Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена: а) обращением к мало
изученным художественным текстам; б) Рассмотрением романистики А.К.
Шеллера-Михайлова на фоне историко-литературного процесса; в) углуб-'
лснием отдельных аспектов в проблеме понимания эволюции жанра рома
на; г) необходимостью рассмотреть проблему традиций и новаторства, за
имствования и влияния, своего и чужого на материале творчества А.К.
Шеллера-Михайлова. -;. ..-,"'
Цель предлагаемой работы состоит в том, чтобы рассмотреть жанровое своеобразие романов А.К, Шеллера-Михайлова, определить место Шеллера-романиста в истории русской литературы il осмыслить художественную организацию романов писателя.:':.-.
В диссертации поставлены задачи: ;';'-:',
-
показать влияние на романы А.К. Шёллера-Мйхайлова реализма "натуральной школы1'и демократической прозы; "/'-
-
прояснить ученический характер романистики А.К. Шеллера-Михайлова и во (действие на его творчество произведений Гончарова, Тургенева. Дружинина; '"''',''/.' .-'..'
г>) увидеть в романах Шеллера тенденции, предвосхищающие прозу Толстого, Чехова, Салтыкова-Щедрина;
-
описать художественный мир романов писателя и выделить доминанты индивидуального стиля;
-
определить жанрово-видовую специфику романов А.К. Шеллера-Михайлова'
Наблюдения над некоторыми особенностями отдельных произведений Шеллера представлены в , работах С.А.Венгерова; П.Н.Ткачева, А.М.Скабичевского, И.А.Гурвича, Н.И. Пруцкова, Б.Ф.Егорова. В последнее десятилетие несколько оживился интерес к творчеству Шеллера: были переизданы его романы; в журнале "Русская литература",за 1992 год (№3) появилась заметка М.М.Каджаровой " К биографии А.К. Шеллера-Михайлова (о начале литературной деятельности)". Сведения о творчестве А.К. Шеллера-Михайлова включены во все словари и справочные издания по истории русской литературы XIX века, однако они носят довольно общий и оценочный характер. Например, даже в последнем биобиблно-графнческом словаре "Русские писатели" (М., 1990 год) содержится традиционная, в целом схематичная оценка его романов (статья В.В.Прозорова). Нам представляется, что назрела необходимость рассмотреть художественное творчество А.К. Шеллера-Михайлова непредвзято и в должной мере оценить его писательский труд.
Научная новизна диссертации определяется следующими моментами-
-
впервые, стали предметом рассмотрения двадцать семь романов А.К.Шеллера-Михайлова, написанные в период с 1864 года по 1898 год;
-
исследована эволюция жанра романа в творчестве писателя;
-
выявлены черты, характеризующие романный стиль А.К. Шеллера-Михайлова; .'..'/ ., ,, '_'.'.",."/'- ,."'.'',
-
показана зависимость романов Шеллера от творчества писателей-современников, :'/ '. . ';.'-' :- ' " :' ;
В работе использованы методы: сравнительно-исторический, типологиче
ский, системный, с '' . '
Методологическую и теоретическую основу представленной работы составляют труды по истории н теории романа и в частности русского романа XIX века М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, Л.Я.Гинзбург, Ю.В.Манна, В.И.Кулешова, Ю.М.Лотмана, В.А.Недзвецкого.
Предметом исследования является творчество А. К. Шеллера-Михайлова.
Обьектом и эмпирической базой диссертации стали следующие рома-ны писателя: "Гнилые болота" (1864), "Жизнь Шупова, его родных и знакомых" (1865), "Господа Обносковы" (1868), "Вразброд" (1869), "Лес рубят - щепки летят" (1S7I), "Старые гнезда" (1875), "Хлеба и зрелищ" (І875), "Беспечальное жигьс" (1877). "Над обрывом" (1878), "Муж и жена" (1879),
"Чужие грехи" (1880), "На разных берегах" (1881), "Голь" (1882), "Алчущие" (1883), "И молотом и золотом" (1884), "Господин пророк" (1885), "Бездомники" (1885-1886), "Падение" (1886), "Совесть" (1886), "Дети улицы" (1887). "Отщепенец" (1888), "Победители" (1889), "Ртищев" (1890), "Из трясины на дорогу" (1892), "Позолоченный позор" (1892), "Злая судьба" (1895), "Школа жизни" ( 1898).
Практическая значимость работы связана с возможностью применения содержащихся в ней материалов и выводов: в исследованиях по истории и теории романа; в работах, посвященных творчеству Шеллера; в практике вузовского преподавания литературы; при составлении учебников и учебных пособии.
Апробация работы и публикации. Диссертация обсуждена и рекомендованії к защите кафедрой русской и зарубежной литературы Казахского Государственного Национального университета им. Аль-Фарабн. Основные положения диссертационной работы были апробированы на Герценов-ских чтениях 1987 года при кафедре русской литературы Ленинградского Государственного педагогического института им. А.И. Герцена; на научных конференциях, проводимых кафедрой русской и зарубежной литературы Казахского Государственного Национального университета им. Аль-Фарабн (1988 год), а также кафедрой русской и зарубежной литературы Алматннского Государственного Университета им. Абая (1990 год); на еже-годиых/научных конференциях профессорско-преподавательского состава Ж'амбылского педагогического института (1992-1996 гг). По теме диссертации опубликованы пять статей и тезисы.
, Основные положения, выносимые на защиту:
I) Романное творчество А.К. Шеллера-Михайлова несет на себе отпечаток эстетики "натуральной школы" на разных уровнях - проблемно-тематическом,, сюжетном, образном и композиционном.
2)jРоманы А.К. Шеллера-Михайлова претерпевают определенную эволюцию, которая просматривается по ряду направлений: изменение типа основного героя, движение в сторону все большей психологизации изображаемых характеров и явлений, \
3) Шеллер пишет в жанре семейно-бытового романа. На это указывают: прием "семейно-гнездового" размещения персонажей, некоторые заглавия романов, испытание героя семьей, родовые черты внешности героев, С
учетом других доминант роман Шеллера может быть определен как роман городской, воспитания, дидактический, просветительский.
4) Художественный мир романа А.К. Шеллера-Михайлова включает в
себя специфическую организацию художественного пространства и художе
ственного времени.
Пространство в романах Шеллера двуполюсно: город и дворянская усадьба. Шеллер работает с пространственными схемами - столица /провинция, город/усадьба, Россия/заграница, дом/улица.
Сфера художественного времени в романах Шеллера - это сфера существования в сегодняшнем, социальном и текущем времени. Время у Шеллера не мифологично.
5) В романах Шеллера использована система средств, служащих для
выражения авторской позиции - комментарии автора, "говорящие" загла
вия, определяющие сквозной мотив произведения, система лейтмотивов.
Все они выполняют функцию ценностного ориентира для читающего.
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 152 страницах машинописного текста. Состоит из введения, трех частей, заключения, библиографического списка, включающего 169 источников.