Введение к работе
Актуальность диссертации. Многоаспектное изучение драматургического наследия Шаховского.позволит дополнить и обогатить наше представление о становлении русской драматургии и театра, о взаимодействии и эволюции жанров, о разнообрасии идейно-художественных, тенденций драматургии первой трети XIX в., по-новому осм*'слить ряд явлений литературной и театральной кизни этого времени. ... V. , ' ' .-' .
Мэнду тем, драматические, произведения Шаховского исследованы еще недостаточно полно а.всесторонне, существующие концепции творчества драматурга,во многом противоречивы и спорны. Т эрчест-во Шаховского не освещено ни в одной монографии, количество посвященных емустатей также- невелико. Наследие драматурга не собрано: большая части г ч> произведений не опубликована и хранится в: фондах Государственной- Театральной библиотеки им. А.Б.Луначарского в Санкт-Петербурге.
. Освоение^творчества Шаховского началось еще в 1800-е годы,
с когда на страницах: периодических изданий стали регулярно появляться рецензии на слектаклп по. пьесам Шаховского, статьи полемического характера. На ятих критических,выступлениях лежала пе-.чать личного пристрастия их авторов. Характер рецензий определялся не столько достоинствами или недостатками пьес Шаховского, сколько вообще уровнем развития критики. Анализ пьес.зачастую подменялся пересказом их содержания, описанием игры актеров. В конце XIX в. были предприняты попытки создать биографию
- Шаховского, дать непредвзятую оценку его творческому наследию /Е.Гаршин*, А.А.лрцев/. Место драматургии Шаховского в литера-турпом процессе первой половины XIX столетия, ее влияние на культурную яизнь общества этого периода-определялись в обдах курсах истории русской словесности /В.В.Сиповский, П.Смирнов-
ский, Н.Энгальгардт,. Н.Н.Булич/.
Литературоведение и критика ИХ - начала XX вв1. обращали
внимание прежде всего.на морально-этическую проблематику пьес
Шаховского, характеры центральных персонажей, слог его стихо
творных комедий, оставляя вне освещения жанровое своеобразие и
поэтику его произведений. Первыми исследователями творчества 0
писателя были созданы лишь предпосылки для всестороннего изуче
ния драматургии Шаховского. ;
В советскую эпоху драматургическому наследию Шаховского уделяется внимание в немногочисленных статьях общего характера, посвященных русской комедии первой половины XIX в. /А.Л.Слонимский, Б.В.Томашевский, В.Б.Сандомирская, Г.Р.Москвичева, Ю.В.Стенник и др./, в работах по истории русского театра /С.С.Данилов, А.А.Гозенпуд и др./. В поле зрения исследователей попадают новые аспекты творчества драматурга: проблема метода, жанра, комедийного характера. Делаются первые наблюдения над поэтикой пьес Шаховского, однако они еще носят разрозненный характер. Авторы ряда работ обращаются к драматургии Шаховского прежде всего для того, чтобы создать выигрышный фон для грибо-едовского "Горя от ума".
Важным вкладом в изучение творчества Шаховского ягаось издание в 1S61 г. рлда зго комедий и стихотворных произведений, снабженных обстоятельными комментариями А.А.Ґозенпуда. Его содержательная статья, предваряющая сочинения драматурга, по сути, стала первым опытом монографического изучения наследия Шаховского.
В последние годы исследователями творчества Шаховского была осознана необходимость более углубленного изучения его произведений. В результате такого подхода проблемы драматургии Ша-ховсксхо нашли глубокое истолкование в диссертациях С.И.Щеблы-кина, С.М.Шаврыгина и ХН.Сербул.
Однако ряд аспектов творчества Шаховского не получил обстоятельного освещения в литературоведческой наукэ. Не выяснен характер мировоззрения писателя /чаще воего оно определяется как "реакционно-охранительное", причем исследователи не считают нужным аргументировать свою точку зрения и* тем более, разъяснять смысл этого определения/. Не исследована жанровая природа драматургии Шаховского, особенности взаимоотношений между жанрами комедии, водевиля и комической оперы. Комические оперы крайне редко привлекали внимание литературоведов. Изучение комедий Шаховского, как правило, Ограничивается об-
ращением лишь к отдельным пьесам, чаще .- к опубликованным. Многие исследователи отмечают такое важнейшее свойство драматургии Шаховского, как полемичность; однако не идут дальше анализа "Нового Стерна" и "Липецких вод". Наконец, нет целостного исследования такого явления, как "театр Шаховского".
Цель диссертацислной работы - показать, что драматургия Шаховского представляет собой целостное явление, которое можно определить как театр Шаховского, и установить принципы, лежащие в его основе, и его место в литературном процессе первой половины XIX века.
Задачи работы: , 1/ проанализировать особенности социально-эстетической позиции Шаховского ," обусловившей проблематику и поэтику его произведений ; 2/ исследовать жанровое своеобразие драматургии Шаховского, взаимодействие в его театре жанров комедии, водевиля и комической оперы ; 3/. выявить способы организации драматического действия, особенности решения Шаховским проблемы комедийного характера; 4/ выяснить, какое место в структуре пьес Шаховского занимает ' литературно-эстетическая полемика, установить основные приемы ее ведения. ' Научная новизна диссертации..Впервые предпринята попытка проанализировать комедийное творчество Шаховского как художественную систему. В научный оборот вводятся неизданные произведения Шаховского, его эпистолярное наследие, опубликованные в начале прошлого века и ставшие библиографической редкостью пьесы Шаховского и драматургов - его современников, малоизвестные и забытые матерпага русской журнальной периодики первой половины XIX века.
Методика исследования рассматриваемых в диссертации произведений Шаховского определяется требованием системного подхода к творчеству писателя с учетом широкого литературного контекста. В работе использованы конкретно-исторический, биографический, сравнительно-типологический и системный методы исследования. Драматургия Шаховского рассматривается'как система, соотоящая из совркупностл элементов /жанр, сюжет, композиция, конфликты, характеры/, взаимосвязь.которых обусловливает ее целостность и
единство.
Чтобы определить роль и место Шаховсгого в литературном процесса первой половины XIX в.,-выявить своеобразие его драма-
тургии, в диссертации рассматривается.широкий литературно-теат-.
ральный контекст, в котором развивалось тьорчество Шаховского,
его драматические произведения сопоставляются с пьесами его со-;
временников: И.А.Крылова, М.Н.Загоскина, Н.И.Хмельницкого,
П.А.Катенина, А.И.Писарева и др. В работе не уделено специально .
внимание сопоставлению пьес Шаховского с ранними комедиями ',
А.С.Грибоедова, с "Горем от ума" ввиду того, что этот вопрос
получил достаточно полное освещение, в литературоведении /В.П.Ме
щеряков, Ю.Н.Борисов, С.М.Шоврыгин и др,/, '';'"'
Практическое значение диссертации, обусловлено возможностью -использования ее материалов в процессеизучения курса истории " : русской литературы, при подготовка спецкурсов и спецсеминаров, , посвященных русской драматургии первой половины XIX века.
Апробация работы. Диссертация'обсуждалась на заседаниях ка-, федры русской и зарубежной литературы Симферопольского государт ственного университета им. М.В.Фрунзе.' Основные положения рабо-;: -ты были изложены в докладах, прочитанных на ежегодных конферен- :, циях профессорско-преподавательского состава СГУ /1989 - І991/, на всесоюзных и межвузовских конференциях в Нежине, Одессе и Симферополе /1989/, а также отражены в; четырех научных публика-.
ЦИЯХ. :'.' ' ': '" ,''' '" ' ..";"'. : \[У:".Х:і'- "-'."
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех :
глав, заключения и списка.архивных материалов и использованной
литературы. ,.:.'.'".:- '"';