Введение к работе
В русской литературе начала XX в. Иван Сергеевич Рукавишников (1877-1930) сыграл заметную роль. Его имя встречается в мемуарах А. Белого, В. Ходасевича, М. Цветаевой, В. Шершеневича и мн. др. Рецензии на книги Рукавишникова писали наиболее авторитетные критики эпохи - В. Брюсов, Н. Гумилев, А. Измайлов. Творческое наследие писателя составляет более 20 томов сочинений, вышедших в период с 1896 по 1925 г. Среди них - 10 книг оригинальных стихотворений, переводы украинских поэтов, драматургия, афоризмы и философские размышления, прозаические произведения разных жанров, стилизации народного стиха. Помимо этого Рукавишников написал более 40 статей в «Литературной энциклопедии» 1925 г., читал курс стиховедения в Высшем литературно-художественном институте им. В. Брюсова, в 1919-1921 гг. возглавлял Дворец Искусств в Москве. Воспоминания, рецензии, письма и другие документы первой трети XX в. свидетельствуют о том, что Рукавишников несомненно был значимой фигурой своей эпохи и пользовался большой популярностью у читающей публики.
Историко-литературная и теоретическая актуальность работы. Исследование стихотворных сборников Рукавишникова имеет существенное значение для изучения истории русской лирики. В литературоведении распространена тенденция характеризовать эпохи в истории литературы, литературные направления и стили через писателей первой величины. Но, как неоднократно отмечали еще формалисты в 1910-1920-е гг., черты направления, эпохи, дух времени зачастую гораздо более ярко проявляются в произведениях писателей второго и третьего ряда, в настоящее время известных только специалистам. К тому же, в отдельные периоды именно творчество так называемых «эпигонов» и «дилетантов» определяло характер дальнейшего развития литературы. При исследовании русского модернизма эта проблема является особенно важной, поскольку логика развития литературного процесса начала XX в. в значительной степени определяется именно спецификой взаимодействия различных школ и направлений. Для того чтобы получить корректное
описание этого периода в истории литературы, необходимо существенно расширить материал исследования, включив в него не только творчество крупнейших авторов эпохи, но и тех писателей, которые пользовались популярностью у современной читающей публики, оказывали влияние на своих современников, но в силу разных причин остались неизвестными читателям второй половины XX - начала XXI в. С этой точки зрения исследование творчества Рукавишникова представляется особенно важным. Оно позволит восполнить существенный пробел в истории русской литературы и даст необходимый материал для изучения литературных направлений модернизма и их сложного взаимодействия друг с другом.
Исследование поэзии Рукавишникова способствует решению одной из наиболее сложных проблем современного литературоведения -проблемы выработки научно корректной типологии форм стиха. В диссертации охарактеризованы основные подходы к изучению маргинальных метрических и строфических форм - логаэдов, расшатанных структур, имитирующих народный и молитвословный стих, сверхмикрополиметрии, «сдвоенных» и цепных строф, строф сквозной рифмовки и др. На основе анализа лирики Рукавишникова теоретически обоснованы новые принципы их описания и квалификации.
Степень разработанности проблемы. Рукавишников относится к числу тех авторов начала XX в., о которых читатели и исследователи литературы знают очень мало. После его смерти был переиздан только роман «Проклятый род» (Нижний Новгород, 1996) и несколько стихотворений, вошедших в антологии поэзии Серебряного века. Исследований, посвященных целостному описанию художественной системы писателя, до сих пор не существует. Единственная концепция его творчества предложена А. М. Грачевой в статье словаря «Русские писатели 1800-1917 гг.» (М., 2007). В рамках статьи исследователем намечены основные направления эволюции творчества Рукавишникова и указаны наиболее важные для понимания его произведений литературные контексты. Очевидно, что следующим шагом на пути к описанию поэтики писателя должно быть определение специфических черт его художественного мира. В историко-литературных работах о поэзии и прозе конца XIX - начала XX в. произведения Рукавишникова рассматриваются крайне редко. Таким образом, исследование поэтического творчества автора по существу еще не начато. В литературоведении не только не
изучен, но даже не поставлен вопрос о специфике его индивидуальной поэтической системы, не охарактеризована связь стихотворных произведений с прозой, не определено место писателя в контексте сложных и противоречивых творческих течений русского модернизма. До настоящего времени лирика Рукавишникова интересовала, пожалуй, только стиховедов. В то же время, ограничиваясь указаниями на отдельные эксперименты поэта, они никогда не ставили перед собой задачу описать его стих как целостную систему. Поэтому черты, определяющие специфику стихотворной системы Рукавишникова в контексте стиха Серебряного века, до сих пор не были выявлены и сопоставлены с данными по стиху других поэтов эпохи.
В диссертационном исследовании лирика Рукавишникова рассматривается в контексте поэзии русского символизма. О том, что писателю были близки идеи этого литературного движения, свидетельствует целый ряд фактов. Он печатался во многих символистских журналах и альманахах, принимал активное участие в литературно-художественных вечерах, собраниях, кружках символистов в Москве и Петербурге. Критические статьи начала XX в. свидетельствуют о том, что для современников Рукавишников являлся типичным представителем крупнейшего литературного течения модернизма. На близость поэта к старшим символистам указывали историки литературы и стиховеды. Однако предметом специального литературоведческого анализа проблема взаимосвязи Рукавишникова и русского символизма до настоящего времени не становилась.
Объектом исследования в диссертационной работе является лирика Рукавишникова.
Предмет исследования - поэтическая система Рукавишникова и ее место в контексте поэзии русского символизма.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении специфических особенностей поэтики лирического текста Рукавишникова и определении роли, места и значения поэтического творчества автора в литературном движении русского символизма.
Этим определяются основные задачи исследования:
- описание способов реализации важнейших принципов эстетики и поэтики русского символизма в лирике Рукавишникова;
анализ метрики и строфики поэта; выявление этапов эволюции его стиха; сопоставление полученных данных с данными по стиху других поэтов начала XX в. (в первую очередь, символистов);
исследование эволюции системы образов и мотивов, жанрового репертуара лирики Рукавишникова в контексте поэзии символизма.
Поскольку научного издания стихотворений Рукавишникова не существует, основным материалом изучения являются прижизненные публикации писателя. Абсолютное большинство его поэтических произведений были опубликованы в 20-тт. собрании сочинений (Рукавишников И. С. Сочинения: В 20 кн. СПб.; М., 1901-1925). Кроме этого в описание включены поэтические произведения, которые не вошли ни в один из сборников собрания сочинений и были опубликованы либо до выхода из печати первого сборника Рукавишникова, либо после того, как были напечатаны его последние книги. Основной материал рассматривается в культурно-историческом и литературном контексте символизма.
Характер материала, цель и задачи его анализа и интерпретации определяют методологическую базу исследования. В диссертационной работе в качестве взаимодополняющих используются сравнительно-исторический и типологический подходы. Для описания поэтики лирического текста Рукавишникова применяется структурно-семантический метод, разработанный в трудах М. Ю. Лотмана, В. Н. Топорова, 3. Г. Минц и других представителей московско-тартуской семиотической школы, а также статистический метод, оформившийся в работах А. Белого, Б. В. Томашевского, Б. И. Ярхо, К. Ф. Тарановского, М. Л. Гаспарова. Методологическая основа исследования эволюции стихотворной системы Рукавишникова и выявления ее специфики в контексте поэзии символизма определяется сочетанием методов историко-литературного и историко-культурного анализа.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Рукавишников активно разрабатывал идеи жизнетворчества. Им была предложена концепция творческого преобразования действительности поэтом-мистиком. В ее основу был положен универсальный миф о мире, который развертывали «тексты жизни» и «тексты искусства». Результатом реализации жизнетворческой программы Рукавишникова стал автобиографический миф. Наиболее полное воплощение он получил в образе лирического героя. Этот образ был
сформирован во взаимодействии двух существующих в рамках символизма традиций изображения поэта-пророка, наделенного магическими способностями.
Основополагающим принципом образной системы Рукавишникова, определяющим специфику поэтики лирического текста, является символ. Разработка принципов символизации образов, сюжетов и мотивов поэтических произведений составляла одно из главных направлений экспериментов на протяжении всего творческого пути писателя.
Для Рукавишникова характерно стремление дать в своей поэзии образцы использования самых разных экспериментальных метрико-строфических форм и тем самым, с одной стороны, выявить скрытые возможности русского стиха, а с другой стороны, опробовать принципиально новые для русского стихосложения формы, которые получили массовое распространение только у поэтов следующего поколения. К числу наиболее важных характеристик, определяющих уникальность стихотворной системы Рукавишникова, относится высокая доля строчных логаэдов, а также наличие расшатанных структур, разработанных поэтом специально для имитации народного речитативного стиха.
В творчестве Рукавишникова выделяется пять периодов, отчетливо противопоставленных друг другу по интенсивности творчества, средней длине произведения и репертуару стиховых форм.
Динамика метрико-строфического репертуара сопряжена с эволюцией системы образов, мотивов и жанров. В раннем творчестве (1896-1904 гг.) основное внимание поэта сосредоточено на создании лирической трилогии, которая повествует об этапах духовного становления его автобиографического героя. В начале 1900-х гг. Рукавишниковым были предприняты и первые эксперименты с жанром баллады, достигшие наибольшей интенсивности в 1909-1915 гг. Путь развития и обновления жанра, предложенный поэтом, был связан с усилением эпического начала и наделением балладного персонажа чертами автобиографического лирического героя. Особенности поэтики сборника «Сто лепестков цветка любви...» (1916 г.) определяются установкой на стилизацию женской лирики Серебряного века. Стилизация выступает в качестве формы рефлексии и позволяет реконструировать представления писателя о дальнейшем развитии женского творчества.
В 1917-1922 гг. главным направлением поэтических исканий становятся эксперименты, направленные на реализацию семантической функции формы триолета.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются полученными результатами. В работе впервые предложена целостная концепция поэтического творчества Рукавишникова; выявлены специфические особенности его стихотворной системы, дана периодизация творчества писателя, определены роль, место и значение его поэзии в литературном и культурно-историческом контексте русского символизма. Результаты исследования восполняют существенные лакуны в истории русской литературы и русского стиха, а также дают необходимый материал для изучения эстетики и поэтики русского символизма. Кроме того, они имеют существенное значение для выработки корректных принципов описания маргинальных форм русского стиха.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в основных и специальных ВУЗовских курсах по «Теории литературы» и «Истории русской литературы XX в.», а также при подготовке к изданию и комментировании поэзии и прозы И. С. Рукавишникова.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на международных научных и научно-практических конференциях: «Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения» (2008, Москва), «Культура и культуры» (научная сессия «XII Невские чтения») (2010, Санкт-Петербург), «Современные пути изучения литературы» (2010, Смоленск), «Отечественное стиховедение: 100-летние итоги и перспективы развития» (2010, Санкт-Петербург); межвузовских научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов и студентов (2005-2010, Санкт-Петербург); расширенном заседании стиховедческого семинара ИФИ СПбГУ (2007, Санкт-Петербург); а также в форме презентаций на I и II Выставках научно-образовательных ресурсов Факультета филологии и искусств СПбГУ (2009, 2010). Результаты исследования представлены в 15 статьях.
Структура диссертации. Диссертационное исследование изложено на 473 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, который включает 413 наименований, списка сокращений и приложения.