Введение к работе
Актуальность тела»! исследования.
Борис Пастернак является одним из тех больших художников, к творчеству которых литературоведы, философы, музыканты и культурологи обращаются в исследованиях феномена эстетического мышления XX века, явившего собой небывалую ранее интенсификации и динамику форм и стилей, созидающих образ нового и драматичного времени.
Уникален опыт пасгернаковских "переопределений" (композитор - философ - поэт). его постоянная готовность к движению и развитию и обостренная восприимчивость явлений культуры предшествующих и современной эпох. Закономерна поэтому невозможность определения свойственного ему способа пересоздания реальности традиционными категориями "романтизм", "реализм", "символизм", "футуризм". В произведениях Б.Пастернака отражается мироощущение художника, переживающего и осмысляющего кризис культуры нового времени и пытающегося наметить путь обретения искусством новой гармонии человека и мира. Особый интерес представляет раннее творчество Б.Пастернака, отразившее напряженные поиски им собственного стиля и сложный процесс становления его художественной системы.
Данная работа представляет собой попытку исследования творчества Б.Пастернака 1910-х - 1920-х годов в аспекте фортрования его стиля, организующего его поэтическую систему, оригинальность которой видится в стремлении автора создать художественный мир по законам живой природы.
Основные задачи предлагаемого исследования определяются избранным аспектом изучения художественного творчества поэта и формулируются следующим образом:
представить "модель стиля" (А.Лосев) Б.Пастернака, складывающуюся в чго творчестве 1910-х - 1920-х годов;
выявить основные принципы освоения художником традиций классической и современной поэзии;
рассмотреть процесс возникновения формы и созидаемого ею
смысла, отраженный в ранней лирике, письмах и прозаических фрагментах Б.Пастернака;
прослезить динамику художественного воплощения эстетической концепции художника, опирающейся на категории "силы" и "символа" ("Охранная грамота");
очертить особый тип субьектно-объектных отношений, специфичных для автора "образа - подобия";
обозначить существенные закономерности поэтики Б.Пастернака 1910-х - 1920-х годов.
Решение поставленных задач потребовало обращения к сравнительно-типологическому и структурно-стилевому методам исследования, а также привлечения культурологического и психологического подходов к рассматриваемому творчеству художника.
Методологическую основу диссертации составляют труды М.Бахтина, Л.Гинзбург, Ю.Лотмана, а также работы Ю.Тынянова. Р.Якобсона. А.Альфонсова, В.Баевского, И.Фоменко, М.Гаспарова, Ю.Левина, И. Смирнова, Й. Фарыно. Принципиально значимыми для .нас - в плане изучения стилевого самоопределения Б.Пастернака - являются работы Л.Флейшмана, А.Ханн, В. Абашева и ряда других русских и зарубежных исследователей. В понимании стиля как структурного принципа поэтики мы опираемся на работы В.Эйдиновой.
В работе впервые рассматривается процесс эстетического и стилевого самоопределения Б.Пастернака и предлагается концепция формирования его поэтики как "органической". Этот аспект изучения творчества художника определяет научную новизну диссертационного исследования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов и выводов в качестве опыта анализа творческой эволюции Б.Пастернака в общих курсах по истории русской литературы XX века;' при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по поэтике в вузовском и школьном преподавании.
Апробация работпы. Материалы диссертации служили основой для докладов на межвузовской конференции молодых ученых России (Екатеринбург, 1995 г.) и на Дергачевских чтениях (Екатеринбург. 1996 г.). Отдельные этапы исследования и его результаты обсужда-
лись на заседаниях кафедры русской литературы XX века Уральского государственного университета, основные положения работы нашли отражение в трех публикациях автора.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Содержание изложено на (42- страницах. Список литературы включает 4. наименований.