Содержание к диссертации
Введение 3
Раздел первый. Театр Толстого и проблемы герменевтической ис
торической поэтики драмы ' 10
Раздел второй. Историческая эстетика театра Толсто
го. . 28
Раздел третий. Историческая герменевтика жанровых кон
текстов и жанровых уровней драматургии Толстого 76
Глава первая. Фольклорная' драма 76
Глава вторая. Античная драма 87
Глава третья. Духовная драма 106
Глава четвертая. Театр Шекспира (Трагический герой у Шекс
пира и Толстого) 129
Глава пятая. Драма XVIII-XIX вв ("средний жанр" и театр
Шиллера) 152
Глава шестая. "Новая драма" 183
Раздел четвертый. Символико-параболическое начало в драматур
гии Толстого 213
Раздел пятый. Драма как форма суда (Эсхил ... Толстой ...
Дюррекматт) 258
Заключение 288
Примечания.: 295
Список цитируемой литературы ': 352
Введение к работе
Актуальность исследования вызвана необходимостью расширения горизонта понимания русской классической литературы и, в частности, творчества Толстого в соответствии с новым гуманитарно-культурным контекстом.
Драматические произведения Толстого находятся в русле театральной реформы рубежа ХІХ-ХХ веков, когда, с одной стороны, имел место процесс радикального обновления театральной эстетики и поэтики, а," с другой стороны, происходило воскрешение и обновление далеких, казалось бы, навсегда ушедших форм художественного сознания. Придя в театр из эпики, Толстой осознавал свои драматические опыты как своего рода эксперимент, который позволит преобразить театр и наметить последующие пути его развития.
Рассмотрение драматургии Толстого в аспекте наследования и предвосхищения ею определенных историальных форм драмы - давно назревший вопрос, решение которого позволит по-новому взглянуть и на феномен толстовского театра, и на эволюцию русской и западноевропейской драмы вообще.
В отличие от утвердившихся в изучении толстовской драмы социологического (работы К.Н. Ломунова и др. [1]), сравнительно-исторического (работы В. Я. Лакшина, С. А. Саламовой. Н.В. Лавренчук, К. Герхарда и др. [2]). отвлеченно-теоретического (работы В.В. Основина, А. А. Донскова и др. [3]), театроведческого (работы Е. И. Поляковой, Б.Ф. Сушкова и др. [4]) методов," мы предполагаем рассмотреть наш предмет в обширном духовно-историческом контексте, на фоне органического движения драматических жанров, в том числе с
учетом их долитературного генезиса.
Поэтому методологической основой работы послужили принципы той версии исторической поэтики, которые заложены в трудах М.М. Бахтина. Л.В. Пумпянского. А. В. Михайлова. В.И. Тюпы и др. и которые связаны с рефлексами философской интерпретации историального раз-
^ вития жанра, мотива, сюжета и т.д. Автор исследования стремится развить и уточнить эти принципы.
Историческая поэтика в заявленном разрезе включает в себя "историческую эстетику" (термин П. Шонди и В.И. Тюпы) жанра как осознание исторической уникальности данной в нем идеи искусства и
, его "историческую герменевтику" (термин Г.-Г. Гадамера) как прояснение духовного горизонта становления и существования преступаемых в тексте жанровых форм - герменевтический анализ формы.
Основной целью работы является исследование исторической поэтики драматургии Толстого в герменевтическом аспекте, т.е. с учетом духовно-философского горизонта становления и функционирования ^ . толстовской драмы.
Цель работы раскрывается в ее задачах:
осознать феномен толстовской драмы в целостном художественно-философском контексте творчества писателя;
представить анализ и интерпретцию исторической эстетики драматургии Толстого;
Р - рассмотреть толстовскую драму на пересечении различных жанровых традиций - в ретроспективе и в перспективе.
Научная новизна исследования состоит в выработке особой стратегии изучения толстовской драмы, которая позволит увидеть пос-ґ - -леднюю в максимально целостном "виде.' на пересечении различных
жанровых моделей и традиций. Впервые поставлен вопрос о значении
для Толстого античной драмы, театра Шиллера, о месте Толстого в
истории европейской драмы как формы "суда" и т.д. Развиваются и
уточняются представления о специфике толстовской драмы как рома
низированной и эпизированной, сочетающей в себе рационально-реф-
$ лексивное и чувственное, установку на "моральное", "готовое" сло-
во риторической традиции с попыткой индивидуального самовыражения. Впервые столь широко поставлен вопрос о роли в толстовской драме символико-параболического начала, связанного с рецепцией Толстым принципов духовной и "новой" драмы.
Теоретическое значение исследования состоит в углублении
представлений о потенциале и принципах исторической поэтики вообще и исторической поэтики драмы в частности. В частности, выдвигается тезис о том, что рассмотрение исторической поэтики того или иного литературного явления нуждается в осознании представленной в нем исторически уникальной идеи искусства. Уточнены ^ представления о жанровой и родовой природе драмы вообще, о специ-фике исторических типов русской и западноевропейской драмы, о месте Толстого в исторической панораме драматургии.
Научно-практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть востребованы в исследованиях твор-Р чества Толстого и русской и западноевропейской европейской драмы, при разработке вузовских учебных курсов по истории русской и западноевропейской литературы.
Апробация основных положений и результатов исследования состо-
( . ялась в выступлениях автора на межвузовской научной конференции
"Русская литература и культура" (Ростов-на-Дону. РГУ. 1997), Международной научной конференции "Поэтика русской литературы" (Москва, РГГУ, 1999), Международной научной конференции "Филология на рубеже тысячелетий" (Новороссийск - Ростов-на-Дону, 2000), Международной научной конференции "Семиотика средств связи" (Варшава, Институт славистики ПАН. 2001). Международной научной конференции "Достоевский и мировая культура" (Санкт-Петербург, Дом-музей Достоевского. 2002). Международной научной конференции' "Русская литература XIX века в контексте мировой культуры" (Ростов-на-Дону. РГУ, 2002) и в публикациях автора.
Положения, выносимые на защиту:
в драматургии Толстого имеет место противоречивое сочетание установки на некое моральное "готовое" слово риторической традиции с индивидуальным самовыражением;
основной категорией толстовской театральной эстетики является не "прекрасное", а "возвышенное";
отказываясь от значительной части предшествующей традиции или требуя ее пересмотра, провозглашая необходимость связи искусства с современностью. Толстой так или иначе стремится вернуться к истокам европейского театра;
Толстой-драматург наследует отдельным принципам фольклорной, античной, духовной, шекспировской, шиллеровскои драмы, драмы как "среднего жанра", которые находят свое разрешение на своего рода высеем жанровом уровне толстовского театра - уровне "новой драмы";
рефлексивно-лирическое начало толстовской драматургии прокладывает путь интеллектуальному кинематографу;
принципиальным моментом.толстовской драмы .является символи-
- 7 -ко-параболическое начало, которое реализуется поверх социально-исторической и психологической конкретики и во многом трансформирует эту последнюю;
- драматургия Толстого выступает как своеобразная форма суда, подвергающая сомнению примат общих начал во имя отдельной личности.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, примечаний и списка цитируемой литературы. Общий объем диссертации - 382 страницы.
Логика построения диссертации направлена на расширение горизонта понимания толстовской драматургии и жанров европейской драмы вообще. Феномен театра Толстого становится в соответствии с выбранной методологической установкой как бы "единственной" - в значении открываемых относительных перспектив - точкой видения исторической панорамы драматургии. Ср. замечание Бахтина: "Текст как своеобразная монада, отражающая в себе все тексты (в пределе) данной смысловой сферы" [5].
В первом разделе ставится вопрос о задачах и возможностях герменевтической исторической поэтики драмы.
Второй раздел посвящен исторической эстетике драматургии Толстого. Его понимание искусства вообще и драмы в частности выявляется в контексте его творчества в целом и на фоне близких ему эстетических и философских концепций, причем в соотнесении с поэтикой.
- В третьем разделе театр Толстого рассмотрен на пересечении принципиальных для писателя жанровых традиций - фольклорной дра-~мы/ античной, духовной, творчества Шекспира, европейской драма-
- 8 -тургии XVIII-XIX веков (прежде всего "среднего жанра" и драматургии Шиллера) и, наконец, "новой драмы". Все перечисленные феномены проявляются как своего рода различные уровни жанровой модели толстовских пьес, которые во многом находят свое' разрешение на ее высшем уровне - уровне "новой драмы".
Логика этого раздела основана на выявлении перспективы жанровых контекстов и жанровых уровней, стремлении удержать изначальные истоки жанрового мышления Толстого-драматурга, мечтавшего о "народном" искусстве и возрождении религиозного театра. Мы стремились передать некую внутреннюю процессность, спонтанность движения автора, стоявшего вне направлений и группировок и до всего доходящего самостоятельно, к "новой драме".
Вместе с тем каждый жанровый контекст открывает свои уровни понимания толстовских пьес. По словам Н.И. Николаева, "Для Невельской школы (т.е. Невельской школы Бахтина. - С.Ш.) определение подлинной жанровой природы художественного произведения было сродни платоновскому называнию вещи ее настоящим именем. Предполагалось, что правильное установление жанра <...> дает действительное понимание и объяснение содержательных и формальных особенностей художественного текста" [6].
Это не препятствует осознанию жанровой многосоставности произведения в рамках его движения к обобщающей жанровой модели. В случае Толстого это движение, впрочем, оказывается нарочито затрудненным и проблематичным. Третий раздел назван "Историческая герменевтика жанровых контекстов и жанровых уровней толстовской драматургии".
Четвертый раздел посвящен символико-параболическому в толстовской драматургии как заглавному выражению авторской идеи и оформителю противоречивой художественной целостности .ТОЛСТОВСКОГО
театра.
В пятом разделе рассматриваются отдельные вехи эволюции европейской драмы как формы суда, с учетом жанровой специфики комедии, трагедии, драмы, трагикомедии. Контекст анализа и интерпретации здесь - от Эсхила до Дюрренматта.
Автор работы счел необходимым сосредоточиться на вопросах, кажущихся ему наиболее принципиальными, подчеркнуто выдвинув некоторые и, возможно, отставив другие. Однако уже одно потенциальное расширение горизонта понимания толстовской драматургии и истории и теории европейской драмы в целом явилось бы позитивным фактом.
Произведения Л.Н. Толстого цитируются по Полному собранию сочинений в 90 тт. (М., 1928-1958). Ссылка дается в основном тексте в круглых скобках: первая цифра обозначает том, вторая - страницу.
Курсив в цитатах везде, кроме особо оговоренных случаев, принадлежит авторам.