Введение к работе
Актуальность исследования. Русская лирическая проза – уникальное явление в мировой литературе, это один из наиболее эффективных способов передачи в прозаическом тексте гармонии окружающего мира, вечности и бесконечности бытия, самоценности человеческой личности. Свойственный русскому словесному творчеству лиризм с развитием литературы усиливался и достиг своей кульминации в середине XIX-ХХ вв.
Одним из продолжателей реалистической традиции в современной лирической прозе является Михаил Александрович Тарковский. Как это свойственно лирической прозе, произведения писателя находятся в тесном сопоставлении с судьбой и личностью автора, с его стремлением к гармонии и совершенствованию, этическими и эстетическими взглядами. В изображении человека, природы, родины автор традиционен. Сам писатель и в интервью, и словами автобиографических героев указывает на влияние, которое оказали на его прозу русские классики. Своими учителями он считает Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.А. Бунина, В.П. Астафьева.
Интерес к прозе М.А. Тарковского проявляют известные столичные литературные журналы: «Юность», «Наш современник», «Москва», «Октябрь», «Новый мир» и др. Писатель является одним из постоянных авторов литературно-художественного альманаха «День и ночь». В настоящее время отдельными изданиями опубликован сборник стихотворений (1991), а также сборники повестей и рассказов «За пять лет до счастья» (2001) и «Замороженное время» (2003). Лучшие произведения писателя собраны автором в трехтомнике («Замороженное время», «Енисей, отпусти!» и «Тойота-Креста»), вышедшем в 2009 г.
М.А. Тарковский – обладатель ряда (по его словам, «около десятка») литературных премий, самые престижные из которых – премия журналов «Наш современник» (1999), «Русский переплет» (за лучший рассказ «Вековечно», 2000), премия «Роман-газеты» «Открытие» (повесть «Шыштындыр», 2001), им. Ю.П. Казакова журнала «Новый мир» (2002), писатель стал финалистом премии им. И.П. Белкина за повесть «Кондромо» (2003).
В 2003 г. М.А. Тарковский вместе с другими писателями представлял современную русскую литературу на Франкфуртской книжной ярмарке.
Рецензии на отдельные произведения писателя (рассказ «Ложка супа», повести «Лерочка», «Тойота-Креста» и др.) опубликованы в периодических изданиях, в целом же творчество М.А. Тарковского остается не изученным. Нет ни одной серьезной литературоведческой работы, посвященной исследованию поэтики прозы данного автора.
Творчеству М.А. Тарковского, бесспорно, заслуживающему внимания филологов, на сегодняшний день не посвящено отдельных исследований. Также важно и актуально постижение пограничных жанрово-родовых признаков как в рамках одного произведения, так и в контексте всего творчества художника. И, наконец, сосредоточенность на поэтике произведений писателя никогда не утрачивает своей литературоведческой актуальности. Основной принцип работы: исследование произведения как эстетического объекта, осмысление авторского начала и способов его выражения в тексте.
Объектом исследования является проза М.А. Тарковского от первых рассказов конца 1990-х гг. до повести «Тойота-Креста», опубликованной в журнале «Октябрь» в 2007 г.
Предмет исследования – поэтика лирической прозы М.А. Тарковского.
Подробный анализ стиля М.А. Тарковского представляет в данной работе научный интерес и определяет цель диссертации – через исследование стилевых доминант произведений выявить своеобразие поэтики писателя.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-
Изучить накопленный литературоведческий опыт по теории лирики и эпоса как родов литературы, лирических жанров и синкретических жанрово-родовых образований.
-
Охарактеризовать двойственную природу лирического начала: как вида пафоса и как жанрообразующего принципа лирической прозы.
-
Выявить своеобразие повествовательной манеры М.А. Тарковского.
-
Осмыслить жанровую специфику произведений писателя.
-
Проанализировать хронотоп повестей и рассказов художника.
-
Через исследования стиля прийти к постижению идейного замысла автора.
-
Определить место М.А. Тарковского в современном литературном процессе.
Научная новизна заключается в том, что данная работа представляет собой первое монографическое исследование творчества писателя рубежа ХХ-ХХI вв. М.А. Тарковского. Выявлены те аспекты поэтики писателя, которые позволяют утверждать о доминировании в прозе лирического начала. Это организация повествования (как с точки зрения смены субъектов, так и со стороны ритмообразующих факторов) и концепция мира и личности, смысловое единство времени и пространства, реализуемые через ощущения героя. Автором вводятся в научный оборот ранее не упоминавшиеся в литературоведении произведения писателя.
Теоретико-методологической основой работы являются труды Э.А. Бальбурова, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, А.С. Георгиевского, Л.Я. Гинзбург, А.Б. Есина, В.М. Жирмунского, Б.О. Кормана, Ю.М. Лотмана, Г.Н. Поспелова, И.В. Силантьева, Т.И. Сильман, Л.И. Тимофеева, О.И. Федотова и других.
Поставленными целью и задачами обусловлен и выбор метода исследования – системно-целостного. Также в работе применяется сравнительно-типологический, структурно-семантический метод. Обращение к данным методам продиктовано общей логикой работы, характером подлежащей рассмотрению проблемы и спецификой исследуемого материала.
На защиту выносятся следующие положения:
-
В литературе XIX-ХХ вв. появляется жанровая форма – лирическая проза. Это стало возможным благодаря «качественному» включению лирического начала в прозаический текст. Доминирующим звучанием в произведениях этого жанра становится лирический голос основного субъекта, являющегося своего рода концентрацией эстетических и этических позиций автора. Лирическое начало преобладает в этом жанре над эпическим, это проявляется в субъект-субъектных отношениях, предельной автоисповедальности, концентрации на сиюминутном, настоящем переживании, наличии лирической точки зрения и установке на лирический диалог.
-
Лирическое начало в произведениях М.А. Тарковского проявляется на всех уровнях повествовательной структуры, которая организована таким образом, что установка на объективность, содержащаяся в начале произведения, постепенно преодолевается, уступая место ярко выраженному лирическому голосу основного субъекта. Точки зрения остальных героев представлены через призму восприятия носителя лирического сознания: их слова (отдельные реплики, монологи, диалоги) воспроизводятся главным героем «по памяти», часто с помощью приема несобственно-прямой речи, что позволяет «стереть» временную дистанцию между событием, о котором рассказывается, и «событием самого рассказывания», сосредоточить внимание на настоящем, сиюминутном состоянии главного героя.
-
Циклическая концепция времени, выраженная в произведениях М.А. Тарковского, способствует лирическому звучанию: опыт воспринимается основным субъектом речи не как завершенное прошедшее, а как прошлое, обусловливающее повторяемость в настоящем и будущем.
-
Лирическая исповедь главного героя М.А. Тарковского всегда осуществляется в момент, когда он находится в одиночестве. Одиночество – одно из условий возникновения потока ассоциативных воспоминаний, составляющих основу его переживаний – роднит творчество писателя с элегией. Элегическое звучание проявляется в субъектной, лексико-синтаксической, ритмической организации. Традиционное время – осень, преобладающие цвета – желтый, серый, белый, доминирующее чувство – сожаление о прошлом, финальная тональность – жизнеутверждающая идея бесконечности бытия.
-
Основой лирического созерцания является образ Енисея. Проза М.А. Тарковского представляет собой бесконечный гимн Енисею. В художественном мире писателя Сибирь, Енисей представляют собой идеальное пространство, где человек чувствует себя в гармонии с собой и окружающим миром, и определяют основной тип авторской эмоциональности – «благодарное приятие мира и сердечное сокрушение» (В.Е. Хализев). Восхищение великой рекой распространяется и на все окружающее пространство, в том числе и на людей, живущих здесь, независимо от возраста, пола, профессии, вероисповедания и образа жизни. Их образы, так же как и образ сибирской природы, поэтизируются автором.
-
Организация художественных текстов писателя, весь комплекс художественных средств позволяют выразить авторскую идею об уникальности каждой личности, ценности отдельного мгновения бытия, необходимости остановить, «заморозить» время, чтобы обрести гармонию с собой и с миром, почувствовать себя счастливым в бесконечном потоке бытия.
Апробация работы. Основные положения исследования отражены в 12 статьях, общим объемом 6 п.л. Отдельные положения работы излагались в качестве докладов на международных научно-методических конференциях «Проблемы славянской культуры и цивилизации» (Уссурийск, 2004-2008), XII Всероссийской научно-практической конференции «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, 2007), а также обсуждались на научно-методических конференциях учителей-словесников г. Уссурийска и Уссурийского района Приморского края «Актуальные проблемы современного литературного образования» (Уссурийск, 2005-2007) и на заседаниях аспирантского объединения кафедры литературы, теории и методики преподавания литературы ГОУ ВПО «Уссурийский государственный педагогический институт».
Теоретическая значимость заключается в расширении представления о способах лиризации прозы, исследовании специфики повествовательной и пространственно-временной организации прозы современного писателя М.А. Тарковского, а также в предложенных вариантах имманентного и сопоставительного анализа текстов художника.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в школьном и вузовском преподавании современной литературы, а также в литературоведческих курсах при изучении жанрово-родовой специфики, повествовательной структуры, выявлении особенностей пространственно-временной организации.
Структура и объем работы. Объект, предмет и цели работы определили ее структуру. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего библиографический указатель произведений М.А. Тарковского. Объем работы – 191 с., из них основного текста – 169 с. Список использованной литературы включает 240 наименований.