Введение к работе
Реферируемая диссертационная работа посвящена исследованию связей героев малой прозы А. Платонова с героями мифологии и фольклора.
Множество мифопоэтических элементов в творчестве Платонова – метафоры, задача исследователя состоит в том, чтобы вскрыть область-источник и область-мишень этих метафор. Мифологическую основу имеют такие типично платоновские мотивы, как бессмертие, любовь, скука, молчание. Центральные персонажи прозы А. Платонова также мифологизированы, и их исследование требует пристального внимания к связям творчества писателя с архаической традицией.
Актуальность работы. Мифопоэтические аспекты изображения платоновского героя, несмотря на большое количество работ, посвящённых этой теме, не становились предметом специального осмысления. Представленная работа находится в русле исследований художественной антропологии, что предопределяется спецификой художественного мира Андрея Платонова, где человек – центр Вселенной, единственное существо, способное вырабатывать мыслительную энергию и бороться с энтропией.
В работе представлена типология платоновских героев, соотносимых с героями мифологии и фольклора: в исследуемых произведениях малой прозы А. Платонова находим персонажей, восходящих к мифологическим демиургам, культурным героям и «низким» персонажам фольклора. Первые два типа относятся к разряду героев-преобразователей: они преследуют общие цели, стремятся преодолеть мировой хаос и даровать человеку бессмертие, но по-разному реализуют свои стремления. «Демиурги» Платонова делают ставку на техническое творчество и преобразование природы, в то время как его «культурные герои» стремятся преобразовать людей.
Ущербные герои Платонова («душевные бедняки») соотносимы с «низкими» персонажами фольклора: за внешней неполноценностью и тех и других скрывается продуктивное мыслительное начало, которое окружающие не в силах оценить.
Степень разработанности темы. Творчество А. Платонова уже несколько десятилетий вызывает пристальный интерес со стороны учёных, многие из которых занимались вопросами мифологизма произведений писателя (например, А. Жолковский, М.А. Дмитровская, Х. Гюнтер, Х. Костов, М. Геллер, Л.В. Ярошенко). Мифологизированные герои А. Платонова становились объектом работ таких учёных, как В.Ю. Вьюгин, С.Г. Бочаров, Л.В. Карасёв, Н. Малыгина, С.Г. Семёнова, Е. Антонова, Е.Н. Сергеева, но комплексного исследования фольклорно-мифологической составляющей героев малой прозы писателя предпринято не было.
Объект исследования – мифопоэтический генезис героев малой прозы А. Платонова.
Предмет исследования – средства художественной реализации мифопоэтического аспекта в образах героев малой прозы А. Платонова.
Материалом исследования послужили рассказы и повести А. Платонова «Лунные изыскания», «Родина электричества», «Песчаная учительница», «Джан», «Ямская слобода» и «Мусорный ветер». На материале первых четырёх произведений в диссертации проведён анализ героев-преобразователей Андрея Платонова, восходящих к образам мифологических демиургов и культурных героев. Исследование этих произведений даёт наиболее целостное представление о месте, которое в «преобразовательской» прозе Платонова занимают интертекстуальные связи с мифолого-фольклорными текстами. На примере образов Крейцкопфа («Лунные изыскания») и безымянного студента политехникума («Родина электричества») наглядно прослеживается влияние на тексты А. Платонова мифологических сказаний о демиурге; анализ изображения героев этих рассказов позволяет выявить тип инженера-демиурга в творчестве А. Платонова.
Характер и результаты деятельности Марии Нарышкиной («Песчаная учительница») и Назара Чагатаева («Джан») практически полностью совпадают с функциями мифологических культурных героев. Интертекстуальные связи с мифолого-фольклорной традицией эти произведения демонстрирует и на уровне танатологической семантики в мотивах временной смерти и др.
На основе анализа мифопоэтической составляющей центральных персонажей повести «Ямская слобода» (Филат), а также рассказов «Мусорный ветер» (Альберт Лихтенберг) и «Река Потудань» (Никита Фирсов) в работе раскрывается суть одного из основных конфликтов в творчестве Платонова: конфликта между «сокровенным человеком» и бездуховным обществом. В указанных произведениях отчётливо прослеживается влияние отвергнутого и ущербного мифолого-фольклорного персонажа на героев А. Платонова.
Произведения А. Платонова связаны между собой тесными автоинтертекстуальными связями, поэтому в диссертации к анализу привлекается значительное количество повестей и рассказов писателя. Есть основание полагать, что анализ ключевых мифопоэтических аспектов, проведенный в нашем исследовании, окажется результативен применительно ко многим другим произведениям А. Платонова.
Цель работы – исследовать принципы функционирования мифопоэтических элементов в образах героев малой прозы А. Платонова.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
– установить специфику мифопоэтических элементов, используемых А. Платоновым для создания образов героев, восходящих к демиургам, культурным героям и «низким» героям фольклора;
– рассмотреть дихотомию качеств «демиурга» и «культурного героя» в образах героев-преобразователей А. Платонова;
– установить роли мифопоэтических элементов в изображении Платоновым различных форм ущербности героев;
– выявить особенности мифопоэтического локуса героя;
– определить роль мотива сознания в изображении мифологизированного героя в малой прозе А. Платонова.
Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции учёных, занимавшихся связями произведений индивидуального творчества с мифолого-фольклорными текстами. В частности, при написании диссертации использовались результаты исследований таких учёных, как А.Н. Веселовский, Е.М. Мелетинский, Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский, В.Н. Топоров, Н. Фрай, С.М. Телегин и др. Особое значение для представленной диссертации имеют результаты литературоведов, изучавших мифопоэтику прозы А. Платонова– А. Жолковского, Н.Г. Полтавцевой, В.А. Коваленко, Х. Костов, Л.В. Ярошенко, М.А. Дмитровской, Е.Н. Сергеевой. Кроме того, теоретической базой диссертации послужили идеи учёных, занимавшихсяфилософскими аспектами творчества Андрея Платонова и поэтикой его произведений, в частности, Н. Корниенко, К.А. Баршта, А.Ю. Грачева, М. Геллера, Е. Яблокова, Т.А. Никоновой, Е.Г. Мущенко, Н.М. Малыгиной, Х. Гюнтера, Е. Берштейна, О.А. Мартиросян.
Основные методы исследования: культурно-исторический, историко-генетический метод, а также мифопоэтический подход к анализу текста.
Научная новизна диссертационной работы состоит в обосновании типологии мифологизированных героев малой прозы А. Платонова на основе комплексного анализа.
Теоретическая значимость диссертации состоит в систематизации элементов мифопоэтики, используемых А. Платоновым при создании образов героев, и в выявлении закономерностей их функционирования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут послужить базой для дальнейших исследований мифопоэтики творчества А. Платонова, а также использоваться на занятиях по истории русской литературы XX-го века, при разработке спецкурсов, посвящённых поэтике и мифопоэтике художественного наследия Андрея Платонова.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
-
Мифологизированные герои прозы А. Платонова восходят к трем мифолого-фольклорным типам 1) демиургам, 2) культурным героям и 3) «низким» героям фольклора. «Демиурги» и «культурные герои» А. Платонова относятся к разряду героев-преобразователей; герои, связанные с традицией «низких» персонажей, наделены различными формами ущербности (слабоумием, беспамятством, антропозоологизмом и т.д.). Ущербность в художественном мире Платонова имеет мифопоэтическую основу.
-
Локусы героев малой прозы А. Платонова укоренены в мифопоэтической традиции «иного мира». Платоновские безымянная Республика и Алдаган («Лунные изыскания»), МалобеднаяВерчовка («Родина электричества»), Сары-Камыш («Джан») соотносимы с танатологическим измерением мифологии. Кроме того, на платоновский локус повлияли библейские образы (Вавилон, Содом и Гоморра) и образы русской классической литературы (Обломовка из романа И.А. Гончарова «Обломов», город Калинов из «Грозы» А.Н. Островского, рабочая слобода из романа М.М. Горького «Мать»).
-
Важнейшим аспектом художественного исследования в мифологизированных героях малой прозы А. Платонова является сфера их мыслительной деятельности: как и в фольклоре, за внешним слабоумием (Иван-дурак) скрывается способность к продуктивному мышлению.
Апробация работы. Результаты диссертации были апробированы на межвузовских и международных научно-практических конференциях:
– IX межвузовской конференции «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» (г. Москва, 13–14 марта 2010 г.);
– X межвузовской конференции «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» (г. Москва, 12 – 13 марта 2011 г.);
– международной конференции «Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи» (г. Москва, 15–16 сентября 2011 г.);
– международной конференции «Древнерусская книжность: текстология и поэтика (Кусковские чтения)» (г. Орёл, 10–14 октября 2012 г.).
Результаты исследования изложены в 5 статьях, две из которых опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.