Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Материнское начало в прозе В.П. Астафьева Шлома, Елена Сергеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шлома, Елена Сергеевна. Материнское начало в прозе В.П. Астафьева : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Шлома Елена Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2012.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1061

Введение к работе

Творчество Виктора Петровича Астафьева – одно из самых значительных и сложных явлений в русской литературе второй половины XX – начала XXI веков. Причастный к тематическим направлениям «деревенской» и военной прозы и в то же время переросший их рамки, писатель создал самобытную художественную систему со своей философской и этической основой. Среди множества тем, раскрытых прозаиком, материнство прозвучало с особой силой. Жертвенная любовь женщины к ребёнку и мудрость природы, проявляющаяся в неизменном, непрерывном обновлении жизни, стали объектом пристального внимания автора.

С позиций гуманитарного знания феномен материнства не раз рассматривался в психологическом, историческом, философском, мифологическом, культурологическом аспектах. Однако отражение его в художественных текстах освещалось по преимуществу лишь в историко-литературном ключе. Исследователи анализировали неповторимость образа матери в творчестве того или иного конкретного писателя, изучали его в соотнесённости с другими персонажами произведения, обращались к связанным с ним темам и мотивам, к библейским сюжетам, в которых он присутствует. В то же время работы современных учёных свидетельствуют о теоретической и методологической лакуне, образовавшейся в осмыслении материнского характера как литературной и литературоведческой категории, а также о стремлении восполнить её.

В представленной диссертации предпринята попытка выработать новые подходы к этой проблеме на материале прозы В.П. Астафьева. Наряду с «материнством» в ней используется понятие «материнское начало», более широкое по своему содержанию и близкое философской дефиниции Н.А. Бердяева: это есть «космическое начало заботы и охраны жизни от грозящих ей опасностей, выращивание жизни детей не только в собственном смысле, но и вечных детей беспомощных, какими являются большинство людей». Обращение к такому «расширенному» определению позволило включить в круг исследуемых феноменов гораздо большее число художественных явлений – не только женские характеры, но и авторские размышления о земле и Родине, собирательные образы, поэтику астафьевских пейзажей, описания природных явлений.

Говоря о материнском начале и комплексе способов его воплощения в тексте (в теме, идее, системе персонажей, композиции, выразительно-изобразительных средствах), представляется целесообразным опереться на понятие ценностной ориентации. Согласно выражению М.М. Бахтина, «в абсолютной ценностной пустоте невозможно никакое высказывание, невозможно само сознание». На необходимость аксиологического подхода к изучению русской литературы указывали В.А. Свительский, И.А. Есаулов, Е.В. Хализев. Формируя картину мира, аксиологическая установка писателя влияет на своеобразие раскрываемых им тем, на характеры героев, специфику мотивов и сюжетов, упорядочивает архитектонику его произведений. Потому, являясь одним из базисных понятий ценностной ориентации русской культуры, материнство может служить исходной точкой в интерпретации художественного мира тех писателей, для которых значимость материнского начала в обществе и природе беспрекословна. К таким авторам относится В.П. Астафьев.

Степень разработанности проблемы и новизна исследования. Изучению астафьевских произведений посвятили работы А.Н. Макаров, Н.Н. Яновский, А.П. Ланщиков, Н.Л. Лейдерман, Т.А. Чекунова, А.С. Немзер, И.П. Золотусский, П.А. Гончаров, А.И. Смирнова, Н.М. Щедрина и другие. В контексте «деревенской прозы» им уделено внимание в монографиях и статьях Ф.Ф. Кузнецова, Л.Ф. Ершова, А.Ф. Лапченко, А.Ю. Большаковой. Творчество сибирского прозаика привлекло внимание и зарубежных учёных – чешских (Мирослава Заградки, Зденки Матыушовой), польских (Ирены Рудзевич, Валенты Пилата, Веславы Ольбрых), французских (Жорж Нива) литературоведов. Обилие исследований свидетельствует о сложившейся в современной науке «целой отрасли – астафьеведении». В настоящее время работа в этом направлении ведется несколькими центрами в Красноярске, Мичуринске, Санкт-Петербурге, Москве. За последние 5 лет (2007-2011) увидело свет более десяти диссертаций, посвящённых нравственным проблемам, жанровому своеобразию произведений, стилю и языку, а также связям В. Астафьева с творчеством других писателей.

Уже первые исследователи его ранних рассказов и повестей (А.Н. Макаров, Н.Н. Яновский) обратили внимание на то, что материнская тема имеет для прозаика особое значение. В последующие годы подчеркивались высокая значимость материнских образов, устойчивость связанных с ними мотивов. В то же время обращение к этим вопросам исчерпывалось, как правило, общими замечаниями. Материнское начало и средства поэтики, используемые автором для его отображения в художественном мире, полного и всестороннего освещения в литературоведческих работах ещё не нашли. Анализу материнства и поэтики его воплощения в произведениях В. Астафьева и посвящена данная диссертация.

Недостаточная разработанность проблемы, а также необходимость в выделении традиционных и новаторских черт в интерпретации писателем этой темы определяют новизну проведённого исследования.

Актуальность обосновывается неубывающим интересом к творчеству В. Астафьева и остро обозначившейся в наше время потребностью общества в возрождении исконных ценностей, в том числе и материнства.

Материалом для исследования послужили произведения разных лет, публицистическое и эпистолярное наследие, выступления, публичные речи, а также часть архива писателя, находящаяся в селе Овсянка.

Объект изучения – художественный мир и поэтика творчества В. Астафьева, взятые во всей полноте и многообразии в контексте избранной темы.

Предмет исследования – созданные прозаиком образы материнства, связанные с ними мотивы, идеи и проблемы.

Методы и методики диссертации варьируются от имеющих общефилософскую значимость (наблюдение и анализ) до частнонаучных и узкоспециализированных – историко-культурного, биографического, сравнительно-типологического. В качестве смежных литературоведческих дисциплин привлечены текстология и источниковедение, кроме того, в работе нашли применение мифологический и аксиологический методы науки о литературе. Теоретической основой диссертации стали труды филологов Д.С. Лихачёва, М.М. Бахтина, В.М. Жирмунского, В.Е. Хализева, Е.М. Мелетинского, а также философов и культурологов В.С. Соловьёва, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Г.П. Федотова, Г.Д. Гачева.

Цель исследования – определить место материнского начала в художественном мире В. Астафьева и проанализировать изобразительно-выразительные средства его воплощения в произведениях.

Поставленная цель определила следующие задачи:

1) выявить биографические и онтологические истоки интереса писателя к разнообразным проявлениям материнского начала в природе и жизни человека;

2) охарактеризовать образы, воплощающие в произведениях В. Астафьева стихию материнства, и выстроить их типологию;

3) рассмотреть особенности восприятия и изображения автором природных явлений и созданий;

4) определить своеобразие звучания и эволюцию материнской темы в поздние годы.

На защиту выносятся положения:

  1. Материнство является одной из аксиологических доминант творчества В. Астафьева, и в этом писатель, с одной стороны, продолжает традицию, уже давно сформированную русской культурой, а с другой – выражает собственное восприятие мира, выкованное его насыщенной событиями жизнью.

  2. Материнское отношение женщины ко всем окружающим людям является общей чертой, характеризующей женские образы его книг. Способность либо неспособность к любви, ласке и заботе выступает способом авторской оценки персонажей и структурирует систему героев.

  3. Природа в его произведениях предстает абсолютным воплощением материнства, демонстрируя свойственную ему жертвенность и непрекращающееся обновление жизни. Природные микромиры В. Астафьева своеобразны, насыщенны олицетворениями, включающими в себя семантику «рождения», «оплодотворения», «материнства» и «детства».

  4. Образ матери писатель использует для воссоздания исторической эпохи и общей характеристики ситуации в России. Темы пренебрежения к ценностям материнства и детства, «истощения» женского начала у современной молодёжи, материнского страдания становятся для Астафьева средством «диагностики» нравственного здоровья нации. В поздних работах глубина социальных интонаций и публицистичность возрастают.

Научно-практическая значимость работы заключается в анализе существенных черт художественного мира В. Астафьева, в их сопоставлении с органическими особенностями русской культуры в целом (определение материнства как высшей ценности; слияние в едином образе-символе русской женщины, сырой земли, родины-матери и Богородицы; восприятие материнских заветов как главных нравственных законов общества).

Результаты исследования имеют практическое значение и могут быть использованы в учебных курсах по истории русской литературы XX в. и культурологии, в спецкурсах и спецсеминарах, при разработке теоретических и методических программ.

Апробация. Положения диссертации апробированы в статьях изданий, рекомендованных ВАК РФ: «Вестник МГОУ». Серия «Русская филология» (2011, № 2; 2011, № 6), «Гуманитарный вектор» ЗабГГПУ (2011, № 6); в докладах на Международных и межвузовских научных конференциях: на Юношеских Астафьевских чтениях (Чусовой-Пермь, 2007), Всероссийской заочной конференции молодых учёных «Littera Terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы» (Екатеринбург, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы взаимодействия языка, литературы и фольклора и современная культура» (Уфа, БашГУ, 2011), «Печать и слово Санкт-Петербурга 2011: Петербургские чтения» (Санкт-Петербург, СЗИП, 2011), Международной конференции «Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи» (Москва, МГОУ, 2011), II Всероссийской научно-методической конференции «Русский литературный язык в контексте современности» (Ульяновск, УлГТУ, 2011).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения и списка использованной литературы, насчитывающей 343 наименования.

Похожие диссертации на Материнское начало в прозе В.П. Астафьева