Введение к работе
Изучение преемственных связей, «литературной генеалогии» необходимо для выявления своеобразия художественного мира писателя Особое значение данный аспект литературоведческих исследований приобретает в отношении авторов, чье творчество еще мало изучено Еще В Г Белинский отмечал, что не только именами «гениальными», но и «обыкновенными талантами» жива и сильна русская литература В условном «собрании» «обыкновенных талантов» творческое наследие женщин-писательниц - явление для русской словесности весьма и весьма примечательное.
Реферируемая диссертация посвящена прозе Марии Семеновны Жуковой (1805-1852), творчество которой прочно связано с Нижегородской землей Скупой на похвалы и строгий даже к маститым авторам, Белинский высоко оценил первый сборник повестей МС Жуковой «Вечера на Карповке», который приобрел широкую популярность среди читающей публики своего времени Проза Жуковой получала одобрение в работах критиков, исповедывавших подчас противоположные эстетические принципы О И Сенковского, ФВ Булгарина, НИ Греча, НА Полевого Писательское дарование, художественный вкус Жуковой отмечал Н А Некрасов1 Л Н Толстой доброжелательно отозвался о повести «Наденька»
Литературный талант Жуковой позволил включить ее имя в статьи многих авторитетных словарей того времени («Настольный словарь Ф Толя» (1864), «Русский энциклопедический словарь НИ Березина» (1877), «Справочный словарь о русских писателях и ученых Г Геннади» (1880), «Библиографический словарь писательниц НИ Голицына» (1885), «Энциклопедический словарь ФА Брокгауза, И А Ефрона» (1894))
В отечественном литературоведении изучение творчества МС Жуковой начинается довольно поздно Первым исследованием литературного наследия М С. Жуковой является существующая только в рукописном варианте монография А И. Белецкого «Русские писательницы 1830-1860 гг», где было отмечено своеобразие повествовательного стиля Жуковой, ее по-гоголевски тонкий юмор с «улыбкой сквозь слезы», который выражался «не гиперболическими
'НекрасовНА Поли собр соч в 12т /Н А Некрасов -М, 1953 -т 12 - С 442 2 Толстой Л Н Письмо к Страхову / Л Н Толстой - Собр соч в 22 томах -М ,т 17-18,1984 -С 686-688
сравнениями и резкими антитезами, а безобидной игрой слов, фигурой умолчания, выражением якобы наивного восхищения»3
Впоследствии в советском литературоведении беллетристика Жуковой была почти «затеряна» в многоголосом хоре «второстепенных авторов» О Жуковой упоминали или «в общем списке», когда вели речь о циклах 30-х годов, или при исследовании жанра светской повести (МО. Габель, МГ. Давидович, РВ. Иезуитова), или в краеведческих изданиях (М И Межевая, В Васюкова, П В Еремеев, В.А. Мильчина)
Своим литературным воскрешением Жукова обязана, прежде всего, появлению гендерных исследований 90-х годов XX века в работах западных ученых. Наиболее значимыми в исследовании творчества М С Жуковой являются работы Д Эндрю «Narrative and Desire in Russian Literature, 1822-49. The Feminine and the Masculine» (1993); В Лящак «Twyrczosc hteracka kobiet w Rosji pierwszej potowy XtX wieku» (1993), К Келли «A History of Russian Women's Writing 1820-1992» (1994), Mothers and Daughters m Russian Literature of the First Half of the Nineteenth Century (1995), The Benevoilent Matnarch in Elena Gan and Mar'ja Zhukova (1998); Ирины Савкиной «Провинциалки русской литературы (женская проза 30-40-х годов XIX века» (1998)
Гендероориентированные исследования творчества русских авторов перестают быть экзотикой и в современном российском литературоведении. Появляются работы, посвященные творчеству Е. Ган, Е Тур, Е. Жадовской. Исходя из «необходимости показать своеобразие женского мира и мировидения М. Жуковой» и находя актуальным проведение исследования в данном ракурсе «в связи с развитием феминистской литературной критики», в 2006 г в Томске Афанасьева ЮЮ. защитила диссертацию «Проза М.С Жуковой Женский мир и женское мировидение в русской литературе второй трети XIX века» В работе исследуются «Вечера на Карповке» как «женский цикл» повестей, рассматриваются сюжетные коллизии и способы развертывания сюжетов, изучается художественное пространство прозы Жуковой Дается характеристика женского письма, в которой автор говорит о музыкальности, как свойстве стиля М Жуковой, анализирует функции курсива и многоточия, как маркерных авторских приемов.
3 Белецкий А И Эпизод из истории русского романтизма русские писательницы 1830-1860 гг / А И Белецкий -Харьков, 1919 - С 249-290 - (Рукописный отдел ИР ЛИ -Р 1 -Оп 2 -№44а)
Афанасьева, Ю Ю Проза М С Жуковой женский мир и женское мировидение в русской литературе второй третиXIXвека дис канд филол наук/Ю Ю Афанасьева -Томск, 2006 -С29
Большинство исследователей рассматривали узколокализованные проблемы поэтики повестей МС Жуковой, ограниченные, зачастую, временными рамками первых циклов («Вечера на Карповке», «Русские повести») и пределами гендероориентированных интересов, поэтому целостного анализа прозы М Жуковой до сих пор не существует
Актуальность данной темы определяется тем, что изучение «литературного фона» 40-60 годов XIX в, значительная часть которого -женская проза - оставалась на периферии внимания ученых, позволит уточнить характер литературного процесса указанного периода Включение творчества Жуковой в рассмотрение проблемы «второстепенных авторов» имеет не только самостоятельное значение, но и может функционировать в качестве аргумента, позволяющего судить о путях развития русской прозы второй трети XIX века
Объектом исследования стала беллетристика М С Жуковой 1837-1857 годов, а так же «Очерки Южной Франции и Ниццы Из дорожных записок 1840-1842 годов М Ж-к-вой» К рассмотрению проблемы привлекаются произведения НМ. Карамзина, АС Пушкина, М.Ю Лермонтова, В А Жуковского, А Марлинского, В Ф Одоевского, Ф Соллогуба, Е А Ган, Е П Ростопчиной, Е Тур, А В Зражевской, Н И. Греча, В П Боткина, хождение игумена Даниила, сказание о странствии и путешествии инока Парфения и другие записки русских путешественников XVI-XVII веков
Предмет изучения - традиционные и новаторские черты прозы М.С Жуковой
Научная новизна диссертации заключается в комплексном исследовании всего литературного наследия МС Жуковой Автор вводит в сферу научного интереса путевые очерки, не привлекавшиеся ранее к изучению, архивные материалы, не переведенные литературоведческие работы зарубежных русистов
Цель диссертационной работы «Творчество МС Жуковой традиции и новаторство» дать оценку литературному наследию М.С. Жуковой в аспекте традиций и новаторства, поставив его в контекст национального литературного процесса 1830-1850 годов
Поставленная цель реализована в процессе решения следующих задач*
определить истоки и магистральные пути эволюции жанра повести в творчестве М С Жуковой,
дать анализ функций архетипических компонентов странствия в «Очерках Южной Франции и Ниццы »,
З доказать, что поэтика «Очерков Южной Франции и Ниццы.. » не только следует в русле традиций литературы путешествий XIX века, но и наследует черты древнерусских паломнических хождений,
4. учитывая достижения отечественного и западно-европейского литературоведения в изучении художественного творчества женщин, определить место прозы МС. Жуковой в литературном процессе середины ХГХ века На защиту выносятся следующие положения'
1 М С Жукова, следуя магистральными путями развития прозы 30-40-х годов XIX века, аккумулируя основные жанровые, стилистические традиции своего времени, предлагает инновационные персонажные, сюжетные решения, которые позже будут использованы такими классиками русской литературы, как Н Островский, И Тургенев, Л Толстой
2. Анализ поэтики жанра повести М С. Жуковой свидетельствует о том, что литературные опыты в жанре повести находятся в процессе художественного взаимодействия с творчеством современниц (Е Ган, Е. Ростопчина, Е Тур) Эти схождения выявляются на разных уровнях поэтики в авторских оценках, особенностях проблематики и характере повествовательных конструкций
«Техника» повествования МС Жуковой складывается на основании традиций «изустного рассказа», где особое значение, придающее новаторскую черту беллетристике писательницы, имеет акцентируемый различными художественными планами провинциальный контекст.
«Очерки Южной Франции и Ниццы .», сохраняя традиционные структурно - типологические черты путевых записок середины XIX века, находятся в неразрывной связи с предшествующей литературой «хождений» и являются заметным этапом в этико-художественном контексте литературы путешествий
Художественный мир повестей и путевой прозы М С Жуковой несет на себе явственный отпечаток религиозно-эстетического мировоззрения автора, обусловленного христианской культурной традицией
Методологическая база диссертации выстраивалась на основании синтеза идей русской и зарубежной филологии В работе применялись историко-генетический (В В Виноградов, Н М. Фортунатов, В И.
Кулешов, ВИ Коровин), структурно-типологический (ММ Бахтин, В В Кожинов, MB Маркович, МБ Храпченко, ВН Топоров), функционально-аналитический (Г Н Поспелов, В Ю Троицкий, В.Е Хализев) методы исследования
В решении поставленных в диссертации проблем были использованы работы по семиотике искусства (ЮМ Лотман, Б А Успенский, Т В Цивьян, Р Барт) Тендерный подход (Э Шоуолтер, К Келли, Э Сиксу, Л Иригаре, Ю Кристева, И Савкина), который заключается в выявлении заложенных в литературном тексте социокультурных представлений о «мужском» и «женском» и доминирующий при изучении женского творчества, минимально используется в данном исследовании
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования уточняют представление об особенностях развития литературного процесса 1840-1860 годов, которые характеризуется через творчество одной из представительниц «массовой литературы»
Практическая ценность работы состоит в том, что основные положения и результаты исследования могут быть использованы в изучении «женского» текста и разработке спецкурсов, посвященных «женской» прозе (один из которых - «Феноменология женской литературы XIX века Методологическая основа и практика тендерной интерпретации» - создан автором), а также при чтении лекционных курсов по истории русской литературы XIX века и истории русской критики
Материалы данной работы нашли применение в преподавании литературного краеведения в общеобразовательных учреждениях г Арзамаса Концепция работы отражена в одиннадцати публикациях
Основные положения исследования были апробированы в докладах, на конференциях и семинарах различного уровня, в частности, на XVII Пуришевских чтениях (Москва, 2005), на Щ и IV Международных конференциях «Жизнь провинции как феномен духовности», (Н Новгород, 2005, 2006); на X Международной научной конференции «Ефремовские чтения Концепция современного мировоззрения», (Вырица, 2007), на I и П Всероссийских научно -практических конференциях «Православие и русская литература Вузовский и школьный аспект изучения» (Арзамас, 2003, 2006), на I Межвузовской научно - практической конференции «Русско-зарубежные литературные связи» (Н Новгород, 2005), на Региональной
научно - практической конференции «Творчество М С. Жуковой и русская беллетристика XIX-XX веков» (Арзамас, 2006)
Структура диссертации определена поставленной в ней целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения Библиографический список включает 373 наименования, объем исследования -199 страниц