Введение к работе
Актуальность диссертационного исследования и его научная новизна заключается в попытке систематизации обширного материала (как источников, так и критики), обычно изучаемого по отдельности, а нами рассматриваемого в комплексе (мы находим общие утопические черты в проектах таких разнородных авторов как Хлебников или Чаянов). Мы также предлагаем возможную типологизацию модернистской утопии двадцатых годов (типологический принцип определяет структуру пашей диссертации).
Целью диссертационного исследования является анализ процесса формирования жанровой традиции модернистской утопии и интерпретация ее образцов в литературе русского авангарда двадцатых годов XX века. Изучая тексты Маяковского, Хлебникова, Чаянова и Краснова, мы ставим вопрос о доминантных жанровых признаках модерішетской утопии. Поэтику такой утопии мы определяем как поэтику трансформаций и основными жанровыми признаками считаем три типа трансформаций - преобразование времени (ухрония), преобразование пространства (собственно у-топия) и преобразование субъекта, превращение его в коллективное утопическое тело.
Поставленная цель предполагает разрешение следующих исследовательских задач:
произвести подробный анализ жанровых признаков утопии на материале текстов русского авангарда;
выделить жанровые схемы, характерные для различных типов утопического повествования;
классифицировать различные виды модернистской утопии с точки зрения: а) социально-идеологической направленности, б) внутренней структуры утопического дискурса, в) пространственно-временной характеристики;
представить развернутое структурно-аналитическое прочтение конкретных текстов позитивной утопии;
рассмотреть проблему соотношения позитивной утопии двадцатых годов с антиутопией, метаутопией и научной фантастикой;
выявить эстетические и социальные причины кризиса позитивной утопии в конце двадцатых годов.
Теоретико-методологическую базу нашего исследования образует комплекс положений и гипотез теории утопии, разработанный как русскими, так и западными исследователями. Мы обращаемся к трудам ученых, раскрывающих специфику и типологию утопического жаира, - к работам В. Чаликовой, Э. Баталова, Е. Чертковой, Б. Панина, А. Блейма, Г. Морсона и других. Базовой для нашего исследования является теория утопического дискурса И. Смирнова, который трактует утопию как действенный способ преодоления дистанцирования мелоду реальным и идеальным. Кроме того, мы вводим в научный обиход работы западных исследователей авангардистской парадигмы, до сих пор мало используемые и цитируемые в русской филологической практике.
Практическая значимость работы. Получешше результаты уточняют представление о жанровом строе позитивной утопии и могут внести некие коррективы в жанровую теоршо утопии. Кроме того, мы надеемся, что они привлекут внимание исследователей к русской утопии двадцатых годов как важнейшему эпизоду в истории утопической мысли. Итоги и выводы нашего исследования также могут быть использованы в педагогической и научной деятельности, при составлении общих и специальных курсов по истории русской литературы XX века.
Апробация работы. Некоторые результаты исследования отражены в публикациях и докладах диссертанта. По теме исследования представлены доклады на международных научных конференциях: «Рукописное наследие Е.И. Замятина. Проблемы изучения и публикции» (Санкт-Петербург, 1997) и «Третьи международные Замятинские чтения» (Тамбов, 1997).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического раздела и приложения, содержащего текстологическое сравнение двух изданий романа П.Н. Краснова «За чертополохом». Общий объем работы 288 с, основного текста диссертации - 221 с.