Введение к работе
Обобщив опыт современных исследователей творчества В.Е. Максимова, таких как И.М. Попова, Хоанг Тхи Винь, И.Е. Лайко, А.Е. Умнов, в работах которых был поставлен вопрос о специфике драматургии В.Е. Максимова, необходимо констатировать, что уже в первой максимовской повести «Жив человек» обнаружились черты драмы как рода литературы (остросюжетность, условность, сценичность, зрелищность).
Драматизм как модус художественности содержался и в романистике В.Е. Максимова, что отмечали Л.А. Шахова, М.М. Глазкова, А.В. Сенкевич. К анализу драматургических элементов романа В.Е. Максимова «Семь дней творения» обращался М.М. Дунаев в книге «Православие и русская литература» назвал произведение «вершинным, классическим созданием русской литературы, в котором ясно были выражены все те драматические идеи, которые затем будут развиваться и углубляться в дальнейшем творчестве писателя». В монографиях И.М. Поповой «Сотворить себя в духе»: христианская аксиология прозы Владимира Максимова» и «Путь взыскующей совести». Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Владимир Максимов» на не известном раннее науке материале наряду с прозой анализируется и драматургия Владимира Максимова с позиций духовного реализма.
Важным для изучения максимовской драматургии представляется диссертационное исследование Хоанг Тхи Винь «Драматургия Владимира Максимова 1960-1980-х годов в контексте творчества писателя». В этой работе выявляются соотношения эпического и драматического в пьесах «Жив человек», «Стань за черту», «Эхо в конце августа», написанных по мотивам одноименных ранних повестей В.Е. Максимова.
И.Е. Лайко в диссертации «Мифопоэтический контекст драматургии Владимира Максимова 1970 – 1990-х годов» приходит к общему выводу, что максимовская драматургия указанного периода посвящена в основном развенчанию мифа о советском «человекобоге», создающем рай на земле («Дом без номера», «Берлин на исходе ночи», «Кто боится Рэя Бредбери», «Борск – станция пограничная», «Кукла, или Конь Калигулы», «Пьедестал»), что «проблемы безотцовщины и исторического беспамятства углубляются в драмах с помощью показа ложности революционных идеалов, подмены истинного идеала бытия на муляж материального благополучия».
В исследовании А.Е. Умнова «Слово» Ф.М. Достоевского в творчестве В.Е. Максимова» первая глава посвящена сопоставительному анализу романа Ф.М. Достоевского «Бесы» со сценическим сценарием Максимова, в котором усматривается смещение концептуальных акцентов в сторону образа Федьки Каторжного; а также усиленная «эстетизация образа Хромоножки как выразительницы русской ментальности».
За пределами названных выше исследований остались некоторые важные проблемы поэтики, в частности, особенности драматургических приёмов пьес В.Е. Максимова. Не были выявлены элементы структуры драматургических произведений, не определена функциональность заголовков и ремарок, не установлена специфика хронотопа и целостность мотивного комплекса, не проанализирована художественная концепция личности в драмах писателя, то есть не был дан целостный анализ всех драматургических произведений Максимова с позиций их философско-поэтического содержания. А между тем изучение драматургии позволяет увидеть глубокие закономерности всего творчества В.Е. Максимова, только частично вписывающегося в контекст литературного процесса последней трети ХХ века.
Актуальность диссертационной работы обусловлена соответствием ее тематики одному из приоритетных направлений литературоведения, связанному с необходимостью изучения драматургии русского зарубежья, в том числе – комплексного исследования особенностей драматизма и поэтико-философского содержания пьес В.Е. Максимова. Изучение драматургии писателя актуально в связи с тем, что пьесы В.Е. Максимова представляют собой органическую часть художественного мира писателя, отражающего характерные тенденции литературы «третьей волны» русского зарубежья в контексте общекультурной жизни России.
Диссертация написана на материале драматургических произведений В.Е. Максимова в сопоставлении с повестями и романами писателя.
Объектом исследования являются пьесы 1960-х годов «Жив человек», «Стань за черту»; драмы 1970-х годов «Позывные твоих параллелей», «Эхо в конце августа», «Дом без номера», «Бесы», Кто боится Рэя Бредбери»; драматические произведения 1980-1990-х годов «Берлин на исходе ночи», «Там вдали за рекой», «Кукла, или Конь Калигулы», «Пьедестал», «Музейные ценности». Объектом изучения второго ряда являются повести и романы Максимова.
Предметом изучения в диссертации стал поэтико - аксиологический аспект драматических произведений писателя в сопоставлении с его романистикой.
Цель исследования заключается в анализе способов художественной репрезентации поэтико - философских концептуальных установок В.Е. Максимова, воплощенных в драматических жанровых формах, а также в определении их роли в моделировании художественного мира писателя.
Поставленной целью определяются задачи диссертационной работы:
-
Рассмотреть особенности драматургии В.Е. Максимова в контексте всего творчества писателя.
-
Выявить художественные средства драматургических произведений, созданных на основе эпических произведений («Жив человек», «Стань за черту», «Эхо в конце августа» и «Бесы»).
-
Определить специфику драматизма (как модуса художественности) В.Е. Максимова 1970 – 1980-х годов, в том числе обозначить художественную функциональность эпических ремарок.
-
Проанализировать мотивный комплекс драматургии В.Е. Максимова, определив смысл его динамики от ранних пьес к драмам конца 1980 – 1990-х годов, установив значимость библейской символики в мотивах «блудного сына», «спасительной детскости», «старчества», «праведного и неправедного пути» и др.
-
Определить поэтико-аксиологическое художественное содержание лейтмотивов милосердной любви и преображающей силы природы в пьесах В.Е. Максимова.
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в целостном изучении выявляются поэтико-аксиологические особенности драматургии В.Е. Максимова: определяется художественный, функциональный смысл пьес, написанных по сюжетам повестей «Жив человек», «Стань за черту», «Эхо в конце августа» и по роману «Бесы» Ф.М. Достоевского, а также драм 1970-1990 годов. Новизна диссертации заключается также в целенаправленном анализе драматургии писателя как эстетического феномена в контексте развития всего творчества Максимова.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что в пьесах Максимова просматриваются оригинальные способы сюжетосложения посредством введения евангельских мотивов и использования многофункциональных эпических ремарок, а также синтеза драматургических и кинематографических художественных приёмов, позволяющих раскрыть динамику художественного мироведения писателя, основанного на православной аксиологии духовного реализма.
Положения, выносимые на защиту:
1) Драмы В.Е. Максимова отличаются поиском новаторских тем и жанровых форм («сцены из эмигрантской жизни», «фантазия на троих», «метаморфоза в двух картинах» и т.п.), при этом автор стремился к сохранению культурной памяти и к формированию новых жанровых разновидностей, ставя проблемы падение духовности, кризиса семьи, как результата влияния тоталитаризма на личность.
2) В драмах В.Е. Максимова контаминируются эпическое и драматическое, о чём свидетельствуют оригинальные эпические ремарки, которые мы классифицировали по выполняемым функциям на 6 видов:
а) психологическая эпическая ремарка (функция описания внутреннего состояния героя), б) голос за кадром (функция авторского комментирования действий персонажей), в) голос библейского, исторического или литературного персонажа (функция расширения «пространственно-временных рамок пьесы»), г) «мысли вслух» - голос главного героя (функция самопознания); д) озвученное сновидение героя (ретроспективная или предваряющая функция); е) «мысленный поединок» (описание душевной борьбы героя в форме спора голосов персонажей).
3) Раскрытию православной аксиологической основы драматургических произведений, выявляющей авторскую интенцию, способствует целостная мотивная структура текста, основанная на символических антиномиях: дорога – тупик; небо – грязь, звезда – окорок, дом – бездомье; морской простор – глухой лес, природа – ледяная пустыня и т.д.
4) Сложная система мотивов и лейтмотивов в пьесах В.Е. Максимова, включающая евангельские мотивы «блудного сына», «истинного пути», «спасительной детскости», «пророческого старчества» и лейтмотивов «милосердной любви», «преображающей силы природы», «песни – души народа», является структурообразующей основой не только драматургии, но и художественного творчества писателя в целом.
Метод исследования представляет сочетание проблемно-аналитического, сравнительного, структурного, герменевтического и историко-функционального анализа.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении и уточнении на примере драматургии В.Е. Максимова теоретических аспектов функционирования эпических ремарок, символико-мотивного комплекса, а также обоснования и применения поэтико - аксиологического подхода к изучению драматических произведений.
Практическое значение работы. Основные положения и выводы исследования нашли практическое применение в лекционных и семинарских курсах по современной русской литературе при обучении студентов Московского государственного социально-гуманитарного института. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и чтения лекционных и специальных курсов по современной русской драматургии, проведении семинарских занятий по истории русской литературы второй половины ХХ века, по истории литературы русского зарубежья, а также специальных курсов, посвященных проблемам драматургии и творчеству писателей русского зарубежья «третьей волны».
Апробация диссертационного исследования. Результаты исследования апробированы: на Международной научно-практической конференции «Человек и Природа в русской литературе ХХ века» в Мичуринском государственном педагогическом институте (Мичуринск, 2008г.); на научной Интернет-конференции «Прецедентные феномены тамбовских писателей в современной литературе» в Тамбовском государственном техническом университете (Тамбов,2008г.); на Международной научной конференции «Экологии языка и речи» в Тамбовском государственном университете Г.Р. Державина (Тамбов, 2011г); на II Международной научно-практической Интернет-конференции «Современные проблемы филологии» в Тамбовском государственном техническом университете (Тамбов,2012г.).
Методологической базой диссертационного исследования являются:
- в области теории жанра - работы Н.Д. Тамарченко, Б.В. Томашевского, В.И. Тюпы и др.;
- в области исследований художественной структуры текста – труды В.В. Виноградова, Ю.Н. Тынянова, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Б.М. Гаспарова и др.;
- в области анализа творчества В.Е. Максимова – исследования Д. Браун, М.М. Глазковой, Т.Е. Жуковой, М.М. Дунаева, Е.Ю. Зубаревой, И.Е. Лайко, А.М. Любомудрова, И.М. Поповой, Т.Г. Кучиной, А.Г. Соколова, Ю.А. Сохрякова, А.Е. Умнова, Хоанг Тхи Винь и др.
Публикации. По теме диссертационной работы автором опубликовано 8 работ общим объемом 3,5 п.л. (авторский объем 3,4 п.л.), в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, общим объемом 1,5 п.л.
Структура и объем диссертации. Структура работы обусловлена последовательностью и характером задач, решаемых в исследовании. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы.