Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Функции философского текста в романах М. Алданова : Платон, Декарт Болотова Татьяна Ивановна

Функции философского текста в романах М. Алданова : Платон, Декарт
<
Функции философского текста в романах М. Алданова : Платон, Декарт Функции философского текста в романах М. Алданова : Платон, Декарт Функции философского текста в романах М. Алданова : Платон, Декарт Функции философского текста в романах М. Алданова : Платон, Декарт Функции философского текста в романах М. Алданова : Платон, Декарт
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Болотова Татьяна Ивановна. Функции философского текста в романах М. Алданова : Платон, Декарт : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Болотова Татьяна Ивановна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2007.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/2033

Введение к работе

Философско-исторические романы М. А. Алданова (1886-1957) – крупное явление в русской исторической романистике XX века. Тетралогия «Мыслитель» (1921-1927), трилогия «Ключ. Бегство. Пещера» (1926-1937), романы «Истоки» (1950), «Самоубийство» (1956-1957) и др. представляют собой сложное жанровое единство, вбирающее философский, исторический, нравственно-психологический и эстетический дискурсы. Для писателя характерно преодоление традиционных границ между научно-философским и художественно-историческим познанием. Интеллектуализация романного мышления проявляется в определяющей роли авторской концепции, как в отдельном произведении, так и в метароманном целом художника-мыслителя.

Средоточием философской мысли Алданова, находящейся в русле рационалистической традиции, является гносеологическая проблематика. Сосредоточенность автора на вопросах о путях и границах человеческого познания определяет специфику осмысления философских, исторических, нравственно-психологических и эстетических проблем. Выбор Платона и Декарта в качестве главных собеседников определяется близостью позиций философов в гносеологической сфере. Писатель не стремится воплотить всю совокупность идей мыслителей. Его избирательность проявляется в сосредоточенности на тех аспектах, которые актуализированы современной ему эпохой. Поэтому ведущую роль в романных текстах Алданова играют платоновское понимание познания действительности человеком, нашедшее свое образное выражение в его мифе о пещере, и декартовский принцип абсолютного сомнения.

Романы М. Алданова неразрывно связаны с развитием жанра романа в ХХ веке. Особенности проблематики и поэтики его произведений в значительной мере обусловлены мировоззрением писателя, в формировании которого одну из важных ролей сыграло научное, философское и художественное сознание современной ему эпохи. Изменения в науке и культуре рубежа ХIХ-ХХ веков (открытие теории относительности Эйнштейном, становление неклассической философии, переосмысление в искусстве модернизма культурных традиций) привели к поиску новых способов восприятия и осмысления реальности. Новый характер диалога между человеком и миром нашел свое отражение в жанре романа: он проявляется в авторском отношении к воссоздаваемой в романах действительности и в способах ее репрезентации. Писатель ищет разные пути приближения к истине. Принцип диалогизма становится главным способом выражения авторской позиции в тексте. Свойственная жанру романа как таковому диалогическая структура актуализирована в романах М. Алданова спецификой его философско-художественного мышления – его ироническим мировидением.

Одно из проявлений диалогического начала в романах М. Алданова - высокая степень интертекстуальности его произведений. Специфика романного мышления писателя состоит в цитировании не только художественно-философских текстов предшественников (произведений Гете, Достоевского Л. Толстого и др.), но и собственно философских (мотивов, образов, форм европейских мыслителей от античности до современности - от Платона до В. Соловьева и др.). Для писателя, пережившего исторические и духовные катастрофы ХХ века, философская мысль предшественников представляет собой ценностный поиск истины. Отрицая ее в качестве законченной, все объясняющей системы, М. Алданов признает ее непреходящее значение как духовной биографии человечества.

Платон и Декарт являются «спутниками» писателя на протяжении всего творческого пути. Отсылки к именам, произведениям, идеям философов вводятся художником в ключевые моменты романного повествования: в ситуациях выбора героями жизненных ориентиров, принятия судьбоносных решений и в философских диалогах, принципиально значимых для воплощения авторской концепции человека и мира.

Для писателя не характерно включение развернутых цитат, комментированное изложение основополагающих идей и, тем более, философских систем мыслителей. Философские тексты вводятся в романное пространство, как правило, через точечную, «забытую» цитату (З.Г. Минц), реминисценцию, аллюзию. Определяющую роль в процессах смыслопорождения играет мотивная структура алдановских повествований. Необходимость опознания философских цитат, достраивания смысла высказывания через подключение к контексту произведения, высокий интеллектуальный уровень, а также эстетическая искушенность – качества, необходимые для читателя романов М. Алданова. О недостаточной подготовленности реального читателя к восприятию «изысканной музыкальности авторской мысли» убедительно писал В.В. Набоков в рецензии на второй том «Пещеры». Выступая в функции идеального читателя мы попытались максимально полно выявить формы и способы введения платоновского и декартовского претекстов в тексты писателя и вербализовать те смыслы, которые не проговариваются автором-повествователем в прямой форме, поскольку он пишет роман, а не философский трактат.

Выявление функций философского текста как структуры «текст в тексте» (Ю.М. Лотман) в романах М. Алданова и осмысление специфики диалогизма в творчестве художника-мыслителя, определяющие векторную направленность диссертационного исследования, имеют в качестве методологического основания современные культурно-семиотические трактовки термина текст. В своей работе мы опираемся на бахтинскую интерпретацию текста как совокупности высказываний, осуществляющих диалогические отношения, и на лотмановскую трактовку текста как конденсатора культурной памяти и как генератора новых смыслов.

Понятие философский текст, являющееся опорным в диссертационном исследовании, означает не отдельное высказывание и не фрагмент текста, цитируемый в романах М. Алданова, а также не простую совокупность произведений философа, а комплекс его высказываний, представляющих собой смысловое единство, в диалогические отношения с которым вступает автор-повествователь. Термин текст употребляется в работе и в традиционном литературоведческом значении как синоним понятия произведение.

Актуальность и новизна диссертационного исследования определяются обращением к не изучавшимся ранее отечественными литературоведами аспектам интертекстуальности в романах М. Алданова. Впервые рассматриваются различные способы включения в тексты его произведений идей, мотивов, образов Платона и Декарта и формально-содержательные функции философского текста в структуре повествований. Предлагаемый в работе анализ позволяет внести некоторые существенные уточнения в представления современных алдановедов о характере философской позиции художника и жанровой природе его романов.

Автор диссертационного исследования опирается на опыт критики русского зарубежья (Г.В. Адамович, В.В. Вейдле, Г.П. Струве, М.М. Карпович, А.А. Кизеветтер, Н.Ч. Ли и др.) и результаты отечественного литературоведения в осмыслении романного мышления и публицистики М. Алданова (А.А. Чернышев, В.В. Агеносов, Н.М. Щедрина, Б.А. Кдырбаева, В.А. Туниманов, Т.Я. Орлова, Т.Н. Фоминых, И.В. Макрушина, Т.И. Дронова, Е.Г. Трубецкова, Е.И. Бобко, А.В. Млечко и др.).

Особое значение для нас имеют наблюдения и выводы критиков русского зарубежья, затрагивающих разные аспекты диалогических отношений в романах писателя: на уровне жанрового диалога (В.В. Вейдле, Г.П. Струве), взаимодействия художественной и научной составляющих авторского мышления (М.М Карпович), интертекстуальных связей, в том числе с идеями Декарта (Г.В. Адамович, Ч.Н. Ли).

Среди современных литературоведческих работ, посвященных проблеме соотношения разных дискурсов в многоплановом романном повествовании М. Алданова и различным аспектам интертекстуальных связей, мы опираемся на исследования Н.М. Щедриной, Т.Я. Орловой, В.А. Туниманова, И.В. Макрушиной, Т.И. Дроновой, Е.Г. Трубецковой, Е.И. Бобко и др. В то же время мы считаем, что проблема интертекстуальных связей с философскими текстами относится к одной из наименее разработанных в алдановедении.

Объектом исследования являются романы Алданова, составляющие тетралогию «Мыслитель» (1921-1927), трилогию «Ключ. Бегство. Пещера» (1926-1937) и роман «Самоубийство» (1956-1957). Вспомогательными текстами при анализе этих романов служат публицистические произведения писателя - «Армагеддон» (1919) и «Ульмская ночь. Философия случая» (1953), в которых философско-историческая позиция Алданова выражена более открыто, чем в художественных текстах. По преимуществу они рассматриваются в работе как своеобразный философский комментарий к романам. В то же время сопоставление публицистики с романными текстами писателя позволяет выявить метатекстовый характер его творчества. Выбор вышеназванных произведений обусловлен высокой степенью присутствия в них философского текста Платона и Декарта.

Предметом исследования стал «чужой» философский текст как смысло- и структурообразующий элемент романов М. Алданова. Анализ форм и функций философского текста Платона и Декарта на содержательном и формальном уровнях произведения позволяет раскрыть характер диалогизма в творчестве М. Алданова, и, тем самым, осмыслить один из этапов развития романного жанра как такового.

Цель диссертационного исследования - проследить, как «чужой» философский текст, включаемый в произведение в качестве содержательного и структурного элемента, влияет на характер повествования и способы выражения авторского сознания в романах М. Алданова. Другой гранью проблемы является изучение концептуальной функции философского текста Платона и Декарта в алдановских произведениях.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

выявить прямые и скрытые формы цитации, отсылающие к философским текстам Платона и Декарта в романах М. Алданова;

прояснить характер идейного диалога с великими предшественниками и его роль в формировании проблематики алдановского метаромана;

осмыслить значение жанра платоновского диалога и специфику его наследования в творчестве М. Алданова;

раскрыть коррелятивную соотнесенность в произведениях М. Алданова принципа абсолютного сомнения Декарта и иронии как категории романного мышления автора;

проанализировать роль образов и мотивов философского дискурса в создании символического плана произведений, в том числе на уровне подтекста.

Методика исследования предполагает комплексный анализ, учитывающий историко-литературный, функциональный, типологический, структурный, интертекстуальный аспекты изучения художественного произведения в соответствии с поставленными задачами.

Методологический подход к исследованию проблемы диалога и структуры «текст в тексте» представлен в трудах М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, В. С. Библера, И.П. Ильина, Н.А. Фатеевой, С. Т. Золяна, Р. Д. Тименчика, З. Г. Минц, П. Х. Торопа, Р. Барта, Ж. Женетта и др. Определяющей для нашего исследования является лотмановская трактовка структуры «текст в тексте» как специфического построения, позволяющего через обнаружение различия в закодированности разных частей текста выявить специфику авторского построения и читательского восприятия текста. В связи с этим важными являются понятия диалога, кода, «чужого» слова в тексте. В понимании мотива, играющего большую роль в художественной реализации «чужого» текста в романе Алданова, мы следуем за Б. М. Гаспаровым.

Положения, выносимые на защиту:

1. Философско-исторические романы М. Алданова отмечены высокой степенью интертекстуальности. Через структуру «текст в тексте» (цитаты, реминисценции, упоминание названий произведений и их авторов) художник-мыслитель подключает читателя к определенному кругу не только литературных, но и собственно философских явлений отечественной и европейской культуры. Философские тексты Платона и Декарта относятся к числу наиболее активно цитируемых и идейно-эстетически значимых в структуре алдановских повествований.

2. Для писателя характерно переосмысление онтологической проблематики античного мыслителя, ее перевод в плоскость экзистенциальных вопросов. Трансформация мотива самоубийства, восходящего к смерти Сократа, обусловлена характером исторического времени, изображаемого в романах, и авторской философской концепцией. Сосредоточенность на процессах познания и гносеологических возможностях разума определили центральную роль мотива платоновской пещеры как источника смысло- и структуропорождения в метароманном пространстве М. Алданова.

3. Испытание философии Платона ведется в романах Алданова через призму принципа абсолютного сомнения Декарта. Картезианский метод познания мира, органичный для писателя, объединяющего в своем лице художника и ученого, предстает в его произведениях как единственная гарантия поиска истины. Декартовский мотив жизненного пути как постижение «книги мира» становится основой сюжетного повествования в тетралогии «Мыслитель».

4. На содержательном уровне произведений присутствие философских текстов Платона и Декарта позволяет автору последовательно выстраивать собственную философско-историческую концепцию, в основе которой лежит сознание человека посткатастрофической эпохи. Принцип абсолютного сомнения Декарта коррелятивно соотнесен с ироническим мироощущением писателя.

5. Присутствие чужого философского текста (Платона и Декарта) в романах М. Алданова – проявление диалогичности романного мышления писателя. Связь Алданова-романиста с Платоном как родоначальником диалогической формы представляется как прямой, так и опосредованной романной традицией. Формально-содержательные функции философского текста заключаются в формировании мотивной структуры алдановского метаромана. Философские мотивы Платона и Декарта активно вступают в художественных произведениях в семантические связи друг с другом. В ходе смыслового развертывания платоновских мотивов (самоубийства, пещеры) и декартовского мотива пути возникают процессы символизации, включающие в свою орбиту и сюжетно-бытовое повествование.

6. Обращение Алданова - романиста к «чужому» философскому тексту как непрямой форме воплощения авторского сознания – проявление диалогического мышления, соприродного жанру романа и художественному мышлению писателя XX века. Лейтмотивный характер развития идей, мотивов, образов философских претекстов – свидетельство причастности романов М. Алданова не только реалистической традиции, но и опыту модернистской прозы.

7. Философский скептицизм Алданова – мыслителя представляется связанным не только с пессимистической традицией философствования (Екклезиаст, Паскаль, Шопенгауэр), как считают наши предшественники, ни и с рационалистической линией европейской мысли, восходящей к Платону и через Декарта ведущую в ХХ век, с его представлениями об относительности и многовариантности истины.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в выявлении форм и функций «чужого» философского текста в романах М. Алданова, уяснении его значения в создании интертекстуального пласта его произведений; в осмыслении роли структуры «текст в тексте» как механизма смыслопорождения и диалогизации романного мышления писателя; в обогащении категориального аппарата и представлений о формах репрезентации философско-исторической концепции автора в жанре романа XX века.

Практическая значимость работы: результаты диссертационного исследования могут быть использованы при изучении творчества М. А. Алданова в контексте русской литературы и философской мысли XX столетия; при подготовке лекционных курсов, спецкурсов, посвященных творчеству писателя; в практике комментирования произведений М. Алданова. Теоретические и практические выводы настоящей работы могут войти в общие курсы по истории русской литературы первой половины XX века, использоваться в спецкурсах по проблемам романного жанра, в работе спецсеминаров.

Материалы диссертации прошли апробацию на ежегодных Всероссийских научных конференциях молодых ученых «Филология и журналистика в начале XXI века» (Саратов, 2003-2007), Всероссийской научной конференции «Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: художественный опыт XX – начала XXI вв.» (Саратов, 2005, 2007), Межвузовской научно-практической конференции «Междисциплинарные связи при изучении литературы» (Саратов, 2005).

Структура работы и исследовательская оптика, применяемая в аналитических главах, обусловлены спецификой подключения читателя к платоновскому и декартовскому претекстам. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 232 наименования. Общий объем диссертации - 210 страниц.

Похожие диссертации на Функции философского текста в романах М. Алданова : Платон, Декарт