Введение к работе
Актуальность настоящего исследования обусловлена повышенным вниманием современной лингвистики к текстовому воплощению авторской картины мира. Важность изучения цвета с позиций когнитивной лингвистики определяется тем, что цветовые концепты являются одной из ключевых составляющих общечеловеческой концептуальной картины мира и авторской поэтической картины мира. Также актуальность выбранной темы диссертации определяется недостаточной изученностью отдельных концептов цвета в идиолекте М.И. Цветаевой. Кроме того, основной массив исследований художе-
4 ственного мира М.И. Цветаевой выполнен на материале поэзии, что обусловлено и сложностью цветаевской прозы, и ее сравнительно поздней публикацией. Поэтому обращение к цветаевской прозе и, в частности, моделирование цветовой картины мира на ее материале приобретают особую значимость для современного цветаеведения.
Объектом настоящего исследования являются вербализаторы основных цветовых концептов в прозе М.И. Цветаевой.
Предмет исследования — взаимодействие смыслов и ассоциаций, входящих в содержание основных цветовых концептов и образующих в совокупности их ассоциативно-смысловые поля (АСП).
Цель данной работы - реконструкция и последующее моделирование ассоциативно-смысловых полей основных цветовых концептов в прозе М.И. Цветаевой.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:
рассмотреть когнитивные аспекты исследования цвета: определить соотношение цветовой, лингвоцветовой и цветовой художественной картин мира; дать рабочее определение термина цветовой концепт; выявить особенности вербализации цветовых концептов; охарактеризовать цветовые концепты, изучаемые в рамках идиолекта, как концепты художественные, определить их признаки;
доказать правомерность реконструкции художественного концепта в виде ассоциативно-смыслового поля; дать комплексную характеристику данного вида поля; разработать методику построения ассоциативно-смыслового поля цветового художественного концепта в прозаическом тексте;
охарактеризовать особенности поэтики прозы М.И. Цветаевой, способствующие развитию и поддержанию текстовой ассоциативности;
выделить механизмы развития ассоциативных связей у прилагательных цвета в прозе М.И. Цветаевой;
разработать методику установления смыслового объема цветового художественного концепта в прозе М.И. Цветаевой;
построить межтекстовые ассоциативно-смысловые поля основных для цветаевской прозы концептов цвета, входящие в целостное поле цвета концеп-тосферы М.И. Цветаевой;
5 - обобщив результаты исследования, определить особенности цветовой картины мира цветаевской прозы и роль ассоциативно-смысловых полей в реконструкции концептов цвета, в репрезентации подтекста повествования, в выражении авторского замысла.
Источником исследования является художественная проза М.И. Цветаевой, опубликованная в IV и V томах семитомного собрания сочинений (М.: Эл-лис Лак, 1994). Цитаты приводятся по этому изданию с указанием тома и страницы.
Предварительная выборка прозаических контекстов с номинатами цветовых концептов показала, что в рамках данного исследования не представляется возможным описать всю концептосферу цвета. Было принято решение сосредоточить внимание на наиболее значимых и семантически емких в прозе М.И. Цветаевой концептах цвета - «черный», «белый» и «красный». Таким образом, материалом для исследования послужила картотека прозаических контекстов с номинатами основных цветовых концептов, составленная по результатам сплошной выборки из указанных источников, в количестве 1129 единиц.
В работе используются следующие методы исследования: описательный метод, метод семантического анализа, интерпретация художественного текста, методы контекстуального анализа, концептуального анализа, сравнительно-сопоставительный метод, моделирование ассоциативно-смысловых цепочек и межтекстового ассоциативно-смыслового поля концепта.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые цветовая картина мира М.И. Цветаевой исследована с позиций современной лингвокогнити-вистики, разработано содержание концептов «белый», «черный» и «красный» на материале цветаевской прозы, смоделированы их ассоциативно-смысловые поля, способствующие еще более глубокому постижению самобытного поэтического сознания автора.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в дальнейшей разработке теории текстовых ассоциаций (одного из направлений в исследовании восприятия смысловой структуры художественного текста), в развитии теории ассоциативно-смыслового поля концепта, в спецификации данного вида поля как инструмента для реконструкции художественных концептов. Сформулировано определение данного вида поля, предложена методика его моделирования в прозаическом тексте, рассмотрено соотношение с текстовым ассоциативно-смысловым полем. В работе намечаются перспективы
дальнейшего исследования возможностей применения модели ассоциативно-смыслового поля для выявления авторской концептуальной картины мира.
Практическая значимость работы видится в возможности использовать результаты исследования и накопленный материал в дальнейшем изучении цветовой картины мира не только художественной прозы М.И. Цветаевой, но и ее лирики, эпистолярия, записных книжек с выходом на целостный идиолект. Итоги анализа цветовых концептов будут полезны при создании спецкурсов и семинаров по творчеству М.И. Цветаевой. Предложенная методика моделирования ассоциативно-смыслового поля может быть использована при преподавании курсов «Ассоциативные аспекты изучения слова в тексте», «Актуальные проблемы современной лингвистики», «Методология современного лингвистического исследования», «Филологический анализ текста», «Идиолект М.И. Цветаевой» и т.д. Предполагается, что в перспективе материалы диссертационного исследования составят раздел, посвященный цвету, в словаре концеп-тосферы М.И. Цветаевой, который с лингвокультурных и когнитивных позиций отразит целостную картину мира одного из самых интересных русских поэтов и прозаиков XX века.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Текстовое ассоциативно-смысловое поле является наиболее эффективным инструментом для реконструкции художественного концепта. В ассоциативной прозе его моделирование возможно в виде ассоциативно-смысловых цепочек, включающих номинат исследуемого концепта.
-
Ассоциативно-смысловое поле концепта является репрезентативной моделью смыслового объема художественного концепта. Его структуру можно представить в виде круга (поля), состоящего из трех слоев: ядерной части, слоя культуры и индивидуально-авторского слоя, представляющего наибольший интерес.
-
АСП концепта взаимосвязано с текстовым АСП, и они в свою очередь коррелируют с моделируемыми в рамках ассоциативных экспериментов ассоциативными полями слова и текста.
-
Цветовые концепты, выявляемые на материале цветаевской прозы, являются художественными и характеризуются повышенной ассоциативностью и метафоричностью.
-
В цветовой картине, представленной в прозе М.И. Цветаевой, наиболее значимыми и демонстрирующими смысловое разнообразие являются черный, бе-
7 лый и красный цвета, которые она переосмысляет в соответствии со своей цветовой художественной картиной мира. По количеству словоупотреблений своего но-мината в цветаевской прозе доминирует концепт «черный».
-
В прозе М.И. Цветаевой номинаты цветовых концептов редко употребляются только в собственно цветовом значении. Автор, отталкиваясь от данных значений, творчески переосмысляет эти концепты, расширяет их смысловой объем за счет нецветовых значений.
-
Смысловая реализация номинатов цветовых концептов в основном осуществляется в концептуальных словосочетаниях - сочетаниях, состоящих из номината цветового концепта — прилагательного и определяемого им существительного, которые образуют устойчивую ассоциативную пару, обладающую синкретичным смыслом. Данные словосочетания проходят через все текстовое пространство цветаевских очерков. Благодаря им идиолект М.И. Цветаевой представляется единым текстовым ассоциативно-смысловым полем.
-
Концепты цвета в идиолекте М.И. Цветаевой предстают амбивалентными сущностями: их АСП содержат антонимичные смыслы. Цветаевский контекст не уничтожает полифонию лексем (одновременную реализацию нескольких значений слова), а, наоборот, способствует ее поддержанию.
-
Особенности поэтики цветаевской прозы (ассоциативный принцип повествования, импровизационный стиль изложения, избыточность и в то же время лаконичность, смысловая имплицитность и уплотненность, словесная полифония) способствуют реализации ассоциативного потенциала номинатов цветовых концептов - прилагательных цвета.
Апробация работы
Основные положения и промежуточные результаты исследования были представлены и обсуждались на конференциях различного уровня: на IV международном конгрессе исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность» (МГУ, Москва, 2010); на международном симпозиуме «Лексикография и фразеография в контексте славистики» (Магнитогорский государственный университет, Магнитогорск, 2011); на международных научных конференциях «IX Кирилло-Мефодиевские чтения» (Институт русского языка им. А.С. Пушкина, Москва, 2008), «Слово и текст: коммуникативный, лингвокультурный и исторический аспекты» (ЮФУ, Ростов-на-Дону, 2009), «Русский язык в контексте национальной культуры» (Мордовский университет, Саранск, 2010); на IV Всероссийской научно-практической конферен-
8 ции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь XXI - будущее Российской науки» (РГУ, Ростов-на-Дону, 2006).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, списка использованных источников и двух приложений.