Введение к работе
Творчество Н.С. Лескова, писателя глубоко национального, «пронзившего всю Русь», по словам М. Горького, множеством нитей связано с мировым литературным наследием, что в первой половине XX века не ощущалось так остро, как сегодня, когда прецедентное присутствие чужих текстов становится объектом пристального и заинтересованного внимания исследователей. Установление связей русского «волшебника слова» с английскими писателями XVIII в. в особенности актуально для изучения проблемы интертекстуальности, проявляющейся на всех уровнях моделирования художественного текста и воплощающей специфику диалога автора с читателем.
Лесков неоднократно ссылается на Шекспира, Диккенса, Дефо, Свифта, Теккерея, Сервантеса, Троллопа, Голдсмита и других английских прозаиков, но, пожалуй, чаще всего русский писатель упоминает Лоуренса Стерна, вво-дяего главное творение - «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» - в круг чтения протопопа Туберозова, героя-идеолога романа-хроники «Соборяне», произведения, казалось бы, детально изученного в разных эстетических аспектах - поэтике нарратива, связях с древнерусской литературой, жанровых традициях и новаторстве, но вопрос о том, что же именно автор «Соборян», будучи одним из наиболее самобытных писателей в истории национальной литературы, усмотрел в «книжечке остроумного английского пастора» для самого себя, все еще остается открытым.
Актуальность работы состоит в исследовании эстетической общно-стирусского автора с английским писателем-парадоксалистом XVIII века и выявлении причин их «генетического» родства. Проблема межтекстовых связей творческого наследия «неукротимого ересиарха» сегодня является острозлободневной. Специальных работ о Лескове и Стерне не существует, хотя близость повествовательной манеры Стерна и Лескова давно замечена Л.П. Гроссманом, В.Ю. Троицким, И.В. Столяровой, Б.С. Дыха-новой и др. исследователями лесковской поэтики.
Однако вопрос обэстетических мотивахобращения Лескова к Стерну требует специального рассмотрения: подобный угол зрения позволяет по-новому увидеть особенности лесковского нарратива романа-хроники «Соборяне» и содержательные пластыих текста, о которых в лесковедении еще ничего не говорилось.
Научная новизна предлагаемого исследования определяется системным изучением эстетических новаций автора «Соборян», возникающих в результате неявного пародийного взаимодействия с прецедентным текстом; выявлением форм эксплицитного и имплицитного присутствия стернианских приемов в нарративе романа-хроники, определением специфики лесковской характерологии, а также особенностей авторского присутствия в тексте и организации диалога с читателем.
Цель исследования - выявить интертекстуальные проекции в повествовательной структуре и стилистике «Соборян», предмет - стилевые законы текста Лескова в их внутренней связи со стилистикой автора «Жизни и мнений Тристрама Шенди, джентльмена», а объект исследования - роман-хроника Н.С. Лескова «Собряне».
Задачи исследования:
-
определение специфики повествовательной структуры лесковского романа-хроники в типологическом сопоставлении со стернианской повествовательной моделью;
-
выяснение эстетической функциональности нарративных форм и их скрытого семантизма в эксплицитных и эмплицитных элементах межтекстовых связей;
-
определение типологии и художественных функций образа повествователя-хроникера;
-
исследование типа отношений повествователя с читателем;
-
выяснение специфики стилевой игры в контексте повествования;
-
рассмотрение характерологии лесковских персонажей в свете стернианской теории «коньков» и авторской оценки «русского шандиизма».
Методологической и теоретической базой исследования послужили работы отечественных и английских исследователей, посвященные анализу поэтики Стерна (работы Б. Бенедикта, М. Боудена, Э. Блума и Л. Блум, К. Феннинга, Ф. Кинга, В.П. Маевской, В. Шкловского и др.) и Лескова (И.В. Столярова, Б.С. Дыханова, О.В. Евдокимова, Л.А. Аннинский, И. Мотеюнайте, И.В. Кудряшов и др.). В процессе исследования материала были реализованы сравнительно-типологический, феноменологический, культурно-исторический и структурно-функциональный методы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) сочетание в художественной модели «Соборян» черт традиционного хроникального жанра со стернианскими приемами, синтез «прямой ли-
ний» и «зигзага» обусловлены стремлением автора к воплощению в собственной поэтике особого принципа изображения реальности - принципа «субъективного эмпиризма», что на авторском уровне в «Соборянах» мотивируется спецификой лесковской художественной задачи - эстетического выявления законов национальной ментальности;
-
на фоне образа стерновского героя-рассказчика в романе-хронике Лескова высвечиваются отличия в типе повествователя, принадлежащего одновременно двум мирам - миру героев и внешнему миру, что обуслов-леносопряженностью художественного пространства «Соборян» с хроно-топическими параметрами русского мира;
-
перенос акцента с сюжетных перипетий на «мнения» персонажей, имеющий место у Стерна, в лесковском тексте связан с необходимостью решения не «джентельменской», а сугубо национальной проблемы - «русского шандиизма»;
-
смешение трагического и комического начал в «Соборянах» является проявлением алогизма русской реальности пореформенного времени;
-
художественная рефлексия на стернианскую повествовательную технику в романе-хронике Лескова служит стимулом для создания самобытной эстетической системы, получившей дальнейшее развитие в сказовых произведениях писателя;
-
«отражения» стернианской стилистики у Лескова - особый способ художественного исследования национальной ментальности русского народа.
Теоретическая значимость исследования в том, что в нем не только подтверждается продуктивность интертекстуального подхода к творчеству одного из самобытнейших русских писателей второй половины XIX века, но высвечивается новаторская суть авторской эстетической игры с прецедентным текстом и открываются новые перспективы изучения поэтики Лескова.
Практическая значимость работы в том, что ее материалы исследования могут быть использованы в научных комментариях к лесковскому роману-хронике, а также в лекционных курсах и семинарах по творчеству Лескова и Стерна.
Апробация основных положений и результатов исследования. Основные положения диссертации были доложены на международной конференции, посвященной юбилею Н.С. Лескова (Орел, 2000 г.); на меж-
вузовской конференции «Эйхенбаумовские чтения» (Воронеж, 2002 г.); на конференции молодых ученых (Сыктывкар, 2005 г.); на семинаре славистов в Кэмбриджском университете (Англия, 2012 г.); на кафедре теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы ВГПУ (Воронеж, 2013 г.)
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка научных трудов из 127 номинаций.