Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рассказы и повести П. Ф. Нилина (Проблематика и поэтика) Егорова Мария Константиновна

Рассказы и повести П. Ф. Нилина (Проблематика и поэтика)
<
Рассказы и повести П. Ф. Нилина (Проблематика и поэтика) Рассказы и повести П. Ф. Нилина (Проблематика и поэтика) Рассказы и повести П. Ф. Нилина (Проблематика и поэтика) Рассказы и повести П. Ф. Нилина (Проблематика и поэтика) Рассказы и повести П. Ф. Нилина (Проблематика и поэтика) Рассказы и повести П. Ф. Нилина (Проблематика и поэтика) Рассказы и повести П. Ф. Нилина (Проблематика и поэтика) Рассказы и повести П. Ф. Нилина (Проблематика и поэтика) Рассказы и повести П. Ф. Нилина (Проблематика и поэтика)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Егорова Мария Константиновна. Рассказы и повести П. Ф. Нилина (Проблематика и поэтика) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Тверь, 2003 198 c. РГБ ОД, 61:04-10/479

Содержание к диссертации

Введение

Глава. Проблематика и поэтика рассказов П.Ф. Нилина 28

1). От жанра фельетона и очерка к жанру рассказа

2). Особенности характера в рассказах Павла Нилина 40

3). Военные рассказы Павла Нилина 95

Глава. Жанрово-стилевое своеобразие повестей Павла Нилина 116

1) Принципы изображения героя в повестях П.Ф. Нилина «Испытательный срок» и «Жестокость»

2). Психологизм в повести Павла Нилина «Через кладбище» 147

Заключение 168

Список основной использованной литературы 180

Введение к работе

«Сугубо за свой счет» - слова эти принадлежат Павлу Филипповичу Нилину (1908-1981). Взяты они из интервью, которое писатель дал незадолго до смерти. Нилин в жизни был своеобразный острослов и язвитель, его ирония не всегда была понятна окружающим, часто вызывала обиду и отчуждение: «Отец мой не умел дружить — и на одиночество, остро ощутимое им в конце жизни, был, в общем-то, обречен... Любопытно, что быстрее всего отцу наскучивали люди известные... Мне иногда теперь кажется, что относительно малая известность самого отца в какой-то мере связана с тем, что именно во взаимоотношениях со знаменитостями он бывал нетерпелив и недостаточно к ним внимателен. Не скажу, что отец был откровенным бунтарем... Но нерегулярность в исполнении им принятых... правил не упрощала его существования и существования его домашних...»1 - вспоминает об отце Александр Нилин.

Но нередко Нилина спасали самоирония, критичное отношение к самому себе, к своей деятельности: «Я знаю, что все это не то, что ничего главного я еще не сделал. И снова упрекаю себя и снова разочаровываюсь в себе, однако за все эти дни ни разу меня не посетило сомнение в том, что я настоящий писатель, хотя до сих пор я ни одной напечатанной строкой не доказал этого... я утешаю себя иногда по ночам тем, что главное еще впереди...» - записывает Нилин в январе 43-го. «Чаще мне кажется, что я работаю слабее моих возможностей и что когда-то я буду писать лучше»3, - скажет художник в беседе с начинающими писателями в 61-м году. «Я все время вглядываюсь в какой-то свой... измышленный мир и живу постоянно в состоянии, граничащем с сумасшествием. Я и сам человек выдуманный. Я часто не помню себя»4, -читаем в позднейших заметках писателя. С годами в нем крепла уверенность: «Право душевной непредвзятости и неподкупности... высокое право, которого

1 Нилин А. Архипелаг Переделкино// Воскресенье, 1993, №2, с. 63.

2 Там же. - 1994, №1, с. 62-63.

3 Нилин П. Беседа с начинающими писателями// Вопросы литературы, 1961, Х4, с. 155.

4 Письма Нилина П.Ф. Юфит М.И. (1 августа 1945 года - 1970-е). - РГАЛИ, фонд №2883, опись №1, дело №73,
лист 13.

стоит добиваться, тоже обязательно должно сопутствовать писателю в работе. Потому что только тогда писатель сможет сделать что-нибудь стоящее, когда будет жить сугубо на свой счет»1. Это значит самому доходить до истин, самому находить героев, которым предстоит обрести вторую жизнь на страницах повестей и рассказов. Самому, не полагаясь на чьи-то рекомендации, не оглядываясь на чужих героев, одобренных критикой.

Нилина как писателя отличает интерес не к поступку как таковому, а к процессам познания мира, не к событию, а к его «философскому наполнению»: «В таланте П. Нилина есть одно свойство. Оно не сразу заметно, но очень перспективно. Это порыв писателя к философским проблемам жизни» . В его произведениях все сюжетные линии подчинены авторскому публицистически-страстному постижению противоречивого движения жизни. Воссозданная в них реальность обладает подлинным многоструйным течением. Чем трагичнее избрана ситуация, тем глубже нужно выявить Нилину противодействующие друг другу начала: «В своих произведениях Павел Нилин подвергает героев нравственному испытанию, выявляющему подлинную сущность каждого. Его не страшат трудные ответы, мучительные парадоксы. И подобная проверка оборачивается взыскательным испытанием для самого автора, дает право подходить к его творчеству с самой высокой меркой»3. Мысль о том, «что из кого выйдет», больше всего волнует художника. Он несет в себе неприятие уродливых сторон мира. И одновременно — жажду излечить больное человечество, насытить энергией опустошенное сознание тех, кто забыл священные предначертания матери-земли: «Человечность, я думаю, и есть главная особенность в творчестве писателя П. Нилина... Сначала интуитивно идя от себя, от своей биографии и особенности своего таланта, он все более осмысленно, все более глубоко исследует свое открытие - тонкую и сильную черту человечности, без которой человеку не прожить, - и настаивает на ней,

1 Нилин П. «Сугубо за свой счет». Беседа с И. Кувшиновым// Литературная Россия, 1978,3 марта, с. 8.

2 Колобаева Л. Павел Нилин. Очерк творчества. - М., 1969, с. 77.

3 Кардин В. Автор и герой в час испытаний. В кн.: Нилин П. Знакомство с Тишковым. Повести. - М., 1981, с.
590.

отстаивает ее. И тем самым... осуществляется» . Писателя-моралиста волнуют разнообразные бытийные проблемы. И разрешение их, по его мнению, должно быть столь же реальным, практическим. В органическом слиянии конкретно-бытовых и философско-нравственных обобщений заключено, пожалуй, самое главное достижение Нилина. Есть в прозе писателя свои акценты: в ней художественно убедительно обосновывается необходимость духовной перестройки общества (этот процесс, разумеется, не отделен от социально-экономических изменений), идет речь о восстановлении утерянных идейно-нравственных ценностей (особенно в поздних произведениях). Но даже самое трагическое в творчестве Нилина не замкнуто в себе самом, а имеет выход к живому бытию в целом. И именно человек, по мысли писателя, обладает способностью понять его вечные и конкретно-временные проявления.

В самом начале писательского пути определилась творческая магистраль Павла Нилина - сложность человека в быту, значимость житейских мелочей, повседневных поступков и страстей. Основная задача художника, по его мнению, — живое, заинтересованное, реалистически конкретное изображение подробностей ежедневной, быстротекущей жизни, а главное - в большом внимании к различным человеческим судьбам. Гражданственность писателя проявляется в том, что его умозаключения не представляют собой голых формул, а реализуются в самом творчестве. В произведениях Нилина растворяются друг в друге два плана: житейски-бытовой и обобщенно-философский. «В человеке при всех обстоятельствах и при любом изменении их, смене эпох... остаются бессмертны и постоянны какие-то основные... чувства, такие как любовь, боязнь смерти...» — мир обыкновенных человеческих чувств вызывает пристальный интерес писателя. С другой стороны, важное значение в литературе, по мнению Нилина, имеет «диапазон, размах замысла, имеющий в виду главные проблемы жизни, сообщающий

1 Рощин М. Писатель и время. В кн.: Нилин П. Варя Лугина и ее первый муж. Рассказы. - М., 1984, с. 462. 1 Нилин П. «Сугубо за свой счет». Беседа с И. Кувшиновым. - С. 8.

произведению общечеловеческое звучание. Чем шире у писателя диапазон, тем необходимее он оказывается человечеству»1.

Утверждая эстетику подробностей жизни, Нилин предъявляет высокие требования к художнику: «Писатель... помимо владения чисто профессиональными приемами, должен еще обладать той громадной суммой идей, которые близки человеческому сердцу... Писатель — это... громадный спектр знаний во всех областях» . Нилин ощущает острую потребность в сохранении русского языка, «звучного, многокрасочного», который портят канцелярщина, «писарская псевдонаучность», официальность. Его преследует ностальгия по-настоящему, безыскусственному, традиционному. Противоядием против засилья канцеляризмов писатель считает творчество «прорабов духа», сохраняющее изначальную образность, красоту и точную выразительность русского языка: «Писатель обязан с необыкновенной тщательностью отбирать словарный запас. Он должен все время пользоваться как бы новыми словами, то есть расставлять обычные слова как бы по-иному»3.

Павел Нилин высоко ставил человека труда, мастера в своем деле. И как писатель с каждым годом все упорнее воспитывал в себе скромность и достоинство мастерового от русской советской литературы: «Надо самим сначала научиться скромности - писателям, педагогам, людям, которые берутся провозглашать какие-то истины...»4 Судьбы мастеров, деятельно выявляющих сложную гармонию в больших и малых «антимирах», нередко трагедийны, но дух их творений бессмертен. Именно мастера сопрягают то, что разделено во времени и пространстве, связывают национальное с интернациональным, личное с общенародным и общечеловеческим, природу с техникой, материальный мир с духовным, современность с прошлым и будущим: «...истинный мастер... не должен думать о бессмертии. Есть наслаждение в

1 Нилин П. «Сугубо за свой счет». Беседа с И. Кувшиновым. - С. 8.

2 Там же.

3 Земскова Т. «Если мужества в книгах не будет...» (Заметки о встречах и беседах с Павлом Нилиным)//
Литературная Россия, 1983,4 февраля, с. 8.

4 Там же.

самом процессе изготовления вещи... Надо стараться максимально хорошо делать свое дело. А хорошо сделанное дело будет жить долго»1.

«Павел Нилин... понимал, что пока существуют вечные темы, пока за человеком остается право отстаивать свои убеждения, верить в свои идеалы, любить и боготворить свои святыни, быть просто самим собой, не претендуя более ни на что и никого при этом не подавляя, - до тех пор и установление на земле упомянутой правды сопряжено будет с муками. Во имя чего? И какой ценой? Два эти вопроса - в каждом рассказе и повести Нилина»2. Закономерно поэтому трагедийное начало в творчестве исследуемого автора («Жестокость», «Через кладбище», поздние рассказы). Но все-таки начало это у него не является преобладающим. Художник писал: «...по-моему, литература должна утверждать раньше всего добрые чувства, должна рассказывать, как упоительна жизнь при всей ее контрастности. Литература должна утверждать, как интересна жизнь на земле. Проповедь эта, разумеется, не должна быть лобовой»3.

Творчеству Нилина посвящены многие работы. Исследователи проявили
интерес к истории жизни писателя, его литературно-публицистической
деятельности, эстетическим взглядам (В. Кардин, Л. Колобаева, Н. Пияшев, А.
"tf Молько); проблематике, образной системе произведений (М. Рощин, А.
Овчаренко, Л. Колобаева, В. Кардин, Н. Пияшев, М. Туровская, А. Потапов);
художественным особенностям, проблеме жанра (В. Кардин, Л. Колобаева, А.
Молько). Вместе с тем обращает на себя внимание то, что хронологически
исследования распределены крайне неравномерно. Большая часть развернутых
работ, посвященных творческому наследию Нилина, приходится на период с
1962-го по 1971 год: Н. Пияшев «Павел Нилин. (Очерк жизни и творчества)»
(1962), диссертация Н. Терениной «Творческий путь П.Ф. Нилина» (1964), В.
Кардин «Повести Павла Нилина» (1964), Л. Колобаева «Павел Нилин. Очерк
л*

1 «Могут ли двое увидеть один сон?» Диалог кинорежиссера Иосифа Хейфеца и писателя Павла Нилина//
Литературная газета, 1974,6 марта, с. 8.

2 Поздняев М. Жестокость и милосердие// Литературное обозрение, 1986, №6, с. 69.

3 Нилин П. «Сугубо за свой счет». Беседа с И. Кувшиновым. - С. 8.

творчества» (1969). В 80-е годы о художнике написаны отдельные главы в книгах: А. Овчаренко «Большая литература. Основные тенденции развития советской художественной прозы 1945-1985 годов. Сороковые - пятидесятые годы» (1985); М. Рощин «Полоса» (1987); В. Кардин «Точка пересечения. Литературно-критические очерки» (1984), «Обретение. Литературные портреты» (1989); «Москва литературная: критики столицы о новой и старой московской литературе» (1985); газетно-журнальные рецензии и статьи-комментарии к различным изданиям и переизданиям произведений Павла Нилина (В. Кардин «Автор и герой в час испытаний» в книге П. Нилина «Знакомство с Тишковым. Повести» (1981); А. Потапов «Как упоительна и неукротима жизнь...» (О творчестве Павла Нилина)» в книге П. Нилина «Сочинения. В 2-х томах» (1985).

Первая попытка оценить творчество Нилина делается в конце 30-х годов. С. Гехт в статье «О произведениях Павла Нилина» замечает «хорошую простоту» в ранних рассказах писателя: «эти рассказы свидетельствуют о том, что Павел Нилин развивается быстро. Мы видим литератора-реалиста. Мы верим в правдивость и жизненность описываемых автором событий и начертанных им характеров. Эти рассказы - удача...»1 Критикам уже тогда удалось определить важную особенность творческой манеры Нилина — интерес к мелочам жизни, человеку труда: «Пишет он чрезвычайно просто... Темы и сюжеты произведений Нилина тоже как бы намеренно выбраны самые «будничные», из нашей повседневной жизни...» , - отмечает К. Зелинский.

Вместе с тем ряд высказываний, в частности К. Зелинского, вызывает некоторое недоумение. Статья его полна противоречий, распадается на отдельные эпизоды, сделанные выводы не соответствуют приводимым доказательствам, нет цельного видения художественного материала. Положительная оценка произведений начинающего писателя в начале статьи снимается последующими выводами критика: рассказы Нилина «слишком сухи

1 Гехт С. О произведениях Павла Нилина//Литературный критик, 1938, №4, с. 172. ,2 Зелинский К. Произведения П. Нилина//Литературное обозрение, 1938, №6, с. 21,25.

и точно бескровны... Его психологический рисунок часто превращается... скорее в психологический репортаж. Нилин чаще описывает, чем раскрывает. У Нилина нет чувства детали. Это сказывается и на его языке, лишенном красок... заполнение уже построенного каркаса идет без должного напряжения, особенно стилистического. Хорошо простота, но она не должна подменяться разговорным шаблоном, а наоборот, рождаться в упорных бореньях за «речь точную и нагую». Оттого произведения Нилина... могут быть легко сокращаемы... Никакой работы над словом читатель не чувствует у Нилина»1. Несмотря на то, что критик в рассказах писателя увидел больше недостатков, чем достоинств, он все же признает наличие у Нилина художественного таланта: «Павел Нилин неплохо и серьезно начал свою литературную жизнь»2.

Выход в свет повестей «Испытательный срок» (1955) и «Жестокость» (1956) вызвал новую волну интереса к творчеству Нилина. Многие исследователи отмечают неизбежность их появления, связанную с духом времени и обстоятельствами в стране, коренным образом меняющимися. Произведения эти широко обсуждаются на страницах газет и журналов не только профессионалами пера, но и простыми читателями.

Заслуга критика Н. Пияшева в том, что в своем исследовании «Павел Нилин. (Очерк жизни и творчества)» он подробно рассказывает о детских и юношеских годах писателя, уделяет внимание его журналистской и общественной деятельности. Книга эта рассчитана на массового читателя -написана доступным языком, в ней приведены интересные случаи из биографии Нилина, позволяющие судить о писателе как о человеке. Пияшев также касается проблемы комического в творчестве художника, идя от его фельетонов к более зрелым произведениям. Он первым обращается к языку и стилю нилинской прозы, отмечая важное значение детали в повестях и рассказах писателя. Но этот критико-биографический очерк страдает упрощенностью и схематизмом анализа, например, повестей «Испытательный срок» и

1 Зелинский К. Произведения П. Нилина. - С. 26—27.

2 Там же. - С. 27.

«Жестокость». По мнению Пияшева, основная тема повестей - «борьба с преступностью и очищение советской действительности от скверны...»1 Хотелось бы возразить исследователю словами самого Нилина: «Иногда «Жестокость» и «Испытательный срок» причисляют к сочинениям на уголовные темы... Я не старался делать каких-то особых «уголовных» акцентов в своих повестях, потому что смысл их — в другом»2. Хронологический принцип толкования творчества Нилина, конспективность повествования не позволили Пияшеву убедительно показать идейно-художественное своеобразие прозы писателя.

Одним из самых крупных исследователей Нилина является В. Кардин. В ряде работ критик пытается через биографию прийти к творчеству, установить взаимосвязь индивидуального и общественного в писателе. Кардин рассматривает творческое становление Нилина, подробно останавливаясь на его произведениях, стремится определить Нилина-писателя и Нилина-человека: «П. Нилин шел против накатанного «как все», «как всегда», «как заведено», сохраняя, однако, внешнюю покладистость. Он издавна интересовался бытом и сейчас интересуется. Любил рассказать об одежде, о том, что на столе. И сейчас рассказывает». Наибольший интерес представляет монография Кардина «Повести Павла Нилина» (1964). Лейтмотив ее — писатель и время: «Весь его многосложный писательский путь в конечном счете... и означал поиски -далеко не всегда успешные - такой идеи (идеи времени. — М. Е.)»4. Критик пытается связать эпоху и художника, именно особенности времени, по его мнению, во многом способствовали появлению «примечательных» повестей «Испытательный срок» и «Жестокость». Кардин указывает также на то, что в творчестве Нилина идея связи времен оказывается главенствующей. Об этом он пишет еще в 1962 году в книге «Верность времени»: «Повести Павла Нилина -нагляднейшее подтверждение одной немаловажной истины: когда писатель,

1 Пияшев Н. Павел Нилин. (Очерк жизни и творчества). -М., 1962, с. 76.

2 Нилин П. Беседа с начинающими писателями. - С. 156.

3 Кардин В. «Сугубо за свой счет». В кн.: Кардин В. Обретение. Литературные портреты. - М., 1989, с. 344.

4 Кардин В. Повести Павла Нилина. - M., 1964, с. 7.

живущий сегодняшним днем, обращается к прошлому, он вовсе не порывает с этим днем, не изменяет ему. В минувшем взгляд его различает не только уже .ушедшее, но в том ли, ином виде сохранившее свой смысл и значение, созвучное новому времени, новым исканиям... Всматриваясь в поступки людей 20-х годов, вникая в их споры и вдумываясь в их судьбы, он обнаружил в былом истоки волнующего нас в настоящем»1.

Достоинство работы критика в том, что он не пытается «пригладить» произведения писателя, строго фиксирует творческие неудачи «раннего» Нилина: «...Автор идет к примечательному конфликту... но не доходит до него, останавливается на полпути, а подчас подменяет недоразумениями, малозначительными размолвками. Он улавливает... подробности быта, .приметы времени. Но не может сделать следующего шага; существенные проблемы жизни и времени ему еще не даются» . Относя повести «Испытательный срок» и «Жестокость» к «примечательным литературным явлениям», Кардин все же недооценивает остальное наследие писателя, отказывая ему в самостоятельном значении. Ценными в очерке Кардина являются сравнение повести «О любви» с повестью «Жестокость» (первая попытка сопоставления текстов этих произведений делается Пияшевым, критик считает, что в «Жестокости» Нилин углубил характер главного героя), анализ повестей «Испытательный срок», «Жестокость», «Через кладбище» как .своеобразной трилогии.

В конце 70 - 80-х Кардин снова обращается к творчеству Нилина в своих многочисленных публикациях: «Точка обзора, точка отсчета» («Вопросы литературы», 1978, №10); «Подробности жизни: этюды о П. Нилине» («Вопросы литературы», 1984, №7); «Павел Нилин: судьба и книги» («Литературная Россия», 1988, 22 января), книге «Павел Нилин» (1987). Однако их основные положения во многом повторяют сказанное критиком ранее.

1 Кардин В. Бесстрашие гуманизма. В кн.: Кардин В. Верность времени. - М., 1962, с. 92,95. -2 Кардин В. Повести Павла Нилина. - С. 78.

Иной подход к осмыслению творчества Нилина наметился в диссертации Н.А. Терениной, появившейся в середине 60-х. Особое внимание исследовательница уделяет раннему творчеству писателя, его первому роману «Человек идет в гору». Теренина стремится к целостному осмыслению прозы художника, находя истоки будущих «положений и характеров» в начале творческого пути писателя: «...в статьях, заметках, фельетонах, очерках П. Нилина, написанных в конце 20-х и в начале 30-х годов, намечались едва уловимые контуры его будущего творчества, формировались художественные принципы, делались первые заявки на самостоятельное видение мира»1. Интересны обращение автора диссертации к истории создания «Жестокости», попытка выявить конкретную историческую основу повестей «Испытательный срок» и «Жестокость» (Теренина приводит многочисленные документальные факты), рассуждения диссертанта о прототипах некоторых героев «Жестокости», роли лирических отступлений в этой повести. Теренина одной из первых заговорила об интересе писателя к проблеме социалистической законности, соотношении революционной гуманности и революционного насилия, «теории высших соображений», именно с этой проблемой она связывает трагическое в «Жестокости». В числе недостатков сочинения Терениной следует отметить сосредоточенность на содержательной стороне произведений Нилина в ущерб анализу литературно-художественных средств; "недостаточное внимание уделяется и рассказам писателя, хотя и отмечается, что Нилин — мастер малых форм.

Л.А. Колобаева в критико-биографическом очерке «Павел Нилин. Очерк творчества», опубликованном в конце 60-х годов, рассматривает ранние произведения Нилина, отдельные главы книги посвящает повестям «Испытательный срок», «Жестокость», «Через кладбище». Она говорит об ощутимом в творчестве писателя тяготении к философским проблемам жизни. «Нилина всегда влекло к себе исследование простейших и вместе с тем фундаментальных истин: человек и смерть, человек и бесконечная его

1 Теренина Н. Творческий путь П.Ф. Нилина. Диссертация... кандидата филологических наук. -Л., 1964, с. 4.

потребность творчества. Не случайна такая сюжетная ситуация в его произведениях: человек около смерти (умирающий Павлюк; работники угрозыска, деятельность которых сопряжена со смертельным риском, испытания войною и т. п.)»1. Ценность книги Колобаевой в том, что анализ означенных повестей основан на глубоком исследовании образной системы, средств художественной выразительности, сюжетно-композиционной структуры этих произведений. Кроме того, Колобаева попыталась обозначить характерные черты творческой манеры писателя - «стремление поднять... курс «мелочей» - мелочей быта, будней, повседневности, курс малых форм»2.

В начале 70-х годов появляются работы общего характера, исследующие особенности повести как жанра. В них, наряду с произведениями других писателей, анализируются и повести Павла Нилина «Испытательный срок» и «Жестокость». Авторов интересуют жанровое своеобразие названных повестей , проблема характера, взаимоотношений героя и обстоятельств .

В диссертации А. Молько «Концепция личности в прозе П.Ф. Нилина и формы ее художественного воплощения» делается удачная попытка целостного осмысления прозы Нилина. Диссертанту удается обобщить научные материалы о творческом пути художника, преодолеть ограниченность поэтапного изучения наследия писателя. Особое внимание автор работы уделяет идейно-эстетическим исканиям Нилина, учет которых позволяет ему осветить фигуру Мастера ясно и полно. Достоинство исследования Молько в стремлении преодолеть схематизм предыдущих исследователей в изображении творческой эволюции Нилина. Диссертант стремится «выявить новые грани творческой

1 Колобаева Л. Павел Нилин. Очерк творчества. - С. 77—78.

2 Там же. -С. 61.

3 Заречнева К. Историко-революционная повесть (50—60-е годы). Диссертация... кандидата филологических
наук. - М., 1971; Гончарова А. Нравственно-психологическая повесть в современной советской прозе (П.
Нилин, В. Тендряков, А. Битов). Диссертация... кандидата филологических наук. - М., 1971; Терпелова А.
Герой и жанр. (О некоторых особенностях повести 50—60-х годов). В кн.: Ученые записки МГПИ им. В.И.
Ленина. - М., 1971, №456.

4 Гордович К. Проблема характера в современной советской прозе. Диссертация... кандидата филологических наук.-Л., 1967.

индивидуальности писателя, полнее осмыслить его концепцию личности» -Молько нарушает традицию линейного рассмотрения прозы Нилина, отбирая для анализа наиболее значительные из них. Кроме того, в поле зрения исследователя попадает целый ряд рассказов, которые были обойдены вниманием критики («Амундсен», «Хоронили моего дядю», «Один печальный день», «Буква Т», «В Самаре, в Струковском саду» и другие). Молько выявляет основные положения авторской позиции Нилина, используя в качестве доказательств многочисленные литературно-публицистические высказывания писателя. Очень точно, на наш взгляд, исследователь определяет тип авторской позиции у Нилина - «поведенческий» (для него характерна особая значимость самого облика художника). Диссертант пытается разобраться в тех ценностях, которые получили воплощение в нилинских героях, выделяя четыре аспекта характеристики персонажа писателем. Несомненным достоинством диссертации Молько является третья глава - «Проблема личности в художественной целостности прозы Нилина». Она посвящена механизму формирования художественного единства литературного наследия художника. Автор работы рассматривает «добавочные формальные и семантические измерения, которые рождаются в итоге их взаимодействия и взаимосцепления»2. По мнению исследователя, в прозе писателя наблюдается «тенденция к циклизации малых и средних эпических форм»3, обусловившая ее художественное единство.

Научная новизна работы. Хотя творчество Нилина во многих аспектах является изученным, мы полагаем, что осталось еще немало вопросов, нуждающихся в дополнительном осмыслении. Например, литературоведы и критики преимущественное внимание уделяли проблематике прозы художника, а особенности ее поэтики не получили достойного освещения. Так, в настоящей диссертации впервые исследуются особенности организации времени и

1 Молько А. Концепция личности в прозе П.Ф. Нилина и формы ее художественного воплощения.
Диссертация... кандидата филологических наук. - Куйбышев, 1990, с. 25.

2 Там же.

3 Там же.-С. 26.

пространства в произведениях Нилина. Исследователи в той или иной мере затрагивали проблему героя в прозе писателя, отмечали характерные черты его персонажей, но рассмотрение принципов и используемых художественных средств изображения героя требует отдельного изучения. Целесообразно, на наш взгляд, выделить и проблему «раннего» и «позднего» героя в творчестве Нилина, проследить его эволюцию. Избирательный подход критики к прозе писателя (подробно разбираются повести «Испытательный срок» и «Жестокость») отодвинул на задний план его повесть «Через кладбище», многие рассказы. Нигде детально не анализируются произведения Нилина военной поры, не рассматриваются художественные особенности его поздних рассказов. В настоящей работе приводятся многочисленные литературно-публицистические выступления художника — в контексте диссертации они представляют несомненную ценность, поскольку являются единственными прямыми ориентирами в духовном мире писателя. Нами впервые предпринимается попытка сравнить рассказы Нилина с рассказами М. Зощенко и В. Шукшина, сопоставления средств изображения героя в повести «Жестокость» и романе Н. Островского «Как закалялась сталь», исследования психологической структуры повести «Через кладбище». Исследование ведется в контексте основных категорий общей поэтики (хронотоп, конфликт и его .уровни, композиционные особенности, система образов, язык и другие). Одной из основных задач нашей работы является анализ возможных способов художественного воплощения замысла писателя и законов сочетания различных способов в зависимости от жанра. Обращение к материалам Российского государственного архива литературы и искусства о жизни и творчестве Нилина способствовало расширению и обогащению наших представлений о творческой биографии писателя.

Цели исследования: определить жанрово-стилевые особенности рассказов и повестей П. Нилина, выявить закономерности их развития, те особые сцепления и микроэлементы, которые во многом определяют идейно-художественный уровень его произведений; рассмотреть концепцию личности

в прозе П.Ф. Нилина; выяснить авторское отношение к своим героям через "разрешение проблемы «автор - рассказчик» в рассказах и повестях художника.

За долгую жизнь в искусстве Павел Нилин создал довольно большое количество прозаических произведений. Естественно, не все они представляются равноценными по своим идейно-эстетическим достоинствам. Поэтому мы стремились следовать принципу строгой избирательности и рассматривать только наиболее значительные из них. В структуре диссертации немаловажную роль играет проблемный подход, который в сочетании с обзорным принципом изложения дает возможность соединить анализ лучших рассказов, известных повестей с выяснением важнейших теоретических вопросов и закономерностей современного литературного процесса.

Методологической и теоретической основой исследования стали достижения науки в области литературоведения (работы М. Бахтина, М. Храпченко, Д. Лихачева, А. Бушмина, В. Виноградова, Л. Тимофеева, Б. Томашевского, И. Кузьмичева, Л. Чернец, А. Эсалнек, Ю. Тынянова, Г. Поспелова). Используются такие методы исследования, как проблемно-тематический, историко-сравнительный, структурно-гносеологический.

Актуальность диссертационной работы. Изучению жанровых особенностей литературного произведения придается большое значение. Ведь '«прежде чем искать законы развития литературных форм, нужно знать, чем являются эти формы. Сами же законы могут быть найдены лишь в итоге громадной историко-литературной работы»1. Действительно, это так. Вот почему мы говорим об актуальности избранного нами предмета исследования и

0 его сложности. Неясное представление о сущности того или иного жанра
может стать причиной неверной, субъективной оценки произведения
отдельного писателя, поскольку единичное может быть понято лишь в связи с
общим и через него. Диалектика явления и сущности такова, что сущность
лишь приблизительно охватывает отдельные многообразные явления, а
последние неполно входят в сущность. Сущность беднее явлений, ибо она не

1 Медведев П. Формальный метод в литературоведении. - Л., 1928, с. 49—50.

включает в себя бесконечного многообразия их сторон и оттенков. Вместе с тем при всем богатстве этих сторон и оттенков явлений сущность выступает как их общая основа. Следовательно, при изучении разнообразных и стилистически многогранных произведений разных писателей, относящихся к одной жанровой разновидности, можно выделить такие инвариантные особенности, которые будут характерны для всех этих произведений. Эти особенности можно считать стилевыми признаками жанра. Именно жанр определяет систему композиционно-речевых форм эпического прозаического произведения, способы его членения и сцепления частей, природу художественного времени, особенности лексической структуры и так далее.

Теоретико-методологическая база диссертации. Термин «поэтика» толкуется по-разному. Л.И. Тимофеев определил ее как «комплекс художественных средств, при помощи которых писатель создает целостную художественную форму, раскрывающую содержание его творчества»1. Одна из главнейших задач поэтики в этом смысле — выяснить те особенности художественной структуры, которые подводят к пониманию основных факторов, обуславливающих идейно-эстетическое воздействие произведения на читателя. Обращение к формальной стороне текста дает хорошую возможность для изучения содержательной стороны прозы Нилина, поскольку «внутренняя организация» произведения выступает в качестве главного инструмента литературного анализа. Как любое структурно целенаправленное образование, художественная форма складывается из различных компонентов большей или меньшей сложности. Цель настоящей диссертации - исследование художественной формы как системы образующих ее компонентов. Это и определяет интерес к содержательной художественной сути внутрижанровой структуры рассказов и повестей Нилина, к возможностям, обнаруживающимся в этой структуре.

Термин «поэтика» употребляется и в ином значении. В.В. Виноградов и Н.И. Конрад писали: «Поэтика есть наука о формах, видах, средствах и

1 Тимофеев Л. Советская литература. Метод, стиль, поэтика. - M., 1964, с. 349.

способах словесно-художественного творчества, о структурных типах и жанрах
литературных произведений»1. А.В. Огнев выдвигает ряд требований,
^ необходимых при изучении поэтики жанра:

1. Двуединый подход к предмету исследования:

социально-генетический аспект (устанавливает зависимость искусства от потребностей эпохи и его специфическую общественно-преобразующую функцию, вызванную «социальным заказом»);

структурно-гносеологический аспект (раскрывает интимную природу произведения, соответствие его содержания и формы требованиям искусства и .правде жизни).

  1. Использование метода генерализации при изучении поэтики жанра (выявление общего у разных писателей, раскрытие тех связей, которые объединяют их в то, что называется литературой данного времени, общим историко-литературным процессом).

  2. Необходимость обращения к опыту других жанров (например, нас интересуют рассказ и повесть — следовательно, важно рассмотреть их соотношение друг с другом, с романом, для того чтобы правильно понять взаимодействие и взаимовлияние структур различных жанров)2.

<) , Задачи исследования, сформулированные Огневым, заставляют вести

конкретный анализ художественного своеобразия рассказов таким образом, что оба понятия «поэтика» будут пересекаться (то же самое касается и жанра повести). С одной стороны, если на конкретном примере изучается «своеобразие новеллистических форм и закономерности в их развитии», их жанровая сущность, движущие силы жанрового движения, мы используем термин во втором значении. С другой стороны, если мы обратимся к группе произведений Нилина, то неизбежно должны будем познакомиться с художественной системой этого писателя, выделить его по отношению к

& другим - в этом случае мы постигнем «целостную художественную форму»

1 Конрад Н. О работах В.В. Виноградова по вопросам стилистики, поэтики и теории поэтической речи. В кн.:

Проблемы современной филологии. - М., 1965, с. 405.

} Огнев А. О поэтике современного русского рассказа. - Саратов, 1973, с. 10.

художнической индивидуальности, используя термин «поэтика» в значении, применяемом Тимофеевым. Следовательно, два разных толкования одного и того же термина скрещиваются в той точке, где речь идет об изучении художественной формы литературного произведения.

«В том случае, когда рассматривается способ формирования, организации произведения как эстетического целого, характеризуется его жанр»1. Таким образом, вопрос о «технологических» возможностях рассказа и повести -частный случай проблемы жанра вообще. В то же время «форма, поэтика, стиль как принципы организации формы в ее конкретности помогают увидеть, представить, ощутить жанр в его предметности»2. Пытаясь дать определение жанра, мы сталкиваемся с двумя трудностями. Первая - подвижность жанра, его историческая изменчивость. Вторая трудность - вычленение собственно жанровых (видовых) признаков по отношению к родовым. Так, жанр, по Н.Л. Лейдерману, «это исторически сложившийся тип устойчивой структуры произведения, организующей все его компоненты в систему, порождающую целостный образ - художественный мир, который выражает определенную эстетическую концепцию действительности»3. В понимании автора, система носителей жанра и является моделью жанра. Носители жанра, по Лейдерману, таковы: точка зрения повествователя (безличный автор-повествователь, автор-рассказчик, герой-рассказчик, лирический герой); пространственно-временная композиция (это собственно конструкция внутритекстовой сферы художественного мира: сюжет, система характеров, пейзаж, портрет, лирические отступления, вводные эпизоды, речь героев); речевой стиль (общий эмоционально-экспрессивный тон повествования); структура читательского восприятия («заложенные в тексте сигналы, дающие «установку на жанр» и переключающие читателя в условный мир, определяющие характер ассоциативности, образующие контур «подтекста» и «сверхтекста»,

1 Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1972, с, 259.

2 Эсалнек А. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. - М., 1985, с. 59.

? Лейдерман Н. Современная художественная проза о Великой Отечественной войне. - Свердловск, 1973, ч. 1, с. 19.

руководящих читателем при установлении скрытых связей внутри текста и между текстом и внетекстовой действительностью»1. Верно утверждение Лейдермана о том, что, в принципе, «жанр - это «форма времени», вызываемая к жизни духовными запросами общества на той или иной фазе его развития» . Действительно, господствующие жанровые формы, основные тенденции в развитии жанров - это специфические проявления историко-литературного процесса.

Проблеме жанра и его поэтике посвящена работа Н.П. Утехина «Жанры эпической, прозы». Жанр, по мнению исследователя, - это «и наиболее всеобщая, универсальная, и в то же время вполне конкретная категория литературы. Универсальная - потому что в ней отражаются черты самых разнообразных художественных методов, школ и направлений литературы. Конкретная — потому что именно в жанрах литература получает свое непосредственное выражение»3. Автор книги подробно анализирует основные бытующие в современном литературоведении жанровые концепции (в частности, попытки исследователей определить сущность жанровых форм современного эпоса, найти принципы их дифференциации) и приходит к выводу: «все перечисленные выше признаки - объем, тип жизненного процесса, тип характера, финал, синтетичность, аналитичность, достоверность, вымышленность и тому подобное, - с помощью которых часто пытаются определить жанр... ни один их них в научное определение жанра современной литературы входить не может»4. По мнению исследователя, и в художественной структуре произведений опять же нельзя усматривать устойчивые признаки жанра - «принципы жанровой типологии необходимо извлекать не из особенностей содержания или формы художественных произведений, а из общего понятия о роде литературы...»5

.' Лейдерман H. Современная художественная проза о Великой Отечественной войне. - 1974, ч. 2, с. 150.

2 Там же. - 1974, ч. 2, с. 152.

3 Утехин Н. Жанры эпической прозы. - Л., 1982, с. 3.

4 Там же.-С. 9-10.

5 Там же.-С. 27.

Ряд исследователей полагают, что характер является организующим центром произведения, объединяющим все его элементы в одно целое. По мнению Л. Тимофеева, «характер (как простейшая единица художественного творчества) и есть то целое, в связи с которым мы можем понять те средства, которые использованы для его создания, то есть язык и композицию»1. Литературовед убежден, что анализ характеров уясняет языковые и композиционные формы художественного творения, что стилистические особенности литературного произведения художественно мотивированы теми характерами, которые в нем изображены. Для А.Т. Васильковского критерии определения жанров заключаются прежде всего в особом характере выражения (или изображения) человека, человеческого. «Вся литература — человековедение. Всегда и во всех формах своих она раскрывает сущность человеческого... Разграничение жанров в смысле специфики изобразительно-выразительных средств и приемов может проходить по ряду направлений, но важнейшее из них, от которого все другие являются производными, связано с определением средств в создании образа человека»2.

Характерологический подход в определении специфики жанра нам представляется ограниченным, поскольку характер человека далеко не всегда является основой повествования. Как справедливо заметил Л. Толстой, «дело искусства отыскивать фокусы и выставлять их в очевидность. Фокусы эти, по старому разделению, - характеры людей; но фокусы эти могут быть характеры сцен, народов, природы...»3 Исходя из понимания жанра как структурно-типологического образования, В. Синенко обоснованно утверждает, что «один принцип характера еще не определяет жанра и его разновидностей. Являясь доминирующим в жанре как единой системе, характер выполняет свою

1 Тимофеев Л. Теория литературы. - М., 1945, с. 99.

2 Васильковский А. О содержательности жанровых форм как критерии классификации жанров. - Вопросы
русской литературы, Львов, 1970, вып. № (15), с. 22,24.

Толстой Л. Полное собрание сочинений. - M., 1937, т. 47, с. 213.

качественную дифференцирующую функцию только в совокупности с другими элементами — сюжетом, композицией, объемом и т. п.»1.

Наиболее аргументированной нам представляется жанровая концепция Л.В. Чернец. Придерживаясь терминологически понятийной системы Г.Н. Поспелова, исследовательница неоднократно напоминает о необходимости учета жанрового содержания при определении специфики того или иного литературного жанра, но добавляет, что анализ жанрового содержания должен сочетаться со стилевыми поисками, с учетом стилевых проявлений или стилевых «следствий». Рассмотрение жанра обязательно предполагает выход в стиль, форму, поэтику. «Литературная преемственность обнаруживается наиболее четко в ведущей стороне творчества — его содержании... К построению поэтики современных жанров, к определению их стилевых различий можно приблизиться лишь при функциональном подходе к форме... Содержательные принципы помогают выявить повторяющиеся черты жанров и наметить таким образом их типологию» . Именно на художественно-содержательной основе и реализуют свои возможности носители жанра. Таким образом, «жанровая доминанта» зависит прежде всего от подхода писателя к жизненному материалу, от выбора тех или иных участков эмпирической действительности.

Утехин выделяет три основных способа раскрытия содержания «эпической поэзии», три способа его отображения в художественном произведении: «Иногда целью художника может быть раскрытие этого содержания лишь в какой-то одной связи, в каком-то одном отношении, под каким-то одним углом зрения... в этом случае художник создает произведение, которое мы привыкли называть рассказом, причем в рассказе может быть отображен не только один эпизод из жизни человека, но и вся его жизнь или несколько эпизодов ее, но взята она будет лишь под каким-то определенным углом, в каком-то одном отношении («Ионыч» Чехова, например). Поэтому

1 Синенко В. Русская советская повесть 40—50-х годов. Проблемы жанра и стиля. - Уч. зап. Башкирского гос. ун-та, Уфа, 1970, вып. 44. Сер. филол. наук, №17/21/, с. 48. Чернец Л. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). - М., 1982, с. 21.

естественно, что обычно в рассказе изображаются отдельные случаи, эпизоды, конфликты, так как чаще всего содержание нескольких событий, неоднозначных ситуаций не может быть с необходимой убедительностью раскрыто лишь в одной какой-то связи, в одной стороне. В другом случае исключительный интерес у художника может быть сосредоточен на отображении во всей полноте, во всей многосторонности внутренних связей какой-то одной из основных частей содержания эпической поэзии; предметом изображения в его произведении станет по преимуществу или среда, окружающая человека, или история взаимоотношения человека со средой, или характер человека в его субъективной замкнутости или, напротив, в его объективном проявлении (поступках, действии). И в этом случае можно говорить о том, что художник реализовал свой замысел в жанре, отличном от рассказа, - в жанре повести... В романе же... как бы две основы, два центра, сопряжением которых (раскрытием взаимоотношений личности со средой) и организуется художественный мир произведения. Изображение человека и среды, его окружающей, имеют в нем одинаково самостоятельное значение»1.

Мнение некоторых авторов, будто при исследовании произведения, ввиду его сложности, невозможно выделить главный (или главные), ведущий элемент, нам представляется необоснованным. Поэтика, как отмечалось, призвана исходить из жанра, поскольку жанр «есть типическая форма целого произведения, целого высказывания. Реально произведение лишь в форме определенного жанра. Конструктивное значение каждого элемента может быть понятно лишь в связи с жанром»2. Жанр историчен, он изменяется от эпохи к эпохе, «возникает (из выпадов и зачатков в других системах) и спадает, обращаясь в рудименты других систем»3. Структурно-морфологические изменения, происходящие в жанре, обусловлены как его имманентными законами, так и новыми требованиями и коренными изменениями, происходящими в жизни общества. Социально-исторические условия в

1 Утехин Н. Жанры эпической прозы. - С. 44—46.

2 Медведев П. Формальный метод в литературоведении. - С. 175.

3 Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. - Л., 1929, с. 8.

известной мере обновляют жанр, определяют комплекс признаков и структурообразующие особенности данной формы. Кроме того, в современной литературе происходит активное смешение жанров. Связано это, по мнению В. Синенко, с эпохой открытий на стыке наук, эпохой активного взаимодействия искусств, что не может не привести к образованию синтетических форм: «Сегодня жанры активнее вторгаются друг в друга, но это не значит, что они .совершенно теряют определенность жанрового лица и существуют в некоем смешанном виде. Побеждает в этом диалектическом единоборстве какой-то один жанр, выходя из него обогащенным, обновленным»1.

И тем не менее жанр не теряет определенности и устойчивости главных структурных признаков. «Жанр как бы нейтрален по отношению к неповторимой индивидуальности произведения. В этом смысле категория жанра отмечена печатью консерватизма. И соответственно, в историко-литературном процессе жанр выполняет роль фактора стабильности, отражая момент «конечности» (в философском смысле данного понятия) определенного .этапа развития художественного сознания... Стабилизация опыта, полученного в ходе художественного познания, в виде той или иной формальной закрепленности выражения, столь же постоянно возникающей, как и преодолеваемой - такова наиболее устойчивая функция жанров. Жанр - это отражение известной законченности этапа познания, формула добытой эстетической истины» . Все же, на наш взгляд, правильнее говорить лишь об относительной «консервативности» жанровых форм, не забывая при этом, что само понятие жанра двуедино.

Рассуждая, например, о рассказе, следует отметить, что в разное время разные исследователи пытались определить критерии и параметры этой малой формы эпической прозы. Попытки эти были достаточно разноречивы, так как, казалось, у рассказа не было ни единых критериев, ни единых параметров. Действительно, устойчивых параметров жанра как будто бы не было. Если

1 Синенко В. О повести наших дней. - М., 1971, с. 5.

2 Стенник Ю. Системы жанров в историко-литературном процессе. В кн.: Историко-литературный процесс.
Проблемы и методы изучения. - Л., 1974, с. 175,189.

разговор заходил о так называемой однособытийности рассказа, то тут же находились произведения, сюжет которых строился на многособытийной основе, если говорили о моногеройности и готовых характерах, то нетрудно было опровергнуть и это положение и найти среди произведений этого жанра такие, в которых действовали бы два или несколько равноправных героя, а характеры исследовались в развитии. Если же речь заходила об одноконфликтности, то и тут оппоненту предоставлялась возможность найти целый ряд произведений, в основе которых лежало несколько проблем, раскрывающихся в соответствующей системе конфликтов и сюжетных линий. И уж совсем не приходится говорить о тематическом многообразии жанра малой эпической прозы. Поэтому на первый взгляд и кажется бесполезной попытка в одной дефиниции строго определить «круг обязанностей» жанра, но, с другой стороны, игнорировать вопрос о жанровой специфике прозы, об эстетических законах, лежащих в основе ее существования, было бы тоже неправомерно. «Теория новеллы, как и всякая теория, - справедливо отмечал И.А. Виноградов, - это вовсе не какая-то дерзость, это, увы, необходимость. Вопрос о сущности новеллы как жанра можно решать с большей или меньшей глубиной и верностью, но обойти его нельзя»1. Все сказанное также относится и к жанру повести. Понять устойчивые признаки романа, повести или рассказа нельзя без тщательного исследования внутренней структуры жанра. Конечно, жанрообразующие элементы, или носители жанра, следует изучать не изолированно, а в совокупности.

Споры вокруг определения специфических особенностей жанра ведутся до сих пор, в контексте нашей работы не имеет смысла подробно останавливаться на многочисленных и порой очень противоречивых в своих исходных позициях концепциях (о разных подходах в решении жанровых проблем рассказа смотрите в учебном пособии А.В. Огнева «Из истории советской литературной критики. (Вопросы истории и теории русского рассказа 1946—1977 гг. в советской критике и литературоведении)» (Калинин, 1979);

1 Виноградов И. Борьба за стиль. - Л., 1937, с. 7.

наиболее аргументированно «теория повести» выглядит в работах В. Синенко и Н. Утехина (см. выше). Несмотря на «теоретическое многообразие» в решении этого вопроса, представляется возможным описать жанры рассказа и повести на конкретном художественном материале.

Структура диссертационной работы. Основное содержание диссертации подразделяется на введение, две главы: «Проблематика и поэтика рассказов П.Ф. Нилина», «Жанрово-стилевое своеобразие повестей Павла Нилина», заключение и список использованной литературы.

Во введении раскрывается актуальность темы, характеризуется степень изученности творческого наследия Нилина, определяются цели и задачи диссертации, структура, научная новизна и практическая значимость работы, обосновываются теоретические и методологические принципы исследования, уделяется внимание дискуссионным вопросам, связанным с проблемой поэтики жанра.

Первая глава нацелена на выявление характерных черт мировосприятия писателя, исследование художественных средств и законов построения рассказов Павла Нилина, позволяющее понять авторскую концепцию человека.

Во второй главе анализируются наиболее значительные произведения художника (повести «Испытательный срок», «Жестокость», «Через кладбище»). Наше внимание не случайно сосредоточено на жанре повести: «Замысел художника и избранный им жанр, испытывая воздействие действительности, влияют в свою очередь на характер отбора жизненного материала. Природа жанра заключается в особых переходах и взаимосвязях объективного и субъективного. Особые качества изображаемого предмета и особое изображение его - в этом ключ к поискам своеобразия жанра и его разновидностей... следует подчеркнуть, что в каждом жанре воплощается отличное друг от друга жизненное содержание не только в количественном, но и в качественном отношении»1. В рамках данной работы важным становится осмысление значения жанров рассказа и повести в творчестве Нилина, попытка

1 Огнев А. Русский советский рассказ 50-70-х годов. - М., 1978, с. 4.

исследования поэтики этих жанров позволяет выявить новые грани творческой индивидуальности писателя, полнее осмыслить его концепцию личности.

В заключении диссертации сделаны обобщающие выводы, подведены итоги исследования. Анализ принципов и законов построения произведений Нилина позволяет говорить о творческом своеобразии писателя и его вкладе в развитие литературного процесса 30-70-х годов XX века.

От жанра фельетона и очерка к жанру рассказа

Иной подход к осмыслению творчества Нилина наметился в диссертации Н.А. Терениной, появившейся в середине 60-х. Особое внимание исследовательница уделяет раннему творчеству писателя, его первому роману «Человек идет в гору». Теренина стремится к целостному осмыслению прозы художника, находя истоки будущих «положений и характеров» в начале творческого пути писателя: «...в статьях, заметках, фельетонах, очерках П. Нилина, написанных в конце 20-х и в начале 30-х годов, намечались едва уловимые контуры его будущего творчества, формировались художественные принципы, делались первые заявки на самостоятельное видение мира»1. Интересны обращение автора диссертации к истории создания «Жестокости», попытка выявить конкретную историческую основу повестей «Испытательный срок» и «Жестокость» (Теренина приводит многочисленные документальные факты), рассуждения диссертанта о прототипах некоторых героев «Жестокости», роли лирических отступлений в этой повести. Теренина одной из первых заговорила об интересе писателя к проблеме социалистической законности, соотношении революционной гуманности и революционного насилия, «теории высших соображений», именно с этой проблемой она связывает трагическое в «Жестокости». В числе недостатков сочинения Терениной следует отметить сосредоточенность на содержательной стороне произведений Нилина в ущерб анализу литературно-художественных средств; "недостаточное внимание уделяется и рассказам писателя, хотя и отмечается, что Нилин — мастер малых форм.

Л.А. Колобаева в критико-биографическом очерке «Павел Нилин. Очерк творчества», опубликованном в конце 60-х годов, рассматривает ранние произведения Нилина, отдельные главы книги посвящает повестям «Испытательный срок», «Жестокость», «Через кладбище». Она говорит об ощутимом в творчестве писателя тяготении к философским проблемам жизни. «Нилина всегда влекло к себе исследование простейших и вместе с тем фундаментальных истин: человек и смерть, человек и бесконечная его потребность творчества. Не случайна такая сюжетная ситуация в его произведениях: человек около смерти (умирающий Павлюк; работники угрозыска, деятельность которых сопряжена со смертельным риском, испытания войною и т. п.)»1. Ценность книги Колобаевой в том, что анализ означенных повестей основан на глубоком исследовании образной системы, средств художественной выразительности, сюжетно-композиционной структуры этих произведений. Кроме того, Колобаева попыталась обозначить характерные черты творческой манеры писателя - «стремление поднять... курс «мелочей» - мелочей быта, будней, повседневности, курс малых форм»2.

В начале 70-х годов появляются работы общего характера, исследующие особенности повести как жанра. В них, наряду с произведениями других писателей, анализируются и повести Павла Нилина «Испытательный срок» и «Жестокость». Авторов интересуют жанровое своеобразие названных повестей , проблема характера, взаимоотношений героя и обстоятельств

В диссертации А. Молько «Концепция личности в прозе П.Ф. Нилина и формы ее художественного воплощения» делается удачная попытка целостного осмысления прозы Нилина. Диссертанту удается обобщить научные материалы о творческом пути художника, преодолеть ограниченность поэтапного изучения наследия писателя. Особое внимание автор работы уделяет идейно-эстетическим исканиям Нилина, учет которых позволяет ему осветить фигуру Мастера ясно и полно. Достоинство исследования Молько в стремлении преодолеть схематизм предыдущих исследователей в изображении творческой эволюции Нилина. Диссертант стремится «выявить новые грани творческой индивидуальности писателя, полнее осмыслить его концепцию личности» -Молько нарушает традицию линейного рассмотрения прозы Нилина, отбирая для анализа наиболее значительные из них. Кроме того, в поле зрения исследователя попадает целый ряд рассказов, которые были обойдены вниманием критики («Амундсен», «Хоронили моего дядю», «Один печальный день», «Буква Т», «В Самаре, в Струковском саду» и другие). Молько выявляет основные положения авторской позиции Нилина, используя в качестве доказательств многочисленные литературно-публицистические высказывания писателя. Очень точно, на наш взгляд, исследователь определяет тип авторской позиции у Нилина - «поведенческий» (для него характерна особая значимость самого облика художника). Диссертант пытается разобраться в тех ценностях, которые получили воплощение в нилинских героях, выделяя четыре аспекта характеристики персонажа писателем. Несомненным достоинством диссертации Молько является третья глава - «Проблема личности в художественной целостности прозы Нилина». Она посвящена механизму формирования художественного единства литературного наследия художника. Автор работы рассматривает «добавочные формальные и семантические измерения, которые рождаются в итоге их взаимодействия и взаимосцепления»2. По мнению исследователя, в прозе писателя наблюдается «тенденция к циклизации малых и средних эпических форм»3, обусловившая ее художественное единство.

Научная новизна работы. Хотя творчество Нилина во многих аспектах является изученным, мы полагаем, что осталось еще немало вопросов, нуждающихся в дополнительном осмыслении. Например, литературоведы и критики преимущественное внимание уделяли проблематике прозы художника, а особенности ее поэтики не получили достойного освещения. Так, в настоящей диссертации впервые исследуются особенности организации времени и пространства в произведениях Нилина. Исследователи в той или иной мере затрагивали проблему героя в прозе писателя, отмечали характерные черты его персонажей, но рассмотрение принципов и используемых художественных средств изображения героя требует отдельного изучения. Целесообразно, на наш взгляд, выделить и проблему «раннего» и «позднего» героя в творчестве Нилина, проследить его эволюцию. Избирательный подход критики к прозе писателя (подробно разбираются повести «Испытательный срок» и «Жестокость») отодвинул на задний план его повесть «Через кладбище», многие рассказы. Нигде детально не анализируются произведения Нилина военной поры, не рассматриваются художественные особенности его поздних рассказов. В настоящей работе приводятся многочисленные литературно-публицистические выступления художника — в контексте диссертации они представляют несомненную ценность, поскольку являются единственными прямыми ориентирами в духовном мире писателя. Нами впервые предпринимается попытка сравнить рассказы Нилина с рассказами М. Зощенко и В. Шукшина, сопоставления средств изображения героя в повести «Жестокость» и романе Н. Островского «Как закалялась сталь», исследования психологической структуры повести «Через кладбище». Исследование ведется в контексте основных категорий общей поэтики (хронотоп, конфликт и его .уровни, композиционные особенности, система образов, язык и другие). Одной из основных задач нашей работы является анализ возможных способов художественного воплощения замысла писателя и законов сочетания различных способов в зависимости от жанра. Обращение к материалам Российского государственного архива литературы и искусства о жизни и творчестве Нилина способствовало расширению и обогащению наших представлений о творческой биографии писателя.

Военные рассказы Павла Нилина

Великая Отечественная война не добавила ничего существенного к уже сложившейся репутации Нилина. В качестве военного корреспондента писатель побывал на многих фронтах. Впечатления его вылились в корреспонденции, очерки, рассказы. Объем созданного в этот период невелик по сравнению с тем, что публиковал Нилин до войны, сколько писали в дни войны многие его коллеги. Писатель не считал достаточными свои журналистские наезды на передний край, поэтому ему оставалось додумывать там, где обязательно достоверное знание. На наш взгляд, рассказам Нилина военной поры в критической литературе уделено недостаточное внимание. Во многом это связано с явной слабостью самих произведений (большинство рассказов писателя относится к началу 40-х годов!).

Проза военных лет нередко выполняла чисто прикладные функции, поднимая вопросы воинского мастерства, занимаясь передачей боевого опыта, - отсюда ее агитационность, публицистичность, простейшее назидательно-утилитарное и зримо-вещное описание событий вместо философско-нравственного их осмысления, плакатное изображение врага. Произведения большинства писателей начальных лет войны часто напоминают пьесы, сценарии — резкостью переносов действия в пространстве и во времени, контрастами характеров, значением монологов, декоративностью мизансцен, для них характерны театральность, скоротечность фабульного движения при эскизной обрисовке человеческого характера, нет анализа духовной сути подвига. На первых порах в повестях и рассказах преобладал групповой портрет, множественный герой массы. Из толпы персонажей автор «приближал» то одних, то других, «выводил к рампе» наиболее значительных по характеру, тех, кто удивляет. Отсюда и соответствующий выбор героев: чаще всего это люди, сама военная профессия которых требует от них особого мужества (разведчик, снайпер). Простой человек в исключительных обстоятельствах, одухотворенный любовью к Родине и ненавистью к врагу, становится героем, часто он поставлен в положение своеобразной дуэли, исход которой обычно трагичен - герой погибает.

События войны с их необычайным динамизмом, необыкновенным проявлением героического начала словно бы толкали писателей к приемам исредствам романтического письма. Поэтика романтических рассказов отличается не только гиперболизацией образа, использованием исключительных обстоятельств, предельным заострением ситуации и главной черты героя, но и особой контрастностью, усиливающей впечатление необычности случившегося. В таком ключе написано большинство рассказов П. Павленко, В. Василевской, Л. Соболева, Н. Тихонова и других авторов. Перечисленными недостатками грешат и произведения Нилина.

Герой рассказа «Дуэль» (1942) Иван Торопов сбивает из винтовки немецкий истребитель, но, получив тридцать восемь пулевых ранений, умирает сам. Умирая, Иван Торопов думает не о семье, не о родной деревне, а сокрушается о том, попал он в самолет или нет. Для творческой манеры Нилина характерны нежные, акварельные тона. Рассказ начинается зарисовкой окружающей природы. «Здесь было тихо, солнечно, мирно... В подмосковных лесах растут почти такие же сосны и ели, как в тайге, только, пожалуй, не так густо. Но так же пахнут они по весне. И так же дышит влажная земля. И среди кустов шевелится туман» (522) или «надо всем этим голубеет чистое, нежное, обогретое солнцем небо» (523). Спокойствие и безмятежная красота природы оказываются затишьем перед бурей, остановкой перед резким скачком. Повествование в «Дуэли» строится по принципу контраста, на совмещении зарисовок двух типов: идиллические картины мирной природы сменяются жестокими картинами военной действительности.

Рассказу присущи лаконичность, предельная «экономность», глубокая содержательность всех художественных средств и деталей. Именно концентрированность всех средств выразительности дает возможность сразу же ощутить художественную атмосферу произведения. Культура точно найденной детали здесь приобретает особое значение в силу необходимости выявить на сравнительно небольшой площади глубинный смысл суровой реальности. Нилин приближает к нам штрихи и нюансы военной жизни, проверяя на них наше внимание и нашу способность к обобщениям. На передний план выдвигаются звуковые детали (крик воронов, учуявших мертвечину; гул немецкого истребителя), они-то и возвращают героя в реальный мир. Создается атмосфера не просто духоты, но и общей напряженности, нагнетается дополнительное ощущение тревоги. Новый ряд деталей эмоционально подготавливает кульминацию произведения — гибель главного героя. Принцип контраста оказывается организующим стержнем не только всей повествовательной структуры, но и отдельных предложений и абзацев. Например, в предложении «И в воздух, смолистый, густой, ароматный, проникают сладковатые струйки трупного запаха» (523) сталкиваются реалии разного времени - мирного и военного. Дальше герой видит высокое небо - и снова не верится, что идет война. В небе кружит ястреб, и часовой думает, «что ястреб сильно походит на истребитель. Наши истребители население так и называет «ястребками» (523). В мыслях персонажа война и вневоенная реальность слились воедино, переплелись так, что подчас трудно понять, где заканчивается мир и начинается война.

Само имя героя - Иван — отсылает нас к народной традиции (Иван-дурак, Иван Царевич, братец Иванушка), к тому же имя это, исконно русское, раньше часто употребляемое, становится своеобразным признаком русской нации. Сама ситуация поединка героя в рассказе соотносится с распространенным сказочным мотивом - столкновением Ивана-дурака с Бабой-ягой, Кощеем Бессмертным, злым волшебником. Вражеский истребитель уподобляется воронам, кружащим над падалью: «истребитель кружит над часовым, как те вороны... истребитель снизился... кувыркнувшись, врезался металлическим носом в кювет, около мертвых немцев, над которыми только что кружили вороны» (524-525). Так, ворона в рассказе - символ смерти, разложения, распада, символ мертвого начала. Поэтому-то и фашистский истребитель сравнивается с воронами, он сам - та сила, которая несет гибель, угрозу всему живому. В «Дуэли» упоминается еще одна птица - ястреб. Как мы помним, она ассоциируется у Торопова с советскими истребителями - «ястребками». Ястреб в контексте произведения символизирует силу, способную противостоять «вороньему» началу, а значит, несет свет и жизнь.

Иван, подобно былинному герою, наделяется необыкновенной физической силой, что кажется, будто «это вовсе не часовой. Может быть, это памятник, монумент. Живой человек давно уже должен бы упасть» (524). Главный герой, как и былинный богатырь, вышел на защиту своей Родины, и от того, как он поведет себя в сложной ситуации, зависит, возможно, судьба всей страны. В рассказе автор утверждает диалектическую взаимосвязь части и целого: целое без частей немыслимо, с другой стороны - часть вне целого уже не часть, а иной объект.

Принципы изображения героя в повестях П.Ф. Нилина «Испытательный срок» и «Жестокость»

Написанные в рубежные для литературы и жизни нашего народа годы — 1955-м и 1956-м - «Испытательный срок» и «Жестокость» стали веховыми произведениями. Хочется согласиться со словами Федора Абрамова: «...Павел Филиппович Нилин - явно недооцененный при жизни человек и писатель... Я считаю, что его «Жестокость» - выдающееся произведение, которое можно считать отсчетной меркой в нашей литературе. Вся послевоенная городская психологическая литература с обостренным подходом к нравственным вопросам, с оценкой тех или иных периодов истории... пошла от Нилина, и прежде всего от такой великолепной книги, как «Жестокость»1. Сам писатель так определяет тему своих повестей: «...Мои новые повести, рассказы посвящены нравственным проблемам, проблемам человеческого самосознания»2. О гуманистической направленности произведений художника говорит также критик О. Смирнов: «Что для меня основное в повестях Павла Нилина? Если коротко, это - утверждение доверия человека к человеку, утверждение веры в то, что жизнь может и должна стать лучше, чем она есть, в конечном счете — утверждение на земле справедливости во всем, большом и малом»3. Действительно, еще в рассказах писателя намечается противостояние духовности и бездуховности, нравственности и безнравственности, которое станет важнейшим моментом в дальнейших творческих поисках Нилина. Подлинная нравственность неотделима от внимания к человеческой личности, по мысли художника.

Для творческой манеры Нилина характерна тенденция к изображению героя, оказавшегося в тяжелых жизненных обстоятельствах, «на изломе», перепутье. По мнению писателя, трудности выявляют внутреннюю сущность человека. «Остро напряженные нравственные ситуации, в которых оказываются герои его рассказов и повестей, позволяют, с одной стороны, заинтриговать читателя, а с другой - выразить авторское отношение к доброму и злому в характерах героев»1. Кроме того, значительность данной проблемы (изображение главного героя) во многом определяется спецификой литературного процесса 50-х годов, когда в литературе накапливаются те свежие силы, которые подготовили внушительные литературные перемены в середине десятилетия. Художественное сознание в этот период существенно обогащается. Писатели решительно ищут объяснения противоречий современности. Тщательно исследуют обстоятельства существования человека в обществе, с особым интересом всматриваются в сложный мир индивидуальной психологии. Это внимание обусловлено поднимающимся самосознанием личности, которая уже полнее и увереннее понимает свою ответственную во времени роль. В какой-то мере Нилин отдает дань времени. В повести 50 - 60-х годов возросла роль характера, перемещение центра тяжести повествовательной прозы на характер обнаруживается в углубленном исследовании внутреннего мира человека, его нравственных поисков и поворотов. Особенностью изображения характера становится ограниченная определенность окружающего мира, но именно в этой ограниченности характер раскрывается в разнообразии своих отношений к обществу. Пути раскрытия персонажа зависят от цели, поставленной автором произведения.

Литературный герой моделирует человека. Человек, изображенный в произведении, по мнению Л. Гинзбург, — конкретное единство, которое обладает символическим значением, способное поэтому представлять идею. Литературный герой представляет собой совокупность бытовых характеристик, частных наблюдений, автопсихологический опыт. «Формальным признаком такого... единства является уже самое имя действующего лица»2. Персонаж существует в различных измерениях. Он соотнесен с социальной действительностью, с существующими в ней представлениями о человеке. В плане социальном эти представления мыслятся как социальные роли, в плане психологическом - как типы или характеры. Литературный персонаж - серия последовательных появлений одного лица в пределах данного текста. На протяжении одного текста герой может обнаруживаться в самых разных формах: упоминание о нем во внешней или внутренней речи других действующих лиц; повествование автора или рассказчика о связанных с персонажем событиях; анализ его характера; изображение его переживаний, мыслей, речей, наружности; сцены, в которых он принимает участие словами, жестами, действиями; обстановка, окружающая человека.

Проблема литературного изображения человека тесно связана с жанровой отнесенностью произведения. Из всех существующих ныне теорий о своеобразии характера в повести наиболее аргументированными, на наш взгляд, являются мысли В. Синенко: «...как правило, в повести человек берется в наиболее важный период его жизни. Характер ограничен в его связях и проявлениях, но и в пределах этой ограниченной определенности он раскрывается во всем богатстве его внутреннего мира, в разнообразии своих отношений к окружающему... Характер в повести чаще всего ограничен одной стороной жизни героя даже тогда, когда берется вся его жизнь, весь его путь... В современных повестях именно характер чаще всего становится «источником энергии» всякого движения: и событийного, и психологического. При этом в одних произведениях характер узнается постепенно, в других - дается сразу, а потом испытывается трудными обстоятельствами. Испытание сложившегося характера... является способом постижения человеческих и гражданских качеств в человеке, его силы и слабости...» - отмечает исследовательница.

Действительно, характер в повести ограничен временными и пространственными рамками, сферой и средствами изображения, но это количество дает новое жанровое качество, позволяющее выделить повесть среди других прозаических жанров. С другой стороны, следует отметить, что поиски самого емкого определения характерологического типа в повести должны быть продолжены. Определение В. Синенко может быть отнесено к «средней», «типической» повести, находящейся как бы в самой середине между рассказом и романом, и с трудом применимо к так называемым «маленьким повестям», которые по типу характера приближаются к рассказу, и «романным повестям», где характерологический принцип приближается к романному. Поэтому вполне закономерно было бы говорить о трех типах характера в жанре повести, каждый их которых имеет свои качественные особенности, но, в общем-то, сохраняет признаки единого жанра.

Психологизм в повести Павла Нилина «Через кладбище»

Таким образом, Малышев и Корчагин становятся носителями предельной нравственности, высокой морали. Идейность — главная особенность героев. Они проверяются на честность, способность выполнять свой долг. Сходство характеров: решительность, смелость, честность, прямота, романтический максимализм в поступках, сближает персонажей. Но особенности авторского изображения, разный пафос произведений разводят их в стороны. В психологической структуре героев романа «Как закалялась сталь» именно социально-классовые черты являются доминантой, вокруг которой группируются и которой определяются все остальные грани характера. Классовая сущность в романе не схематизирована, не сведена только к внешним признакам, а предстает как особенность социально-классовой психологии, определяющей не только поведение, образ мышления, но даже способ проявления эмоциональной жизни героя. Становление классового самосознания в Павке неразрывно связано с борьбой за новый мир. В романе последовательно раскрывается, как меняется отношение героя к накопленному опыту социальной жизни, как приобретаются первые навыки организации масс, как постепенно постигается общественная значимость своего поведения. Становление характера борца — это центральная коллизия произведения. Павел сумел преодолеть все трудности, даже предательство собственного тела. А Венька не сумел? Для Корчагина врагом номер один стала болезнь, для Малышева - социальное зло. Идейность Павки помогла ему устоять, дело жизни дало ему стимул для дальнейшего существования; идейность Веньки погубила его, так жить дальше — значит смириться, а смириться — значит проиграть. Борьба с невидимым врагом равносильна бездействию!

Ряд критиков расценили самоубийство Веньки Малышева как слабость, поступок, противоречащий его характеру: «...Писатель не оправдывает самоубийства Веньки. Это в корне противоречило бы мужественному и честному строю всей повести. Минутная Венькина слабость непростительна. Это дезертирство, которое в конечном счете на руку только узелковым» ; «...понимая состояние Веньки, автор не оправдывает его... устами его товарищей он обвиняет Веньку за малодушие и внезапный отказ от борьбы...» ; «...поступок героя не вызван неизбежностью. Он справедливо осужден товарищами Веньки и автором повести. Он не разрешает противоречий -напротив, он затягивает их еще сильнее. Герой оставляет поле боя противникам, которые не имеют права и не будут им владеть»3. Примечательно, что рецензия В. Воеводина называется «Жестокость» Павла Нилина», где критик рассуждает не только о повести, но и обвиняет ее автора в жестокости. Говоря о самоубийстве Веньки Малышева, он писал: «Нилин жестоко поступил со своими героями, обманул их, сказал о них неправду»4.

Венька не мог поступить иначе, как не мог и Нилин по-другому закончить свою повесть. «Конечно, Венька Малышев мог бы остаться в живых. Но тогда бы умерла сама повесть» , - возразил В. Воеводину Ю. Константинов. 3. Богуславская и П. Антокольский тоже выступили в защиту главного героя: «...Его трагическая гибель не означает для автора гибели его представлений, его веры, его жизненной философии» ; «...Венька Малышев — носитель... оптимистического начала...»3 «В основе этого печального факта лежит грубая политическая ошибка, я бы даже сказал, политическая бестактность. И этого мы не можем простить Малышеву» (234) - так говорит о Венькином самоубийстве Якуз. Никакие, вероятно, доказательства неистребимости Узелкова не звучат столь веско, как убийственное для В. Воеводина и ему подобных обвинение. Венька жизнестоек в нашем сознании потому, что, рожденный воображением художника, он в движении образной художественной системы существует и поступает независимо! Писательская власть над ним относительна. Борис Пастернак размышляет: «Непривычность внутреннего существования нарушена, личность кончилась. Может быть, в заключение убивают себя не из верности принятому решению, а из нетерпимости этой тоски, неведомо кому принадлежащей, этого страдания в отсутствие страдающего, этого пустого, не заполненного продолжающейся жизнью ожидания»4. Б. Пастернак имеет в виду смерть Маяковского, Есенина, Цветаевой, но невольно передает и состояние нашего героя. Не столько Нилин убил свой персонаж, сколько сам Малышев нажал на курок, потому что не мог иначе. На наш взгляд, сам писатель достаточно убедительно объясняет «неправдивый» конец повести: «Некоторые читатели говорили, что это не типично, чтобы такой человек кончил жизнь самоубийством. Это не характерно для такого человека. Как будто бывают какие-то «типичные самоубийцы», как будто бы для кого-то бывает характерно самоубийство... И это оказалось совершенно неотвратимым, когда человек очутился в таком состоянии, как Венька... Я поступился бы своим убеждением, если бы изменил конец. И если вы вглядитесь во все обстоятельства, предшествующие самоубийству, то вам станет ясно, что я не мог сделать другого конца»1.

В «Жестокости» мы снова сталкиваемся с жертвенным типом личности. Главный герой берет на себя ответственность за грехи других людей. Отсюда и глубокий духовный кризис, переживаемый им, из которого лишь два выхода: перелом в человеке или полное угасание личности. Венька встал перед выбором: смириться с клеймом «обманщик» или смыть его собственной кровью. Самоубийство закрепляет выход? «...Доказать всем, что твои убеждения сильнее... смерти. Переступить через естественное чувство самосохранения, естественную жажду выжить, уцелеть - с этого начинается героизм отдельного человека, столь необходимый для нравственной энергии всего общества, хотя он и представляется «верхом безрассудства» людям рассудительным... Для человека противоестественно по доброй воле расставаться с жизнью, но если он готов отдать ее - значит, сильны идеалы, ведущие его» - считает А. Бочаров. Якуз сказал: «Самоубийство при всех обстоятельствах не наш метод... не советский аргумент» (234). Да, это не метод узелковых, способных только на ложь и бесчестие. Критик Н. Пияшев с легкостью констатирует, что «смерть героя - протест. Протест, конечно, плохой, ибо это не выход. Борьбу с людьми типа Узелкова и начальника угрозыска, людей с двойным дном, надо было продолжать, нельзя было сдаваться и так позорно капитулировать перед их моралью. Смерть Веньки Малышева осудили его друзья, осудил сам автор... Венька недопонял или не разобрался до конца, что ведь «не один наш начальник представляет Советскую власть»3. Возможно, самоубийство — ошибка, бессмыслица, но не трусость. Просто Венька был прям и очень молод.

Похожие диссертации на Рассказы и повести П. Ф. Нилина (Проблематика и поэтика)