Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Тобольские губернские ведомости" и литературная жизнь Тобольской губернии 1850 - 1860 - х гг. Костецкая, Екатерина Викторовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Костецкая, Екатерина Викторовна. "Тобольские губернские ведомости" и литературная жизнь Тобольской губернии 1850 - 1860 - х гг. : дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Костецкая Екатерина Викторовна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2013.- 260 с.: ил. РГБ ОД, 9 13-1/487

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. «Тобольские губернские ведомости» как историко литературный факт 19

1.1. Социокультурные предпосылки развития художественной словесности Тобольской губернии к середине XIX в 22

1.2. «Тобольские губернские ведомости» в составе сибирского текста русской литературы 38

1.3. История издания и редакционная политика «Тобольских губернских ведомостей» 46

Глава 2. Ершовская тема на страницах «Тобольских губернских ведомостей» 72

2.1. Литературная биография П.П. Ершова в материалах «Тобольских губернских ведомостей» 72

2.2. П.П. Ершов - предполагаемый автор газеты «Тобольские губернские ведомости» 95

Глава 3. Художественный дискурс в материалах «Тобольских губернских ведомостей» 121

3.1. Художественная словесность в газетных публикациях «Тобольских губернских ведомостей» 121

3.1.1. Фольклорные материалы в «Тобольских ведомостях»: пословицы, поговорки, легенды, сказания, песни 122

3.1.2. Литературно-просветительская деятельность газеты 139

3.1.3. Цитаты, эпиграфы, литературные имена в текстах статей 144

3.1.4. Панегирическая поэзия на страницах газеты 147

3.1.5. Литературная критика 153

3.2. Роль «Тобольских губернских ведомостей» в развитии региональной литературы 171

3.2.1. Художественная специфика газетного очерка середины XIX века как литературоведческая проблема 171

3.2.2. Поэтика биографического очерка в «Тобольских губернских ведомостях» 176

3.2.3. Поэтика пространства в очерковой прозе «Тобольских губернских ведомостей» 186

Заключение 201

Список литературы 205

Приложения 249

Введение к работе

Постановка проблемы и актуальность темы исследования

Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом современного литературоведения к проблемам поэтики локальных текстов, а также к той роли, которую играет региональная периодика в формировании структуры регионального текста. Внимание филологов к провинциальным официальным изданиям объясняется недостаточной изученностью места региональной прессы в региональном и общероссийском литературном процессе. Губернские ведомости долгое время оставались объектом исследования историков, социологов, журналистов и не входили в сферу филологической науки. Однако провинциальная периодика содержит не только богатые историко-культурные данные, но и материалы, которые могут представлять литературоведческий интерес.

«Тобольские губернские ведомости» до сих пор остаются одним из наименее изученных источников сведений о литературной жизни Тобольской губернии второй половины XIX в., в то время как в 1850-60-е годы именно газета была центром литературной жизни губернии. Начальный этап признан лучшим периодом в истории «Тобольских губернских ведомостей». В это время здесь печатались художественно-публицистические статьи различных жанров, начинали складываться первые творческие биографии сибирских писателей, зарождалась местная литературная критика, шло становление стиля краевой литературы, формировалось представление о событийности провинциальной жизни, создавался условный образ региона. С газетой сотрудничали известные сибирские ученые, писатели, публицисты, краеведы, так что изучение газетных материалов позволяет обнаружить новые грани их творчества. Кроме того, рассмотрение ТобГВ в историко-литературном плане дает представление о том, как художественная словесность входила в сознание провинциального читателя. Таким образом, анализ публикаций газеты «Тобольские губернские ведомости» в историко-литературном аспекте позволяет выявить и решить ряд актуальных проблем истории региональной словесности.

В объект диссертационного исследования входят публикации газеты «Тобольские губернские ведомости» 1850-1860-х гг., которые либо содержат сведения историко-литературного характера, либо сближаются с художественной словесностью по жанру и стилю. В основном анализируются статьи неофициальной части, материалы официальной части привлекаются как источник биографических фактов сибирских писателей.

Предмет исследования включает два аспекта проблемы. Первый аспект – установление литературности журналистских публикаций. Предметом исследования служат признаки художественности, которые позволяют рассматривать газетные материалы в качестве литературных фактов. Доминирующим признаком литературности публикаций является тенденция к созданию фикционального мира, новой художественной реальности (В.И. Тюпа). Другим признаком, позволяющим относить газетные материалы к художественной словесности, служит установка на эстетическое восприятие. Приемами реализации этой установки Б.М. Энгельгардт считал «все его <произведения – Е.К.> особенности, все, что выступает в других аспектах как идея, тема, лик автора и пр. и пр.» [Энгельгардт, 2005].

Предмет исследования уточняется в связи с пониманием литературности как исторически подвижной категории. Для объяснения границ литературного и нелитературного ряда Ю.Н. Тынянов ввел в научный оборот понятие «литературный факт». В определенные исторические периоды литературным фактом становятся явления быта, которые раньше к литературе не относились. Быт порождает тексты, способные приобретать художественную значимость. Трансформации внелитературного в специфически литературное представляют проблему, актуальную и для других ученых 1920-х годов (Б.М. Энгельгардт, М.М. Бахтин). Б.М. Эйхенбаум обращает внимание на динамичность литературного факта: «Так, в одни эпохи журнал и самый редакционный быт имеют значение литературного факта, в другие такое же значение приобретают общества, кружки, салоны» [Эйхенбаум, 1987]. Вопрос об исторической обусловленности литературы, сформулированный русскими формалистами, оказал влияние на позднейшие литературоведческие исследования. О динамической природе границ художественной и нехудожественной словесности говорит Ю.М. Лотман: литература никогда не может охватывать собой всю область словесного творчества – всегда есть зона, которая будет рассматриваться обществом как «не-литература», но именно она будет являться источником художественного движения.

Развитием этой идеи можно считать утверждение Ц. Тодорова, что не существует единого понятия литературы, а есть лишь множество литературных дискурсов, выполняющих эстетические функции в различных культурно-исторических контекстах. На значение принципа историзма в изучении границ художественной словесности указывают Д.С. Лихачев, С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров и др. А. Компаньон в работе «Демон теории. Литература и здравый смысл» говорит о постоянном смещении пределов литературы по мере появления новых произведений. В этих условиях, по мнению С.Н. Зенкина, происходит сдвиг в оценке текста, и нелитературное явление обретает литературность. Подобные переходы могут иметь место на разных границах литературы, в том числе на границе с журналистикой.

Журналистика в 50-е гг. XIX в. приобретает значение литературного факта, и периодические издания оказываются в центре литературной жизни. В это время литература испытывает влияние газетных жанров, границы между художественной словесностью и публицистикой становятся прозрачными. Вне литературного контекста газетная статья не имеет большой художественной ценности. Но такой документальный текст становится литературным фактом в определенное время и в определенном месте. То, что выпадает из рамок литературы при статическом подходе, имеет значение в литературной эволюции. В исторической динамике тексты, которые изначально создавалось документальные, укладываются в категорию литературности. В этом смысле статьи «Тобольских губернских ведомостей» 1850-1860-х гг. становятся литературным явлением.

Другим предметным аспектом исследования выступает литературная жизнь Тобольской губернии середины XIX в., отраженная в различных по жанру и тематике публикациях ТобГВ. Систематизация газетных материалов дает возможность судить о специфике литературного процесса в условиях сибирской провинции.

Основными литературоведческими категориями в реферируемой работе служат «литературный процесс», «литературная жизнь», «литературная среда». Под литературным процессом понимается «историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации, страны, региона, мира» [Хализев, 1987]. Также данный термин может означать результат этого движения, итоговую составляющую литературной деятельности, то есть публикации, рецензии, отзывы и т. п. Ю.Н. Тынянов в статье «О литературной эволюции» использовал термин «эволюция литературного ряда» как один из вариантов терминологического обозначения понятия «литературный процесс». Тынянов подчеркивал, что для понимания литературной эволюции важно учитывать не только разнокачественные словесно-художественные произведения, но и формы их бытования: публикации, издания, литературную критику, читательские реакции, запечатлеваемые в эпистолярной литературе и мемуарах.

С категорией «литературный процесс» тесно связано понятие «литературная жизнь», предложенное П.Н. Сакулиным в 1920-е гг. для объяснения механизмов историко-литературного процесса. П.Н. Сакулин рассматривает «литературную жизнь» как комплекс социально-культурных явлений. В его состав входят литературные произведения, литературные направления и сами художники слова, а также читатели, критики и теоретики. Одним из компонентов литературной жизни Ю.Н. Тынянов считал «литературную среду», которая в широком смысле объединяет всех, кто связан с литературой, то есть писателей, критиков, переводчиков, редакторов, издателей, журналистов и т.п.

Современные литературоведы признают значимость изучения литературной среды для исследования литературы в целом (Ю.М. Лотман) и, в частности, для определения специфики региональной литературы (Б.А. Чмыхало, В.В. Абашев, В.П. Лукьянин, Е.К. Созина, К.В. Анисимов, Л.С. Соболева, М.П. Абашева и др.). В этом смысле «Тобольские губернские ведомости» могут рассматриваться как ядро литературной среды региона. Вокруг газеты в середине XIX в. сосредоточились творческие силы Тобольской губернии. Под влиянием публикаций ведомостей формировалось местное «культурное гнездо». Несмотря на официальный характер, газета была центром региональной художественной словесности, оказывала влияние на литературные вкусы читательской аудитории.

Целью диссертационной работы является установление историко-литературной значимости «Тобольских губернских ведомостей» 1850-1860-х гг., которые при отсутствии других печатных изданий начинают выполнять изначально несвойственные для официального повременного издания функции литературного органа.

Цель диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

  1. систематизировать историко-литературные материалы, представленные в газете «Тобольские губернские ведомости» с 1857 г. по 1870 г.;

  2. установить принципы, которые позволяют рассматривать публикации официальной газеты «Тобольские губернские ведомости» как явление художественной словесности;

  3. показать стилевую общность газетных и художественных текстов, автором которых может являться П.П. Ершов;

  4. проанализировать в коммуникативно-дискурсивном аспекте материалы газеты «Тобольские губернские ведомости», которая в 1850-60-е годы выполняла в Тобольской губернии функции посредника между литературой и читателем;

  5. выявить роль газеты «Тобольские губернские ведомости» в создании литературных репутаций П.А. Словцова, П.П. Ершова, Н.А. Абрамова и мифологизации географического пространства Сибири.

Теоретическо-методологической базой исследования стали труды отечественных литературоведов в области изучения исторически подвижной категории литературности – Ю.Н. Тынянова, Б.М. Эйхенбаума, Б.М. Энгельгардта, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, М.М. Бахтина, С.С. Аверинцева, М.Л. Гаспарова, С.Н. Зенкина и др.; работы Б.И. Есина, М.Н. Кима, Л.М. Майдановой, М.И. Стюфляевой, в которых газета рассматривается как литературный источник; а также исследования, посвященные различным аспектам специфики региональной словесности: И.М. Гревс, Н.К. Пиксанов, Н.П. Анциферов, Ю.М. Лотман, П.В. Купреяновский, В.В. Абашев, Е.Н. Эртнер, в том числе работы, посвященные вопросу о специфике литературы Сибири: Б.А. Чмыхало, В.И. Тюпа, А.С. Янушкевич, К.В. Анисимов, Е.К. Созина, В.П. Лукьянин и др. Методологическое значение для понимания литературности газетных публикаций в сибирской печати имеют труды, посвященные исследованию сибирского текста русской литературы: К.В. Анисимов, А.С. Янушкевич, Т.Л. Рыбальченко и др.

В историко-литературном плане исследование ориентировано на работы Л.М. Лотман, В.И. Кулешова, Ю.В. Манна, Г.Ю. Стернина, А.Г. Дементьева, Ю.М. Проскуриной, которые посвящены изучению литературного процесса середины XIX в. В исследовании литературной жизни Сибири 50-60-х гг. XIX в. мы опирались на труды А.И. Дмитриева-Мамонова, Л.Г. Беспаловой, М.К. Азадовского, Ю.С. Постнова, В.Г. Уткова, В.Н. Волковой, Е.Н. Коноваловой, Е.И. Дергачевой-Скоп и др.

Исследование комплекса газетных публикаций осуществляется с помощью описательного, системного, историко-функционального, сравнительно-исторического методов изучения литературных явлений.

Степень изученности проблемы. Материалы региональной периодики активно привлекаются для реконструкции и анализа историко-литературного процесса русской провинции (см. труды И.В. Мироновой, Л.Г. Чащиной, А.А. Сидякиной, О.К. Лесничевой и др.). В ряде диссертаций последних лет рассматривается отражение литературной жизни края в Тверских (И.В. Миронова), Новгородских (Е.В. Иванова), Ставропольских (О.А. Лоткова), Вятских (А.А. Вахрушев) губернских ведомостях. Вопрос о жанровой природе художественно-публицистических и литературно-критических статей, публиковавшихся в губернской печати, стал предметом исследования Е.Г. Власовой, Ю.В. Лучинского, О.А. Болтуц, Т.Н. Масальцевой и др.

Тобольская периодика XVIII–XIX вв. также неоднократно рассматривалась исследователями литературы Сибири. Но в первую очередь речь шла о литературно-документальных изданиях рубежа XVIII–XIX вв. (Д.В. Ларкович, О.В. Зырянов). «Тобольские губернские ведомости» как явление истории литературы представлены в трудах Н.Н. Александровой, Ю.Л. Мандрики, Е.Н. Коноваловой. В работе «Книгоиздание Тобольской губернии (вторая половина XIX - начало XX в.)» Е.Н. Коновалова анализирует библиографические материалы «Тобольских губернских ведомостей». Предметом исследования Н.Н. Александровой служит общественная жизнь Тобольской губернии, и «Тобольские губернские ведомости» привлекаются автором как исторический источник. Научные изыскания Ю.Л. Мандрики по изучению истории, редакционной политики, авторского корпуса, структуры газеты «Тобольские губернские ведомости» освещают журналистскую специфику издания и являются базовыми для историко-литературной концепции нашего исследования. Изучение публикаций газеты «Тобольские губернские ведомости» в литературоведческом аспекте ведется Т.П. Савченковой, однако оно ограничивается журналистским творчеством П.П. Ершова.

К.В. Анисимов рассматривает отдельные материалы «Тобольских губернских ведомостей» в составе сибирского текста русской словесности наравне с художественными произведениями (хронотоп Сибири, формирование образа писателя-патриота и сибирского просветителя на примере творчества П.А. Словцова).

Научная новизна исследования заключается в максимально полном и системном анализе материалов «Тобольских губернских ведомостей» как источника для реконструкции литературной жизни Тобольской губернии 1850-60-х гг. Новизна исследования состоит также в изучении художественных приемов, которые придают литературный характер текстам официальной газеты. В контексте русской литературы середины XIX в., когда публицистика становится «литературным фактом», документальные материалы газеты «Тобольские губернские ведомости» 1850-60-х гг. обнаруживают черты художественности и читаются как литературные.

Теоретическая значимость диссертации заключается в применении теоретической категории «литературности» к исследованию большого корпуса газетных текстов; в установлении специфики функционирования литературно-художественного дискурса на страницах официального периодического издания.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В середине XIX в. «Тобольские губернские ведомости» стали центром культурной жизни, средоточием литературных сил Тобольской губернии – изданием, где находило выражение самосознание сибиряков. Ко времени появления «Ведомостей» в Тобольске уже сложился литературный фон: были творческие люди, способные стать корреспондентами местной газеты; имелся опыт издания первых сибирских журналов; у читателей возник интерес к собственной истории и литературе.

  2. Оставаясь долгое время единственным периодическим изданием в губернии, «Тобольские губернские ведомости» выполняли несвойственные официальной печати функции литературного и литературно-критического органа. Газета играла роль информационного посредника между русской словесностью и жителями провинции, в том числе формировала литературные репутации местных писателей – П.А. Словцова, П.П. Ершова, Н.А. Абрамова и др.

  3. Историко-литературные материалы «Тобольских губернских ведомостей» обнаруживают художественные принципы, свойственные литературе 1840-60-х гг. Существуя на границе художественного и документального дискурсов, краевая газета становится частью сибирского текста. В публикациях проявляют себя признаки художественного творчества: авторский стиль, образность, мифологизация хронотопа Сибири, направленность на эстетическое восприятие газетного материала. В стиле ряда газетных публикаций обнаруживается сходство с художественными, публицистическими и эпистолярными произведениями П.П. Ершова.

  4. В очерках «Тобольских губернских ведомостей» середины XIX в. начинается формирование художественной идеологии сибирского пространства, вырабатывается поэтика художественно-документального описания сибирских реалий. Газета демифологизирует образ Сибири, каким он предстает в центральной печати, и создает свои, региональные мифы.

Апробация работы проводилась в форме докладов на восьми научных конференциях: международных – «II Кодуховские чтения» (5-6 мая 2010 г., Ишим), «Экология языка на перекрестке наук» (2011 г., Тюмень); всероссийских – «XXIV Менделеевские чтения «Образование и культура как фактор развития региона»» (26–28 ноября 2009 г., Тобольск), «Православие и русская культура: прошлое и современность» (21–23 мая 2009 г., Тобольск), «Традиционные ценности и современный мир» (20 октября 2012 г., Тюмень); окружных – «Наука и инновации XXI века» (26-27 ноября 2009 г., Сургут) и «Наука и инновации XXI века» (1-2 декабря 2011 г., Сургут); региональной – «XXX Менделеевские чтения» (27 февраля 2009 г., Тобольск).

Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры русской литературы Тюменского государственного университета. По теме исследования опубликовано тринадцать работ, среди них две – в издании, рекомендованном ВАК.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в вузовских курсах по истории русской литературы XIX в. и в специальных курсах по истории региональной литературы и журналистики.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Социокультурные предпосылки развития художественной словесности Тобольской губернии к середине XIX в

Понимание роли «Тобольских губернских ведомостей» в истории литературы Сибири во многом зависит от решения ряда актуальных проблем, поднятых современными исследователями русской сибирской словесности.

Важнейшими из них являются проблемы самоопределения литературы Сибири и хронологии сибирского текста русской литературы. Сегодня нет однозначного представления о начале литературной истории Сибири в целом и о ранних этапах литературной жизни Тобольской губернии - в частности. Наиболее распространено мнение, что к середине XIX в. Тобольск выступает уже одним из крупных очагов просвещения и культуры Сибири: «Общеизвестны факты, свидетельствующие о раннем развитии в Сибири местных культурных очагов, в создании которых активное участие принимали представители местной интеллигенции ... Такие очаги существовали в Тобольске, Иркутске, Нерчинске и других городах»1.

По мнению ряда исследователей в Тобольске конца XVIII - середины XIX вв. формируется культурный центр, и обнаруживаются многие признаки «культурного гнезда»2, отмеченные Н.К. Пиксановым: привязанность к конкретному историческому времени и пространству; преемственность поколений и наличие связей в обществе (творческих объединений, обществ различной направленности); наличие круга деятелей в духовной сфере и общественное признание их работы по формированию культурного пространства; взаимодействие различных сторон многогранного духовного творчества; сочетание самостоятельности и ориентации на столичные культурные процессы; растущее самосознание, чувство местного патриотизма.

По словам Ю.М. Лотмана, в XIX в. ядром культурной жизни провинции была местная интеллигенция, из среды которой вырастали писатели . На развитие культуры Сибири положительным образом влияло духовенство и купечество, выполняя в условиях Сибири ту же роль, которую играло в центральной России дворянство. Заинтересованное в изучении края, его природных ресурсов, экономики и истории, купечество содействовало развитию в литературе Сибири краеведческих и просветительских начал. Представители различных сословий (купцы, духовенство, ремесленники) собирали домашние библиотеки, выписывали из центральной России главнейшие периодические издания, приобщались к чтению краеведческой, исторической и политической литературы. Рост грамотности населения, развитие просвещения, торговли и промышленности в Тобольской губернии обусловили появление публичных библиотек, а также библиотек при гимназиях, клубах, обществах, музеях. Библиотеки становятся культурными центрами и играют значительную роль в образовании сибиряков. Развивается театральная и музыкальная культура города.

В Тобольске появляются деятельные личности и творческие объединения (общественные, религиозные, научные, художественные), способствующие формированию самосознания провинциального жителя и приобщению его к европейской духовной культуре. Л.С. Соболева в статье «Концепт «культурное гнездо»: возврат из забвения» обращает внимание на одновременное существование в Тобольске нескольких художественных традиций, взаимодействующих друг с другом: «В Тобольске просветительская традиция поддерживается и творчески воплощается коллективом авторов "Иртыша, превращающегося в Ипокрену" и другими журналами, по-прежнему активен Софийский митрополичий дом, историческая летописная работа, камнерезная мастерская»1.

Появление в 1789 г. первой частной типографии купца Василия Корнильева стало настоящим культурным событием для Тобольска. Исследователи неоднократно подчеркивали значение тобольской типографии в истории Сибири . С ее деятельностью связаны первые литературные и журналистские опыты сибирских авторов. С основанием типографии начал выходить журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», редакцию которого составили преподаватели открытого в этом же году Главного народного училища Тимофей Михайлович Воскресенский, Иван Борисович Лафинов, Василий Яковлевич Прутковский и Иван Андреевич Набережний. В предисловии к первому номеру журнала говорилось, что он издается с целью «доставить учителям свойственное званию их упражнение»3. Активно участвовали в издании журнала ссыльный поэт П.П. Сумароков, губернский прокурор И.И. Бахтин, учителя народного училища Т.М. Воскресенский, И.Б. Лафинов, Н.А. Набережний, воспитанник народного училища И.Л. Трунин и др. Как отмечает Ю.М. Лотман, в группе «тобольских поэтов» объединяющими условиями служат «принадлежность к одному, в достаточной мере расплывчатому культурному «гнезду», и деятельность в журнале «Иртыш.. .»4.

Т.Н. Соболевская в статье «Тобольская типография Корнильевых» обращает внимание на то, что вопрос об организаторах и издателях журнала «Иртыш...» не имеет однозначного ответа . Большинство исследователей придерживается мнения, что фактическим руководителем журнала был П.П. Сумароков (М.К. Азадовский, Д.В. Ларкович)1. Эта традиция во многом идет от истории жизни писателя, написанной его сыном Петром Панкратьевичем, а также биографии А.Н. Радищева, опубликованной его сыновьями. В.Г. Утков центральную роль в издании журнала отводит И.И. Бахтину2.

Первый сибирский журнал выходил в Тобольске с сентября 1789 г., затем первые восемь месяцев 1790 г. и после четырехмесячного перерыва - с января 1791 до 1792. Всего вышло 24 номера журнала. Редакция «Иртыша...» ставила перед собой широкие учебные задачи. Ученик Главного народного училища, впоследствии автор «Иртыша...» Иван Трунин приветствовал издание журнала стихами:

Цвети, Сибирь, и украшайся Наук начальным сим плодом...

Этими строками поэт выразил главное назначение журнала - служить наукам и искусству. Журнал способствовал распространению просветительских идей в Сибири. Авторы стремились создать не провинциальный, а просветительный орган: через образцы светской беллетристики, научные рассуждения, объяснения законов природы, нравоучительно-философские рассуждения, проповеди, сочинения в духе французских энциклопедистов они приобщали сибирского читателя к европейской культуре.

«Иртыш, превращающийся в Ипокрену» разнороден по составу. Исследователь сибирской печати, один из корреспондентов Тобольских губернских ведомостей, Тоболяк, в статье «Столетие сибирской печати» (1889) делит все литературные произведения «Иртыша» на прозаические -оригинальные, переводные - и поэтические. Однако Тоболяк критически оценивает оригинальные труды сибирских авторов, называя их однообразными, скудными, отвлеченными1.

Журнал совмещал в себе черты литературного и нравоучительного изданий, развивая традиции сатирических журналов И.А. Крылова и Н.И. Новикова 1770-х гг. Прямым продолжением новиковских журналов можно считать периодически печатавшуюся на страницах «Иртыша...» рубрику «Политический вестник», в которой обсуждались актуальные общественные вопросы. В журнале были представлены преимущественно поэтические жанры (поэма, ода, послание, стихотворная сказка, басня). По словам, М.Г. Альтшуллера, «журнал активно вмешивался в общественную жизнь Сибири» , публикуя сатиры на местную власть. Их авторами были Н. Сумарокова, И. Лафинов, Д. Дягилев, И. Трунин, И. Бахтин, П. Сумароков и др.

Деятельным сотрудником «Иртыша...» был Панкратий Платонович Сумароков. В Тобольске происходит становление П.Сумарокова как поэта: от подражания он переходит к оригинальному творчеству (пишет в жанрах стихотворной сказки, басни, эпиграммы, оды). По мнению Д.В. Ларковича, П.П. Сумарокову в журнале принадлежала роль лидера: «Он стимулировал творческую активность остальных участников «Иртыша» и ... был для них образцом поэтического мастерства»3. В журнале помещено до 20 стихотворений и 28 эпиграмм и эпитафий Сумарокова.

Литературная биография П.П. Ершова в материалах «Тобольских губернских ведомостей»

За все время существования «Тобольских губернских ведомостей» ершовская тема лишь изредка находила отражение на их страницах. Редакция ТобГВ не ставила задачи освещать литературную жизнь региона. Уделяя большее внимание реконструкции сибирской истории, наполняя газету символическими именами исторических личностей (Ермак, Матвей Гагарин, Филофей Лещинский и др.), «среди современников "Ведомости" не видят или не смеют видеть тех, кто со временем, пожалуй что, и затмит героев прошлого»1. Действительно, «губернская шкала ценностей особого рода: здесь Николай Степанович Пиленков затмевает своего неудачливого племянника Петра Павловича Ершова», «Ф.М. Достоевский - только "политический преступник", которому "дарованы некоторые права по происхождению", П.А. Словцов - "член попечительного о тюрьмах комитета", П.П. Ершов - коллежский советник, цензор неофициальной части "Тобольских губернских ведомостей", один из многих кавалеров ордена Станислава, получивший его всего лишь за "выслугу лет"» .

При всем том имя П.П. Ершова является знаковым для Тобольска и поэтому не могло не попасть на страницы «Губернских ведомостей». Но в первые годы издания газеты упоминания о Ершове-художнике совсем не встречаются. В это время П.П. Ершов сам исполнял обязанности цензора и редактора неофициальной части и потому не имел возможности печататься в местной газете. Этот факт подчеркивает Ю.Л. Мандрика, ссылаясь на Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862 год: в соответствии с распоряжением от 6 апреля 1848 г. цензор не должен участвовать в редакции периодических изданий1.

Однако известно, что в конце 1850-х гг. Ершов публиковался в столице. В 1857 г. в «Живописном сборнике замечательных предметов из наук, искусств, промышленности и общежития», издаваемом А. Плюшаром и В. Генкелем, выходят «Осенние вечера». Небольшая пьеса «Кузнец Базим, или Изворотливость бедняка» напечатана в «Сборнике литературных статей, посвященных русским писателям памяти покойного книгопродавца-издателя Александра Филипповича Смирдина». Почти одновременно с «Кузнецом Базимом» в журнале А. Плюшара «Весельчак» выходит в свет подписанная тремя звездочками небольшая поэма «Нос» с подзаголовком: «Лиро-эпическое произведение, исполненное поэзии и философии» . Комментируя эту ситуацию, Н.М. Ядринцев писал: «Удивительно, что пребывание Ершова, просвещеннейшего литератора, с 1836 по 1869 г., ничем не выразилось в местной печати»3.

Имя Ершова появляется на страницах официальной части газеты «Тобольские губернские ведомости» в связи с награждениями и перемещениями по службе. Газета сообщает о деятельности Ершова-чиновника: в 1857 г. он определен членом Совета по учебной части (ТобГВ 1857: 54), в 1861 г. награжден орденом Святого Станислава (ТобГВ 1862: 26), в 1863 г. уволен из Совета Тобольской женской школы (ТобГВ 1863: 11).

В неофициальной части губернской газеты за 1857-1858 гг. имя Ершова можно встретить только в подписи большинства номеров: «Печатать позволяется. Рассматривал неофициальную часть ведомостей, Директор училищ Ершов», «Печатать позволяется. Цензор, Директор училищ Ершов». В № 40 (1 октября) ТобГВ за 1858 г. в последний раз появляется его цензорская подпись. По мнению Т.П. Савченковой, в это же время заканчивается журналистская работа П.П. Ершова в тобольской газете, результатом которой было появление ряда статей на тему культурной жизни, образования и просвещения Сибири, написанных под псевдонимами Житель Тобольска, Любитель, Тобольский житель1.

После завершения сотрудничества П.П. Ершова с газетой целое десятилетие вплоть до 1868 года «ершовская тема» не находила отражения в публикациях неофициальной части. Этот факт был отмечен В.Г. Утковым: «...среди фамилий тоболяков, принимавших участие в различных официальных собраниях, вечерах и т.п., сведения о которых опубликованы в "Тобольских ГВ" с 1862 по 1869 год, нигде не встречается фамилия Ершов» . Данное замечание не совсем точно: Ершов упоминается в списке благотворителей литературно-музыкального вечера, проведенного в 1863 г. . По мысли В.Г. Уткова, события жизни поэта способствовали такому затишью. В это время П.П. Ершов отстранился от чиновничьего круга, общественных мероприятий, последние годы провел в окружении семейства, уйдя в религию, переживая материальные трудности и страдая от болезни.

В 1869 г. П.П. Ершов посчитал долгом откликнуться на выдающееся событие - посещение Тобольской губернии великим князем Владимиром Александровичем в июле 1868 г., написав приветственные стихи великому князю и заблаговременно направив их высокому адресату в Омск. Стихи были приняты благосклонно: «Когда великий князь доехал до Тобольска и встретился с Ершовым, то почва для милостивого общения была уже подготовлена» . Программа пребывания августейшего гостя в Тобольске включала и осмотр гимназии в присутствии ее бывшего директора.

«Тобольские губернские ведомости» от 27 июля 1868 г. сообщали о посещении Владимиром Александровичем губернской гимназии: «Здесь же представлен был великому князю г. генерал-губернатором бывший директор Тобольской гимназии Ершов, которого его высочество благодарил за поднесенное ему в г. Омске стихотворение, сказавши, что читал его с наслаждением, причем выразил сожаление, что в настоящее время известной его сказки "Конек-Горбунок" нет в продаже, на что г. Ершов объяснил, что готовится новое издание её»1.

Стихотворение Ершова, заслужившее одобрение августейшего адресата, не было своевременно опубликовано в местной периодике. Оно было напечатано лишь после смерти автора в подготовленном А.К. Ярославцовым «биографическом воспоминании» о своем университетском товарище. К.В. Ратников полагает, что причины этого связаны не с внутриредакционной политикой губернской прессы, а скорее с обстоятельствами личной биографии самого Ершова. Ко времени написания стихотворного приветствия «Его императорскому высочеству великому князю Владимиру Александровичу на случай прибытия его в Западную Сибирь», ставшего последним поэтическим произведением Ершова, поэт был уже тяжело болен водянкой, от которой и умер спустя год с небольшим, 18 августа 1868 г. Физические силы истощались, у Ершова не оставалось уже ни возможности, ни желания хлопотать о публикации своего стихотворения .

Представляя собой традиционный по жанровой форме панегирик в честь особы императорского дома, стихотворение Ершова примечательно прежде всего выражением искренней радости от осуществления давнишних надежд на благотворные реформы в жизни страны:

И всё, что видел я как будто райский сон, И всё, чего желал душою восхищенной, Всё то уже свершил посланник неба, он, Державный твой отец, на благо полвселенной!1 Автобиографические мотивы отчетливее звучат в центральных строфах стихотворения, где чередуются мотивы верноподданнической любви и увядания жизненных и творческих сил:

Теперь, на склоне дней, слабеющей рукой Я вновь беру перо, с слезой в глазах нежданной, Чтобы приветствовать, в стране моей родной, Тебя, высокий гость, и твой приход желанной. Но взор пытующий напрасно смотрит вдаль, Его ослабила тяжелой жизни битва; И смутно видится грядущего скрижаль; И вещей речи нет, - одна в устах молитва . Так, в жанр панегирической оды входят мотивы иного жанра - элегии, более свойственного лирике П.П. Ершова. По мнению К.В. Ратникова, письма Ершова предшествующих лет к друзьям и родным объясняют причины отхода поэта от литературного труда, свидетельствуя не только о материальных трудностях, но и о его идейном неприятии резко критического направления литературного процесса 1860-х гг. В подтверждение исследователь приводит цитаты из ершовских писем этого времени: «Играть на лире, - выражаясь словами прежних поэтов - очень хорошо под безоблачным небом, когда над головою сень яблони, с которой яблоки сами падают в рот. А тут до пения ли, когда не знаешь, чем извернуться месяц на скудной пенсии с громадой ребят» (В .Я. Стефановскому, тюменскому окружному начальнику. Январь 1865); «Приходит иногда желание перебраться в Питер или в Москву, чтобы к своей пенсии приложить еще лепту от литературных трудов.

Литературно-просветительская деятельность газеты

Просветительская деятельность провинциальной печати пробуждала в обществе интерес к национальной культуре, истории, литературе. В этом смысле значителен вклад сотрудников газеты «Тобольские губернские ведомости» в дело становления журналистского и литературного творчества. Художественная литература проникала в читательскую среду через неофициальную часть тобольских ведомостей с помощью различных приемов: среди них включение в текст газетной статьи эпиграфов и цитат из художественных произведений, упоминания на страницах газеты литературных имен, освещение событий литературной жизни.

В середине XIX в. столичные корреспонденты писали о том, что Тобольская губерния «прозябает и спит непробудным сном», непросвещенные провинциальные обыватели не интересуются политикой, искусством, литературой. Еще в конце 1850-х гг. подобные характеристики местной жизни встречались и в статьях сотрудников ТобГВ, однако заявляют о себе и иные тенденции: «Потребность чтения заметна везде и особенно ощутительна в городе, так небогатом публичными увеселениями, как наш Тобольск. Жаждой чтения особенно страдает класс молодых людей .. . »1.

В начале 1860-х гг. корреспонденты все активнее пишут о развитии библиотечного дела, об оживлении литературной жизни в губернских городах: «В Тюмени довольно читают и не без пользы: есть несколько частных библиотек, ... есть даже нечто в роде публичной библиотеки в лавке купца Колмакова, есть при училище библиотека ... » . Положительные отзывы сотрудников вызывает рост числа губернских библиотек, что свидетельствует о развитии просвещения в Сибири: «Учебное ведомство учреждением в городах Тобольской губернии публичных библиотек открыло местным жителям доступ к самообразованию, облегчило для простого народа путь к разумной жизни»1.

В деле просвещения «Тобольские губернские ведомости» играли важную роль. Используя различные методы, редакция газеты вела работу по распространению литературы среди населения. Постоянная рубрика неофициальной части «Библиографические известия» была одним из инструментов такой пропаганды. В этой рубрике регулярно сообщалось о новых книгах и журналах, на которые была объявлена подписка. Среди библиографических новостей экономического, политического характера выделяются известия о вышедших в печать литературных новинках. Объявления знакомили читателя с авторами, произведениями, программами литературных газет и журналов в рекламных и просветительских целях.

Газета предлагала провинциальному читателю подписаться на издания, предназначенные для взрослого и детского чтения. Периодические издания, ориентированные на взрослого читателя, определяли свои задачи следующим образом: «дать народу нравственную пишу», «занять ум народа достойными предметами» . Например, сообщая о содержании журнала, редакция «Народного чтения» особое внимание обращает на такие отделы, как «Литературные беседы и рассказы», «Очерки нравов и сатирические статьи», «Стихотворения», которые должны содействовать пробудившейся в народе потребности в чтении. В названии большинства предлагаемых журналов и газет было заявлено о том, что они широко освещают вопросы общественной жизни («Век, общественно-политический и литературный журнал»; «Северная пчела, газета политическая и литературная» и др.).

Пропаганде детской литературы на страницах газеты «Тобольские губернское ведомости» также уделялось немало внимания, что было связано с интенсивным развитием детской журналистики в середине XIX в.

Комментируя содержание детской периодической литературы, Н.А.Добролюбов в 1859 г. писал о разнообразии детского чтения: «Такого богатства у нас до сих пор не бывало» . Детские журналы «Собеседник», «Звездочка», «Лучи», ставшие предметом критического «Обзора детских журналов» Н.А. Добролюбова, благодаря библиографическим заметкам нашли своего читателя среди сибирских жителей.

Раздел «Библиографические известия» знакомил тоболяков с детской книгой. Например, из рекламного объявления «Первая книга для чтения после азбуки (составлена Ксенофонтом Полевым)», читатели газеты могли узнать названия произведений, подходящих для детского чтения: «Басни: Чужая беда (Хемницера); Любопытный, Обоз, Стрекоза и муравей, Гуси (Крылова); Полевой цветок и гвоздика; Петух, кот и мышь (Дмитриева). Стихотворения: Перелетная птичка (А.Пушкина), Овсяный кисель (Жуковского). Проза - Мурад несчастный - турецкая сказка (перевод Жуковского)» .

Перечень произведений, полезных для взрослого чтения, можно было встретить, кроме библиографических объявлений, в отчетах благотворительного общества. Так, книги, пожертвованные общине сестер милосердия в 1861 г., говорят о читательских предпочтениях местных жителей. Из отечественной литературы читали роман «Асмодей нашего времени» В. Кочки (В.И. Аскоченского), комедию «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Карамзин Николай Михайлович, его биографический очерк и значение сочинений» А. Старчевского. Из литературы развлекательного характера - сборник повестей, анекдотов, пословиц и поговорок «На всякое время, в добрый час. Нечто вроде фельетона» П. Смирновского. Помимо русской литературы, обращались к чтению произведений иностранных авторов, среди которых были популярны «Дон-Жуан» и «Мазепа» Байрона.

В газете регулярно сообщалось о проведении собраний для чтения и литературных вечеров. Н. Чукмалдин в статье «Из Тюмени» сообщает о благородных начинаниях жителей - читать «русские журналы, в роде Русского Слова, Современника и книги в роде истории XIX века Гервинуса»1. Березовцы на литературных вечерах не раз делали попытки читать повести и критические статьи. Так, на одном из собраний «для чтения была выбрана статья из журнала "Русское слово" "Пушкин и Белинский" сочинения Писарева» , которую под шум и гам дочитали только любители, так как утомленные дамы от чтения перешли к карточной игре.

Корреспондент из Туринска рассказывает о программе литературно-музыкального вечера, вторым отделением которого было чтение стихотворения Н.А. Некрасова «В дороге», отрывка из произведения «По сибирским дорогам» И.И. Завалишина, отрывка из очерка «Русские лгуны» А.Ф.Писемского. В 1863 г. литературная жизнь в Березове оживилась благодаря проведению первого литературно-музыкального вечера. А. Иконников сообщает, что в программу вошли стихотворения «Косарь» Алексея Васильевича Кольцова и «Песня Еремушке» Николая Алексеевича Некрасова. Для чтения также на вкус публики подобрали пьесы комического характера: «В этом роде прочитаны были "Обоз" Успенского, "Рассказ петербургского дядюшки" из романа "Старое старится, молодое растет" Потанина, "Повесть о капитане Копейкине" Гоголя»3.

Журналисты сожалели, что серьезные литературные вечера не становились традиционными, так как публика отдавала предпочтение развлекательным мероприятиям. «Видно, что подобные удовольствия не составляют еще насущной потребности общества» , - говорит о трудностях устройства литературных вечеров курганский корреспондент под псевдонимом Б. Об этой же проблеме пишет в газету Н. П-ровский из Березова: «Литературных вечеров ... у нас решительно не стало, картежные вечера поглотили все время, годное для доброго дела»1.

Воспитанием литературного вкуса сибиряков занимались учителя словесности, которые знакомили детей с сочинениями «лучших наших писателей, как то: Карамзина, Крылова, Жуковского, Некрасова, Гоголя и проч.» . Через газету, в заметках о преподавании словесности в учебных заведениях, педагоги рассказывали читателям о принципах и программах обучения. Методика преподавания словесности в Тобольской гимназии учителя Плотникова предполагала строгий отбор материала для изучения всеобщей и русской литературы. По мнению словесника, получение знаний о литературных именах и названиях сочинений не главная задача предмета литературы. Важна воспитательная роль словесности - на примере творчества замечательных писателей «возбудить в молодом человеке любовь ко всему прекрасному, истинному и доброму, любовь к знанию, труду, к подражанию высоким образцам» . В связи с этим говорится о необходимости обновления и пополнения школьной библиотеки: «сочинения Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Записки охотника Тургенева и т.п. нужно иметь в нескольких экземплярах» .

Поэтика пространства в очерковой прозе «Тобольских губернских ведомостей»

Важнейшей задачей, на решение которой были направлены усилия сотрудников «Тобольских губернских ведомостей», можно считать формирование художественной идеологии сибирского пространства. Современная и историческая Сибирь в многочисленных публикациях губернской прессы обретает смысл, формульность. Семантика места закрепляется в системе художественной топики. При этом вырабатывается и собственная поэтика художественно-документального описания сибирских реалий.

Современные исследователи неоднократно обращали внимание на необходимость и плодотворность структурно-семиотического подхода к изучению региональных текстов. Исходным здесь является тезис В.Н. Топорова «пространство есть текст» . На региональном уровне литература рассматривается как детище определенного места, которое тематизируется в качестве вещи-символа и в качестве текста . Обозревая материалы первых сборников конференции «Литература Урала: история и современность», И. Козлов говорит о роли места и среды в определении принципа региональное литературы: «Место, ландшафт, окружающая среда (мистически обнимающая и проникающая сознание человека) не создают ли особенной литературы? Ведь в этом случае ярлык провинциальности как культуры «второго сорта» меняется на титул региональное»1.

Структурно-семиотический подход к изучению регионального литературного наследия представлен в трудах В.В. Абашева. В соответствии с логикой исследователя необходимо «увидеть слово на фоне места, понятого в его собственной поэтике или геопоэтике». В.В. Абашев подчеркивает, что изучение литературы региона только во временном, историческом аспекте обнаруживает на местном уровне лишь повторение общих тенденций. Поэтому целесообразно рассматривать литературную жизнь и в пространственном отношении, понимая территорию как часть культурной среды . Со временем место накапливает культурные смыслы, приобретает свою символику, обретает свой язык, свою поэзию. Локальная семиотика начинает работать как самостоятельный аспект среды и начинает оказывать влияние на человека и различные культурные практики.

Идеи современных исследователей региональных текстов во многом инспирированы трудами Н.П. Анциферова. По его словам, душа составляет основу образа города, который исторически развивается: «...смена эпох создает постоянно меняющийся - текучий образ города и вместе единый в чем-то основном, составляющем его сущность как органического целого»3. Н.П. Анциферов предлагает исследовать образ города через познание его внешнего облика (анатомии, физиологии) к постижению души. К предмету анатомии города относится место, на котором он построен, особенности почвы, рельефа, растительности, планировка и т.п.1. Изучение физиологии города предусматривает исследование состава населения, места общежития, торгово-промышленного центра, транспортного узла (включая почту, телефон и радио), медицинского центра, коммунального хозяйства, администрации, военного центра, мест сосредоточения духовной культуры, центров развлечений2. Литературовед подчеркивает, что для иллюстрации внешнего облика города важны вопросы быта. Например, авторы сборника «Физиология Петербурга» сосредоточили свой интерес на быте, сделав образ города лишь фоном при описании его физиологии. Однако главной задачей является постижение души города, под которой Н.П. Анциферов понимает исторически проявляющееся единство природного, исторического, социально-бытового, духовно-культурного бытия его граждан: «Душой города мы условимся называть исторически сложившееся единство всех элементов, составляющих городской организм, как конкретную индивидуальность»3. Такие элементы, как городской пейзаж, исторические судьбы, хранилище воспоминаний, характер населения, выражение художественных вкусов, имеют особое значение для постижения души города4.

История формирования образа родной территории становится одним из ключевых компонентов регионального литературного процесса, о чем свидетельствуют исследования «петербургского текста», «сибирского текста», «пермского текста».

В системе публикаций ТобГВ, посвященных этнографическим описаниям разных территорий Тобольской губернии, основное место занимают очерки Н.А. Абрамова. Именно он последовательно рисует «физиономию» губернии, представляя подробную картину жизни губернских городов и их окрестностей. Сибирский писатель создает образ родного края, его анатомический, физиологический и духовно-культурный портрет. В историко-этнографических очерках Абрамова образ Тобольской губернии складывается из описания городов Копала, Семипалатинска, Тюмени, Усть-Каменогорска, Ялуторовска и др. Описание дается по общей схеме: исторические сведения, население, местоположение, городской ландшафт, климат, окрестности, воды, пути сообщения, управление, просвещение, вероисповедание, промышленность и торговля, сельское хозяйство, древности и достопримечательные события. Документальность очерков проявляется в подробном изложении исторических фактов, характеристике географических реалий, привлечении статистических, демографических, этнографических данных, включении ссылок на архивные источники и научные работы.

При подчеркнутой документальности очерки Н.А. Абрамова носят художественно-публицистический характер. Такое сочетание научного и художественного методов описания стало традиционным для многих сибирских текстов XIX в. благодаря «Историческому обозрению», «Письмам из Сибири», «Прогулкам вокруг Тобольска» П.А. Словцова. Наравне с научными текстами в текст очерков Абрамова обширно включаются местные легенды и предания. Фольклорные сюжеты помогают лучше понять историю края, в них более явно обнаруживает себя мифология места: «Малейший шаг в сокровенную глубину народных преданий и всякое приобретение в области туземной старины не могут не заслуживать внимания»1. Статьи «Гора Алафейская», «Каменная пирамида. Надмогильный памятник Козу-Курпеча и Баян-Сулы, в киргизской степи», «Слобода Царево-Городище с окрестностями...», «Город Копал» и др. насыщены фольклорными материалами из истории татарского народа.

Н.А. Абрамова интересуют народные рассказы о происхождении названий местностей и их символике, о связанных с конкретной территорией исторических событиях и именах. Так, предание рассказывает о явлении умершей ханской дочери, разбуженной в Царев-Кургане кладоискателями: «В одну летнюю полночь, когда кладоискатели разрывали курган, вдруг из глубины его, на окованной серебром колеснице, запряженной двумя белыми лошадьми, показалась девица красавица с распущенными волосами, в блестящем разными дорогими каменьями головном уборе и богатейшем татарском платье»1. Еще одна киргизская легенда говорит о трагической любви дочери султана и простого киргиза, убитых за ослушание. Мифологическими мотивами о предсказаниях рождения и смерти, о сказочных испытаниях героев, о чудесных избавлениях от смерти, о превращениях и оживших возлюбленных насыщена другая киргизская поэма о любви Козу-Курпеча и Баян-Сулы. Фольклор помогает читателю ведомостей понять народный характер, нравы, обычаи многонациональной Сибири в исторической перспективе. В фольклорных интерпретациях истории и географии находит отражение взгляд сибиряков на их родину.

Постижению души места способствует наблюдение за характером населения, черты которого становятся понятны читателю благодаря включению в текст демографических и этнографических данных, описаний быта, религии, языка, художественных вкусов местных жителей. Эти элементы дают представление о национальных типах характера остяков, самоедов, русских и др. Наряду со статистическими данными в очерках немало художественных описаний - портретов, бытовых зарисовок, характеристик нрава жителей того или иного города. Причем Абрамов редко бывает бесстрастным: его очерки отличаются разнообразием интонации - от патетики до иронии.

Похожие диссертации на "Тобольские губернские ведомости" и литературная жизнь Тобольской губернии 1850 - 1860 - х гг.