Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина Карташова Юлия Андреевна

Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина
<
Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карташова Юлия Андреевна. Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 Бийск, 2004 167 с. РГБ ОД, 61:05-10/1296

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основания изучения «Цвета» и «Света» в поэтической картине мира. 16

1.1. Цвет и Свет как объекты междисциплинарных исследований. 11

1.2. Цвето- и светообозначающая лексика как объект лингвистических исследований.

1.2.1. Проблема систематизации цветовых названий. 24

1.3. Цвет и Свет как элементы поэтической картины мира. 28

1.3.1. «Картина мира» как объект исследовательского интереса. 28

1.3.2. Поэтический язык и поэтический текст - репрезентанты картины мира художника слова.

1.3.3. Поэтическая картина мира в ряду других «картин мира». 35

1.4. Выводы. 46

Глава 2. Особенности цвето-световой картины мира И. Северянина 48

2.1. Цвето-световая картина мира — фрагмент поэтической картины мира И.Северянина.

2.1.1. Структура и состав цвето-светового макрополя. 49

2.1.2. Структура цветового микрополя. v 51

2.1.3. Компонентный состав цветового микрополя. ; 55

2.1.4. Функции цветовой лексики. 63

2.2. Лексико-семантические цветовые микрополя в лирике И.Северянина 75

2.2.1. Микрополе синего цвета. 78

2.2.2. Микрополе белого цвета. 87

2.2.3. Микрополе фиолетового цвета. 92

2.2.4. Микрополе желтого цвета. 98

2.2.5. Микрополе красного цвета. г 103

2.2.6. Микрополе зеленого цвета. 109

2.2.7. Микрополе серого цвета. 115

2.2.8. Микрополе коричневого цвета. 118

2.2.9. Микрополе черного цвета. 121

2.2.10. Микрополе оранжевого цвета. 123

2.3. Лексико-семантическое поле света в лирике И.Северянина. 128

2.3.1. Состав и структура микрополя «свет-тьма» в поэтических текстах -л И.Северянина.

135

2.4. Взаимодействие лексико-семантических полей света и цвета в

поэтических текстах И.Северянина.

2.5. Выводы. 137

Заключение. 141

Литература. 145

Приложение № 1. Модель цветового шара. 160

Приложение № 2. Список примыкающих ТЗ. 161

Приложение № 3. Стихотворение «Berceuse сирени». 162

Приложение № 4. Количество ТЗ в структуре микрополей. 163

Приложение № 5. Модель функционально-семантического ЦСМ. 166

Введение к работе

История изучения Цвета и Света насчитывает века. Попытки постижения их свойств и природы охватывают все стороны деятельности человека: обыденный опыт, художественное познание мира, научный анализ. Цвет наблюдается как оптическое явление в атмосфере, присутствует как окраска живых организмов и явлений окружающей среды. Известна способность человеческого мозга создавать цветовые образы в воображении, генерировать особое цветовое пространство. Следовательно, Цвет - это особая система кодирования информации.

Хотя цвето- и светообозначений в русском литературном языке сравнительно немного, частота их употребления в поэтической речи достаточно высокая. Цвето-световые слова выступают средством воплощения идейно-художественного содержания, своеобразным выразителем мировидения автора. Изучение цвето-световой лексики в творчестве отдельно взятого писателя позволяет делать выводы об особенностях его идиостиля.

Творческий путь И. Северянина вывел его на дорогу самобытного и яркого поэтического стиля. "Это лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими характерными чертами заставить видеть то, что он рисует", - так охарактеризовал поэзию Игоря Северянина Валерий Брюсов. Лирике Северянина свойственна эмоциональная приподнятость, ритмическое разнообразие, новизна воплощения авторской мысли. С помощью слов, точных, словно мазки, поэт добивался эффекта «зримости» своих стихов. Поэтические тексты И. Северянин активно наполняет цветом, «раскрашивая» их всеми цветами радуги. Поэт наделен талантом видеть, различать и передавать множество разнообразных оттенков и модуляций цвета. Трактовка эстетики Цвета и Света в его поэзии часто субъективна. Специфика авторского цветового видения нашла отражение, например, в стихотворении «Банальность»:

Когда твердят, что солнце - красно,

Что море - сине, что весна

Всегда зеленая - мне ясно,

Что пошлая звучит струна...

и далее

Мне ясно, что такие краски Банальны, как стереотип, И ясно мне - какой окраски Употребляющий их «тип»...

И тем ясней, что солнце сине, Что море красно, что весна — Почти коричнева!.. — так ныне Я убеждался у окна...

Банальность во всех ее проявлениях была чужда И. Северянину. Он
воспринимал мир в сложных пластических образах, которые требовали нового
подхода к слову и тексту. \ .,

Литературоведческая сторона творчества И. Северянина представлена достаточно многоаспектно. Первый аналитический сборник по творчеству И.Северянина вышел в 1916г. В нем представлена вся «гамма критических отношений, от самого восторженного и до резко отрицательного, граничащего с простейшей руганью» [Критика о творчестве И. Северянина. 1916, с. 5]. Изучению . „ жизни и творчества поэта посвящены работы эстонского исследователя Р. Крууса. Этой же проблематикой занимался С. Исаков и Ю. Шумаков, которые помимо освещения образа жизни, личности и творчества поэта, выпустили сборники стихов И.Северянина. Исследования этих ученых ценны как биографические свидетельства, носят скорее жизнеописательный, нежели литературоведческий характер. Полный и подробный анализ творческого пути поэта дан исследователями В.А. Сапоговым и В.А. Кошелевым, усилиями которых было проведено несколько конференций, посвященных И. Северянину, издан целый ряд сборников. Эволюцию творчества поэта прослеживает в своих исследованиях К.А.Волохова. Проблеме художественного синтеза в лирике И. Северянина посвящены работы А.Е. Секриеру. В этих и многих других работах поэт представлен как подлинный художник, мастер создания эмоционально-образных элементов стиха.

6 Идиостилевые особенности его лирики до сих пор не подвергались глубокому изучению. Данное исследование направлено на изучение поэтического языка И. Северянина. В работе проводится анализ индивидуально-авторских представлений о мире на материале цвето- и светообозначающей лексики, что диктует ее актуальность. Выбранное направление исследования соответствует интересам современной лингвистики, с каждым годом все активнее разрабатывающей проблематику «картин мира» и их воплощения в языке (работы В.Г. Гака, Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Н.А. Кожевниковой, В.П. Григорьева, Л.В. Зубовой и др.). Целесообразность анализа образного способа отражения действительности в общеязыковом и семасиологическом аспекте связывается современными исследователями со становлением в языкознании научной парадигмы, антропологической и культурологической по своей сути.

Актуальность определяется не только проблематикой, но и подходом к объекту изучения. Поэтический текст как объект лингвистического исследования представляет собой систему, имеющую комплексную организацию и сложную структуру, что определяет необходимость многоаспектного анализа. Настоящее диссертационное исследование является попыткой комплексного изучения цветовой картины мира поэта [Носовец 2002, Губенко 1999], что предполагает, помимо использования собственно лингвистических и литературоведческих методов исследования, привлечение достижений логики, философии, психологии, информатики. Подобный общефилологический подход, по нашему мнению, позволяет адекватно описать индивидуальную поэтическую систему.

Объектом исследования являются поэтические тексты И. Северянина, содержащие цветовую семантику. Общее количество рассмотренных текстов - 575.

Предмет исследования - определенный семантический срез поэтического языка И. Северянина: цвето- и светообозначающая лексика, понимаемая как составляющая часть поэтической картины мира художника, определяющая специфику его мировосприятия.

Материалом исследования стали извлеченные методом сплошной выборки из поэтических текстов И. Северянина примеры употребления цвето-световой лексики. За минимальную единицу анализа был принят лексико-семантический вариант лексемы как реально функционирующая в речи и релевантная языковому сознанию носителя языка лингвистическая единица, а также некоторые текстовые сочетания лексических единиц.

*

Цель работы заключается в создании и описании модели функционально-семантического цвето-светового поля, которое являет собой языковое семантическое пространство, репрезентирующее картину мира И. Северянина.

Поставленная цель определила необходимость решения ряда конкретных задач:

  1. выявить качественно-количественный состав цвето-светового макрополя на материале лирики И. Северянина;

  2. описать компонентный состав и организацию цветовых микрополей и микрополя «Свет»: ядерные слова и их деривационные (словообразовательные и словоизменительные) парадигмы; классификацию элементов поля по степени удаленности от центра поля (ядерная зона, сильные ТЗ, слабые ТЗ, примыкающие ТЗ и околополевое пространство); классы наименований предметов по цвету;

  1. определить частотность употребления различных цветонаименований, установить случаи их использования поэтом; выявить доминантные цвета в поэтической картине мира И. Северянина;

  2. соотнести окказионально-авторское употребление цветовых слов с их традиционно-символическими значениями; рассмотреть случаи употребления эмоционально и экспрессивно окрашенной / неокрашенной лексики;

  3. описать взаимодействие единиц цветовых микрополей с единицами микрополя «Свет»;

  4. выявить особенности функционирования слов цвето-световой семантики в контексте картины мира И. Северянина;

  5. установить, какова связь цветового восприятия и интерпретации событий в соответствии с мировоззренческими установками автора.

Решение поставленных в исследовании цели и задач определяет его научную новизну: впервые предпринимается попытка реконструкции и описания такого языкового семантического пространства, как модель функционально-семантического цвето-светового макрополя на материале лирики И. Северянина.

Семантические корреляции внутри функционально-семантического цвето-светового поля представлены в структурно-семантическом и функциональном аспектах, что свидетельствует о достаточно высоком гносеологическом потенциале представленной модели. Подобное комплексное описание цвето-световой лексики на материале лирики И. Северянина еще не проводилось, идиолект поэта с этих позиций ранее не изучался.

В диссертационном исследовании разработана система понятий для описания цвето-световой картины мира {функционально-семантическое цвето-световое макрополе, цветовое микрополе, микрополе «Свет», световой концепт, текстовый заместитель, околополевое пространство).

При выполнении исследования применялись следующие методы: метод сплошной выборки; метод наблюдения и обобщения; структурно-семантический и описательный методы; статистический метод; метод концептуального анализа; метод контекстуального анализа; метод компонентного анализа. Одним из ведущих приемов в работе является прием полевого моделирования (полевый метод), итогом которого является модель лексического уровня поля, отражающая состав, структуру и иерархию его элементов в поэтических текстах И. Северянина.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Цвет и Свет - не только предметно-понятийные явления, но концепты со всеми ассоциативными связями и коннотативными наращениями. Цвето-световые концепты содержат информацию о цветовом и/или световом признаке, характеризуются наличием индивидуальных эстетико-символических смыслов, которые раскрываются через поэтический текст.

  2. Система цвето-световых концептов отражает своеобразие цвето-световой картины мира художника, являющейся составной частью целостной поэтической картины мира. Цвето-световая картина мира реализуется совокупностью

функционально-семантических полей, объединенных в цветовые и световые микрополя. Модель функционально-семантического макрополя - это языковое семантическое пространство, репрезентирующее картину мира поэта.

  1. Цветовое микрополе - упорядоченная совокупность лексических единиц различных частей речи, в эксплицитной или имплицитной форме содержащих общую интегральную сему с определенным цветовым признаком (цветовой инвариант). Внутри цветовых микрополей выделяются ядро и периферия, или ТЗ. ТЗ выражают дополнительные содержательные и стилистические значения (эмоциональные, экспрессивные, оценочные).

  2. Микрополе «Свет» является воплощением лексико-семантического пространства, характеризующегося наличием двух центральных концептов (Свет - Мрак), вокруг которых располагаются свои микрополя.

  3. Прием визуализации поэтического текста - характерный идиостилевой прием И. Северянина, позволяющий ему наиболее глубоко и детально, передать собственное видение мира. Поэт использует различные языковые механизмы стимулирования зрительного восприятия, помогая читателю «проникнуть» в поэтическую картину мира И. Северянина. Условия визуализации создаются контекстом.

  4. Цветовая и световая лексика в поэзии И. Северянина полифункциональна: выполняет текстообразующую, концептообразующую, стилеобразующую функции.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно демонстрирует оригинальную методику описания идиостиля, его результаты способствуют дальнейшей разработке круга теоретических вопросов современной лингвистической поэтики.

В работе сделана попытка систематизации цвето-световой лексики на материале лирики И. Северянина и намечены дальнейшие пути исследования цвето-световой картины мира поэта.

Разработанный терминологический аппарат и методика исследования цвето-световой картины мира имеет реальную перспективу применения к изучению цветовых картин мира других писателей.

Практическая ценность работы обусловлена возможностью включения некоторых результатов исследования в лексикографическую практику при составлении словаря русских цвето-светообозначений, словаря языка поэтов серебряного века или языка И. Северянина; при изучении системного характера лексики в практике преподавания в вузе и школе, при изучении таких курсов, как «Лексикология и фразеология», «Стилистика», «Лингвистический анализ текста», при разработке спецкурсов и спецсеминаров по языку поэзии «серебряного» века. Материалы диссертации могут быть учтены при изучении языка художественных произведений, особенно поэтических текстов, где цвето-световая лексика является средством создания поэтической образности, а также в общефилологических курсах, посвященных изучению творчества И. Северянина.

Апробация результатов. Основные положения диссертации обсуждались на региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов, учащихся «Наука и Образование: проблемы и перспективы» (Бийск, >2000); на межвузовской научно-практической конференции «Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста» (Бийск, 2002); на всероссийской научно-практической конференции «Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты» (Барнаул, 2003), на заседаниях молодых ученых и аспирантов кафедры русского языка Бийского педагогического государственного университета.

По теме диссертации имеется 5 публикаций.

Структура работы.

Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложений.

Цвет и Свет как объекты междисциплинарных исследований

Как предмет исследовательского интереса Цвет берет свое начало в далеком прошлом. С самых истоков культуры человек учился использовать Цвет и Свет, воспринимая их наряду с другими явлениями окружающего мира как мощный источник информации. Уже в доисторическую эпоху вырабатываются основные понятия человека о Цвете, возникают традиции его применения в различных видах деятельности. Цвет становится своеобразной знаковой системой, служащей средством коммуникации.

Первая попытка научного подхода к пониманию Цвета впервые была осуществлена в XVII веке. Анализируя исследования Света Аристотеля, Декарта, Гука, Исаак Ньютон формулирует естественнонаучную теорию Цвета. Он утверждает органическое единство Цвета и Света, их физическое тождество. Опытным путем Ньютон доказывает, что спектр - это «естественная» шкала цветов, а спектральные цвета являются основными цветами. В его работах дано физико-математическое объяснение многих цветовых явлений окружающего мира, например, радуги. Ньютона можно с полным правом считать основоположником физической науки о Цвете. Труды Ньютона способствовали возникновению двух ветвей науки о Цвете - «физиологической» оптики и учению о психологическом воздействии Цвета.

Физиологический принцип классификации Цвета был положен в основу «Учения о цвете» Гете. В конце XVIII века в результате полемики с теорией Ньютона Гете построил свою цветовую систему. В систематике Цвета он отчасти исходит из естественнонаучных наблюдений, отчасти из обобщения практических операций живописцев (смешение красок). В понимании Гете Цвет - полноправный элемент бытия и космоса, источник знания, вдохновитель творчества. Симпатизируя взглядам Аристотеля, Платона и неоплатоников, ученый отстаивает идею единства и неделимости Света, его божественного происхождения. Философия Гете вобрала в себя древнее и современное, западное и восточное, материальное и духовное знание. В своей книге Гете описывает световую и цветовую адаптацию, иррадиацию, процессы затухания последовательных образов, изучает аномалии цветового зрения, формулирует учение о контрастных явлениях t [Гете 1975].

После появления теории Света Ньютона и «Учения о цвете» Гёте открылось множество путей для познания сущности и роли Цвета. Свет и Цвет — сложные, многоаспектные явления, изучение которых представляет интерес для различных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В настоящее время Цвет и Свет являются объектами изучения естественных наук (физики, химии, биологии), психологии, психофизиологии, этнографии, богословия, эстетики, искусствоведения, филологии, семиотики.

В физическом, материально-вещественном плане Свет - это доступное человеческому глазу электромагнитное излучение: «СВЕТ, в узком смысле — электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом... В широком смысле — то же, что и оптическое излучение. ОПТИЧЕСКОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, электромагнитные волны с длиной в диапазоне от 1 нм до 1 мм. К оптическому излучению, помимо воспринимаемого человеческим глазом видимого света, относятся инфракрасное и ультрафиолетовое излучения» [Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002]. Различие световых волн по длине и частоте обусловливает существование феномена Цвета. Согласно энциклопедическому толкованию: «ЦВЕТ - свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения... Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом» [там же].

В повседневной жизни человек сталкивается с огромным количеством самых разных цветов и оттенков, которых нет в цветовом спектре. Их появление -результат различных естественных явлений [Кравков 1951; Шаронов 1961].

Помимо изучения физической природы Света, вопросы восприятия Цвета рассматриваются в биологии, нейрофизиологии, медицине, психологии. Развитие психологии Цвета, цветового тестирования связано с именами немецкого ученого Г. Фрилинга и психофизиолога М. Люшера. В психологии считается, что Цвет и Свет активно воздействуют на наше психическое и физическое состояние. Исследования показали, что это влияние происходит помимо сознания и воли человека. В настоящее время разработано множество психодиагностических и социологических методик изучения Цвета. Наиболее распространенной методикой является цветопсихологическая диагностика Макса Люшера [Люшер 1996]. Тест Люшера позволил не только исследовать взаимосвязь эмоционального состояния человека и его цветовых предпочтений, но позволил по-новому взглянуть на проблему цветового символизма. Данная методика успешно применяется в отечественной психологии и психосемиотике. Ассоциативные цветовые значения как символы настроения и «индикаторы эмоциональных компонентов отношений» человека к себе, миру, окружающим исследуются в работах А.Н. Лутошкина, А.М.Эткинда, Е.Ф. Бажина, Л.М. Иванова, П.В. Яныпина.

Структура и состав цвето-светового макрополя

В современной лингвистике семантическое поле определяется как «совокупность языковых единиц, объединенных общностью содержания и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Семантическое поле характеризуется следующими основными свойствами: 1) наличием семантических отношений (корреляций) между составляющими его словами; 2) системным характером этих отношений; 3) взаимозависимостью и взаимоопределяемостью лексических единиц; 4) относительной автономностью поля; 5) непрерывностью обозначения его смыслового пространства; 6) взаимосвязью семантических полей в пределах всей лексической системы (всего словаря). Примеры семантических полей: поле времени, поле животноводства, поле имен родства, поле цветообозначений» [Кобозева 2000, с. 99].

Семантическое поле - это иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных архисемой. Будучи единицей комплексной, семантическое поле вбирает в себя и свойства ассоциативного поля, и свойства тематического класса, характеризуя одновременно и действительность, и индивидуума, воспроизводящего эту действительность [Караулов 1976, с. 23-34].

Традиционно выделяются следующие части семантической структуры поля: 1) ядро, которое представлено родовой семой (гиперсемой); 2) центр, состоящий из единиц, имеющих интегральное, общее с ядром и друг другом, значение и разграничивающихся дифференциальными значениями; 3) периферийные единицы, наиболее удаленные в своем значении от ядра, зачастую обладающие контекстуальным значением; 4) фрагменты поля, представляющие собой вертикальную и центро-периферийную структуру, которая по своей семантике образует отдельную гиперо-гипонимическую структуру однотипного/ разнотипного состава [Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц 2002, с. 261-262].

Цвето-световое макрополе (ЦСМ) — совокупность лексических единиц разной грамматической природы, разной степени связанности и свободы, лексикализованности и фразеологизированности, содержащих сему цвета и/ или света. Помимо единиц цветовых микрополей и микрополя света, в состав ЦСМ входят лексемы, которые в своей семантической структуре снимают индивидуальные цветовые различия, обладают определенной степенью обобщения или абстракции (цветной, узорчатый, многоцветный, яркий, т.п.).

За минимальную единицу ЦКМ мы принимаем концепт (цветовой и/ или световой). По определению Е.С. Кубряковой, концепт - когнитивное понятие, оно «отвечает представлению о тех смыслах, которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких «квантов знания» ... Это сведения о том, что индивид знает, предполагает, думает, воображает об объектах мира» [Кубрякова 1996, с. 90].

Цвето- и светообозначения, в сравнении с другими сферами языка, глубоко антропоцентричны. В восприятии Цвета немало оценочных моментов. Цвето-световая лексика в художественном тексте - сложное, комплексное по своей природе явление, отражающее не столько физическую природу Света, сколько философское, психологическое осмысление данной категории. Цвет и Свет в произведениях художественной литературы служат не только средством номинации определенных категорий, но средством эстетического воздействия, средством символизации, способом передачи психологического фона произведения или психологии художественного образа. Восприятие Цвета социально и исторически обусловлено, вместе с тем, и Цвет, и Свет могут наполняться индивидуально-авторской семантикой, что служит универсальным способом создания дополнительных образно-семантических структур текста.

Таким образом, Цвет и Свет в произведениях художественной литературы - это концепты со всеми присущими ассоциативными связями, коннотативными наращениями. Цветовой концепт понимается нами, вслед за С.Г. Носовец, как понятие Цвета с потенциально заложенной возможностью развивать эстетические и символические смыслы. Цветовые концепты содержат информацию о собственно цветовом признаке, а некоторые из них - также дополнительные смыслы, связанные с народными верованиями и представлениями, историко-культурным опытом, индивидуальными ассоциациями (эстетические и символические смыслы)» [Носовец 2002, с. 47]. Подобное определение можно дать и световому концепту.

Микрополе оранжевого цвета

Микрополе оранжевого цвета - самая малочисленная группа цветонаименований. Микрополе представлено следующими членами: оранжевый (2), оранжев (2), оранжево, апельсино-лучезарныи, померанцевый, померанец, рыжий (5), медность, медь, персиковый.

Это единственное микрополе, в котором отсутствует глагольная форма. Справедливости ради отметим, что в микрополе представлено сочетание глагол + колоративное наречие: скользить оранжево.

Данное микрополе составляют двусемные колоративные лексемы, семантика которых может быть представлена схемой: цвет + цвет. Это наименования сложных оттенков, в дефиниции которых представлены цветовые инварианты красный и желтый: оранжевый ( густо-жёлтый с красноватым оттенком ), рыжий ( красно-желтый ), медный ( красновато-жёлтый с блестящим отливом ), персиковый ( жёлто-красный ), т.д. В дефинициях единиц микрополя оранжевого цвета эксплицированы обе архисемы. Имплицитно представлен цветовой признак в слабом ТЗ померанцевый, померанец. Словари дают следующие определения этого понятия: померанец - цитрусовое дерево, а также сочный ароматный кисловато-горький плод его с твёрдой кожурой [Ожегов 1999]; бигарадия, горький апельсин, вечнозеленое многолетнее растение рода цитрус [Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002]. У нас есть представление о цвете апельсина (цитрусовое дерево, а также плод его с кожурой оранжевого цвета). В словаре В.Даля мы находим следующее определение: Померанец - дерево и плод горький апельсин. Померанцевый цвет, ранжевый (оранжевый), рудо-желтый, жаркой. Цветонаименование померанцевый употребляется в тех же случаях, что и ядерное слово (при описании заката), все эти факты позволяют нам отнести данный ТЗ в микрополе оранжевого цвета.

Единицы микрополя объединяет общая эмоциональная окрашенность лексем: они передают ощущение радости и счастья. Символика оранжевого в поэтических текстах И. Северянина не отступает от традиционной цветовой символики. Исследователи информатики цвета называют этот цвет ярким, светоносным, энергичным [Яныыин 1996, с. 200].

В текстах И. Северянина это пылающий, теплый цвет, который поэт использует при описании:

- закатного неба или вечерних солнечных лучей (предметов, освещенных этими лучами): Как сладко дышится / В вечернем воздухе ... / Как высь оранжева! (Серенада); Закатный отблеск по лицу / И по венчальному кольцу / Скользит оранжево (Эскиз вечерний); И на оранжевом закате в октябре (Рисунок); Солнце, закатное солнце! Твой дирижабль оранжев! (В пяти верстах по полотну); Бледнел померанцевый запад (Ноктюрн);

- одежды: Мимо шел поселянин в рыжей шапке из поярка (Nocturne); С персиковым шарфом вкруг прически (Поэза лесной опушки);

- внешности человека: В златоприческе - медность, / Медь в золотом волоске (Поэза оттенков);

- пейзажа: Вдруг поворот налево. Мостик. Горка. / И апельсино-лучезарный бор (Озеро Рэк); Рыжие лужи. Карий песок (Томленье бури);

- окраса животных, масти лошади: А рыжая лошадь под ней гарцевала (Амазонка); как рыжая кошка (В духане над Курой); Смертельно вы устали: ты, земля, и лошадь, рыжая лохматка (Осени предчувствие). ,

Итак, цветообозначения микрополя оранжевый И. Северянин использует и для создания яркого, пестрого впечатления, и для передачи мягкого, теплого блеска (это относится не только к блеску заходящего солнца, но и к блеску волос). Цвет никогда не воспринимается как неприятный, некрасивый, отталкивающий, несет приятные, положительные эмоции. Единицы системы не являются средством создания исключительно осеннего пейзажа (как можно было предположить), оранжевый для поэта - это прежде всего цвет заката.

Похожие диссертации на Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина