Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепты "путь", "революция", "вера" в прозе Вс. Иванова 1920-х годов Новокрещенова Ирина Леонидовна

Концепты
<
Концепты Концепты Концепты Концепты Концепты
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новокрещенова Ирина Леонидовна. Концепты "путь", "революция", "вера" в прозе Вс. Иванова 1920-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 Воронеж, 2007 184 с., Библиогр.: с. 162-184 РГБ ОД, 61:07-10/1629

Введение к работе

Культурная ситуация, возникшая в России после Октябрьского переворота, складывалась в условиях перелома истории, столкновения личного, индивидуального и массового сознания. Период с 1921 по 1925 гг. является короткой, но яркой и знаменательной вехой в истории русской литературы, существующей в рамках культурной парадигмы 1920-х годов. Именно в это время, после революции и гражданской войны, в стране активизировался процесс новой мировоззренческой и культурной самоидентификации, когда новое художественное видение заявило о себе как о сложившемся целом.

Взаимодействие эстетической и жизненной реальностей, характер отношений между ними демонстрируют важные особенности послереволюционной культуры. В ее основе лежало сложное и неоднородное явление наращения смыслов, наличие которого позволяет утверждать, что исследуемый период в истории литературы является эпохой концептотворчества, когда традиционные культурные концепты приобретали новые значения и в то же время рождались принципиально иные.

Творчество Вс. Иванова в современном литературоведении справедливо считается «частью возвращенной литературы» (Ханинова P.M.). Писатель, создавший тексты, ставшие классикой культуры советского периода, явился активным участником концептотворчества новой эпохи. В связи с этим концептологический подход к изучению прозы этого художника начала 1920-х гг. представляется наиболее продуктивным. Концептуальное направление исследования позволяет выявить совокупность значений слов, представленных основным концептом и его ассоциатами, а также проследить, как используются эти значения в речи автора и персонажей, каким изменениям подвергаются в контексте произведения и в исторических условиях его создания.

Актуальность исследования определена необходимостью выработки современного представления о творчестве Вс. Иванова 1920-х годов, изучение которого долгое время было обусловлено советскими идеологическими установками. Осмысления художественного наследия писателя с позиций концептуально-культурологического направления исследователями творчества Вс. Иванова еще не осуществлялось.

Непосредственным объектом исследования являются тексты Вс. Иванова начала 1920-х годов, ставших для самого писателя и эпохи в целом периодом активного концептотворчества.

Предметом анализа являются смысловые планы, формирующие концепты «путь», «революция», «вера» в индивидуально-авторской картине мира.

Материалом исследования послужили «Партизанские повести» (1921-1922), а также повести «Возвращение Будды» (1923) и «Чудесные похождения портного Фокина» (1924), вошедшие в восьмитомное собрание сочинений, опубликованное в 1973 году под редакцией Т.В. Ивановой, А.И. Пузикова, СВ. Сартакова. Выбор обозначенных произведений обусловлен тем, что

партизанский цикл и два более поздних текста, представляющих собой своего рода дилогию, демонстрируют амбивалентность художественной концепции писателя рассматриваемого периода. Написаны эти книги в разных стилевых манерах и на разном жизненном материале, но идейно-образное поле у них одно, что представляется особенно важным для исследования. Роман «Голубые пески» (1923) намеренно исключается из анализа, во-первых, потому, что это произведение переходное, являющее собой «стык разных этапов эволюции художника» (Краснощекова Е.А.), основные изменения в которой наиболее ярко выразились как раз в повестях «Возвращение Будды» и «Чудесные похождения портного Фокина»; во-вторых, по причине принадлежности этого текста к другому жанру. Кроме того, «концепты, являясь основными элементами мировидения, не понимаются, а переживаются», поэтому «понятие «концепт» применяют тогда, когда абстрагируются от содержания, но говорят о структуре» (Беломоева О.Г.). «Структуру», выявляющую базовые концепты в творчестве Вс. Иванова начала 1920-х гг., образует как раз обозначенная нами дихотомия произведений писателя - «Партизанские повести», с одной стороны, и «Возвращение Будды» и «Чудесные похождения портного Фокина» - с другой. Исследование концептов, содержащихся именно в этих книгах, оправдано не только тем, что период 1921-1925 гг. является отдельной эстетической вехой в культуре 1920-х гг. в целом, но и тем, что, как утверждает Г.А. Белая, максимально близким таланту Вс. Иванова периодом в развитии общества и литературы оказалось начало 1920-х годов. Похожую позицию занимает и Вяч.Вс. Иванов, считающий, что написанное Вс. Ивановым до 1925 года можно выделить в отдельный период, который исследователь называет «серапионовским петроградским», характеризуя его как время стремительного стилистического развития Иванова-прозаика.

Цель настоящей работы - исследование базовых концептов прозы Вс. Иванова 1920-х гг. - «революция» и «вера» как ассоциатов ключевого концепта «путь», выявленных на основе анализа цикла «Партизанские повести» (1921-1922), а также повестей «Возвращение Будды» (1923) и «Чудесные похождения портного Фокина» (1924).

Цель работы предполагает решение следующих задач:

1) обозначить единую идейно-тематическую направленность
мифологизирующих и демифологизирующих произведений Вс. Иванова начала
1920-х гг., обусловливающую наличие родственных смысловых планов в
интерпретационном поле рассматриваемых концептов;

  1. установить, как контекстуальные смыслы произведений Вс. Иванова этого периода взаимодействуют с универсальными, всеобщими культурными кодами и какое место занимает художник в процессе концептотворчества новой эпохи;

  2. определить способы формирования структуры исследуемых концептов в индивидуально-авторской картине мира.

Методология исследования представляет собой сочетание концептологического, системно-целостного, историко-литературного и

семиотического методов анализа художественного текста. Ориентиром служили труды литературоведов М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, Н.В. Топорова, В.П. Скобелева, Т.А. Никоновой, Н. Лейдермана, посвященные общим проблемам и явлениям литературного процесса; а также исследования в области концептов культуры и философии таких ученых, как Ж. Делез и Ф. Гваттари, Ю.С. Степанов, В. Зусман, Лай Ин Чуань и др.

Теоретическая значимость исследования. Результаты проведенного анализа могут быть полезны при дальнейшей разработке общих теоретических вопросов, связанных с проблемами исследования различных индивидуально-авторских концептов в их отношении к культурной ноосфере.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применять выработанную методику описания концептов в индивидуально-авторской картине мира художников слова. Материал диссертационной работы может быть использован также в учебно-педагогической практике: в вузовском преподавании при проведении занятий по курсу истории литературы XX века, а также в школьной практике при изучении творчества художников революционной эпохи.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. В прозе Вс. Иванова начала 1920-х гг. концепт «путь» является ключевым и определяет специфику индивидуально-авторской картины мира. Ассоциатами, входящими в его интерпретационное поле, которые, взятые отдельно, представляют собой самостоятельные концепты, являются культурно маркированные концепты «революция» и «вера».

  2. Концепт «путь» в мифологизирующем цикле «Партизанские повести» сюжетно реализован в пешем движении героев, связанном в русской традиции со странничеством и «бродячей Русью». Смысловые планы концепта «революция» в обозначенных повестях основаны на представлении о русском бунте и воплощены в системе образов, центральное место среди которых занимает образ бронепоезда. Названный концепт вербально реализуется по принципу наращения смысла - от «восстания» и «бунта» в первых повестях цикла - к «Священной войне» в последнем произведении.

  3. Концепт «путь» в демифологизирующих произведениях «Возвращение Будды» и «Чудесные похождения портного Фокина», написанных в жанре литературной сказки, приобретает дополнительные коннотации благодаря направленности движения - на Восток и на Запад, что является игровым способом наследования одного из главных мифов Серебряного века - «Россия между Востоком и Западом», но в принципиально новых условиях революционной эпохи. Смыслотворение интерпретационного поля концепта «революция» в обозначенных произведениях связано с определенными формами игрового комбинирования и основано на ключевом для этих текстов представлении о культуре.

  4. Концепт «вера» формируется в сознании Вс. Иванова следующими смысловыми планами: 1) тоска как результат богооставленности и утраты православной веры; 2) утверждение новой коммунистической «религии»,

обладающей антихристианскими характеристиками и актуализирующей представления о русском сектантстве; 3) любовь как основа гармоничного существования человека в мире, значимость которой подтверждает ожидание («Бронепоезд 14-69») или рождение ребенка («Цветные ветра») в финале произведений.

5. Смысловые планы исследуемых концептов свидетельствуют об амбивалентности художественной концепции Вс. Иванова, который, в целом принимая революцию, в то же время отмечал губительные для веками складывавшейся национальной традиции и русской культуры в целом предпосылки, содержащиеся в революционных преобразованиях.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на научных студенческих конференциях, проходивших в Воронежском государственном университете в 2000 и 2002 годах; на Второй Всероссийской научной конференции (Липецк, 2003); на научных и учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, проходивших в Воронежском государственном аграрном университете им. К.Д. Глинки (Воронеж, 2004, 2005, 2006); на Международной конференции по гуманитарным наукам -Эйхенбаумовские чтения-5 (Воронеж, 2004); на Международной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Х.К. Андерсена (Москва, 2005).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех Глав, Заключения, Списка использованной литературы (238 наименований).

Похожие диссертации на Концепты "путь", "революция", "вера" в прозе Вс. Иванова 1920-х годов