Введение к работе
Актуальность исследования связана с необходимостью изучения романа Евг.Замятина «Мы» в русле художественных исканий начала XX века. За последнее десятилетие в отечественном литературоведении появились работы, основанные на рассмотреіши культурных и литературных источников романа (работы ВА.Недзвецкого, Л.В.Поляковой, Е.Б.Скороспеловой, статьи участников периодического сборника «Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня»). В данном исследовании в качестве ключевой выдвигается проблема неомифологической структуры и интертекстуальнъгх связей романа. Работа основана на предположении, что многоуровневая смысловая структура романа Замятина может быть глубже осмыслена при анализе библейских, античных, историко-культурных и собственно авторских мифов, организующих романное пространство.
Научная новизна работы обусловлена выбором нового аналитического ракурса в подходе к роману «Мы», стремлением рассмотреть произведение в контексте неомифологических исканий литературы XX века. Основой для формирования нового подхода к предмету исследования послужил семинар профессора Е.Б.Скороспеловой «Традиции серебряного века в русской прозе 1920-1950 гг.».
Методологической основой работы являются теоретико-литературные исследования, посвященные проблеме неомифологического романа XX в.: труды Б.М.Гаспарова, А.Л.Григорьева, А.Ф.Лосева, Д.Е.Максимова, Е.М.Мелетинского, З.Г.Минц, В.Н.Топорова, статьи НАКожевниковой, Л.Силард, С.Хоружего и др.
Практическая ценность диссертации обусловлена возможностью использования ее материалов в учебном процессе в связи с изучением творчества Замятина, а также наиболее характерных изменений, происходящих в русском романе первых десятилетий XX в.
Структура работы: диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и библиографии.