Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эпоха и герой в поэзии Зульфата Низамутдинова, Глюса Маликовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Низамутдинова, Глюса Маликовна. Эпоха и герой в поэзии Зульфата : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Низамутдинова Глюса Маликовна; [Место защиты: Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Ибрагимова АН Респ. Татарстан].- Казань, 2013.- 137 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/439

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В новейших исследованиях литературоведения назревшая необходимость изучения уже полностью завершившегося литературного процесса ХХ века превратилась в очевидность. Изучение проблем метода и стиля, принципов отражения действительности, структурного строения произведений, новый подход к концепции эпохи и героя закономерно выдвигаются на передний план.

В литературе второй половины ХХ века тесно взаимодействуют различные эстетические системы, идут интенсивные творческие поиски в художественном освещении динамично изменяющейся действительности, в переоценке этических идеалов, нравственно-философского, духовно- эстетического опыта. Татарская литература ХХ века, как часть отечественной литературы, не могла остаться в стороне от этого процесса. В конце 80-х годов ХХ века метод соцреализма уступил место новому реализму - «неореализму», критично относящемуся к обществу и государству, смело поднимающему основные социальные и нравственно-этические проблемы действительности, вопросы смысла жизни, добра и зла, стремящемуся выработать у граждан представления о нормах социального и нравственного поведения, соответствующих новой реальности.

Свобода слова, свобода творчества, воцарившаяся в литературном процессе второй половины ХХ века, оказала непосредственное влияние и на татарскую поэзию. Возник новый синтез стилей, стали проявляться черты постмодернистской поэзии, проводились различные творческие эксперименты со структурой произведений, произошли резкие перемены в освещении концепции героя. Ввиду этого практика научных исследований потребовала от современного литературоведения новых подходов к изучению татарской поэзии советской и постсоветской эпохи, что привело к выявлению основных тенденций развития поэзии в данный период, анализу литературных явлений с собственно эстетических позиций, использованию новых концепций литературоведческого анализа.

Тенденция возрастания интереса поэтов к национальным аспектам действительности, активизация творческих поисков в сочетании с критическим подходом к жизни во второй половине XX века привела к обновлению содержания и формы татарской поэзии. Жизнь и творческий путь талантливого и своеобразного поэта Дульфата Гусмановича Маликова 1947 - 2007 известного под псевдонимом Зульфат, вышедшего на литературную арену в середине 1960-х годов вместе с целым рядом поэтов Робертом Ахметзяновым, А. Баяновым, Р. Мингалимом, Р. Харисом, Р. Файзуллиным, достаточно полно отражают особенности данного процесса. Зульфат обозначил себя в истории татарской поэзии как приверженца нового постсоветского мышления. Он обогатил ее свойственным только ему

содержанием, жанровыми и стилистическими особенностями, новым взглядом на человека его эпохи.

В поэзии Зульфата прослеживается тенденция к рассмотрению социальной и личной жизни человека в тесной связи с гражданскими и нравственными качествами. Из совокупности действий, представленных во временной последовательности, возникает цепь сюжетов, которые в конце концов способствуют созданию литературной картины конкретного времени. События в его произведениях развиваются не в абстрагированном мире, для них характерны наличие конкретного места, бытовые описания, картины природы, внешние портреты героев, черты их характера. Так рождается образ времени. На основе осознанных, представленных, специально отобранных или интуитивно рожденных Зульфатом законов раскрывается модель картины эпохи, сравнение ее с действительностью помогает сделать выводы о степени реальности идейного содержания произведения, актуальности поднятых проблем, созвучности со временем, о важности их для бытия. Следовательно, для понимания картины мира, созданной поэтом, важно понимание каждого средства, выполняющего в литературном тексте эстетическую функцию, и определение содержания, заложенного в другие языковые и изобразительные средства. Здесь речь идет не только о неких универсальных принципах воплощения в литературе образа человека и времени, но и о различных модификациях этого явления. Своеобразие передачи в литературе концепции эпохи и героя определяется целым рядом факторов, среди которых - особенности литературного процесса, культурные, философские и религиозные традиции. Изучение указанных детерминант - одна из важнейших задач литературоведения.

В свете вышесказанного актуальность диссертационной работы заключается в необходимости исследования творчества Зульфата с точки зрения эпохи и героя, а также рассмотрения тематики, проблематики, художественного воплощения идеи, индивидуального стиля, системы образов в свете новейших исследований отечественного литературоведения в этой области. Нам представляется возможным и научно значимым сопоставить знаковые произведения поэта, найти общие точки соприкосновения и определить их место в литературном процессе постсоветского периода.

Степень изученности темы и проблемы. Творчество Зульфата всегда было в центре внимания современников и соратников по перу. Уже к его первому поэтическому сборнику вступительное слово написал известный поэт Х. Туфан. А сборнику «Ике урман арасы» («Среди лесов»), опубликованному в 1996 году, оценку дал видный поэт Наджар Наджми.

В татарском литературоведении были предприняты попытки дать оценку отдельным произведениям Зульфата. Свое слово о нем высказали

поэты-современники, литературоведы и критики. Среди них Р. Мустафин , Н. Юзеев, М. Аглямов, Н. Гамбар М. Шабаев, М. Бакиров и другие .

Появляющиеся в последние годы отдельные статьи, оценивают творчество поэта в совсем иной плоскости. Как правило, речь идет об отдельных изданиях или общих особенностях его творчества. Современники восхищаются талантом Зульфата, пытаются дать объяснение поэтической мощи. В то же время необходимо сказать о появлении научных трудов, довольно полно оценивающих творчество Зульфата или исследующих его в плане определенной проблемы, соотнося с поэзией современников.. Однако эти работы не исчерпывают всей глубины вопроса, поэтому в татарской литературоведческой науке проблема изучения творчества Зульфата с точки зрения концепции эпохи и героя остается открытой и требует более детального монографического исследования.

Объектом исследования стало поэтическое творчество Зульфата.

Предметом исследования рассматриваются формы проявления концепции эпохи и героя в творчестве Зульфата.

Цель диссертационной работы анализ творчества Зульфата с точки зрения концепции эпохи и героя. Для достижения поставленной цели мы обозначили следующие задачи:

обобщить и систематизировать теоретический материал по проблеме исследования концепции эпохи и героя;

осуществить систематизированный и комплексный анализ условий формирования идейно-эстетических взглядов Зульфата посредством изучения жизненного пути и творчества;

анализировать творчество Зульфата с выделением характерных для каждого этапа идейно-тематических, стилистических особенностей;

исходя из идейно-эстетических взглядов поэта, оценить особенности проявления концепции эпохи и героя;

проследить модификации концепции эпохи и героя в творчестве Зульфата в хронологическом порядке.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в истории татарского литературоведения творчество Зульфата исследуется в монографическом плане как эстетический феномен, цельное художественное явление татарской литературы с историко-типологических, структурно- поэтических позиций. В работе выявлены тенденции и факторы, которые обусловили формирование идейно-эстетических взглядов поэта, определены художественные особенности его произведений, выявлены формы проявления концепции эпохи и героя, охарактеризованы знаковые черты творческих поисков, проанализированы типологические и индивидуальные черты, свойственные образам современника и исторической личности, на основе современных концепций в литературоведении.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды историков культуры и литературы М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана и др.

В работе учтены подходы к явлениям русской и татарской литературы ХХ века представителей разных литературоведческих школ и направлений (Б.О. Корман, Н.Л. Лейдерман, Л.Я. Гинзбург, Н.Д. Тамарченко, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец, А.П. Квятковский, В.В. Кожинов, Л.И. Тимофеев, Д.Ф. Загидуллина, Ф.М. Хатипов, Ф. Мусин, Т.Н. Галиуллин, Х.Р. Курбатов, Ю.Г. Нигматуллина, И.3. Нуруллин, Ф.М. Хатипов, Н.Ш. Хисамов, Н.Г. Юзеев и др.).

Методы исследования. В процессе исследования были использованы типологический, структурный анализ, методы системного исследования, а также объективный и исторические методы.

Материалы исследования послужили следующие сборники автора: «Язмышлар ярында» («У истоков судеб», 1971), «Утлы бозлар» («Огненные льды», 1978), «Адашкан болыт» («Потерявшееся облако», 1990), «Ике урман арасы» («Среди лесов», 1995), «Йерэгемне былбыл чакты», («Мое сердце ужалил соловей», 1999), «Ходай сулышы» («Дыхание Аллаха», 2007).

Теоретическая значимость диссертации состоит в способствовании более глубокому осознанию идейно-эстетических изменений, происходящих в литературе второй половины трети ХХ столетия.

Практическая ценность заключается в том, что материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных лекционных курсов, в проведении практических занятий по татарской литературе ХХ века, а также в процессе дальнейшего исследования истории татарской литературы рубежа ХХ - XXI вв.

Основные положения, выносимые на защиту:

    1. Зульфат - это поэт, который на традиционной почве идейно- тематически и эстетически обновил татарскую поэзию. Невзирая на идеологические запреты времени, он реалистически воплотил свою эпоху и ее героя, он - поэт-бунтарь.

    2. Обозначив творческую эволюцию поэта, можно выделить следующие этапы творчества:

    - 1960-1970 годы. На этом этапе к оценке эпохи он идет через оценку прошлого. Его герой тревожится по поводу того, что человечество отдаляется от своего природного естества, обесцениваются общечеловеческие ценности, общественные условия разрушают духовный мир человека. Лирический герой Зульфата этих лет сравнительно свободен от идеологии эпохи, обладает отважным характером. Одной из его особенностей является почитание прошлого своего народа, трезвая оценка современного общества и возлагание надежд на счастливое будущее.

    - 1980-е годы. В связи с историческими условиями в творчестве Зульфата активизируется гражданская и политическая лирика. Сборники «Адашкан болыт» («Потерявшееся облако», 1990), «Ике урман арасы» («Среди лесов», 1995), «Йерэгемне былбыл чакты» («Мое сердце ужалил соловей», 1999), «Ходай сулышы» («Дыхание Аллаха», 2007) показали его как поэта, давшего аналитическую оценку жизни в философском аспекте. В романтических по духу философских произведениях на передний план выходит божественная философия. В гражданской и политической лирике он размышляет о поколении, которое в результате общественных катаклизмов отрывается от духовных корней и превращается в манкуртов. Изображая героя эпохи, создавая картину своего времени, автор прибегает к различным средствам художественной выразительности. В его поэзии создаются конкретные образы, дистанцированные от авторского «я» (исторические личности, мифологические герои, символические образы).

    3. В творчестве Зульфата основу концепции эпохи и героя составляет образ героя, находящегося в центре политической ситуации и событий, происходящих в стране, дающий критическую оценку каждому общественному явлению, обладающий национальным духом, воплощающий надежды своего народа. Различным переменам эпохи, судьбам наций, изменениям в отношениях человека и природы, международным событиям он выносит оценку с высоты общечеловеческих гуманистических идеалов.

    Апробация результатов. По теме диссертации опубликовано 10 статей в журналах и научных сборниках. Результаты исследования были изложены на конференции молодых ученых и аспирантов Академии наук Республики Татарстан (Казань, 2010), на международной научно-практической конференции «Наследие Тукая», посвященной 125-летию Г. Тукая (Астрахань, 2011).

    Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

    Похожие диссертации на Эпоха и герой в поэзии Зульфата