Введение к работе
Исследовательский интерес современной филологии обращен к проблемам истории литературы рубежа ХIХ - ХХ вв., однако изучать литературный процесс начала ХХ в. необходимо с учетом традиций русской классической литературы ХIХ в., через призму которой следует рассматривать и преемственность, и новаторство авторов начала ХХ в.
Вопросы, касающиеся специфики жанровых форм, трансформации жанра в процессе развития литературы исследуются на разном эмпирическом художественном материале отечественными и зарубежными историками литературы и искусствоведами продолжительное время и с разных сторон. Крупные прозаические произведения ХIХ-го века уже пушкинской и постпушкинской поры привлекали внимание исследователей как пример активной творческой деятельности писателей в названном направлении. Может быть, самый выразительный пример — поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», произведение, которому автор предписал жанр, так что назвать его романом можно лишь «с оговорками». Без сомнения, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой — не только великие мастера русской крупномасштабной прозы, но и экспериментаторы, вступавшие в смелую полемику с прозаиками Запада. Имея в виду их открытия для русской прозы нового времени, необходимо обратиться к узловым способам преобразования романа, востребованным художниками в конце ХIХ — первой трети ХХ вв., когда, как неоднократно отмечалось исследователями, происходило новаторское обновление традиционных литературных средств. Осмысление названного исторического периода как апокалиптического в русской литературе, в иные моменты как катастрофического, трагическое восприятие эпохи присуще многим произведениям, создававшимся на рубеже веков. Сходное восприятие эпохи проявляется в поиске сходных принципов построения произведения, и прежде всего, в стремлении к художественному синтезу. Кроме того, жанровые модификации, создающиеся в первые десятилетия ХХ в., основываются на уже имеющихся в литературе ХIХ в. примерах синтетического построения жанра. Изменения в литературе конца ХIХ в., затрагивающие в том числе и жанровую парадигму, осознавались писателями и литературоведами уже изнутри эпохи. Современный исследователь, характеризуя атмосферу рубежа веков, отмечает, что «…жанровый синтез представлял исключительно сложное явление, охватывавшее, по всей видимости, не одну лишь литературу, но также музыку, живопись и другие искусства».
Одним из писателей, равно принадлежащих двум историко-литературным эпохам, может быть назван Евгений Чириков, который в конце ХIХ — начале ХХ века был не просто известный писатель. Он сформировался как писатель в ХIХ веке. Его первые стихи начинают публиковаться в середине 1880-х гг. Исследователи утверждали, что раннему Е.Н. Чирикову наилучшим образом удаются наброски. Он стал одним из наиболее читаемых авторов в дореволюционной России. Несколько десятилетий имя Е.Н. Чирикова не было известно широкому читателю. Возросший интерес к личности и его произведениям выразился в появлении разного рода трудов о нем.
Обращение к теме гражданской войны в России после Октябрьской революции ставит его имя в один ряд с такими писателями, как И.Э. Бабель, М.А. Булгаков, И.А. Бунин, М. Горький, Е.И. Замятин, Вс. В. Иванов, А.Г. Малышкин, М.А. Осоргин, Б.Л. Пастернак, Б.А. Пильняк, А.М. Ремизов, А.С. Серафимович, А.Н. Толстой, А.А. Фадеев, К.А. Федин, И.С. Шмелев.
Разумеется, отношение к историческим событиям у всех художников различное, порой противоположное, полюсное. О названных писателях написан целый корпус работ, их творчество исследуется уже несколько десятилетий. Но сопоставление их произведений позволяет получить наиболее полное представление о художественно-историческом видении трагической эпохи.
Жанровая форма итогового произведения Чирикова «Зверь из бездны», с одной стороны, вбирает традиции литературы конца ХIХ века, с другой — модифицируется, дополняется новыми компонентами жанрового синтеза, влияющими на содержательную и описательную фактуру романа. Можно вообще говорить, что Е.Н. Чириков «закрывает» литературный ХIХ век. Обратиться к сопоставлению его экспериментов в области масштабной прозы с поисками, которые вел молодой писатель К.А. Федин, побуждает «перекрестность» художественного и жизненного опыта, отразившегося единовременно в их произведениях.
Творческая судьба Константина Федина была совершенно иной, можно сказать, диаметрально противоположной, нежели у Евгения Чирикова. «Зверь из бездны» создавался за границей, эмигрантом Чириковым, К.А. Федин писал «Города и годы», находясь на Родине, вернувшись из Германии, где учился, во время Первой мировой войны. Обращаясь к проблеме жанрового синтеза в двух произведениях, создававшихся в один и тот же период и посвященных одной эпохе, мы сможем отметить важнейшие особенности стиля эпохи рубежа веков.
Материалом для нашего исследования послужили произведения русской классической литературы ХIХ века («Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Бесы» Ф.М. Достоевского), а также крупные прозаические произведения начала ХХ века («Зверь из бездны» Е.Н. Чирикова и «Города и годы» К.А Федина).
Объектом исследования в данной работе стали два создававшихся в один и тот же период и посвященных одним и тем же событиям произведения: «Зверь из бездны» Е.Н. Чирикова (1922 г.) и «Города и годы» К.А. Федина (1922-24 гг.) в контексте выше названных крупномасштабных прозаических произведений.
Предметом исследования являются жанровые особенности названных текстов и обусловленные жанровым своеобразием способы формирования ассоциативно-символического плана во внутренней форме художественного целого.
Цель данного исследования — выявить доминантные черты осуществления жанрового синтеза в русской классической прозе конца ХIХ — начала ХХ века на основе сравнительно-сопоставительного и сравнительно-исторического анализа жанровых компонентов, наличествующих в крупномасштабной прозе ХIХ века и двух знаковых произведениях, создававшихся в начале ХХ века: «Звере из бездны» Е.Н. Чирикова и «Городах и годах» К.А. Федина.
Цель определяет комплекс частных задач:
-
Определить «общее» направление жанрового взаимодействия и жанрового синтеза в классической русской литературе, наследование традиций которой самоочевидно в творчестве названных художников, ставших знаковыми фигурами в русском зарубежье (Е.Н. Чириков) и советской России (К.А. Федин);
-
выявить причины обращения писателя к новым жанровым формам в исследуемый период;
-
определить, синтез каких жанровых разновидностей создает новую внутреннюю романную форму в романах Е.Н. Чирикова и К.А. Федина;
-
установить взаимосвязь и взаимообусловленность формального и содержательного компонентов во внутренней форме художественного целого с учетом особенностей, привносимых синтетическим началом на уровне жанра.
Научная новизна обусловлена тем, что аспект, определенный темой диссертации, впервые избран для настоящего исследования в качестве ключевого и представляет несомненный интерес как для осмысления индивидуального стиля каждого из писателей, так и для стиля эпохи.
Рассмотрение «Зверя из бездны» Е.Н. Чирикова и романа «Города и годы» К.А. Федина в сопоставлении с крупномасштабной прозой конца ХIХ в., а также с крупными эпическими произведениями начала ХХ столетия является принципиально новым подходом в изучении литературы первых десятилетий ХХ в. Жанровая специфика произведений становится отправной точкой при построении работы. Исследование синтеза жанровых форм позволяет выйти на многоуровневое сопоставление произведений Е.Н. Чирикова и К.А. Федина, а в итоге — и на стиль эпохи в целом.
Методология и методика исследования
Методологическую базу настоящего исследования составляют
— работы по теории и истории жанра М.М. Бахтина, В.В. Кожинова, Е.М. Ю.Н. Тынянова, А.Н. Ужанкова, А.В. Чичерина, А.Я. Эсалнек;
— работы по проблемам стиля и синтеза А.Ф. Лосева, П.Н. Сакулина, В.Д. Сквозникова, Г.Ю. Завгородней.
Применяются историко-генетический, сравнительно-типологический, сравнительно-исторический методы исследования. Но основу работы составляет комплексная методика анализа, оправданная особенностями поставленной цели.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 193 наименования, приложения.
Положения, выносимые на защиту:
-
Жанровая специфика названных произведений наследует традиции, заложенные писателями конца ХIХ в., и использует новые компоненты жанрового синтеза, влияющие на содержательную и описательную фактуру романов.
-
Поиск новой жанровой разновидности обусловлен стремлением выразить эпоху. При этом два писателя, параллельно создавая произведения, посвященные одному и тому же историческому периоду, выбирают сходные приемы для воплощения авторского замысла как на уровне формы, так и на уровне содержания.
-
Жанровая модификация в «Звере из бездны» Е.Н. Чирикова и в «Городах и годах» К.А. Федина представляет собой итог сложного художественного синтеза, включающий несколько разновидностей романа, творчески преобразованные элементы летописной традиции.
-
Синтетическое начало в исследуемых произведениях проявляет себя не только на уровне жанра, но и на уровне синтеза искусств.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории русской литературы ХХ века; в курсах по выбору и специализациях, посвященных литературе рубежа веков, внутрилитературному синтезу, анализу специфики жанров.
Апробация исследования проводилась на научной конференции Всероссийского студенческого фестиваля «Учитель русской словесности» (Москва, 2007 г.), научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Москва, 2007 и 2009 гг.), научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура» (Москва, 2007 и 2010 гг.), международной научно-практической конференции «Русская словесность как основа возрождения русской школы» (Липецк, 2007 г.).
Основные положения диссертации были представлены автором в семи публикациях, из которых три размещены в изданиях, рекомендованных ВАК.