Введение к работе
Диссертация посвящена творчеству Виктора Викторовича Гофмана (1884-1911), поэта, прозаика, литературного критика. Гофман - автор двух сборников стихов («Книга вступлений», 1904; «Искус», 1910), сборника рассказов и миниатюр, вышедшего посмертно («Любовь к далекой», 1912), а также нескольких сотен заметок и статей, опубликованных в периодике 1900-х гг. С момента первой публикации произведения Гофмана переиздавались в 1917,1918,1923,2007 гг.
На протяжении XX века статьи в литературных энциклопедиях и словарях, издававшихся в 1930-е, 1960-е и 1980-е гг., были единственными работами, посвященными гофмановскому творчеству. Их наличие, не компенсируя отсутствие специальных исследований, тем не менее, не позволяет воспринимать творчество писателя как «белое пятно» в истории отечественной литературы. Упомянутое ранее современное издание Гофмана также не дает возможность считать его имя совершенно забытым.
В литературных энциклопедиях Гофман представал писателем, творчество которого не выходило за пределы интимных переживаний. Исследователями отмечалась импрессионистическая манера гофмановского письма, подчеркивалось влияние, оказанное на него, с одной стороны, А. Фетом и К. Фофановым, с другой - К. Бальмонтом и В. Брюсовым. При этом одни полагали, что влияние символистов не помешало ему остаться «вне общей линии символической поэзии», другие вопрос об отношении писателя к литературным течениям начала XX века не поднимали, считая его принадлежность к символизму достаточно очевидной. Важной вехой на пути научного освещения жизни и творчества Гофмана стали статьи А. Лаврова: словарная - в биографическом словаре «Русские писатели. 1800-1917» (1989) и ее развернутый вариант («Виктор Гофман: между Москвой и Петербургом») - в сборнике «Писатели символистского круга» (2003).
Реферируемое исследование лежит в русле интенсивно развивающегося литературоведческого направления, связанного с научным освоением русской литературы конца XIX - начала XX века. Актуальность исследования обусловлена устойчивым интересом отечественных литературоведов и западных славистов к русскому символизму, к творчеству писателей символистского круга, в том числе и писателей так называемого «второго ряда», по словам М. Гаспарова, образующих необходимый «фон тогдашнего поэтического расцвета» .
Цель диссертационной работы - исследовать творчество Гофмана в контексте художественных исканий русской литературы начала XX века. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
Гаспаров М. Л. Русский стих 1890-х -1925-го годов в комментариях: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1993. - С. 4.
проанализировать лирику Гофмана в контексте идейно-художественных исканий русской литературы начала XX века;
проанализировать прозу Гофмана в свете основных жанрово-стилевых тенденций русской литературы начала XX века;
- рассмотреть в единстве разные грани творческой индивидуальности
Гофмана;
- определить место Гофмана среди писателей символистского круга.
Объект исследования - литературное наследие Гофмана (лирика,
художественная проза, теоретико-эстетические работы, литературная критика, а также письма, в том числе и до сих пор не опубликованные). Предметом исследования является художественное творчество Гофмана в его целостности и в связях с художественными исканиями русской литературы начала XX века.
Теоретическую основу диссертации составили исследования по теории интертекстуальности (М. Бахтин, Ю. Лотман, Н. Пьеге-Гро), по теории и истории русского символизма (Н. Богомолов, М. Гаспаров, Н. Грякалова, Л. Долгополов, Е. Ермилова, Л. Колобаева, А. Лавров, Д. Магомедова, Д. Максимов, 3. Минц, А. Пайман, Л. Сугай), исследования в области мифопоэтики (Е. Мелетинский, Н. Осипова, В. Топоров, А. Ханзен-Леве), в сфере «синтеза искусств» (В. Абашев, И. Азизян, А. Геворкян, И. Минералова, И. Корецкая). В осмыслении процессов циклообразования опорой явились работы А. Бойчука, М. Дарвина, М. Ландора, Л. Ляпиной, О. Мирошниковой, Ю. Орлицкого, В. Сапогова, В. Тюпы, И. Фоменко.
Методология исследования определяется принципами историко-типологического и структурно-семантического методов анализа литературных произведений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эстетические приоритеты Гофмана были связаны с теорией
«мистического интимизма». Разные грани его творческой индивидуальности
объединяло представление об истинном искусстве как о постижении
запредельного «на пути самоуглубления и мистицизма». Положенная в основу
художественного творчества и литературной критики Гофмана теория
«мистического интимизма» свидетельствовала об ориентации писателя на
символистскую систему ценностей.
2. Смысловой доминантой творчества Гофмана являлась любовь к
далекой. Концепция любви сформировалась у писателя под влиянием
символистского мифа о Вечной Женственности, приобретающего в его стихах
и прозе смыслопорождающее значение. Разделяя представления Вл. Соловьева
о земном воплощении Вечной Женственности, Гофман связывал ее поиск с
самоидентификацией героя. Результатом исканий автора и героя стало
разочарование в преображающей силе Вечной Женственности, следствием чего
явилась дискредитация одного из основополагающих символистских мифов.
3. Своеобразие Гофмана-лирика полнее всего раскрывается в метафизике
вальса. Вальсы Гофмана различны по темпераменту, но сходны по степени
проникновения в душу танца, интимность которого соответствовала общей
тональности творчества поэта. В вальсовом кружении парного бального танца воплотилась его трогательная и изысканная мечта о красоте и гармонии.
4. В художественном сознании Гофмана особую функциональность
приобрел метафорический ряд, связанный с цветами. Цветочная образность
стала для писателя актуальным эстетическим кодом, позволившим ему
выразить свое видение человека и мира. С цветами в творчестве Гофмана
ассоциировался идеал поэтического самовоплощения.
Гофману, поэту и прозаику, была свойственна установка на «синтез» приемов смежных с литературой видов искусства. Стремясь воплотить в слове зрительно-звуковые впечатления, Гофман использовал средства художественной изобразительности, присущие живописи и музыке. Аналогии со смежными видами искусства определяли ритмический строй, образный ряд, композиционное членение, жанровый репертуар его художественных произведений.
Наиболее характерной для Гофмана «единицей творчества» являлся цикл: из циклических форм целиком состояли обе книги его стихов, цикл лежал в основе сборника его рассказов и миниатюр. Циклизация давала писателю возможность создавать «большую форму - из малой». Гофман объединял свои произведения в циклы с учетом разных признаков, главными среди которых были тематическое единство, жанровое сходство.
Гофман-прозаик разделял присущий литературе конца XIX - начала XX века интерес к жанру миниатюры. Миниатюры Гофмана имели нарративную природу, строились на системе типичных для его прозы оппозиций (физическое / духовное, христианство / язычество, природа / цивилизация, естественное / искусственное). Эксперименты писателя в области малой прозаической формы восходили к жанровой традиции, заложенной «Senilia» И. С. Тургенева.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым опытом монографического исследования художественного творчества Гофмана; поэзия и проза писателя впервые рассматриваются в целостности и в связях с художественными исканиями русской литературы начала XX века. Новизна исследования определяется также вводом в научный оборот малоизвестных произведений Гофмана, ряда архивных документов, связанных с его жизнью и творчеством.
Работа носит историко-литературный характер. Ее теоретическая значимость связана с осмыслением специфики неканонических жанровых образований в творчестве Гофмана; теоретическое значение диссертации состоит также в разработке имеющихся представлений о «синтезе искусств» в литературе рубежа XIX-XX веков применительно к творчеству Гофмана.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы в курсах истории русской литературы конца XIX - начала XX века, в спецкурсах по русскому символизму, в исследованиях, посвященных писателям и критикам символистского круга.
Апробация работы. Основные положения диссертации излагались в докладах на Международных научных конференциях: «Иностранные языки и литературы в контексте культуры» (Пермь, ПГУ, 2010, 2011), «Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр» (Петрозаводск, ПетрГУ, 2011); на Всероссийских научно-практических конференциях: «Непрерывное образование: проблемы, поиски, перспективы» (Соликамск, СГПИ, 2010), «Умозрение в красках»: «Строгановские чтения» - IV, «Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи» - VIII (Усолье - Соликамск, 2010), «Встречи и диалоги в смысловом поле культуры: диалектика отношений самобытного и заимствованного» (Омск, ОмГПУ, 2011); на межвузовских научных конференциях и семинарах: «Литература в искусстве, искусство в литературе» (Пермь, ПГИИК, 2010), «Диалоги об искусстве» (Пермь, ПГИИК, 2011).
Результаты исследования изложены в 8 публикациях, 3 из них - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 237 наименований. Общий объем работы -186 страниц.