Введение к работе
Ориентация на творческое наследие одного писателя — в данном случае
А.С. Пушкина — связана не только с необходимостью всесторонне, с
лингвистической точки зрения, изучить поэзию и прозу великого поэта (в том
числе и в лексико-грамматическом ракурсе), но и с тем, что и категория
модальности, и композиционно-синтагматическая структура художественного
произведения, наряду с лексическим составом, образуют ядро идиостиля
любого выдающегося художника слова. Модальность, если иметь в виду самое
широкое ее понимание, есть не что иное, как отношение субъекта к
действительности, воплощенной в высказывании. Она выступает в качестве
важнейшего свойства художественной словесности — и поэтической прежде
всего. Словесное искусство вне модальных рамок, как бы их ни понимать, не
существует. Ключ к пониманию этой сущностной для произведения
словесности категории — модальности — дает и философское ее осмысление
(категории ассерторичности, проблематичности, аподиктичности,
эпистематичности, аксиологичности (В.П. Руднев и др.), и собственно лингвистическое (А.В. Бондарко).
Диссертация посвящена проблеме функционирования вводных и вставных компонентов в поэзии и прозе А.С. Пушкина, рассматриваемой в текстовом аспекте.
Тема исследования предполагает обращение к более общим теоретическим концепциям: прежде всего к теории модальности применительно к вводным компонентам (далее — ВвК) и к теории синтагматики применительно к вставным компонентам (далее — ВстК).
Необходимым подступом к изучению совокупности всей проблематики ВвК и ВстК является функционализм, представленный на современном этапе развития языкознания весьма разными конкретными направлениями, но объединяемыми сосредоточенностью на вопросе о цели использования (ЗАЧЕМ?), то есть на одном из генеральных вопросов современной лингвистики по отношению к языку в целом и его составляющим в частности.
Актуальность диссертационного исследования определяется
необходимостью создания принципов изучения функционирования грамматических средств в художественном произведении, которые (в отличие от лексической ориентации) намечены в специальной литературе лишь частично, а в ряде случаев и упрощенно. Между тем, на современном этапе общефилологического подхода к художественному произведению требуется исходить из понимания деятельностной природы языка, с последовательным его включением в обслуживание так называемой коммуникативной оси «Я — ТЫ», подразумевающей активную роль не только адресанта, но и адресата (С.Г. Ильенко).
При исследовании специфики существования «коммуникативной оси» в жанрах художественной словесности как при опоре на текстовые категории, так
и при использовании текстообразовательных единиц более чем актуальной становится проблематика теории текста.
Рассмотрение ВвК и ВстК в художественной словесности должно вестись с учетом целого комплекса дополнительных факторов, прежде всего, особой функции указанных компонентов, обусловленной эстетическими целями жанров этой сферы языка.
Объектом исследования является творческое наследие А.С. Пушкина, рассматриваемое с учетом его эпистолярия.
Предметом исследования является функционирование ВвК и ВстК в поэзии и прозе А.С. Пушкина, рассматриваемое в текстовом аспекте.
Целью диссертации является исследование основных функций ВвК и ВстК в поэзии и прозе А.С. Пушкина с учетом конкретной «среды их обитания» — поэтической или прозаической.
В связи с названной целью решались следующие задачи:
изучение истории научной интерпретации категорий ВвК и ВстК в структурно-семантическом и коммуникативном аспектах с целью определения теоретических ориентации исследования;
рассмотрение возможности выбора в качестве определяющих ориентиров анализа ВвК и ВстК категорий модальности и синтагматики;
обозначение дифференциальных признаков вводности и смежных с ней синтаксических категорий;
выявление грамматических, семантических функций ВвК и ВстК в поэзии и художественной прозе А.С. Пушкина;
сопоставление функционирования ВвК и ВстК в поэзии и в прозе с учетом специфики художественной организации этих сфер пушкинских текстов.
Материалом диссертации явились поэтические, прозаические и эпистолярные тексты А.С. Пушкина (1696 текстовых фрагментов), характеризующиеся наличием большого числа вводных и вставных компонентов, отобранных методом сплошной выборки и представленных в Приложении.
В работе использована совокупность методов, ориентированных на анализ коммуникативно-синтаксических единиц в структуре художественного и эпистолярного текстов: описательный, сопоставительный, количественно-статистический методы.
Гипотеза исследования — изучение специфики использования грамматических категорий в художественном произведении возможно лишь с учетом рода словесности и стилевой принадлежности, во многом предопределяющих особенности их семантики, функций и композиционно-речевых характеристик.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. ВвК и ВстК при системном подходе в силу их принципиального различия в коммуникативно-функциональном отношении, квалифицируемые
нами в качестве различных синтаксических единиц, при анализе художественных текстов целесообразно представлять в «одной связке» по их одному и тому же специфическому показателю, весьма значимому при трактовке идейно-эстетической характеристики произведения, — нарушению линейности в синтагматике текста.
В качестве одной из исходных общеметодологических установок при анализе ВвК необходимо рассматривать категорию бытийности, истоком которой является концепция соотнесенности «бытие / сознание», представленная в таких обобщенных конкретизаторах, как быть / не быть, знать / не знать, верить / не верить, отражающаяся на собственно языковом уровне в противопоставленности утвердительных и отрицательных конструкций, соотнесенной в свою очередь с модальностью («реальность / ирреальность»).
В определении исследовательских подходов к гуманитарной области знаний, в том числе и к филологии, эффективно исходить из тезиса о своеобразном переплетении «действительного и возможного» (М. Эпштейн, А.Н. Сахаров, С.Г. Бочаров и др.).
Исследовательское сопоставление ВвК и ВстК обнаруживает следующую тенденцию: господствующей единицей поэзии (особенно лирической), тяготеющей к субъективизму, является ВвК; господствующей единицей прозы, наиболее открытой к логически оправданной детерминации в организации текстового пространства, является ВстК.
Обращенность к пушкинскому эпистолярию, рассмотренному в качестве одного из истоков формирования поэтом стиля прозы, подтверждает вывод о тенденциях жанрового использования ВвК и ВстК и их причастности к процессу, квалифицируемому в современной лингвистике как языковая игра.
Научная новизна исследования состоит в том, что, принимая концепцию объективной модальности в качестве ядерной, противопоставленной субъективной (периферийной), автор диссертации отталкивается и последовательно реализует тезис А.Н. Сахарова (история) и С.Г. Бочарова (литературоведение) о неизбежном существовании некоего потенциального диалектического симбиоза — «действительное - возможное», что принципиально меняет подход к пониманию природы ВвК и ВстК.
Учитываются основные ориентиры на две основные филологические составляющие при исследовании синтаксических явлений в художественном тексте: на собственно лингвистический аспект (рассмотрение вводных и вставных компонентов) и аспект идиостиля писателя, связанный с анализом поэтических и прозаических произведений А.С. Пушкина. Новым является установление специфики и использования ВвК и ВстК в двух сферах художественного творчества А.С. Пушкина — поэзии и художественной прозе, а также своеобразие их употребления в эпистолярии поэта. Впервые представлена интерпретация различных аспектов изучения вводных и вставных компонентов, существующих в современной лингвистике, в результате этого
многоаспектного подхода выявлены дифференциальные признаки вводных и вставных компонентов в творческом наследии А.С. Пушкина
Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется прежде всего тем, что впервые при анализе синтаксических единиц художественного произведения в коммуникативно-структурном аспекте в качестве основного общетеоретического ориентира понятие «положения дел» (фрагмент действительности, оформленный в виде высказывания) рассмотрено с точки зрения главной его характеристики — бытийности, нашедшей свое выражение в языковой системе в оппозиции утверждение / отрицание («да» — «нет»), выводимой автором за пределы категории модальности, соотносящейся с ней лишь с определенными исследовательскими целями.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью
использования результатов исследования при решении проблем, связанных с
дальнейшим изучением категорий вводных и вставных компонентов в
художественной прозе и поэзии. Выводы и материалы исследования могут быть
использованы и в практике вузовского преподавания дисциплин
языковедческого цикл, и при создании учебных пособий по современному
русскому литературному языку и филологическому анализу текста.
Практически значимым также является Приложение к диссертации, в
котором представлен состав вводных компонентов с индексом употребительности в поэтических, прозаических и эпистолярных произведениях А.С. Пушкина, а также полный список вводных компонентов, использованных в поэтических, прозаических и эпистолярных текстах А.С. Пушкина с соответствующими иллюстрациями.
Апробация работы. По теме работы сделаны доклады в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена на ежегодной Всероссийской научной конференции «Слово. Словарь. Словесность» (2008, 2009, 2010), на конференции «Герценовские чтения - 2009». Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русского языка РГПУ им. А.И. Герцена. Основные положения исследования отражены в 8 публикациях. Из них две — в изданиях, рекомендованных ВАК.
Объем и структура работы. Диссертация общим объемом 190 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 189 наименований, и приложения. Порядок расположения глав соответствует поставленным задачам и логике исследования.