Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина Бабицына, Наталья Николаевна

Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина
<
Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабицына, Наталья Николаевна. Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Бабицына Наталья Николаевна; [Место защиты: Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН].- Москва, 2013.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/473

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философия национального характера в творчестве Есенина 21

1. Формирование национального характера в творчестве Есенина в контексте русской классической литературы и философии «русской идеи» 21

2. Категория национального характера в теоретических статьях Есенина 30

3. Хронотоп национального характера в творчестве Есенина 38

4. Соборное начало русского национального характера в творчестве С.А. Есенина 68

Глава 2. Типология национального характера в творчестве Есенина 89

1. Типология национального характера в маленьких поэмах Есенина («Марфа Посадница», «Ус», «Песнь о Евпатии Коловрате») 89

2. Национальный характер в повести «Яр» 96

3. Проблема национального характера в драматической поэме «Пугачев» 111

4. Типология национального характера в поэме «Анна Снегина» 123

Глава 3. Лирический герой С.А Есенина как тип русского странника 142

1. Характер лирического героя в раннем творчестве поэта (1914 - 1916) 143

2. От «странника-скитальца» до «нежного хулигана» (1917-1922) 156

3. Мотивы раскаяния и покаяния в творчестве последних лет 167

Заключение 175

Библиография

Введение к работе

Проблема национального характера ярко обозначена в творчестве Есенина, который отразил все многообразие проявлений национального духа русского народа и достиг глубинного осмысления национального бытия. Говорить о Есенине как о народном поэте, «подлинно национальном таланте» начали его современники в нашей стране и за рубежом еще при жизни поэта. Творчество Есенина «объединяло русских людей звуком русской песни» и являлось связующей нитью между вынужденными эмигрантами и Родиной.

Научное осмысление творчества С.А.Есенина, в котором национальный характер получил свою яркую идентификацию, было подготовлено всем объективным ходом историко-культурных процессов первой половины ХХ века. Научная концепция Есенина как великого русского национального поэта сформировалась в отечественном литературоведении в 1950-1970-е гг. В трудах Ю.Л. Прокушева творчество Есенина рассматривалось как «неотъемлемая часть нашего замечательного национального художественного наследства». В.А. Шохин акцентировал внимание на том, что на долю Есенина выпала роль «ярко передать ту или иную черту, ту или иную грань национального характера». П.Ф. Юшин, Е.И. Наумов, А.А. Волков, В.И. Харчевников, В.Г. Базанов также внесли значительный вклад в исследование национального характера творчества Есенина, связанного своими корнями с крестьянской Россией.

Современное есениноведение исходит из того, что творчество Есенина является «отражением некоего глубочайшего состояния русской души». Глубокое концептуальное осмысление эта проблема получила в научных трудах отечественных и зарубежных есениноведов: Н.И. Шубниковой-Гусевой, А.Н. Захарова, О.Е. Вороновой, Т.К. Савченко, Н.В. Дзуцевой, А.М. Марченко, С.Г. Семеновой, Н.М. Солнцевой, Е.А. Самоделовой, В.В. Кожинова, М.В. Скороходова и др. Активное осмысление творчества и личности поэта с национальных позиций предпринимается ходе разработки «Летописи жизни и творчества С.А. Есенина. В 5 тт. (ИМЛИ РАН. 2002 - 2013).

Вместе с тем отмечается повышенное внимание к личности и творчеству поэта, существующее у представителей разных культур, поскольку, как считает болгарская исследовательница И. Захариева, Есенин «передает универсализм не только русской, но и любой другой национальной души через самовыражение лирического субъекта». Эта характерная черта есенинского творчества подтверждает умозаключения Ф.М. Достоевского, который писал: «Стать настоящим русским <…> значит только стать братом всех людей, всечеловеком <…>».

Актуальность исследования связана с интересом к проблемам национального в современном есениноведении и отсутствием обобщающей работы, в которой был бы представлен систематический, комплексный анализ проблемы национального характера в творчестве Есенина.

Объектом диссертационного исследования является национальная проблематика в лирике Есенина (1910-1925 гг.) и поэмах «Марфа Посадница», «Ус», «Песнь о Евпатии Коловрате», «Пугачев», «Страна Негодяев», «Песнь о великом походе», «Анна Снегина», а также в повести «Яр» и письмах поэта.

Предмет исследования – поэтика национального характера в творчестве С.А.Есенина.

Цель диссертации состоит в том, чтобы выявить своеобразие воплощения национального характера в творчестве С.А.Есенина.

Для реализации поставленной цели в диссертации предполагается решение следующих задач:

  1. Показать формирование национального характера в творчестве Есенина в контексте русской классической литературы и философии «русской идеи».

  2. Рассмотреть вопросы русского самосознания в теоретических статьях и письмах Есенина.

  3. Проанализировать особенности «хронотопа национального характера» в произведениях поэта.

  4. Выявить «соборное начало» русского национального характера в творчестве Есенина.

  5. Рассмотреть типологию национальных характеров в поэмах «Марфа Посадница», «Ус», «Песнь о Евпатии Коловрате», «Пугачев», «Анна Снегина» и повести «Яр».

  6. Исследовать ключевые этапы эволюции лирического героя Есенина как обобщенного типа русского странника.

Методология исследования строится на комплексном подходе к исследованию средств художественной выразительности, при котором сочетаются различные методы литературоведческого анализа: историко-литературный, культурно-исторический, сравнительно-типологический и историко-генетический. Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды ведущих филологов: М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Б.И. Бурсова, С.Г. Бочарова, В.Н. Редькина, Я. Мукаржовского, А.А. Потебни, И.А. Есаулова и др. Содержание понятия «национальный характер» выявляется в творчестве русских классиков: Н.М. Карамзина, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, А. Блока, М. Горького, В.Г. Короленко, М.М. Пришвина, учтены взгляды Н.А. Надеждина, В.О. Ключевского, А.С. Хомякова, Н.Я. Данилевского.

В диссертации нашли отражение положения, сформулированные в трудах русских религиозных мыслителей: Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Г.П. Федотова, С.Л. Франка, В.В. Розанова, Л.П. Карсавина и др.; отечественных и зарубежных исследователей национальной ментальности: И.С. Кона, К. Касьяновой, Ю.А. Вьюнова, И.В. Кондакова, Г.Д. Гачева, К-Г. Юнга и др.

Национальный характер представляет собой «совокупность наиболее устойчивых, основных для данной национальной общности особенностей восприятия окружающего мира и форм реакции на него, прежде всего определенных эмоционально-чувственных проявлений». Вбирая в себя «всечеловеческую естественность натуры», которая подспудно и невидимо сложилась в тысячелетнем историческом опыте русского бытия, национальный характер в художественном произведении являет собой колоритный и законченный в многообразии и противоречивости своего проявления тип.

Рассмотрение национального характера в рамках литературоведческого изыскания исходит из обозначенного С.Г. Бочаровым принципа, согласно которому национальный характер, как собственно и литературный характер, не будучи «предметом изображения», является «самим изображением. Одной из его сторон, видом литературного образа». А потому изучение национального характера в художественном произведении осуществляется в первую очередь с позиции выявления поэтических аспектов, раскрывающих художественную выразительность этого национального характера. Литературоведческое исследование национального характера невозможно осуществить вне культурно-исторического контекста.

Поэтика, по сути, рассматривается как синтетическое понятие, включающее в себя комплексный, интегрированный подход к изучению художественного произведения. Именно этот аспект и характерен при анализе средств и способов воплощения ментальных основ русской души в литературном произведении.

В основу изучения поэтики национального характера в творчестве Есенина положен литературоведческий анализ есенинских текстов, учитывающий взгляды поэта на искусство, высказанные в его теоретических статьях и письмах. В анализе «хронотопа национального характера» раскрывается его зависимость от пространственного образа мира, от временных условий, которые определяют его сущность.

При анализе есенинского понимания национального характера учитывается положение о полярности «коллективной души» как о моделирующем принципе русского характера, получившем глубокое художественное осмысление в творчестве русских писателей (в том числе у Ф.М. Достоевского) и всесторонне изученном в трудах русских философов: Г.П. Федотова, Н.А. Бердяева, Г.П. Флоровского, С.Л. Франка и др. В связи с тем, что в есенинском творчестве, сформированном национальным бытием и культурой, происходит глубокое постижение двойственности русского мироощущения и поведения, выявление некоторых важных моментов этой идеи в контексте сделанных в русской философии ХХ века выводов, позволит углубить понимание специфики национального характера русского человека в творчестве Есенина.

В диссертации учитывается также важный аспект изучения поэтики национального характера русского народа в творчестве Есенина – соборное начало «русского уклада души», которое также раскрывает особенности национальной индивидуальности. Изучение специфики русского национального сознания осуществлено в философии «русской идеи» в рамках осмысления категории соборности в трудах славянофилов (А.С. Хомякова, И.В. Киреевского), неославянофилов (Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева), в работах представителей русского духовного ренессанса (С.Н. и Е.Н. Трубецких, Б.П. Вышеславцева, др.).

Современный философ В.Н. Сагатовский пишет о том, что соборность, являясь «первоначальной интуицией русского духа», «содержит в себе основной принцип отношения к миру, выражающий существо русской ментальности". И.А. Есаулов рассматривает категорию соборности как «общий знаменатель», доминанту, которая позволяет определить «православный код» русской культуры.

Можно утверждать, что содержание ментального ядра национального характера как неизменной величины составляют духовность, сформированная православным вероисповеданием, и стихийность, уходящие своими корнями в славянство, жизнеспособность которых определяется закрепленностью форм поведения в жизни многих поколений. «Русский уклад души» характеризуется чертами, которые располагаются в той или иной точке этой системы, имеют способность смещаться к тому или иному полюсу, дополнять друг друга или находиться в положении антагонистов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. С.А. Есенин является органическим носителем национальной ментальности. Понимание национального характера русского народа в творчестве Есенина сформировано всем укладом русской жизни: ее бытом, народной верой. Постижение «русской натуры» опирается на литературную и философскую традиции ХVIII - начала ХХ веков.

  2. Разработанная в теоретических статьях Есенина концепция национального искусства, реализующаяся в идее «узловой завязи природы с сущностью человека», раскрывает философское понимание поэтом сущности национального характера русского народа. Она строится на выявлении факторов формирования «национального лица», главными из которых, по мнению автора, являются славянство, как почва русского этноса, географическое положение Руси-России, т.е. «климатический стиль страны», «бытовое положение».

  3. Поэтика национального характера в творчестве Есенина многомерна, она реализуется в контексте понятия «хронотоп национального характера», раскрывается на уровне тем, мотивов, образов, а также в структуре художественного произведения.

  4. В творчестве Есенина национальный характер представляет собой соединение противоположностей: духовность, опирающаяся на православное вероисповедение, реализуется в соборном начале русского народа, придающем цельность характеру русского человека, и сопрягается со стихийным началом национальной души. Эта амбивалентность наиболее ярко реализуется в образе странника как средоточии центростремительных и центробежных сил национального характера.

  5. Национальный характер в творчестве Есенина раскрывается в системе типологических образов, таких, как «русский инок», «русский странник», «русский безобразник», «народный заступник», «мужик-милосердник», тип «бесцельного» скитальца – «мыканец», «мужик-делец», приспособленец, охранительный тип и др.

  6. Художественный мир Есенина представляет собой эволюцию типологических образов: от выявления характерных черт национальной души – образ «народного заступника» в ранних исторических поэмах, «русский инок», «русский безобразник», тип «бесцельного» скитальца в повести «Яр», до воплощения сложных национальных типов: образ Пугачева в поэме «Пугачев», и создания галереи национальных типов в поэме «Анна Снегина».

  7. Национальный характер в творчестве Есенина раскрывается в образе лирического героя, который проходит сложную эволюцию. Представляя собой обобщенный тип русского странника, лирический герой проявляет на ключевых этапах развития черты «русского инока», «странника убогого» (1914-1916), «странника-миссии», «нежного хулигана», «русского безобразника» (1917-1922), «милосердника», «бедного странника», как вариации мирового образа блудного сына (1923-1925).

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые сделана попытка целостно описать способы художественной реализации русского национального характера в творчестве Есенина; обнаружены новые контекстуальные связи с русской классической литературой XVIII-XIX вв. и русской философией ХIХ–ХХ вв., уточняющие понимание Есениным национального характера русского народа; выявлена типология национального характера в творчестве Есенина и новаторство поэта в создании национальных типов.

Теоретическая значимость работы состоит в попытке комплексного подхода к проблеме, в расширении и апробации методологических подходов, используемых в анализе поэтики национального характера.

Практическая значимость диссертации проявляется в том, что ее материалы и выводы могут применяться в подготовке справочно-энциклопедической литературы о Есенине, в практике вузовского и школьного преподавания, в музейной работе. Положения и выводы исследования могут быть использованы также в деятельности специалистов, исследующих духовные основы русской культуры и литературы.

Апробация работы. Положения научного исследования были представлены на Международных научных конференциях в ИМЛИ РАН: «Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд» (Москва-Рязань-Константиново, 2005 г.), «Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы» (Москва-Рязань-Константиново, 2006 г.), «Есенин и мировая культура» (Москва-Рязань-Константиново, 2007 г.), «Поэтика и проблематика творчества Есенина в контексте Есенинской энциклопедии» (Москва-Рязань-Константиново, 2008 г.), «Сергей Есенин: диалог с ХХ1 веком» (Москва-Рязань-Константиново, 2010 г.), «Биография и творчество С.А.Есенина в энциклопедическом формате» (Москва-Рязань-Константиново, 2011 г.), а также в докладах на конференциях, проводимых МГГУ им. М.А. Шолохова: «Русское литературоведение на современном этапе» (8-10 апреля) (Москва, 2008 г.), «Михаил Шолохов в современном мире» (16-18 мая) (Москва, 2011 г.). Опубликованы статьи в научных сборниках, подготовленных по материалам Международных научных конференций ИМЛИ РАН, РГУ им. С.А.Есенина и ГМЗЕ, в журнале «Современное есениноведение» и в «Есенинском вестнике». Апробация основных положений и содержания работы проходила в экскурсионной и выставочной работе ГМЗЕ. Диссертант принимал участие в работе над составлением Летописи жизни и творчества С.А. Есенина. В пяти томах. Т.1. 1895-1916/ Под общей редакцией Ю.Л. Прокушева. – М.: ИМЛИ РАН, 2003.

Всего по теме диссертации опубликовано 12 научных работ (в том числе одна в издании, включенном в Перечень ВАК РФ).

Структура работы: диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.

Категория национального характера в теоретических статьях Есенина

Русская культура рубежа XIX - XX вв., для которой было характерно сформированное десятилетиями «народопоклонничество», ставшее, по мнению современного исследователя Г. Белой, ее «сознательным и бессознательным компонентом»4 , является очередным периодом глубокого переживания национальных проблем. В это время были вновь актуализированы идеи поиска национального пути. Искусство, общественные науки, философия находились на подъеме: вектор художественно - эстетической мысли творческой интеллигенции был устремлен к исследованию национального прошлого и настоящего России, раскрытию и познанию лежащих под спудом глубинных пластов национального сознания и национальной культуры русского народа. Преодолевая сложившийся веками разрыв двух культур, интеллигенция стремилась припасть к «жизненным силам» народа. Крестьянская культура, которая, по мнению А.А. Блока, зиждется на «воле к жизни», стала той силой тяготения, которая способствовала увлеченности писателей миром деревни и ярко характеризовала литературную жизнь начала XX в. Отсюда вновь и вновь предпринимаемые попытки к созданию образа русского человека в литературе. Как отмечает в своей диссертационной работе Н.Ю. Желтова: «Литература первых двух десятилетий XX в. буквально открыла для себя народный (курсив автора) национальный характер, который от единичных индивидуальных образов литературы XIX в. ... стал личностно дифференцированным» . Проблема создания подлинного национального характера осознавалась как далеко не простая, и ее решение требовало особого подхода и таланта, таланта национального, возросшего на «народной почве» (П. Сакулин).

Эта внутренняя потребность в решении вопросов национальной индентификации, в которых пребывала русская литература рубежа XIX - XX вв., была словно бы предугадана Ф.М. Достоевским, который еще в статье «Книжность и грамотность» (статья первая, 1861) предощущая появление таланта, созвучного духу эпохи, писал: «Когда народ, как он твердо станет, он проявит своего Пушкина ... Мы готовы признать, что может явиться народный поэт и в среде самого простонародья ... . Такой поэт, во-первых, может выражать свою среду, но, не возносясь над ней отнюдь, а приняв всю окружавшую действительность за норму, за идеал. Его поэзия почти совпадала бы тогда с народными песнями. ... Такой поэт мог бы быть очень силен, мог бы выразить неподдельно свой народ» . По сути, великий писатель предвосхитил появление С.А. Есенина в литературе и выразил основную черту его музы.

Как видим, главное качество национального гения, каким воспринимается Есенин не только в общественном сознании, но и в филологической науке , - способность запечатлеть национальную сущность русского народа, связывается с обуславливающей его мирочувствование почвой. Национальное начало есенинского творчества сформировано преданием: традицией православной веры, на нравственных постулатах которой воспитывался русский человек, укладом русского быта, который практически в неизменном виде существовал не одно столетие, народной культурой, изустно передававшейся из поколения в поколение.

Именно на этой благодатной почве укоренилась и развилась естественно воспринятая поэтом традиция понимания национального своеобразия русского человека, которая сложилась в русской классической литературе и публицистике XVIII - начала XX вв. Об этом свидетельствуют круг чтения Есенина и содержание программ Спас-Клепиковской учительской церковной школы и Историко-философского факультета Народного университета им. А.Л. Шанявского, где учился поэт, а также лекции крупнейших профессоров по литературе, которые он посещал в Университете50.

Становление национального самосознания и национального своеобразия русского народа, постижение русского национального характера весьма продуктивно осуществлялось в творчестве писателей XVIII в., особенно М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, Д.И. Фонвизина. Рассматривая современную действительность, обращаясь к фольклору русского народа, проникая в толщу русской истории и характеризуя ее выдающихся людей, русские писатели XVIII в. выявляли специфические черты русского народа, тем самым создавая обобщенный и вместе с тем конкретный портрет русского человека. Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин воспринимали национальный характер, с одной стороны, как фактор, предопределивший пути русской истории, а с другой стороны, рассматривали особенности национального характера русского народа как следствие развития отечественной истории. Кроме того, «национальный тип» осмысливался ими как совокупность общечеловеческих качеств, которые получили национальную окрашенность и обусловленность русской действительностью.

Поставленная в русской литературе XVIII в. проблема постижения основ русской ментальности свое глубокое осмысление получила в XIX в. в широкой дискуссии о диалектике народного и национального в рамках категории «народность». Наиболее важные моменты этого процесса, связанного с самоидентификацией русского народа, были зафиксированы не только в художественной литературе, но в значительной степени в отечественной публицистике этого времени. И здесь, на наш взгляд, определяющими для формирования есенинского понимания национального своеобразия русского народа можно считать суждения, высказанные А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, В.Г. Белинским, Ф.М. Достоевским. Творчество этих писателей, произведения, статьи, и даже письма (А.С. Пушкина) Есенин прекрасно знал и нередко непроизвольно перефразировал в своих статьях и письмах.

А.С. Пушкин углубил поставленный еще в творчестве писателей XVIII в. вопрос о национальном характере, определив его важность в структуре общего понимания национальной индивидуальности. В наброске статьи «О народности в литературе» (1825 - 1826), говоря о своеобразии нации, он отмечал: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу» . В простой пушкинской формулировке закладываются, по сути, основы научного фундамента категории национального характера, которая опирается на факторы, определяющие национальную душу народа.

Соборное начало русского национального характера в творчестве С.А. Есенина

В этой палитре чувств: от «нежной грусти» до удальства и «веселья до гроба» сокрыта характеризующая национальное мирочувствование вся гамма подвластных русскому сердцу настроений.

Это сопоставление амбивалентных состояний русской равнины с полярностью национальной души позволяет говорить о развитии в художественном творчестве Есенина идеи природосообразности русского национального характера. Эта концепция получила самое широкое осмысление в русской культуре XIX - XX вв. как в философской мысли, так и в художественном творчестве : пространство России в национальном образе мира занимает центральное место и является органической составляющей квинтэссенции национального самосознания. Эта мысль подтверждается сделанными современным культурологом Г.Д. Гачевым наблюдениями о том, что в России шаг Пространства значительно превышает такт Времени . Развивая эту идею, Г.Д. Гачев выявляет пространственные координаты, идентифицирующие «русский национальный тип» сознания, и выделяет преобладание горизонтального измерения в русском национальном космосе , что связано в первую очередь с равнинным ландшафтом Руси - России. Пространство России в поэзии Есенина несет в себе «код русскости» и определяется через систему пространственных образов: равнины, дали, шири, пути (дорога), поля, ветра, тиши, которые, впрочем, не исчерпывают всего его содержания. Мотив сопряженности русской души и русской равнины звучит, как в ранних лирических произведениях С.А. Есенина, так и в поздних его стихотворениях:

Впервые на эту особенность творческого взгляда Есенина обратила внимание исследователь творчества Есенина О.Е. Воронова97. Она обозначила общность позиций восприятия «русского космоса», которая объединяет С. Есенина и русского философа Н. Бердяева, отмечавшего, что «пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли...»98. Образ «равнины», «равнинное» как для Бердяева, так и для Есенина, по мнению исследовательницы, является своеобразной духовной категорией, определяющей национальный склад души и судьбы русского человека: Это сделала наша равнинноеть, Гой ты, Русь, моя родная, Посоленная белью песка, Хаты - в ризах образа .. . И измятая чья-то невинность, Не видать конца и края И кому-то родная тоска (I; 247). Только синь сосет глаза (I; 50). В понимании Есенина не только пространство страны влияет на сознание и поведение человека, но, в свою очередь, общий эмоциональный фон крестьянской жизни пропитывает окружающий ее ландшафт, наполняя его тем душевным настроем, которым живет сельский мир: Злые скорби, злое горе Даль холодная впила (II; 12). Вселенская грусть российского бытия, связанная с нелегкой участью крестьянства, окутывает и национальные просторы. В сознании поэта и природа, и ландшафт, и человек взаимно детерминированы и несут на себе печать друг друга: Буераки... пеньки... косогоры Водянистая, серая гладь. Обпечалили русскую ширь. Это все мне родное и близкое, Нездоровое, хилое, низкое, От чего так легко зарыдать.

Понимание вопроса о взаимовлиянии и приспособлении двух миров, социального и природного, сближает художественную позицию С. Есенина и научные изыскания историка В.О. Ключевского, который писал о том, что «человек поминутно и попеременно то приспособляется к окружающей его

Воронова О.Е. Духовный путь Есенина. Религиозно-философские и эстетические искания. С. 36. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. С. 8. природе, к её силам и способам действия, то их приспособляет к самому себе, к своим потребностям»99.

Сложившаяся в русской культуре традиция восприятия бескрайних просторов России в минорных тонах в творчестве С.А. Есенина получает глубокое осмысление. «Меланхолия и нежная склонность к печали», «составляющая характер нашего народа» , отзывается в творчестве поэта проникновенным образом «нежности грустной русской души...» (I, 205). Созерцание «тощих далей» и «просторов полей», «наших полей, луга и леса», которые тянутся на многие версты под «северными бедными небесами», формируют это свойство национальной души. Еще В.Г. Белинский отметил это воздействие северной природы на душу человека: ее суровость и необъятность не могли внушить жителю иного чувства, чем грусть. Не меняющаяся по своей сути на протяжении многих и многих верст пейзажная картина определяет душевный настрой россиянина, в котором присутствуют элегические «интонации» . В целом на почве православного мировоззрения это чувствование дало глубокие всходы. Философ С.Л. Франк, анализируя творчество А. С. Пушкина, отмечал, «что истинно русская стихия уныния и тоски - это необходимое преддверие к религиозному пробуждению души»""". Так и у Есенина: владеющая равниной «неизреченность» рождает жажду небесного, поиски духовных откровений: О, сторона ковыльной пущи, И ты, как я, в печальной требе, Ты сердцу ровностью близка .. . Забыв, кто друг тебе и враг, О розовом тоскуешь небе И голубиных облаках (I; 66 - 67). «Минорность» российского пространства отзывается в творчестве Есенина преобладанием «осенних» мотивов и связана с актуализацией образов грусти, прощания, умирания:

С другой стороны, «степь широкая и раздольная, - писал Ключевский, воспитывала в древнерусском южанине чувство шири и дали, представление о просторном горизонте» , который, в свою очередь, питал «русскую бесформенность» (Н. Бердяев). Способность русского человека к созерцательному мировосприятию, дар чувствовать пространство, перенимая владеющие им состояния, обусловил в национальной душе сильнейший стихийный импульс, который выявил недюжинные силы русского народа и определил в творчестве Есенина мотив странничества и образ «белобрысого босяка», бродяги (1; 40), скитальца. «"Дух бродяжий" лежит в плоскости безочарованной, отчаянно-лихой, когда уходят все иллюзии и даль тянет затеряться, кануть среди природы незнамо никем, никому ничем не ь Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. Т. 1. Курс русской истории. С. 84 - 85. должным, сгинуть бесследно» и выявляет обратную сторону пассивно-созерцательного мировосприятия, свойственного русской душе, - стихийно-активное начало.

Поэтика цветописи 3, характеризующая русское пространство, также раскрывает специфику национального мироощущения. С одной стороны, пространство России в художественном мире Есенина лишено буйной красочности. Естественность красок, непроявленность, «бесцветность», пронизывающие русское пространство есенинской поэзии, выявляют сущность национального мироощущения, отражающего стремление русского человека к слитности, безраздельности с тягучим унылым ландшафтом России, его сопричастность вязкому однообразию просторов сиротливой равнины. Акварельные краски русской природы, их скромность и «нечувствительность переходов» навевают чувство покоя, сна и одиночества, располагают к раздумью о вечном, небесном, святом.

Национальный характер в повести «Яр»

В образе святого нашла свое воплощение «русская мучительная, кенотическая жалость» (Г. Федотов) как органическая составляющая духовного облика русского народа. Согласно «Жизнеописанию» Святого, он неизменно отзывался чудесною помощью ко всем, искавшим его: «Живя еще во плоти ... , являлся к обремененным различными бедствиями, подавал им скорейшую помощь в нуждах и исторгал жертвы смерти из самых ее челюстей»130. Слово его, выражавшее чисто отеческую любовь к ближнему и вместе с тем нечеловеческую мудрость, действовало неотразимо властно; поучал он не столько словами, сколько делами своими, имевшими как бы божественную силу и значение (Сирах.УШ, 6 - 8). Так же и есенинский Микола:

Ходит странник по дорогам, Где зовут его в беде, И с земли гуторит с Богом В белой туче-бороде...(II; 14). В поэме «Микола» Есенин соединяет укорененные в народном сознании любовь к святителю Николаю и его почитание с представлениями о странничестве как о высшем уделе святых, где аскетизм, неприхотливость, нестяжательство вызывают уважение и умиление в народе: На плечах его котомка, Стягловица в две тесьмы, Он идет, поет негромко Иорданские псалмы (II; 12). В образе Святого Николая, который не только связан с феноменом русского странничества, но и с «другим типом духовного подвижничества так называемым русским "старчеством"» («Я пришел к вам, братья, с миром - /Исцелить печаль забот...» (II; 14)), которое своими корнями также питается истоками второй заповеди Христа, раскрывается Есениным универсализм национального мышления. Образ Николая Чудотворца выявляет «соборное начало» русской души, которое основывается на деятельной любви человека к ближнему, является движущей силой, сердцевиной жизни каждого члена соборного общества.

В стремлении обозначить свою близость к любимому святому, русский народ придал образу Николая Чудотворца специфические черты русскости, что отразилось и в поэме Есенина, где он предстает в не свойственной канону его изображения ипостаси - в облике нищего странника. Как отметила американская исследовательница творчества Есенина М. Павловски, для западного культа представление святого в образе странника не характерно. J Простой русский народ в стремлении приблизить к себе Святителя Николая, грека по происхождению, попытался обрусить его и в 1,1 Воронова О.Е.Сергей Есенин и русская духовная культура. С. 2 Павловски М. Есенин и Ремизов: Отражение русского народного самосознания//Атегісап Contributions to the II International Congress of Slavists (Bratislava, 1993) Columbus. OH: Slavica, 1993. Впервые об этом в кн: Воронова О.Е.Сергей Есенин и русская духовная культура. одеянии: он обут в русские «лапоточки», согласно крестьянскому представлению, «Никола Зимний должен быть в шапке - митре, а Летний с открытой головой» . Учитывая вышесказанное, можно судить о том, что есенинский Микола - зимний:

В шапке облачного скола, В лапоточках, словно тень, Ходит милостник Микола Мимо сел и деревень...(II, 12). Жизненный цикл русского человека в поэме представлен в сменяющихся приметах времен года, раскрывает мысль Есенина о не прекращающемся ни на мгновение служении святого избранному им народу. Вневременная ценность воплощенных в образе Николая Угодника таких качеств «соборного начала», таких, как милосердие и сострадание, жертвенность и забота о ближнем, раскрывается в мотиве подаяния («Шел Господь пытать людей в любови...» (1914). Не случайно в поэтическом сознании Есенина сюжет о встрече двух нищих, в обличий одного из которых Христос пришел в мир испытать народ, получает единственно возможное разрешение - милосердие к ближнему. Через мотив подаяния Есенин, с присущей ему поэтической гениальностью, запечатлевает укорененное в народе представление о сущности милосердия как высшей религиозной идее русского народа. Апокрифический сюжет, вошедший в плоть и кровь народного сознания, являет не только образец для подражания, но и реальность русского бытия. Не случайно автор «Стихов духовных», философ Г. Федотов отмечал в своей книге: «Без милостыни нельзя представить себе русского пути спасения» . Многочисленные записи, сделанные в этнографических экспедициях, предпринятых еще в XIX в., свидетельствуют о том, что крестьяне «к нищим относятся сочувственно и жалеют их.. Кр.[естьяне] рассуждают так: на что разбирать старчика (нищего)? Он ",J Житие и чудеса Святителя Николая Чудотворца и акафист. С. 94. j4 Федотов Г. Стихи духовные. С. 88 просит Христа-ради, ну и нужно подать. Перед Богом он сам за себя ответствовать станет...»

В рассказе 1819 г. «О нравах помещичьих крестьян сел Голунь и Новомихайловское Тульской губернии (Новосильский уезд)» отмечалось внимание к просящему, независимое от благосостояния семьи: «Бедные семейства, до какой бы крайности ни доходили, никогда не решаются нищенствовать, но стараются или взять взаимообразно, или пропитываться трудами своих рук, и из этого-то слезового куса они никогда не отказывают страннику-нищему»136. В стихотворении «Шел Господь пытать людей в любови...» это качество национального характера воплотилось в полной мере:

Увидал дед нищего дорогой, На тропинке с клюшкою железной... И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй... маленько крепче будешь» (I; 42). В проявлении жалости, милости крестьян по отношению к странникам реализуется одна из главных заповедей Нового завета: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Этот национальный идеал жизнеповедения, выявляет нравственно-философскую сущность русского национального характера. Следуя указанным в Библии путем, русский человек стремится не столько к исполнению закона, обеспечивающего порядок и земное благополучие народа, сколько выбирает дорогу к обретению вечной жизни. А потому идеал и устремления русского человека ориентированы не на попечение об индивидуальном благоденствии, а на заботу и помощь ближнему, на «вчувствование» (И. Ильин) в душевный мир другого, что и раскрывает образ есенинского сострадающего старика. Эту особенность национальной религиозности отмечал еще Ф.М. Достоевский, когда писал, что «в русском христианстве, по-настоящему, даже и мистицизма нет вовсе, в главное...» .

Этот закон любви и милосердия к ближнему реализуется по мере сил каждым из членов общинного мира, который и составляет русская деревня. Открывается он и в мотиве благословения, который является сквозным в повести «Яр». Будучи одним из способов воплощения категории соборность , которая является ведущим методологическим подходом в рассмотрении национального своеобразия народа в системе этиопоэтики. Благословение выявляет соборный дух национальных форм поведения, раскрывает стремление русского человека одарить ближнего благодатью высших духовных сил, обозначить соучастие и благоволение в добрых делах своих родных. В русской культуре благословению родителей или старшего в роде придавалось особое значение.

От «странника-скитальца» до «нежного хулигана» (1917-1922)

Важно отметить, что образ странника - крестьянского предводителя в творчестве Есенина подвергается значительной трансформации: если Пугачев (XVIII в.) самоотреченно, ради исполнения высшего долга решает стать предводителем народного восстания, то Карев («Яр», начало XX в.), ищущий высшую цель своей жизни, принимает на себя роль вожака вынужденно, делает это скорее по воле судьбы и жертвовать собой ради крестьянского общества не готов.

Автор придает своему герою свойства народного избавителя, предвосхищая в чем-то будущий образ крестьянского «нового Спаса». В черновиках поэмы эта идея просматривается наиболее ясно. В одной из редакций поэмы Есенин вкладывает в уста Пугачева фразу: «Придите ко мне, кто хоть чем-нибудь недоволен» (III; 254). На обратной же стороне листа поэт фиксирует другой вариант: «Придите ко мне все озлобленные/И я успокою вас». И та, и другая строка отсылают нас к известной библейской цитате: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. XI, 28). Но в окончательном тексте произведения главный герой эту идею своим соратникам не транслирует. И это не случайно.

С одной стороны, невысказанная вербально мысль о желании принять на пронизывают всю сущность героя, выражают внутренний нерв Пугачева, являются своеобразным мотивом принятого им решения. И тем самым в определенной мере сближает есенинского Пугачева с образом жертвующего собой Христа. С другой стороны, болея за оскорбленное властью казачество, Пугачев разделяет обиды казаков и свою помощь видит ни в чем ином, как в мести, что в свою очередь не соответствует идее христианского учения.

И в этом заключается глубокое противоречие, внутренний конфликт героя, хорошо осознаваемый автором поэмы: в момент принятия решения возглавить казацкий бунт в душе Пугачева «очеловеченное», христианское, произрастающее из потребности самопожертвования, подчиняется «звериному», питаемому чувством отмщения и злобы. Природа бунта такова, что он в своей стихийности (а в русской литературе народные мятежи осмысливаются именно как стихийные катастрофы (А. Блок)), несмотря на благие порывы его участников, несет в первую очередь разрушение и подрыв устоев.

Выплеснув в мятеже кипение возмущенной мужицкой души, Пугачев мучается и от своего вынужденного самозванства, и от предательства тех, ради которых он страдал: «Неужель это плата за все, что я выстрадал?» (III; 47). Понимая причины, толкнувшие его соратников на отречение от идеи мести, принимая жизнеутверждающую силу этих устремлений, Пугачев со смирением прощает своих предателей: и в конечном итоге «очеловеченное», руководимое законом, диктующим право жизни ради жизни, берет верх над «звериным». В этом противоборстве природного архетипа («звериной души»

Еще один аспект национального миропонимания, который несет в своем сознании главный герой поэмы «Пугачев», выявляется сквозь призму сопоставительного анализа драмы Шекспира «Гамлет» и поэмы Есенина «Пугачев». Это позволило современному исследователю творчества поэта С.С. Куняеву рассматривать образ Пугачева как «крестьянского Гамлета» .

Касьянова К О русском национальном характере С 149 Определив свою миссию возглавить крестьянское восстание, Пугачев берет имя убитого императора, он предвидит исчод бунта, но сознательно идет на жертву, ради справедливого, как он считает, возмездия

Развивая эту идею, О.Е. Воронова, отмечает, что «гамлетизм как духовное явление близко национальному типу мироощущения».186 Близость универсального для мировой литературы типа героя, «воплощающего онтологическую драму самопознания человека» , и характерного для русского человека национального чувствования мира заключается «в склонности к рефлексии, в большей степени созерцанию и размышлению, нежели к действию» .

В «Пугачеве» Есенин вторично обращается к образу казаков и теме казачества (впервые это произошло в поэме «Ус», 1914), что дает нам возможность обогатить понимание национальной души этого служилого сословия России, которому была предназначена особая миссия. Не случайно позже, в «Тихом Доне», М.А. Шолохов отмечал, что казаки не просто мужики, а «маленькая обособленная нация, по традиции воинственная...» . Казаки - защитники границ Российской империи, опора государства, «вольница», которая находится на службе императрицы. Чувство воинской доблести, долга, верности присяге являются ведущими в жизни казаков и определяют их миропонимание и образ жизни:

Мы клялись, мы клялись Екатерине Быть оплотом степных границ, Защищать эти пастбища синие От налета разбойных птиц (III; 16). Именно эти качества сформировали жизненную выносливость казаков.

Устойчивость русского человека в часто невыносимых обстоятельствах жизни в свою очередь является проявлением мудрого долготерпения, которое сближает мировидение казака и русского мужика-пахаря. Доходить до самозабвения в достижении истины и правды, мобилизовывать все свои силы, забывая о собственных интересах, и не страшиться смерти - эта способность отличала русского человека в любой ситуации. Если на весах жизни стоит самое ценное, сердечно дорогое, он готов, не задумываясь, подобно есенинским героям, отдать свою жизнь:

Похожие диссертации на Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина