Введение к работе
Русская литература издавна устремляла свои взоры к Кавказу. Он манил их красотами величественной природы, загадочностью жизни его народов, «сокровищами поэтически необычайными» (Л.Толстой). Начиная с А. Бестуже ва-Марлинско го, автора «Аммалат-бека» и «Мулла Нура», интерес этот в русской литературе не ослабевал, возрастал. Об этом красноречиво свидетельствует творчество А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и многих других.
Р. Фатуев - один из тех писателей, который, продолжая благородные и благотворные традиции русской классической литературы, обратил свое творческое внимание на героические легенды и предания народов Кавказа, а также на исторические события, происходившие на Кавказе в разное время, начиная с эпохи Тимура до гражданской войны.
Р. Фатуев написал и издал немало рассказов, повестей и романов о Дагестане и других регионах Северного Кавказа l.
Актуальность темы. Творчество талантливого прозаика и драматурга Р. Фатуева мало изучено. Если не считать отдельных обзорных статей, разбросанных в различных сборниках и предисловий к его произведениям, нет сколько-нибудь обстоятельного исследования о его рассказах, повестях, романах на кавказскую тему. Произведения Романа Фатуева до сих пор оставались неизученными в комплексном плане. Мы надеемся, что наше исследование, посвященное теме Дагестана в творчестве этого замечательного писателя, в какой-то мере восполнит имеющийся в науке пробел.
Исследование творческого наследия Р.Фатуева, подзабытого в последние годы писателя, имеет не только научное, но и общественное
1 Фатуев. Р. Дагестанские рассказы. - Пятигорск: Севкавгиз, 1935; Он же: Горцы. Героическая драма. - М.: Искусство, 1940; Кремневое ружье (сб. рассказов). - Махачкала, 1943; Салты. Меседо. Поле // Дагестан в русской литературе. - Махачкала: Даггиз, 1960; Кавказские повести и рассказы. - М.: Сов. Россия, 1960; Родник Саадат //Героические легенды Кавказа. - Грозный: Чеч.- инг. изд-во, 1964; В долине Дагестана (роман). - М.: Сов. Россия, 1968; Дыхание гор (легенды). - М.: Сов. писатель, 1969; В долине Дагестана. - М.: Советская Россия, 1972; Уллубий Буйнакский (повесть). - Махачкала, 1991.
значение, так как в условиях осложнения отношений между кавказцами и некоторой части русской общественности напомнит многим о неизбывной любви русской демократической общественности к Кавказу и его народам, о незабываемых страницах дружбы, солидарности между его народами.
Работа эта позволит вновь осмыслить поучительные страницы истории Кавказа, его героической борьбы в трагические дни иноземного нашествия, неистребимое стремление его народов к свободе, к свету, к добру, к дружбе и согласию в общении с представителями других народов.
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования являются рассказы и повести Романа Фатуева, посвященные дагестанской тематике: о Тамерлане, о Кубачах, Эндирее, о Салтах, о Сафаре Дударове, об У.Буйнакском, а также о певцах и поэтах Сайде из Кочхюра, Иырчи Казаке, о Махмуде.
Предметом исследования явилось идейно-художественное своеобразие изучаемых произведений, основных образов, воплощенных в них.
Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является раскрытие неповторимого своеобразия творчества Р. Фатуева на основе анализа цикла рассказов и повестей, созданных по мотивам кумыкских легенд и преданий об Аксак Темире, чеченской об Эндирее, кубачинской о Кубачах, аварской о гибели Сафара Дударова, а также повестей «Салты» и «Уллубий Буйнакский», написанных на основе исторических событий и архивных материалов. Помимо этого, перед нами стояла задача исследования рассказов и повестей, посвященных знаменитым певцам и поэтам - Сайду из Кочхюра, Иырчи Казаку и Махмуду. Показать умение автора воплощать образы людей с необычной судьбой.
Степень изученности. В предисловии к первому тому двухтомника «Дагестан в творчестве русских писателей» (Махачкала, 1960), подготовленного к изданию У. Далгат и Б. Кирданом, говорилось о демократическом характере изображения русской литературой Кавказа и Дагестана, о том, что передовые русские писатели в своих произведениях воспевали свободолюбие, храбрость, непокорность горцев и сочувствовали их борьбе за свободу и независимость. Своим вниманием к горским народам они вызывали чувство симпатии к русскому народу1.
1 Дагестан в творчестве русских писателей. Т.1. - Махачкала, 1960. -С.5.
Далее отмечалось, что «русская советская литература бережно относилась к развитию лучших национальных традиций каждого народа». Об этом же говорилось в предисловиях к изданным произведениям русских советских писателей на дагестанскую тему. Созданию ими своих произведений предшествовала большая предварительная работа по изучению экономики, природы, фольклора и этнографии дагестанских горцев1.
Обращение к Дагестану большого числа русских советских писателей (Н.Тихонова, К. Паустовского, П. Павленко, Р.Фатуева, Н. Панова, Н. Асеева, Н. Грибачева и многих других) «способствовало тому, что историческое прошлое дагестанских горцев и их героическое настоящее нашли сравнительно полное и всестороннее изображение в русской литературе»2.
Относительно Р. Фатуева в цитируемом нами предисловии говорилось, что его заинтересовала тема русско-кавказской войны и что его как писателя, проработавшего ряд лет в Дагестане, особенно занимает изменение психологии и привычек жителей гор в процессе социалистического строительства (образ Раджаба в рассказе «Базалай»), судьба горца-крестьянина («Поле») и т.д. «Хорошее знание материала позволило Р. Фатуеву ввести в свои произведения ряд интересных художественных, бытовых, историко-этнографических и иных деталей»3.
В предисловии ко второму тому книги «Дагестан в русской
литературе» упоминается повесть Р. Фатуева «Салты»,
опубликованная в журнале «Звезда» (1935, №11). Здесь также отмечается, что в русской литературе не было чувства национальной вражды и религиозной нетерпимости к кавказским горцам, и «особенно убедительно это показано в повести Р.Фатуева «Салты»4.
В числе русских советских писателей, у которых еще с 20-х годов прошлого столетия проявился интерес к теме революции и гражданской войны в Дагестане, назван и Р. Фатуев, создавший «Дагестанские рассказы», «Мост на Азарго», пьесу «Горцы». В них, по мнению составителей, отображена «непримиримая борьба трудящихся
1 Дагестан в творчестве русских писателей. Т.1. - Махачкала, 1960. -
С.25.
2 Там же. -С.25.
3 Дагестан в русской литературе: В 2 т. Т. 1. - Махачкала, 1960. - С. 28.
4 Там же. - С. 32.
со своими угнетателями», а также «созданы образы замечательных борцов за советскую власть»1.
В очерке Р. Фатуева «Дагестанские джигиты» описаны образы героев-дагестанцев, давших отпор врагу, проникшему на Кавказ.
В аннотации от редакции к сборнику произведений Р.Фатуева «Кавказские повести и рассказы» (М., 1964) говорится, что повести и рассказы, опубликованные в книге, представляют собой интересные произведения о жизни и нравах народов Кавказа, что они пронизаны пафосом современности: дружбы между народами, товарищества и братства; что в них нашли отражение новые отношения людей друг к другу, к коллективу, нравственная красота человеческого подвига.
В предисловии известного писателя, лауреата Государственной премии Сергея Бородина к книге Р.Фатуева «Родник Саадат. Легенды» (Грозный, 1964) читатель знакомится с творческой лабораторией писателя. Сообщается о том, как Р.Фатуев, собирая древние легенды, как бы сам присутствовал при их рождении, когда горцы рассказывали ему о примечательных событиях из своей жизни.
В статье «Ключи от замков Кавказа»2, Р.Гамзатов рассказывает об обилии книг о Кавказе и Дагестане в квартире писателя. В статье с неподдельным чувством восхищения рассказывается о том, как на протяжении десятков лет Р.Фатуев методично, упорно собирал все, что касалось прошлого и настоящего Кавказа, начиная от многотомных сборников, отдельных книг и кончая газетными вырезками.
В начале 1991 года профессором А. Ю. Абдуллатиповым и заведующей партархивом Дагестанского обкома КПСС Р.И. Джамбулатовой была обнаружена ранее не публиковавшаяся повесть Р. Фатуева «Уллубий Буйнакский», созданная в 1935 году. В небольшом предисловии к этой повести, составленном издателями А. Ю. Абдуллатиповым и Р.И. Джамбулатовой, рассказывается об Уллубие Буйнакском, чей образ оказался в центре внимания Р.Фатуева. Здесь же представлены сведения о жизни и деятельности автора повести.
Причиной того, что эта повесть в советское время не была опубликована, явилась нетрафаретная трактовка автором образов большевиков подпольного обкома партии Дагестана, погибших от рук деникинцев.
1 Дагестан в русской литературе: В 2 т. Т.1. -Махачкала, 1960. - С. 32.
2 Гамзатов Р. Ключи от замков Кавказа // Верность таланту.
- Махачкала: Дагучпедгиз. 1980. - С. 57.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней автор впервые комплексно анализирует большое количество произведений Р. Фатуева, и это осуществляется в контексте русско-национальных литературных взаимосвязей. На основе анализа конкретного художественного материала диссертант исследует опыт воссоздания картин национальной жизни и национальных характеров представителем русской литературы, умение писателя вкрапливать образную систему народов Кавказа в повествовательную структуру русской литературы.
Методологическая основа работы. В диссертации использованы апробированные в литературоведении методы по отбору и анализу художественного материала, в частности, историко-обзорный и сравнительно-сопоставительный. Методологической и теоретической основой работы послужили труды исследователей русской и дагестанской литературы, монографии, статьи современных литературоведов, а также коллективные сборники, публикации в текущей периодике, посвященные современным процессам в развитии литературы. Диссертант опирался на труды В.Г. Белинского, Г.Н. Поспелова, Р.Ф. Юсуфова, Г.И. Ломидзе, Н.С. Надъярных, а также на работы Н.А. Горбанева, Г.Г. Гамзатова, Г.Г. Ханмурзаева, К.Д. Султанова, К.К. Султанова, К.И. Абукова, А.Ю. Абдуллатипова, З.Н. Акавова, А.М. Вагидова, A.M. Аджиева, Ш. А. Мазанаева и др.
Основной метод исследования - аналитический, ориентированный на изучение идейного содержания и художественной структуры произведений Р.Фатуева. При этом были использованы методы эмпирического (наблюдение, описание, сравнение) и теоретического (абстрагирование, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция) уровней, семантико-стилистический и концептуальный.
Теоретическая значимость настоящего труда заключается в том, что его выводы могут быть использованы при разработке теоретических проблем взаимосвязей различных литератур, освоения инонационального художественного опыта представителями русской литературы, при написании работ по проблемам литературных связей, в деле углубления и конкретизации общетеоретических проблем русско-национальных литературных связей.
Практическая ценность диссертации заключается в том, что наблюдения и выводы, основанные на исследовании легенд, рассказов и повестей Р.Фатуева, расширяют и углубляют концепцию изучения литературных связей на современном этапе в контексте межнациональных отношений и могут послужить полезным
материалом для их укрепления. Работа может служить основой для спецкурсов, читаемых в вузах и педколледжах.
Основные положения, выносимые на защиту:
Исследование цикла кумыкских легенд и преданий об Аксак Темире - Тимуре, представляющих значительный интерес в содержательном и художественном планах.
Анализ рассказов об Эндирее, о Кубачах, о гибели Сафара Дударова, также основанных на народных легендах и преданиях, в которых раскрыты уникальные обычаи и традиции народов Северного Кавказа.
3. Раскрытие идейно-художественного своеобразия повести
«Салты», созданной на архивной и документальной основах,
пронизанной идеями необходимости взаимопонимания и дружбы даже
в условиях вооруженного противостояния.
4. Исследование идейно- художественных особенностей повести
«Уллубий Буйнакский», основанной на подлинных событиях и
воспоминаниях о них. Раскрытие образа главного героя.
5. Осмысление рассказов и повестей о поэтах - Сайде из
Кочхюра, Иырчи Казаке, Махмуде, созданных на основе народных
легенд и преданий. Раскрытие образов гуманистически настроенных
поэтов, противостоящих деспотам.
Апробация диссертации осуществлялась во время выступлений на ежегодных конференциях в Даггосуниверситете, ее обсуждения на кафедре русской литературы, а также в шести публикациях в различных научных сборниках.
Структура и объем диссертации обусловлены значимостью и
неразработанностью произведений Р. Фатуева в монографическом
плане. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и
библиографии. Общий объем составляет 160 страниц основного
текста, 10 страниц библиографии, включающей перечень
произведений писателя.