Введение к работе
Творчество Николая Олейникова до настоящего времени остается на периферии интересов литературоведов. Фигура Олейникова для них загадочна: образ поэта удается собрать лишь с помощью биографических данных в воспоминаниях современников (И. Бахтерев, Л. Друскина, А. Дымшиц, Н. Заболоцкий, В. Каверин, С. Маршак, А. Порет, А. Разумовский, К. Чуковский), большинство из которых было посвящено начальному периоду творчества Н. Олейникова (преимущественно его роли в развитии редакторского дела и его нововведениям в области детской литературы).
Работы большинства исследователей, появившиеся в результате реабилитации творчества Н. Олейникова в 1975 году, акцентировали свое внимание на поэтике творчества (последовательно и детально его тексты анализировались Л. Гинзбург, И. Васильевым, Вяч. Ивановым, М. Мейлахом, С. Поляковой, О. Роне-ном, Т. Эпштейном).
Существует ряд работ, затрагивающих отдельные элементы поэтики творчества Олейникова (А. Герасимова, В. Глоцер, Л. Кацис, А. Кирейчук, Е. Лунин, А. Раева, Н. Риникер, М. Ястреб). В современном литературоведении исследователи, изучая творчество Олейникова, поднимают ряд вопросов: обращаются к энтомологическим образам, определяют своеобразие стиля его поэтических текстов (проблема языковых масок), говорят о генеалогии творчества обэриутов (источники поэтики) и, наконец, актуализируют проблему взаимоотношений Н. Олейникова с членами группы «ОБЭРИУ».
В контексте последнего аспекта творчество Олейникова не являлось предметом отдельного исследования, хотя и затрагивалось в большинстве научных работ, авторы которых четко разделились на два лагеря: одни считали, что Олейников формально не входил в группу «ОБЭРИУ» и не участвовал в публичных выступлениях обэриутов, но постоянно общался с ними (и писательски был гораздо ближе к обэриутам, чем, например, участник объединения К. Вагинов); другие относили Н. Олейникова к участникам «ОБЭРИУ».
Сложившаяся ситуация позволила поставить вопросы о месте творчества Олейникова в контексте ОБЭРИУ, о взаимовлиянии Олейникова и участников
«ОБЭРИУ» и способах этого взаимовлияния на биографическом, поведенческом и текстовом уровнях.
Выявление текстовых взаимосвязей позволит составить представление о творческой системе Олейникова в частности и о взаимовлиянии этой системы на другие в целом.
Заметим при этом, что становление и развитие поэтики Николая Олейникова - через ОБЭРИУ - опиралось на авангардистскую, основной идеей которой было историко-литературное и художественное оправдание теории «сдвига» и трансформации, в результате которых, в свою очередь, на основе смещения / смешения прежних форм образовывались новые, наделявшиеся новыми смыслами.
Идея перевода «сдвига» и трансформации в игровое пространство была поддержана литературой: изменениям подвергались все уровни текста. Таким образом, автор играл со всем текстом, как с его внешней формой (жанр, композиция), так и с внутренней (сюжет, мотивы, образы и т.д.).
Актуальность. Исследование творчества Николая Олейникова в контексте обэриутской и авангардистской поэтик не являлось объектом литературоведческого и научного анализа, поэтому представляется актуальным и продуктивным как для выявления доминантных черт в поэтике Олейникова, так и для определения места его текстов в литературно-культурном пространстве.
Научная новизна. Творчество Николая Олейникова не было предметом отдельного исследования в контексте поставленной проблемы: она лишь актуализировалась в ряде отдельных работ, авторы которых однозначно относили либо не относили Олейникова к членам группы «ОБЭРИУ». Впервые в работе поэзия Н. Олейникова не относится напрямую к творчеству группы «ОБЭРИУ». Олейников-ская поэтика осмысляется через выявление ее взаимосвязей с обэриутами на различных уровнях и - шире - с авангардистской поэтикой.
Теоретическая значимость исследования диссертационного исследования состоит в том, что в нем были теоретически обоснованы новые стратегии в изучении истории русской литературы. Проведен системный анализ жанрового, мотив-ного и метрического единств в поэтике Н. Олейникова и ОБЭРИУ в соотнесенности с культурно-историческим контекстом эпохи. Намечен выход на изучение про-
блемы взаимосвязи поэтики Олейникова как с авангардистской культурой 1920-1930-х гг., так и с поставангардистской.
Объектом исследования являются, с одной стороны, специфика творческого наследия Николая Олейникова, его жанровые, мотивные и метрические особенности и, с другой стороны, особенности поэтик Д. Хармса, А. Введенского и Н. Заболоцкого.
Предметом исследования избраны поэтические тексты Николая Олейникова 1920-1930-х годов, а также членов группы «ОБЭРИУ»: Даниила Хармса (поэтические и частично прозаические тексты), Александра Введенского (преимущественно поэтическое наследие) и Николая Заболоцкого (в большинстве своем раннее поэтическое творчество и при необходимости более позднее).
Цель работы - исследовать поэтику Олейникова сквозь призму его взаимоотношений с группой «ОБЭРИУ», определить специфику его творчества на фоне биографических и текстовых взаимовлияний.
В соответствии с указанной целью в диссертационной работе ставятся следующие задачи:
Изучить связи между творчеством Николая Олейникова и обэриутов и определить степень включенности творчества Олейникова в обэриутскую поэтику;
Определить степень включенности поэтики Н. Олейникова в авангардистский контекст через ОБЭРИУ;
Выявить особенности жанровой системы Н. Олейникова и сопоставить, с одной стороны, с традиционными жанровыми элементами и, с другой, с текстами обэриутов;
Исследовать интертекстуальные связи текстов Н. Олейникова с текстами Д. Хармса, А. Введенского и Н. Заболоцкого, установить направления влияния;
5. Установить степень близости метрических систем Олейникова и членов
группы «ОБЭРИУ».
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
Поэтика Н. Олейникова тесно связана с поэтикой группы «ОБЭРИУ» как на поведенческом и биографическом, так и на художественном (жанровом, мотивном и метрическом) уровнях;
Творческий стиль Олейникова - через ОБЭРИУ - обусловлен влиянием авангардистского искусства 20-30-х гг. XX века;
Реализация авангардистской идеи «сдвига» и трансформации на поведенческом уровне и проникновение ее через игровое начало в жанровую, мо-тивную и метрическую области творческого мира Н. Олейникова;
На основе жанровых и метрических показателей определена периодизация творческого пути Олейникова:
I. 1926-1931 гг. (создание текстов-посланий); П. 1932 г. (эксперименты с жанрами оды, послания, баллады, басни);
1933-1934 гг. (написание посланий);
1935 г. (создание единственного текста; полное отсутствие двухсложных размеров);
V. 1936-1937 гг. (работа с жанром поэмы).
Задачи исследования определяют структуру и содержание работы.
Первая глава посвящена изучению творчества Николая Олейникова с точки зрения жанровых взаимодействий с художественными текстами членов группы «ОБЭРИУ». Так, на жанровую систему Олейникова повлияли традиция XVIII-XIX вв. и лирика 20-30-х гг. XX века. В первом случае внимание было сосредоточено на таких жанрах, как послание, ода, баллада, поэма: принимая во внимание традиционные для каждого из жанров черты, сравниваются тексты Олейникова с текстами его коллег и выявляется органичное взаимодействие элементов различных жанров в пределах одного текстового пространства.
Во второй главе исследуется мотивный аспект: определяется степень воздействия поэтики Николая Олейникова и обэриутов друг на друга с позиции характеристики как ключевых, неоднократно освещаемых в научной литературе мотив-ных приемов, так и впервые выявленных для этих поэтик.
Третья глава - исследование стиховедческого аспекта. Определяется метрический и рифменный репертуары Олейникова на фоне обэриутского контекста.
В заключении даны основные выводы и результаты исследования.
Методологическая основа работы определяется спецификой заявленной темы диссертации и включает в себя принципы историко-литературного анализа.
Практическая значимость результатов определяется необходимостью изучения поэтики Н. Олейникова и обэриутов в контексте истории русской литературы. Исследование может стать основой для дальнейшего изучения наследия ОБЭ-РИУ. Результаты работы могут использоваться при составлении комментариев к произведениям русской поэзии начала XX века и библиографических словарей, учебников, учебных пособий.
Рекомендации по использованию полученных результатов. Выводы и основные положения диссертации в практическом плане могут быть использованы при подготовке курсов лекций и спецкурсов по истории русской литературы XX века, по истории русского авангарда и краеведческой литературе.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в 7 опубликованных работах, обсуждались на заседаниях кафедры новейшей русской литературы. Результаты исследования были представлены на международных (Киев, Симферополь), на межвузовских (Ижевск) и научных конференциях (Санкт-Петербург), а также на студенческом семинаре филологического факультета Женевского университета (Швейцария).
Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование изложено на 166 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, которая насчитывает 205 источников.