Введение к работе
Исторические романы Булата Шалвовича Окуджавы (1924-1997) - неотъемлемая часть литературного наследия поэта и прозаика, репрезентативное явление литературы позднего советского периода. Проза Б. Окуджавы образует художественное единство, представляющее итог историософских исканий писателя, целостную систему взглядов, в основе которой история как присутствие прошлого в настоящем.
Актуальность темы исследования. В начале XXI века особую актуальность приобрел вопрос о природе исторической реальности и истинности исторического знания в контексте глобальной трансформации теоретико-исторических и философских взглядов на историю и специфику ее познания. В связи с этим обращение к историческому роману представляется важным и значимым в свете гуманитарных исследований последнего времени. Изучение судьбы жанра исторического романа в творчестве Б. Окуджавы, с одной стороны, необходимо для уточнения основных тенденций и путей развития истории русской литературы второй половины ХХ века, а с другой, - для понимания современного литературного процесса, поскольку пишущие после Окуджавы оказываются в контексте его жанровых поисков (Ю. Давыдов, Д. Быков, Б. Голлер и др.).
Объектом исследования являются исторические романы Б. Окуджавы «Бедный Авросимов» (1965-1968), «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1969-1970), «Путешествие дилетантов» (1971-1977), «Свидание с Бонапартом» (1979-1983). Кроме того, объектом исследования послужила русская историческая проза 1960-80-х годов: Ю. Давыдов «Глухая пора листопада» (1968), Н. Эйдельман «Лунин» (1970), В. Шукшин «Я пришел дать вам волю» (1971) и др.
Предметом исследования является жанровое своеобразие исторического романа Б. Окуджавы.
Цель диссертационного исследования заключается в определении жанровой специфики произведений Б. Окуджавы, рассмотрении условий и правил взаимодействия традиционной художественной формы и индивидуального сознания автора, а также выделении закономерностей преобразования самой категории жанра исторического романа в творчестве писателя и поэта.
Поставленная цель определяет и основные задачи исследования:
-
Рассмотреть исторический роман Б. Окуджавы как идейно-эстетический феномен русской литературы второй половины XX века.
-
Выявить историософские взгляды Б. Окуджавы, определившие своеобразие художественного мира писателя.
-
Выделить признаки инварианта исторического романа в произведениях Б. Окуджавы для установления способов преобразования жанра писателем.
-
Доказать, что произведения Б. Окуджавы относятся к авантюрно- философской разновидности исторического романа.
-
В ходе анализа исторической прозы Б. Окуджавы рассмотреть особенности поэтики быта, выявить типологические черты героя.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в рассмотрении инвариантной структуры исторического романа Б. Окуджавы; в исследовании контекстуальных связей романов писателя с историко- литературным процессом 1960-80-х годов; в выявлении лирического начала как доминанты исторического повествования Б. Окуджавы; в рассмотрении концепции личности и истории в прозе автора; в изучении ранее не исследованных вопросов поэтики исторических романов Б. Окуджавы таких, как поэтика быта и нарушение гендерного стереотипа. На защиту выносятся следующие положения:
-
-
Русская история XIX века в прозаическом наследии Б. Окуджавы проецируется на современную автору реальность, обнаруживая созвучие удаленных друг от друга эпох.
-
Функции исторических документов в произведениях Б. Окуджавы многообразны: они формируют фабулу, выступают в качестве одного из языков описания ушедшей реальности, являются знаками эпохи. Рефлексия по поводу познавательного потенциала документа приводит писателя к открытию нарративного характера исторических исследований.
-
Вступая в творческий диалог с историческими произведениями Н. Эйдельмана, Б. Голлера, Ю. Давыдова, В. Шукшина и других писателей- современников, Б. Окуджава в своих романах демонстрирует бессилие и зависимость «частного» человека перед исторической действительностью и, вместе с тем, право на «глоток свободы».
-
Б. Окуджава осмысливает прошлое в диалоге с предшествующей литературой, которая наряду с документами и мемуарами является культурно- историческим источником его романов. Аллюзии и реминисценции в произведениях автора становятся особым способом интерпретации истории.
-
Театральность в романах Б. Окуджавы обуславливает особый способ репрезентации истории, предполагает определенную форму отношений человека с миром, проявляется в особом поведении персонажей, структурируемом по модели театрального представления.
-
Исторические романы Б. Окуджавы как пример «прозы поэта» хранят в себе эстетическую «память» о стихе. Поэтическая «составляющая» в романах Б. Окуджавы определяется не только внесением в структуру прозы силлабо- тонического метра, создающего в прозаическом целом аналоги стихотворных стоп («случайные» ямбы), но и наличием лирического героя - носителя главных мировоззренческих концепций. Поэтическую прозу Б. Окуджавы отличает тенденция к циклизации, произведения писателя обретают цельность благодаря системе ассоциативных связей.
Методология исследования обусловлена характером поставленных задач и опирается на системный подход к изучению литературы, который реализуется на основе использования совокупностей методов: историко- литературного, сравнительно-типологического, историко-генетического, социокультурного, а также целостного анализа художественного произведения. Научно-теоретической основой диссертации послужили труды М. Бахтина, Ю. Лотмана, Ю. Тынянова, В. Жирмунского, Р. Якобсона, Е. Мелетинского и др.
Важную роль в формировании общей концепции работы сыграли теоретико- и историко-литературные исследования А. Жолковского, Н. Лейдермана, Ю. Орлицкого, О. Фрейденберг, Н. Тамарченко, В. Шмида, К. Кларк, М. Эпштейна и др. Особую значимость в решении задач имели работы исследователей русской исторической прозы М. Александровой, А. Пауткина, С. Петрова, В. Оскоцкого, Н. Щедриной, Т. Дроновой, В. Юдина, Е. Добренко, В. Малкиной и др. Концептуальными являются работы, посвященные исторической прозе Б. Окуджавы: Г. Белой, С. Бойко, Э. Зобниной, Т. Дроновой и др.
Теоретическая значимость исследования состоит, во-первых, в рассмотрении инвариантной структуры исторического романа Б. Окуджавы, во- вторых, исследование углубляет и уточняет представления об особенностях жанра и поэтики романов Б. Окуджавы, в-третьих, диссертация дает импульс для изучения как исторической прозы в целом, так и художественного мира Б. Окуджавы. Исследование романов Б. Окуджавы позволяет определить новые подходы к изучению феномена прозы поэта в современном литературоведении.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут найти применение как в изучении творчества Б. Окуджавы, так и исторической прозы второй половины XX века. Основные выводы и положения могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по истории русской литературы ХХ века и проведении спецкурсов.
Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования изложены в семи опубликованных работах, были представлены в виде докладов на научных конференциях различного уровня: Международной научной конференции «Русский язык в контексте национальной культуры» (Саранск, 2010), научно-методической конференции IX Герценовские чтения в г. Волхове «Качество образования как одна из составляющих качества жизни российского социума» (2010), VII Международной научно-практической конференции «Современные вопросы науки - XXI век» (Тамбов, 2011), VII Международной научно-практической конференции «Научный прогресс на рубеже тысячелетий» (Прага, 2011), V научной литературной конференции, посвященной творчеству и биографии Б. Окуджавы, «Колдовство и мастерство» (Переделкино, 2011).
Структура работы. Диссертационное исследование изложено на 175 страницах и включает введение, две главы, заключение, библиографию. Библиографический список включает 219 наименований.
Похожие диссертации на Трансформация жанра исторического романа в творчестве Б. Окуджавы
-