАВА II. Структурно-семантический и функциональный анализ имен собственных в поэзии М.В. Исаковского
2.1. Общая характеристика ономастикона М.В. Исаковского .
2.2. Антропонимы в поэзии М.В. Исаковского: структурно-семантический и функциональный аспекты .
2.2.1. Количественная характеристика антропонимикона .
2.2.2. Структурно-семантический анализ антропонимов в поэзии М.В. Исаковского .
2.2.3. Функциональный анализ антропонимов в поэзии М.В. Исаковского .
2.3. Воплощение понятий Большая и Малая родина в топонимах поэзии М.В. Исаковского .
2.3.1. Количественный анализ топонимов .
2.3.2. Топонимы довоенного периода творчества М.В. Исаковского (1923-1940)
2.3.3. Топонимы военного периода творчества М.В. Исаковского (1941-1945)
2.3.4. Топонимы послевоенного периода творчества М.В. Исаковского (1946-1972) 2.4. Ономастический фон поэзии М.В. Исаковского .
2.4.1. Общая характеристика ономастического фона .
2.4.2. Ономастический фон поэзии М.В. Исаковского довоенного периода (1923-1940) .
2.4.3. Ономастический фон поэзии М.В. Исаковского военного периода (1941-1945) 2.4.4. Ономастический фон поэзии М.В. Исаковского послевоенного периода (1946-1972) .
2.5. Анализ заглавий поэтических текстов М.В. Исаковского
Выводы
Заключение
Библиография .
- Основные особенности литературной (поэтической) ономастики как направления ономастических исследований
- Вопрос о классификации имен собственных в литературной (поэтической) ономастике
- Структурно-семантический анализ антропонимов в поэзии М.В. Исаковского
- Топонимы военного периода творчества М.В. Исаковского (1941-1945)
Введение к работе
Актуальность исследования. Вторая половина ХХ века – начало XXI века характеризуется становлением антропоцентризма как приоритетного направления в научных исследованиях, повышением внимания к изучению человеческой личности во всех научных сферах. В частности, в языкознании данный подход проявляется в изучении языковой личности и языковой картины мира. Ономастические исследования получают поддержку, так как имена собственные (ИС) содержат в своем значении самую разноплановую лингвистическую и экстралингвистическую информацию о человеке и мире, его окружающем.
Среди ономастических направлений в последние десятилетия весьма заметно активизировалась литературная (поэтическая) ономастика, то есть изучение ИС в художественных текстах (Н.В. Васильева [2009],
В.В. Вязовская [2007], Л.И. Зубкова [2008], В.М. Калинкин [2008],
Г.Ф. Ковалёв [2004; 2005; 2006; 2009; 2012], А.А. Кожин [2003; 2004; 2005], И.А. Королева [2008; 2009; 2010], С.А. Коротких [2004], О.С. Крюкова [1999], Э.М. Левина [2003], Е.С. Отин [2003; 2006], С.А. Скуридина [2007], В.И. Супрун [2000], А.А. Фомин [2003; 2004; 2009] и др.).
Исследование языковой личности писателя, его идиостиля невозможно без изучения ономастикона, то есть совокупности имен собственных, которые отражают мировоззрение и личностные характеристики автора, его литературные вкусы и пристрастия, факты его биографии. Анализ онимов художественного текста – это особый вид лингвистического исследования, в ходе которого выявляется их художественно-эстетический потенциал, актуализируются воспринимаемые читателями ассоциативные связи, раскрывается роль ИС различных разрядов (антропонимов, топонимов и др.) в реализации идейно-тематического содержания произведения.
Поэтические тексты требуют специальной методики работы, особенно тексты лирических стихотворений, в которых не так много онимов, но у больших мастеров слова все они функционально значимы. В советской поэзии А.В. Македоновым [1960] выделено особое литературное объединение – Смоленская поэтическая школа (СПШ) – и названы имена трех ее основоположников: М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского,
Н.И. Рыленкова. Имена собственные у А.Т. Твардовского исследованы в работах Н.В. Никитиной [2005] и И.А. Королевой [2010]; ономастикон текстов Н.И. Рыленкова рассмотрен А.А. Сивцовой [2008]; анализ онимов у поэтов второй линии (И.И. Василевского, Д.П. Дворецкого, Д.Д. Осина,
И.В. Рыжикова, С.А. Фиксина) проведен О.В. Ивановой [2009]. Имена собственные в текстах известного поэта-песенника М.В. Исаковского пока еще не изучены, и наша работа, в которой проводится сопоставление особенностей использования онимов поэтами-смолянами, позволяет закончить комплексное исследование Смоленской поэтической школы с точки зрения ономастики. Кроме того, можно отметить, что в целом мало изучено его творчество как в литературоведческом, так и в лингвистическом плане. Необходимо также привлечь внимание к языковой личности
М.В. Исаковского, потому что его стихи и песни не устаревают, отражая важную проблематику: внимание к простому человеку, воспевание его духовно-нравственного начала, любовь к родным местам, ответственность за родину и ее судьбу, патриотизм в лучшем понимании этого слова.
Объектом изучения, таким образом, является корпус имен собственных в поэтических произведениях М.В. Исаковского.
Предметом исследования стали структурные, семантические, функциональные особенности выделенных имен собственных в поэтических текстах М.В. Исаковского, что позволяет определить на ономастическом уровне особенности авторского идиостиля и показать его принадлежность к СПШ.
Цель диссертационного исследования – выявить специфику употребления имен собственных в поэзии М.В. Исаковского как одного из основоположников Смоленской поэтической школы в структурно-семантическом и функциональном аспектах, сравнить употребление рассмотренных ИС с использованием их другими представителями СПШ.
Поставленная цель предполагает решение конкретных задач:
1) составить картотеку имен собственных, выбранных из поэтических текстов М.В. Исаковского, распределить по разрядам собранный материал в соответствии с авторской классификацией;
2) рассмотреть структуру, семантику, функциональные особенности, коннотативный потенциал, эстетический характер проанализированных ИС;
3) показать специфику функционирования ИС в поэзии
М.В. Исаковского в свете положений СПШ и сопоставить полученные данные с употреблением ИС в творчестве других поэтов СПШ;
4) рассмотреть связь ономастикона М.В. Исаковского с его биографией.
Источниками исследования являются тексты поэтических произведений М.В. Исаковского разных периодов творчества. Были использованы следующие издания:
-
Исаковский М.В. Собрание сочинений в 5 т. – М.: Художественная литература, 1981. – Т. 1-3.
-
Исаковский М.В. Собрание сочинений в 4 т. – М.: Художественная литература, 1968. – Т. 1-2.
-
Исаковский М.В. Собрание сочинений в двух томах.– М., 1956. –
Т. 1-2. -
Исаковский М.В. Сто песен / вступительная статья Кошелев Я.Р., составление и подготовка текста Меркин Г.С. – Смоленск: СГПУ, 2000.
Обращаясь к разным источникам, мы ставили цель выявить расхождения в использовании ИС при перепечатке стихотворений, опубликованных в 50-е и 80-е годы XX века.
Материалы исследования. Авторская картотека онимов, составленная путем сплошной выборки ИС из практически всех изданных сборников поэтических текстов М.В. Исаковского, – 672 единицы (словоформы, словоупотребления). Выбирались слова, означающие именование человека, название географических объектов, предметов духовной и материальной культуры, при этом пишущиеся с большой буквы.
Методы исследования. Методология ономастических исследований разработана в трудах А.В. Суперанской [1973], М.В. Карпенко [1976],
В.Н. Михайлова [1981], В.Д. Бондалетова [1983], В.М. Калинкина [1999], а также в коллективной монографии «Теория и методика ономастических исследований» [2009]. В настоящей работе использованы основные ономастические методы:
-
Сравнительно-сопоставительный метод.
-
Структурно-семантический метод.
-
Метод комплексного анализа текста.
-
Статистический метод.
-
Описательный метод.
-
Метод контекстуального анализа.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
– впервые выявлена в полном объеме и комплексно проанализирована в семантическом, структурном и функциональном аспектах система ИС поэтических текстов М.В. Исаковского, основоположника и старшего представителя Смоленской поэтической школы;
– работа завершает цикл исследований по изучению имен собственных в творчестве представителей СПШ, что дало возможность провести сравнительно-сопоставительный анализ ономастиконов смоленских поэтов, выявить общее и различное в нем;
– изучение имен собственных в поэзии М.В. Исаковского и его сподвижников позволило подтвердить на ономастическом уровне существование СПШ.
Теоретическую базу работы составляют:
общеономастические труды (А.А. Белецкого [1972],
В.Д. Бондалетова [1983], М. Гарвалика [2007], В.А. Лукина [2009],
А.К. Матвеева [2005], В.А. Никонова [1974], А.В. Суперанской [1973; 2008; 2009], В.И. Супруна [2000] и др.);
исследования по литературной (поэтической) ономастике
(Н.В. Васильевой [2009], И.Б. Вороновой [2000], С.А. Зинина [1968; 1974],
В.М. Калинкина [1999, 2006], М.В. Карпенко [1976], Ю.А. Карпенко [1986],
Г.Ф. Ковалева [2004], Э.М. Левиной [2003], Э.Б. Магазаника [1978],
В.Н. Михайлова [1956, 1965, 1981, 1987], А.А. Фомина [2004],
О.И. Фоняковой [1990] и др.);
лингвистические работы по идиостилю писателя (Л.В. Алешиной [2000], С.А. Коротких [2004], В.В. Леденевой [2000] и др.);
исследования в области лингвокраеведения и региональной ономастики (И.А. Королевой [2010]), С.А. Попова [2003], Л.В. Шулуновой [1995] и др.);
литературоведческие работы по исследованию творчества
М.В. Исаковского и выделению Смоленской поэтической школы
(В.С. Баевского [2006], В.В. Ильина [1990, 2000], Э.Л. Котовой [2010],
А.В. Македонова [1960, 1986], О.А. Новиковой [2006, 2010] и др.).
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что исследование расширяет представление о литературной (поэтической) ономастике как особом направлении; дает новый материал для изучения роли ИС в художественном тексте (в частности, поэтическом). Также подтверждается на ономастическом уровне существование СПШ и выявляется через анализ имен собственных особая роль М.В. Исаковского в ее становлении и деятельности.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные результаты и выводы могут найти применение в вузовском преподавании (в частности, при чтении общих и специальных курсов по ономастике (общей и литературной), анализу художественного текста, стилистике, лексикологии, русской литературе, литературному краеведению). Сравнительный анализ ИС в творчестве поэтов СПШ может стать основой монографии, подводящей итог теоретическому обоснованию принципов школы с точки зрения лингвистики (ономастики). Диссертационное исследование будет способствовать систематизации и популяризации сведений о М.В. Исаковском, чье имя известно через песни военных лет и включено в образовательные программы по литературе. Несомненно, материалы диссертации найдут применение в лингвокраеведении, а также будут востребованы учителями школ и средних специальных учебных заведений для реализации регионального компонента в обучении.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Ономастикон М.В. Исаковского реалистичен, все ономастические единицы являются значимыми, системно организованными и доказывающими основные положения Смоленской поэтической школы. Среди разрядов наиболее частотны антропонимы и топонимы, позволяющие представить нового народного героя-труженика, его поступательное движение вперед, выбор нового пути в жизни, любовь к Большой и Малой родине.
-
Анализ имен собственных в поэзии М.В. Исаковского в структурно-семантическом, функциональном и коннотативном аспектах показал, что выбор онимов не случаен, характеризует идиостиль поэта; дает возможность с помощью сравнительно-сопоставительного метода выявить на ономастическом уровне общие черты у Исаковского как основоположника Смоленской поэтической школы и у основных ее представителей.
-
Культурно-ономастический фон поэтических текстов Исаковского представляет собой полный ономастический срез реального ономастикона советского времени. С помощью имен действующих лиц, мест, объектов человеческой деятельности создается определенный советский хронотоп, воспроизводящий новую социалистическую реальность, в которой живет поэт и которую воспевает.
-
Выбор определенного имени собственного обусловлен жизненным и литературным опытом автора. Трактовка ономастикона с позиции биографии поэта позволяет объективно представить его языковую личность, углубить характеристику художественных образов и еще раз подтвердить его место в рамках СПШ.
Апробация результатов исследования проводилась в виде докладов на международных научных конференциях: IX и X Поливановские чтения (Смоленск: СмолГУ, 2009 г.; 2011 г.), «Культура и письменность славянского мира» (Смоленск: СмолГУ, 2008 г.), «А.Т. Твардовский и Смоленская поэтическая школа» (Смоленск, 2010 г.), «Славянский мир: письменность и культура» (Смоленск: СмолГУ, 2010 г.), «Актуальные проблемы приграничных районов Беларуси и Российской Федерации» (Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011 г.), «Культура и письменность славянского мира» (Смоленск: СмолГУ, 2009 г.) «Славянский мир: письменность и культура» (Смоленск: 2011 г.); на международной научно-практической конференции «Регионы России: проблемы инновационного развития и управления» (Смоленск, 2012 г.); на всероссийской научно-практической конференции «Авраамиевские чтения» (Смоленск: СГУ, 2010 г.); на межвузовских научно-практических конференциях «Ономастика в Смоленске: проблемы и перспективы исследования» (Смоленск: СмолГУ, 2008 г.; 2013 г.), «Язык и стиль Н.И. Рыленкова» (Смоленск: СмолГУ,
2009 г.), «Русский язык в современном мире» (Смоленск: ВА ВПО ВВС РФ, 2009 г.), «Русский язык и духовно-нравственное состояние общества» (Смоленск: ВА ВПО ВВС РФ, 2010 г.); на XX военно-научной конференции «Компетентностная парадигма современного образования: проблемы теории и практики» (Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2012 г.); на первом областном краеведческом фестивале «На холмах смоленских» (Смоленск 2008 г.); на международном методическом семинаре «Витебщина и Смоленщина в языковых и культурных контактах: история и современное состояние» (Смоленск: СмолГУ, 2011 г.).
Отдельные положения диссертации обсуждались на лингвистическом семинаре, проводимом на кафедре русского языка и методики его преподавания в 2009-2012 году, на этой же кафедре обсуждалась работа в целом. Основные положения диссертации изложены в 20 публикациях, включая статью в журнале, рекомендованном ВАК РФ.
Структура и объем работы обусловлены объектом, целями и задачами исследования. Рукопись работы изложена на 217 страницах компьютерного текста и состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и трех Приложений. Основной текст составляет 162 страницы. Библиографический список содержит 173 наименования, а также 20 названий источников.
Основные особенности литературной (поэтической) ономастики как направления ономастических исследований
Помимо имен персонажей, с определенным (часто реальным) местом и временем действия соотносятся географические названия (топонимы). Это свидетельствует о необходимости при анализе текста уделять внимание и этому разряду ономастической лексики.
Использование реальных названий географических объектов в художественном тексте, прозаическом или поэтическом, создает впечатление действительности происходящих событий, помогает автору вызвать нужные для восприятия ассоциации. Даже в случае обращения писателя к вымышленным топонимам этот эффект достигается.
Топонимы в художественном тексте помимо основного номинативного значения могут выражать дополнительные значения, обусловленные их ассоциативным фоном и эмоционально-оценочным восприятием. Таким образом, топонимы, наряду с антропонимами, могут быть ключевыми.
Можно отметить, что и другие разряды онимов (хрононимы, хрематонимы и др.) в художественном тексте нередко могут занимать центральное место. Основное их предназначение – создание ассоциативно-культурного фона. Хрононимы одновременно с топонимами участвуют в создании хронотопа произведения; хрематонимы могут стать ориентирами, приметами определенной эпохи, определенного места. Хронотоп – это, по определению М.М. Бахтина, «слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» [Бахтин 1975, с. 235].
Таким образом, в творчестве того или иного автора создается и функционирует ономастический мир, выражающий с помощью имен собственных особенности идиостиля.
Изучение ономастиконов мастеров слова, по мнению В.П. Григорьева (и мы согласны с этим мнением), предполагает прохождение четырех этапов:
1) установить полный набор используемых автором ИС; 2) выявить, помимо лингвистической, энциклопедическую информацию, содержащуюся в понятийном поле ИС; 3) описать контекстные преобразования, которым автор подвергает ИС, определить индивидуальную норму этих преобразований;
4) сделать заключение о функциональной нагруженности как отдельных преобразований, так и самих фактов включения ИС в текст [Григорьев 1976, сс. 181-182]. В соответствии с этими этапами мы и проводим наше исследование.
Одной из основополагающих работ, характеризующих особенности литературной ономастики, является статья ведущего советского ономатолога второй половины XX века Ю.А. Карпенко «Имя собственное в художественной литературе». Поскольку мы опираемся на эти положения, позволим себе кратко остановиться на них:
1. Литературная ономастика вторична. Она возникает и существует на фоне общенародной ономастики, и так или иначе на нее опирается писатель.
2. Причинная обусловленность литературных имен отличается от употребления имен в реальной ономастике. Реальный ономастикон формируется исторически, а вымышленный создается автором, который учитывает образную систему произведения, жанр, художественную школу и стиль.
3. В литературной ономастике происходит функциональная перестройка: собственные имена сохраняют свою дифференциальную функцию, однако она перестает быть главной (число персонажей и потенциальных носителей имени ограничено), на первое место выходит стилистическая функция. Выделяются две разновидности стилистической функции: информационно-стилистическая и эмоционально-стилистическая.
4. В отличие от общенародной ономастики, которая принадлежит языку, литературная ономастика – это факт речи. В художественном тексте имена исторических деятелей, реальные топонимы становятся компонентами литературной ономастики и начинают «говорить». Они соотносятся с теми же денотатами, что и за пределами произведения, но интерпретируются писателем. Имя содействует созданию и построению образа.
5. В художественном произведении присутствует особый тип собственных имен – заглавия, которые часто могут быть ключевыми, нести особый информационный смысл и выражать оценку [Карпенко 1986, сс. 34-40].
Так как мы исследуем поэтические тексты, то охарактеризуем особенности употребления онимов в них. Обратим внимание на те лирические тексты, которые насыщены именами собственными: именно в них проявляется ономастическое словотворчество автора, особенности выделения онима с помощью рифмы, звукописи.
Онимы в поэтических текстах, как правило, часто выносятся в заглавие, что позволяет раскрывать идейно-тематический план произведения. Они способствуют созданию поэтических образов, которые могут быть не связаны с реальным объектом (так называемых «условно поэтических имён», которые создаются в любом поэтическом тексте), а могут быть связаны с реальными объектами и отражать их в именовании лирических персонажей, в хронотопе поэтического текста, в воспроизведении частных деталей поэтической картины мира.
Вопрос о классификации имен собственных в литературной (поэтической) ономастике
Поэты СПШ вводят в свои произведения не какие-то отвлеченные места, а географические названия (часто топонимы), связанные с их биографией и существующие реально. У М.В. Исаковского – это Оселье и Глотовка, у А.Т. Твардовского – Загорье и Починок, у Н.И. Рыленкова – Алексеевка и Тюнино. Это их Малая родина. Однако люди Смоленщины – это обычные русские советские люди, и поэтому землячество перерастает во всенародное товарищество. Отсюда, как отмечал Македонов, подчеркнутый и своеобразный мотив связи родных мест и дальних краев великой Родины. Он же писал в более поздней работе, что «поэтика “смоленской школы” сочетает в себе принцип родного края с поэтикой общности всей большой Родины и даже всей жизни на земле» [Македонов 1981, с. 17]. В анализе собранного фактического материала мы подробно показываем, что у М.В. Исаковского чувство любви к Малой и Большой родины единое и неразделимое, так как это советский поэт, любящий свою страну и свой народ. Хотя истоки творчества поэта связаны со Смоленщиной, но любой уголок, любую деревню он показывает так, что за ними видны все необъятные просторы Советской страны – и это объективная реальность советской действительности:
Слывет Москва «большой деревней» По деревням и до сих пор. «Большая деревня» 1925 [СС5. Т.1, с. 71]. Для представителей СПШ Македонов определил своеобразный принцип изображения вождей революции и государственных деятелей нового времени – пафос социалистического демократизма [Македонов 1960, с. 23]. В первую очередь, это принцип показа ключевых фигур истории советского периода – Ленина, Сталина, Калинина. Эти образы представлены в поэзии всероссийского масштаба, но пафос социалистического демократизма заключается не только в том, что изображают поэты СПШ в личности Ленина, но и в том, как они его изображают. В стихах представителей СПШ и в первую очередь Исаковского образ Ленина – демократический образ вождя без пьедестала: он прежде всего друг и товарищ, и поэтому руководитель, человек, который знает народные проблемы и указывает пути их решения. Возможно, это связано с тем, что в Смоленском крае не было вооруженное восстания, а революция была осуществлена мирным путем; несмотря на то, что губерния была сельской, не было крестьянских бунтов:
И мы, что родились в избе, при лучине, И что умирали на грудах тряпья, – От Ленина право на жизнь получили – Все тысячи тысяч таких же, как я. «Дума о Ленине» 1940, 1951 [СС5. Т.2, с. 176].
Практически мы показываем роль значимых политических деятелей советского периода в поэзии М.В. Исаковского на анализе исторических антропонимов. Для поэтов СПШ характерен своеобразный язык, в своем роде синтезирующий классическую простоту пушкинской и некрасовской речи и революционную речь 1920-х годов, что позволяет А.В. Македонову определить «новый язык поэзии». «В поэзию широко включаются темы, предметы, детали, которые раньше подлежали ведению прозы или особых «низших» жанров поэзии. Разговорная интонация сливается с песенной, что особенно проявляется у М.В. Исаковского» [Македонов 1960, сс. 27-28]. Он ввел в поэзию целую галерею новых героев, типических характеров и типических обстоятельств нашей жизни, тесно слитых с лирическим «я» поэта-песенника, который именно в песнях реализовывал новый язык. Его тексты характеризуются новым типом лиризма:
Одна из наиболее отличительных особенностей таланта М.В. Исаковского заключается в возрождении им массовой лирической песни и дальнейшем творческом развитии этого жанра, что и определило особенности его идиостиля. Идиостиль по определению – это «совокупность основных стилевых элементов, неизменно присутствующих в произведениях данного автора в определенный период его творчества или распространяющихся на все его творчество в целом» [Ахманова 1966, с. 455-456]; «языковое мастерство писателя, его индивидуальная манера письма» [ЛЭС 1987, с. 422]. Популярность песенного творчества поэта была обусловлена работой взыскательного художника слова, смелого новатора, органически связанного с советской действительностью. Для художника важно передать дух времени. Но творчество Исаковского с полным правом может быть названо именно летописью жизни советского народа, строящего новое социалистическое общество. Все решающие события: революция («Песня о революции», 1936); гражданская война («Прощание», 1935); коллективизация («Вдоль деревни», 1925; «Зелеными просторами», 1930; «Песня о картошке», 1931); Великая Отечественная война («Катюша», 1938; «В чистом поле под ракитой», 1939; «Пели две подруги», 1941; «До свидания, города и хаты», 1941; «Прощальная», 1942; «Летели на фронт самолеты», 1942; «В прифронтовом лесу», 1942; «Ой туманы мои» 1942; «Огонек», 1942; «Где ж вы, где ж вы, очи карие?», 1944; «Услышь меня, хорошая», 1945; «Враги сожгли родную хату», 1945); послевоенное восстановление народного хозяйства («Снова замерло все до рассвета», 1945; «Край мой смоленский», 1947; «Летят перелетные птицы», 1948), – у М.В. Исаковского запечатлены в песне как этапы жизни советского общества, выражают душу народа, его истинно русский характер. Так же, как в стихах, и в песенном творчестве Исаковского мы видим биографизм, показ психологических особенностей личности советского человека и типизации героя, слияние лирического «я» с «мы». Это обусловливает употребление небольшого количества антропонимов в песнях, герой не называется, зато характеризуется точным указанием возраста, социального положения, профессии:
Структурно-семантический анализ антропонимов в поэзии М.В. Исаковского
В этом стихотворении используется антропоним Мишель, отсутствующий в русском именнике. Национальная принадлежность героя к другой стране подчеркивается и контекстом. Отношение между героями выражается субстантивированным прилагательным милый и прилагательным нездешний. В стихотворении «Бабьи разговоры» информационно-стилистическая функция также проявляется через использование усеченной формы антропонима Миша (отсылает нас к молодому мужчине, знакомому рассказчику) и конкретизатора «комсомолец». Возможно, именно принадлежностью к комсомольской организации объясняется употребление фамилии с именем – модель, нетипичная для обозначения молодого сельского жителя:
Какой-нибудь маленький Лежнев. «Шуба» 1927 [СС5. Т.1, с. 144]. Сам по себе антропоним не несет в своей конструкции отрицательной оценки. «Снижение» фамилии происходит через использование эпитета «маленький». Кроме того, необходимо учитывать фрагмент биографии поэта: критик литературной группы «Перевал» А. Лежнев весьма нелестно отзывался о стихах М.В. Исаковского. Эмоционально-стилистическая функция обычна в поэтическом тексте, так как имена собственные выражают чувства, эмоции автора, позволяющие сформировать отношение читателя к изображаемому: Где ж эта улица, где ж этот
В данном стихотворении М.В. Исаковский употребляет распространенное в русском фольклоре имя Настя (усеченная форма), которое используется при обращении к близкому человеку, к любимой девушке-невесте. Определенный эмоциональный фон создается семантическим окружением: «горькое горе», «все поразграбили», «хату сожгли». Часто эмоционально-стилистическая функция реализуется через использование суффиксальных уменьшительных форм имен, где эмоциональную оценку задают суффиксы. М.В. Исаковский, как и другие поэты СПШ, активно использует уменьшительные формы имен. Поэт для создания обобщенного образа выбирает самые распространенные имена среди русских крестьян: Любушка, Катюша, Настенька, Ванюша, Наташенька и др. У Ванюши не пахана пашенка,
Согласно Русской грамматике, суффикс при образовании форм имен создает характер непринужденности, фамильярности, иногда грубости [Русская грамматика 1986, с. 217]. В тексте форма Ванька не имеет такой окраски, это типичное обращение сельских жителей друг к другу. В произведениях М.В. Исаковского употребляется большое количество реальных имен, что создает перед читателем картину советской действительности и мировых событий (реализуется функция создания и поддержания иллюзии реальности вымышленного мира повествования). В большом количестве встречаются в текстах М.В. Исаковского, помимо уже рассмотренных именований Ленина и Сталина, имена видных деятелей советской эпохи, причем всегда с характеристикой, принятой в то время:
«Настасья» 1935 [СС5. Т.1, с. 248]. Эта функция находит развитие и в творчестве М.В. Исаковского, и в творчестве других представителей Смоленской поэтической школы (А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова и др.). В их произведениях нет иллюзии, это практически реальный мир, с точными адресами, с настоящими людьми. Все поэты СПШ используют фамилии советских политических деятелей:
Можно встретить в текстах М.В. Исаковского антропонимы, выполняющие деконструктивную функцию, то есть выявление внутренней противоречивости текста, употребление культурно значимых имен в измененной форме, в нетипичном семантическом окружении:
Именем белогвардейского генерала Колчака называли соседскую собаку, потом ей сменили имя на «почтенного лорда» Чемберлена, что, естественно, передает коннотацию М.В. Исаковского по отношению к именам известных исторических деятелей, противников советской власти. Эта коннотация понятна читателю и воспринимается им. 2.3 Воплощение понятий Большая и Малая родина в топонимах поэзии М.В. Исаковского
Вторым важным разрядом имен собственных, раскрывающим художественный замысел М.В. Исаковского в его произведениях, являются топонимы. В поэтических текстах М.В. Исаковского нами выбрано 114 топонимов (46,9% от общего числа единиц) в 298 употреблениях (44,4%). По количеству единиц топонимы занимают первое место среди других разрядов имен собственных. У основоположников и поэтов второго плана СПШ топонимы также значимы, однако их количественное отношение разное: так, у А.Т. Твардовского – 37 % [Дениченко 2012, с. 36] (без учета поэм), Н.И. Рыленкова – 39,8 % [Сивцова 2008, с. 153]. Традиционно топонимы четко делятся на два больших типа: микротопонимы и макротопонимы. Под макротопонимами, вслед за Н.В. Подольской, мы будем понимать собственные имена крупных физико-географических объектов, имеющих широкую сферу употребления, широкую известность. Микротопонимы – это собственные имена физико-географических объектов, имеющие узкую сферу употребления, то есть функционирующие в пределах небольшой территории, и известные узкому кругу людей [Подольская 1978, сс. 82, 86].
Топонимы, так как обозначают самые разные географические реалии, делятся на более мелкие разряды. Существуют различные классификации, но мы, в соответствии с фактическим материалом составили свою, основанную на материалах словаря Н.В. Подольской.
Топонимы военного периода творчества М.В. Исаковского (1941-1945)
Обратимся к анализу заглавий поэтических текстов М.В. Исаковского, так как заглавия выполняют интертекстуальную и внутритекстовую функции, являются важным организующим звеном произведения. Мы выделили 208 стихотворений, имеющих заглавие. Все заглавия мы разделили на два типа:
1. Заглавия, не имеющие в своем составе ИС (164 единицы).
2. Заглавия, включающие ИС (44 единицы). Рассмотрим подробнее заглавия, в которых отсутствуют имена собственные. Мы расклассифицировали их по значению, отражающему общее содержание стихотворения: - заглавия, обозначающие вид стихотворения: «Докладная записка» [СС5, Т.1, с. 53], «Молебен» [СС5, Т.1, с. 63], «Раздумье» [СС5, Т.1, с. 81] «Бабьи разговоры» [СС5, Т.1, с. 135], «Песенка» [СС5, Т.1, с. 121], «Письмо» [СС5, Т.1, с. 141], «Рассказ о кольцевой почте» [СС5, Т.1, с. 165], «Новогодний тост» [СС5, Т.2, с. 83], «Девичья песня» [СС5, Т.2, с. 98], «Разговор с лошадью» [СС5, Т.1, с. 185], «Слово о мире» [СС5, Т.2, с. 169]. Подобные названия, с одной стороны, могут обозначить жанр стихотворения (песня, слово), с другой стороны – дают возможность представить то, о чем говориться в тексте. Много названий со словом песня (многие из них действительно были песнями в те годы): «Песня о революции» [СС5, Т.1, с. 253], «Прощальная песня» [СС5, Т.1, с. 289], «Колыбельная» [СС5, Т.1, с. 300], «Застольная песня» [СС5, Т.1, с. 303], «Белорусская песня» [СС5, Т.2, с. 79], «Песня про «катюшу»» [СС5, Т.2, с. 86], «Весенняя песня» [СС5, Т.2, с. 111], «Песня трудовых резервов» [СС5, Т.2, с. 152], цикл «Из песен прошлого» [СС5, Т.1, сс. 306-316]. - заглавия-посвящения, называющие адресата, к которому обращено стихотворение: «Матери» [СС5, Т.1, с. 80], «Памяти друга» [СС5, Т.2, с. 347], «Наказ сыну» [СС5, Т.2, с. 9], «Советскому воину» [СС5, Т.2, с. 92], «Русской женщине» [СС5, Т.2, с. 109].
- заглавия, в которых называются герои стихотворения с помощью имен нарицательных: «Старик со скрипкой» [СС5, Т.1, с. 126], «Сыновья» [СС5, Т.1, с. 213], «Командарм» [СС5, Т.1, с. 137], «Враг» [СС5, Т.1, с. 240], «Мать» [СС5, Т.1, с. 251], «Морячка» [СС5, Т.1, с. 293], «Мстители» [СС5, Т.2, с. 29], «Фотограф» [СС5, Т.2, с. 199], «Царь, поп и мельник» [СС5, Т.1, с. 218]. Такие апеллятивы называют либо профессию человека, либо его родственные связи, либо социальное положение и др. - заглавия, указывающие на место и время действия: «На улице» [СС5, Т.1, с. 65], «У рябины» [СС5, Т.1, с. 74], «В нашей хате» [СС5, Т.1, с. 86], «В заштатном городе» [СС5, Т.1, с. 161], «В лесном поселке» [СС5, Т.1, с. 244], «На перекрестке» [СС5, Т.2, с. 137], «Весна» [СС5, Т.1, с. 120], «Осень 1939 года» [СС5, Т.1, с. 280], «1943-й год» [СС5, Т.2, с. 62], «25 октября 1917 года» [СС5, Т.2, с. 196], «Детство» [СС5, Т.2, с. 142]. Такие заглавия участвуют в создании хронотопа произведения. - заглавия, представляющие собой предметную лексику, называющие объект описания: «Подснежники» [СС5, Т.1, с. 87], «Коричневый портфель» [СС5, Т.1, с. 139], «Шуба» [СС5, Т.1, с. 143], «Лен» [СС5, Т.1, с. 170], «Новая хата» [СС5, Т.1, с. 194], «Береза» [СС5, Т.1, с. 260], «Урожай» [СС5, Т.2, с. 32], «Огонек» [СС5, Т.2, с. 64], «Ласточка» [СС5, Т.2, с. 96]. Часто эти предметы значимы либо для лирического героя, либо для выражения авторского отношения. Представим анализ заглавий с именами собственными. Имена собственные в заглавиях стихотворений М.И. Исаковского употребляются не столь часто, как в поэзии А.Т. Твардовского (54), Н.И. Рыленкова (84) [Королева 2009, с. 39-41]. Это можно объяснить тем фактом, что М.В. Исаковский – поэт-песенник, широко использующий фольклорные мотивы, которые не предполагают персонализацию героев. Кроме того, поэт практически не использует жанры послания, очерка (как, например, А.Т. Твардовский). Нами выявлено 44 стихотворения, в заглавиях которых использованы имена собственные. Заглавия отражают такую же картину в частотности разрядов, как и весь ономастикон: самый продуктивный класс – антропонимы (19 употреблений), далее следуют топонимы (17) и другие классы имен собственных (8).
Антропонимы, употребляющиеся в заглавиях, обозначают героя стихотворения. Именования реальных людей представляют деятелей советской эпохи (Письмо Буденному 1935 [СС5, Т.1, с. 215]; Детская песня о Ленине 1936 [СС5, Т.1, с. 258]; На смерть М.И. Калинина 1946 [СС5, Т.2, с. 124]; Дума о Ленине 1940, 1951 [СС5, Т.2, с. 175]; Ленин 1960 [СС5, Т.2, с. 200]; (Ответ лорду Чемберлену 1927 [CC5, Т.1, с. 128]; Спой мне, спой, Прокошина…1939 [СС5, Т.1, с. 286]; Песня о генерале Лукаче 1937 [СС5, Т.1, с. 266]).
Остальные антропонимы обозначают героев-тружеников (Памяти Н. 1925 [CC5, Т.1, с. 72]; У Ванюши не пахана пашенка 1928 [CC5, Т.1, с. 153]; Ваня Грай 1935 [СС5, Т.1, с. 243]; Настасья 1935 [СС5, Т.1, с. 247]; Любушка 1935 [СС5, Т.1, с. 249]; Тетушка Христина 1938 [СС5, Т.1, с. 274]; Катюша 1938 [СС5, Т.1, с. 277]; Ерема-делегат 1923 [СС5, Т.1, с. 324]; Старик Нечай 1942 [СС5, Т.2, с. 34]; Рассказ про Степана и смерть 1944 [СС5, Т.2, с. 83]; Наташа 1950 [СС5, Т.2, с. 163]).