Введение к работе
Актуальность исследования. Творческое наследие Н.М. Карамзина на протяжении многих десятилетий вызывает неизменный интерес у отечественных и зарубежных литературоведов. Написано немало научных работ и статей, посвященных изучению различных аспектов творчества Карамзина. Этот факт свидетельствует о том, что интерес к личности и произведениям писателя не ослабевает, а отдельные направления его творчества остаются в поле пристального внимания исследователей.
В богатой истории России немного найдется имен людей, которые по оставленному ими следу, по масштабам и многогранности своей деятельности были бы сопоставимы по значимости с фигурой Николая Михайловича Карамзина.
Карамзин не только великий историк, писатель и журналист, он являет собой уникальное явление русской культуры, и каждое направление его деятельности должно быть исследовано и осмыслено как часть серьезного творческого наследия, оказавшего значительное влияние на последующее развитие, в том числе русской литературы.
Поэзия не занимает в творческом наследии Карамзина столь же значительного места, как история, журналистика и беллетристика. Можно даже сказать, что из всех видов творчества, пронесенных через всю жизнь (первое из дошедших до нас стихотворений Карамзина было написано в 21 год, последнее незадолго до смерти), его стихи имели намного меньше читателей и привлекали меньшее внимание исследователей.
Тем не менее, поэзия Н.М. Карамзина заслуживает особого внимания как важная составляющая его творческого наследия, оказавшая влияние на формирование последующих поколений русских поэтов, включая В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова и А.С. Пушкина.
За последнее время были опубликованы исследования, касающиеся тех или иных аспектов поэзии Н.М. Карамзина. Неоднократно отмечалось влияние системы философских и эстетических воззрений Карамзина на его поэтическое творчество. Б.М. Эйхенбаум прямо утверждал, что «поэтика неразрывно связана у Карамзина с общефилософскими его суждениями». Однако анализ поэтического наследия Н.М. Карамзина в тематическом и жанровом аспекте, включая его эстетические воззрения, не становился предметом специального и разностороннего исследования. Влияние эстетических воззрений автора на его поэтическое творчество во многом определяет новизну тематики и жанрового содержания поэзии Н.М. Карамзина и способствует выводу на новый уровень значимости темы поэтического наследия писателя и места поэзии Н.М. Карамзина в развитии русской литературы. Целостный подход к изучению поэзии автора, ее тем и жанров в контексте особенностей Н.М. Карамзина как поэта определяет основное направление проведенного исследования. Этим и определяется, на наш взгляд, актуальность предпринятого исследования.
Цель диссертации – осуществить целостный анализ поэзии Н.М. Карамзина. В диссертации были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и представить исследование литературы, посвященной поэзии Н.М. Карамзина, показав, что анализ поэтического наследия автора, в том числе влияние эстетических воззрений на темы и жанры, не становился предметом специального исследования.
2. На материале статей и писем Карамзина определить его понимание поэзии, критерии оценки поэтических произведений и показать применение этих критериев в творчестве.
3. Установить круг тем, жанров, поэтических приемов, определяющих своеобразие поэзии Карамзина.
4. Осуществить анализ стихотворений, имеющих определяющее значение для характеристики поэтического творчества Карамзина.
5. Выявить и объяснить соотнесенность и пересечения поэзии Карамзина с его прозой.
6. Осуществить целостный анализ поэзии Карамзина, ее тем и жанров.
Объект исследования. Поэзия Карамзина, ее темы и жанры.
Теоретико-методологической основой диссертации являются теоретические и историко-литературные труды исследователей творчества Карамзина и его современников, в частности П.Н. Беркова, Г.А. Гуковского, Н.Д. Кочетковой, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Г.П. Макогоненко, И.З. Сермана, Н.Я. Эйдельмана, Б.М. Эйхенбаума. В процессе решения поставленных задач использовались следующие методы: описательный структурный, культурно-исторический, социально-генетический, сравнительно-типологический, метод системного анализа.
Научная новизна проведенного исследования заключается в оригинальном научном подходе к целостному анализу поэтического наследия Н.М. Карамзина, основанном на взаимосвязи тематического и жанрового аспектов его поэзии и эстетических воззрений. Тематическая и жанровая палитра поэзии Карамзина существенно обогащена впервые вводимым в научный оборот материалом, целостным анализом большого количества стихотворений, никогда не привлекавших к себе специального внимания. Особое внимание в работе уделено анализу влияния эстетических воззрений писателя на его поэтическое творчество и развитие интереса к поэтическому наследию Н.М. Карамзина в XIX – XXI веках, что можно отметить как индивидуальный подход соискателя к представленной теме.
Практическое значение полученных результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при преподавании русской литературы XVIII века, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров, разработке тематики курсовых и дипломных работ на филологических факультетах университетов и педагогических институтов, в гуманитарных лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением русской литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1) Период поэтического творчества Н.М. Карамзина длился около полутора десятилетий. В это время было создано большинство статей, в которых автор изложил свое понимание поэзии и дал характеристики отдельным поэтам. Эти статьи до сих пор остаются на периферии внимания исследователей. Вместе с тем, совокупность сказанного Карамзиным о поэзии и поэтах является основополагающим для понимания эстетических установок писателя, критериев подхода к анализу и оценке поэтических произведений.
2) «Поэзия» как наиболее значимое, «программное» стихотворение Н.М. Карамзина, - один из первых образцов творческой декларации – жанра, ключевого для русской поэзии последующих периодов, который позднее станут называть стихами о поэте и поэзии.
3) «Богатырская сказка» Н.М. Карамзина «Илья Муромец» как уникальное произведение в творческой биографии Карамзина и в истории русской поэмы XVIII века, поскольку Карамзин вступает в противоречие с традициями не только античной мифологии, греческого и римского героического эпоса, но и с русской былинной традицией.
4) Стихотворения в прозаических произведениях Карамзина. Роль стихов в тексте «Писем русского путешественника» и песен в повести «Афинская жизнь». Стихи и проза существуют и взаимодействуют в произведениях Н. М. Карамзина как две стихии: контрастируя, они дополняют друг друга в реализации единой художественной функции.
Апробация результатов диссертации. Основные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедры, были подтверждены авторитетными рецензиями на статьи, принятые к публикации в журналах, рекомендованных ВАК, а также были одобрены ведущими учеными кафедры, выступавшими в качестве рецензентов и экспертов на заключительном обсуждении диссертации.
Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 4 публикациях. Опубликованные Подойницыной О.Э. работы дают целостное представление о решении основной научной задачи, поставленной соискателем. Эти работы отражают как поэтапные результаты исследования, так и итоговые. Результаты нашли отражение в научных статьях, опубликованных в периодических изданиях, включенных в перечень научных изданий ВАК РФ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, последняя из которых включает 8 подразделов, и заключения. Общий объем диссертации - 185 страниц.