Введение к работе
Актуальность исследования славянских фольклорно-мифологических образов и мотивов в произведениях фэнтези подтверждается возрастающей популярностью неославянских тенденций в современной российской культуре.
Выбор произведений М. Семеновой в качестве объекта исследования обусловлен тем, что возникновение славянской фэнтези исследователи связывают с именем писательницы (Е.А. Афанасьева, Д.М. Дудко и др.), в частности, с выходом в 1995 году ее романа «Волкодав». Вклад писательницы в процесс развития жанра фэнтези
состоит в привнесении в художественный мир произведений элементов славянской фольклорно-мифологической традиции. Ее романы «Волкодав», «Валькирия», «Поединок со змеем», энциклопедия «Мы -славяне!» стали классическими образцами литературы славянской фэнтези.
Предметом диссертационного исследования являются славянские фольклорно-мифологические образы и мотивы, принципы реализации и переосмысления которых формируют своеобразие творческой манеры М. Семеновой и выявляются не столько в свете общей мифопоэтической структуры ее произведений, сколько в контексте литературы славянкой фэнтези.
Цель исследования - определение на примере произведений М. Семеновой роли славянских фольклорно-мифологических образов и мотивов в конструировании модели художественного мира жанра фэнтези как попытки создания авторской мифотворческой концепции.
Структура и логика исследования обусловлены решением следующих задач:
- рассмотреть особенности художественного
мифологизма жанра фэнтези как формально-
содержательной модели массовой литературы;
- провести мотивный анализ способов реализации
славянских фольклорно-мифологических образов и мотивов
в произведениях М. Семеновой в контексте произведений
славянской фэнтези;
- определить элементы славянской культурной
традиции, формирующие особенности самобытного
художественного мира произведений М. Семеновой;
- осмыслить связь произведений славянской фэнтези с
национальной сказочной традицией.
Теоретическую и методологическую базу диссертационного исследования составляют труды по теории и истории литературы ведущих представителей отечественной и зарубежной гуманитарной науки. Нами
учитывались работы Ю.М. Лотмана, В.М. Жирмунского,
Е.В. Хализева, Б.В. Томашевского и др., в которых
обосновываются основополагающие принципы подхода к
анализу литературного произведения. Теоретической
основой диссертации послужили в первую очередь труды
ученых, внесших вклад в теорию мифа и мифопоэтики:
А.Н. Афанасьева, В.Я. Проппа, О.М. Фрейденберг,
М. Элиаде, Е.М. Мелетинского и др. Нами учитывались работы отечественных и зарубежных литературоведов в области типологии сказочных сюжетов и мотивов, теории архетипов, труды по философии. Были также использованы работы, в которых отражены различные подходы к осмыслению жанра фэнтези как феномена литературного процесса (Е.В. Жаринов, М.И. Мещерякова и др.). Особое место уделено работам авторов-теоретиков литературы фэнтези - Дж.Р.Р. Толкиена и А. Сапковского. Необходимость изучения особенностей творческой манеры М.В. Семеновой предполагает обращение к работам, в которых рассматривается не только эволюция ее поэтического и личностного мироощущения, но и своеобразие художественного мира ее произведений (работы М.С. Галиной, Е. Клещенко, Л. Рингене и др.).
Методы исследования определены поставленными задачами. В качестве основных использованы методы сопоставительного и описательно-итерпретативного анализа. Избранный аспект исследования также предполагает обращение к историко-функциональному, типологическому методам, а также к методам структурного и мифопоэтического анализа, который предполагает рассмотрение литературного произведения как в культурно-мифологическом и литературном контексте, так и в контексте собственного творчества писателя.
Материалом исследования являются произведения М. Семеновой, а также художественные тексты русских (Н. Перумов, Ю. Никитин, А. Бушков, А. Семенов, Дм. Баринов, А. Прозоров, Е. Дворецкая), украинских
(Ф. Чешко, С. Лукьяненко, А. Валентинов), белорусских (В. Короткевич) и польских (А. Сапковский) авторов. Выбор произведений обусловлен не только их популярностью и востребованностью, но и спецификой их художественной структуры, позволяющей наиболее четко проследить принципы реализации фольклорно-мифологического образно-тематического комплекса.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые на материале произведений М. Семеновой выявляются особенности функционирования славянских фольклорно-мифологических образов и мотивов в жанре фэнтези, а также рассматриваются принципы конструирования художественного мира литературы славянской фэнтези как феномена, характерного для русского литературного процесса.
Теоретическая значимость диссертационной работы
заключается в развитии теории жанра фэнтези: исследуется
фольклорно-мифологический образно-тематический
комплекс как произведений М. Семеновой, так и славянской фэнтези в целом.
Практическая ценность работы заключается в возможности применения ее основных положений, конкретных наблюдений и обобщающих выводов в подготовке лекционных курсов по истории и теории современной русской литературы, а также массовой литературы второй половины XX века.
Соответствие содержания диссертации паспорту специальности, по которой она рекомендуется к защите. Диссертация соответствует специальности 10.01.01 «Русская литература». Диссертационное исследование выполнено в соответствии со следующими пунктами паспорта специальностей ВАК: пункт 4 - история русской литературы XX - XXI веков; пункт 8 - творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические особенности личности и ее преломлений в художественном творчестве; пункт 9 - индивидуально-писательское и
типологическое выражения жанрово-стилевых
особенностей в их историческом развитии; пункт 19 -взаимодействие литературы с другими видами искусства. Основные положения, выносимые на защиту:
1. Использование славянских фольклорно-
мифологических образов и мотивов, их трансформация,
обыгрывание и переосмысление является характерной
особенностью художественного мира славянской фэнтези.
2. «Волшебная реальность» произведений
М. Семеновой представляет собой органичное сочетание
материала исторических источников, исследований
славянского фольклорно-мифологического наследия и
мифотворческого начала. Обращение к славянской
фольклорно-мифологической традиции, ее переосмысление,
трансформация и обыгрывание в рамках
неомифологических тенденций подчинено авторскому
замыслу и выполняет художественную функцию,
способствуя формированию авторского художественного
психологизма, раскрытию образов героев повествования и
созданию колорита эпохи Древней Руси.
3. На основании анализа принципов реализации
сказочных мотивов в структуре произведений фэнтези
можно говорить о существовании преемственности между
жанром фэнтези и народной сказкой. Их сходство
выражается также в формульности и повествовании о
заведомо нереальных событиях. Композиция произведений
М. Семеновой имеет много общих элементов с
композицией русской народной сказки.
4. Славянская фэнтези является одним из наиболее
востребованных направлений жанра фэнтези не только в
России, но и в других славянских странах. В произведениях
русских, украинских, белорусских, чешских, польских
писателей наблюдается определенное единообразие в
способах реализации славянских фольклорно-
мифологических мотивов.
5. Использование славянской мифопоэтической традиции позволяет современному российскому читателю приобщиться к национальному фольклорно-сказочному наследию. Возрастающая популярность славянской фэнтези связана с необходимостью удовлетворения читательской потребности в духовно близком национальном герое, а также со стремлением сформировать новый взгляд на современную российскую действительность.
Апробация работы. Концепция работы и ее основные положения апробированы на Межвузовских научных конференциях «Литература XX - XXI веков: автор, текст, интерпретация» (Иваново, ИвГУ, 2008, 2009, 2010), «Молодая наука в классическом университете» (Иваново, ИвГУ, 2009). Главы диссертации и работа в целом обсуждались на заседаниях кафедры теории литературы и литературы XX века Ивановского государственного университета.
Цели и задачи исследования определяют следующую структуру работы: введение, три главы, заключение и список литературы из 230 наименований. Общий объем работы составляет 11,2 печатных листа.