Введение к работе
Диссертационная работа посвящена исследованию кодов искусства в художественном универсуме Даниила Андреева, их роли в раскрытии этических и эстетических принципов поэта, его представления о смысле музыки, театра, архитектуры, живописи и литературы.
Актуальность темы диссертации обусловлена особой значимостью наследия человечества в произведениях Д. Андреева и отсутствием в литературоведении всесторонних, обстоятельных работ о воплощении материала культуры в лирике Д. Андреева. Не изучалась также в должной мере и концентрация поэтических символов и кодов.
Исследование данной проблемы позволит глубже понять духовную ситуацию времени: поэт сталинской эпохи воплощал в своем творчестве русский культурный код. Именно тесная связь дореволюционной культурной традицией стала предпосылкой для появления в лирике Д. Андреева ряда сквозных тем, образов, мотивов и является свидетельством того, что философская и просветительская мысль в Советской России продолжала жить и развиваться.
В диссертации осуществлен анализ кодов искусства в художественной системе Д. Андреева, раскрываются функции, семантика, способы интерпретации используемых культурных знаков, символов и кодов, типы и формы интертекстуальности, ее роль в творчестве поэта. Социальная значимость работы обусловлена потребностью в повышении статуса культуры как условия полноценного духовного развития нации.
Степень изученности. Поэтическое наследие Д. Андреева как художественный универсум, «поэтическая вселенная» (Р. Якобсон), так и в отдельных своих аспектах либо вовсе не исследовано, либо исследовано в незначительной степени. Это замечание справедливо в отношении символического, синкретического характера его поэзии. Творчеству Андреева было посвящено несколько конференций широкого профиля. По материалам одной из них был составлен сборник «Даниил Андреев в культуре XX века», в котором опубликованы статьи вдовы поэта – А. Андреевой, Б. Романова, И. Кондакова, С. Джимбинова, М. Раку и т.д. Большинство статей, включенных в сборник, носит культурологический характер.
К наследию Андреева обращается также известный литературовед, публицист и мыслитель Г. Померанц в своих статьях «Будущее мироустройство и русская идея», «Тюремная лирика Даниила Андреева», «Пробуждение чувства вестника» и. т. д. Однако он интерпретирует творчество Д. Андреева с литературоведческих, культурологических, религиоведческих позиций.
Д. Андрееву посвящены статьи М. Эпштейна «Роза Мира и царство антихриста: о парадоксах русской эсхатологии», «Daniil Andreev and the russian mysticism of feminity (with a synopsis of Daniil Andreev's treatise The Rose of the World) II The Occuh in Russian and Soviet Culture, ed. by Bemice Glatzer Rosenthal. Ithaca and London: Cornell University Press, 1997. С. 325 – 355), «Роза Мира в ожидании Антихриста». В них рассматривается эсхатологический аспект творчества Андреева.
Творчеству Д. Андреева посвящено также несколько кандидатских диссертаций: Е. Ф. Часовских «Поэтико-философский контекст и околороманное пространство “Розы Мира”», А. С. Игнатьевой «Андреев в процессе обновления русского реализма ХХ века», Д. К. Ахтырского «Философские идеи в творчестве Д.Л. Андреева», О. А. Дашевской «Жизнестроительная концепция Д. Андреева в контексте культурфилософских идей и творчества русских писателей первой половины XX века».
Анализ исследований, посвященных творчеству Д. Андреева, показывает, что определились общие направления в изучении и оценке художественного наследия писателя: генезис основных художественно-философских идей писателя, проблема традиций и новаторства, идеи метаистории и металитературы, отчасти – особенности поэтики.
Между тем пока нет ни одного моногафического исследования по проблемам эстетики художественного мышлении автора и, в частности, кодов различных видов искусств лирике Д. Андреева, хотя многие исследователи указывали на значимость этих аспектов в творчестве писателя.
Научная новизна состоит в том, что впервые осуществляется всесторонний исследовательский анализ места и роли культуры в творчестве Д. Андреева. Диссертация помимо историко-литературной имеет также и теоретико-литературную направленность, поскольку в ней Андреев рассматривается как самобытный отечественный мыслитель, разработавший оригинальную художественно-поэтическую систему. Этот аспект позволяет выявить своеобразие творческого метода, мировосприятия автора, определить типические черты, связывающие творчество Д. Андреева с духовным миром.
Объектом диссертационного исследования являются поэтические произведения Д. Андреева, включающие в себя коды искусства в качестве основного объекта изображения или средства воплощения других образов.
Предмет изучения – особенности восприятия культурного наследия, «перевод» на язык литературы различных кодов искусства.
Цель исследования – изучение роли, значения, способов интерпретации культурных знаков, символов и кодов искусства в лирике поэта, раскрытие эстетической ценности произведений Д. Андреева, созданных с опорой на материал культуры.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
-
Комплексное описание системы функционирования кодов искусства.
-
Выявление доминантных компонентов и кодов различных видов искусства в художественном мышлении автора.
-
Изучение типологического и индивидуального в использовании поэтом материала культуры.
-
Раскрытие степени актуальности для художника разных видов искусства на протяжении творческого пути.
-
Определение способов воплощения используемых художником культурных знаков и символов, их роли в поэтическом мире автора.
-
Моделирование индивидуально-авторской поэтической картины мира.
Решение этих задач поэтапно проведено в каждой из глав.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных историков, теоретиков литературы и искусства (В. Н. Топорова, Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина).
В процессе работы над диссертацией были использованы искусствоведческий, интерпретационный, лингвопоэтический, интертекстуальный, семантико-функциональный методы анализа текста.
Специфика творчества Андреева потребовала также подхода с точки зрения мифопоэтики с опорой на труды Е. М. Мелетинского, Ю. В. Доманского, И. Л. Бражникова, С. М. Телегина. Однако этот аспект интерпретации оставался вспомогательным, поскольку цель исследования – рассмотреть синтез поэтического и других видов искусств в лирике Д. Андреева.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Для понимания лирики Д. Андреева особую значимость имеют коды искусства. Универсальный язык культуры служит своеобразным пропуском в художественный мир Д. Андреева, основой его этических и эстетических установок.
2. Обращение к музыке, театру, архитектуре, живописи и поэзии – уникальная попытка Д. Андреева объединить все культурное наследие человечества. Актуализируемые Д. Андреевым пласты культурного интертекста – важнейшие компоненты поэтической системы художника:
– музыка воспринимается Д. Андреевым как первооснова, как предшественница слову. Исследование архитектоники поэтических и звуко-музыкальных особенностей поэзии открывает новые грани смысла произведения;
– в «театральной» лирике особую значимость получает «мистерия нового типа». Автор переосмысливает этот жанр, вносит в него свои изменения. Классическому театру в интерпретации художника присущи черты, в полной мере проявившиеся в театре doc (годом создания считается 2002) в начале XXI: поэт, прекрасно чувствуя ритм духовной жизни, предугадал направления, по которому будет развиваться искусство. Д. Андреев вписывает мистерию в общий исторический и литературный контекст, используя приемы «Мистерии-буфф» В. Маяковского и поэмы А. Блока «Двенадцать»;
– архитектура является зримым воплощением главных идей автора, с ее помощью Андреев стремится донести до читателя свою идею о мироустройстве;
– визуальный код участвует в формировании художественного мира Д. Андреева на уровне цветовой символики, выразительности, жанрового взаимодействия;
– поэтическое творчество рассматривается Д. Андреевым как миссия. Он обновляет дефиницию «визионерства», говорит о высокой роли поэта-визионера.
3. Индивидуальное начало в интерпретации материала культуры органично соотнесено с осмыслением кодов искусства, с наращением смыслов. Этому служит использование различных форм цитирования, усложнение структуры произведений.
Теоретическая значимость. Данная научная работа содержит наблюдения и замечания, которые могут определить направления новых исследований художественного наследия писателя: дальнейшее углубление намеченных тем (взаимодействие искусств, концептуальность театра, архитектурный код), сквозные образы и мотивы в творчестве поэта, характер взаимовлияния андреевской поэтики и поэтики Серебряного века.
Практическая значимость полученных результатов. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях, а также в вузовской практике при разработке учебников и учебных пособий по курсу истории русской литературы ХХ века, в качестве материала лекций, спецкурсов и спецсеминаров.
Личный вклад соискателя. Диссертационная работа и статьи по теме исследования написаны автором самостоятельно.
Апробация результатов диссертации. Результаты научных исследований были представлены на 7-й (Краснодар, 14 апреля 2008 г.) и 8-й (Краснодар, 17 апреля 2009 г.) межвузовских конференциях молодых ученых, а также на Пуришевских чтениях в Московском педагогическом государственном университете (2009 г.)
Диссертация обсуждалась на кафедре современной отечественной литературы и критики Кубанского государственного университета.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка. Объем работы 185 страниц. Использовано 177 источников.