Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция прозы Саши Соколова в жанрово-стилевом аспекте Карбышев, Андрей Александрович

Эволюция прозы Саши Соколова в жанрово-стилевом аспекте
<
Эволюция прозы Саши Соколова в жанрово-стилевом аспекте Эволюция прозы Саши Соколова в жанрово-стилевом аспекте Эволюция прозы Саши Соколова в жанрово-стилевом аспекте Эволюция прозы Саши Соколова в жанрово-стилевом аспекте Эволюция прозы Саши Соколова в жанрово-стилевом аспекте
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карбышев, Андрей Александрович. Эволюция прозы Саши Соколова в жанрово-стилевом аспекте : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Карбышев Андрей Александрович; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2010.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/474

Введение к работе

Реферируемое диссертационное сочинение выполнено в русле исследований по теоретической и исторической поэтике, носит частнопоэтический характер и посвящено изучению характера эволюции авторского стиля Саши Соколова с точки зрения языковой и жанровой специфики творчества писателя.

Актуальность работы определяется несколькими факторами.

Во-первых, в последнее время произведения Саши Соколова активно исследуются лингвистами и литературоведами (И.В. Азеева, А.С. Атрощенко, А.Х. Ахмедов, И.В. Ащеулова, Т.Д. Брайнина, А.В. Вавулина, Е.П. Воробьева, М.Ю. Егоров, СИ. Ефимова, И.Чж. Квон, М.Л. Кременцова, А.А. Кузнецова, И.О. Попович, О.А. Сысоева, Е.А. Черемина). Очевидно стремление исследователей осмыслить авторское творчество в целом, определить его место в новейшей литературе.

Во-вторых, в отечественном литературоведении постепенно возрастает интерес к проблеме жанра и привлекается ранее практически не исследовавшийся с этой точки зрения материал новейшей, в т.ч. постмодернистской, литературы, к которой правомерно отнести творчество Соколова (А.А. Журбин, СП. Лавлинский, И.С Скоропанова, И.П. Смирнов, О.А. Сысоева и др.).

В-третьих, остается актуальной проблема разграничения и соотношения прозы и стиха, изучению различных конкретных примеров их взаимовлияния посвящены работы М.М. Гиршмана, Е.В. Невзглядовой, Ю.Б. Орлицкого, М.И. Шапира, СЕ. Шейной, В. Шмида и др. В этом отношении поэтически ориентированная проза Соколова представляет богатый и интересный материал.

Степень разработанности темы. Поэтика Саши Соколова исследовалась в нескольких диссертационных работах последнего десятилетия. Начало исследованиям было положено научными и критическими статьями 1980-90-х гг. П. Вайля и А. Гениса, О. Дарка, Д.Б. Джонсона, А.К. Жолковского, Л. Токер и др. В связи с наибольшей изученностью периферийное положение в настоящей работе занимают следующие аспекты творчества писателя: характер образности, мифопоэтика, тематика, интертекстуальные связи.

Следует отметить, что ни в одной из известных нам работ корпус текстов Соколова не рассмотрен как целое, точнее - при актуализации в исследованиях вопроса о корпусе текстов писателя существенно принижается роль малой прозы в эволюции авторского стиля. К выборочному анализу эссе писателя обращаются в упомянутых выше диссертациях Т.Д. Брайнина и Е.А. Черемина.

Далее, несмотря на наличие работ, касающихся вопроса о жанре при рассмотрении творчества того или иного современного писателя, проблема жанров постмодернистской литературы (в частности, русской) до сих пор не осознана в надлежащей степени. В основном такая ситуация связана с дискредитацией самой категории в постструктуралистских исследованиях и сфере их интеллектуального влияния. В последнее время подобная дискредитация критикуется (Н.Л. Лейдерман, И.П. Смирнов, R. Cohen и др.).

Объектом исследования является авторский стиль, представленный в текстах, составивших собрание сочинений Саши Соколова.

Эти тексты относятся к определенному периоду творчества писателя. Подобная авторская избирательность позволяет рассмотреть собрание сочинений с точки зрения его концептуальной завершенности. Правомерность взгляда подтверждается отсутствием жанрового разнообразия текстов: в собрание вошли романы («Школа для дураков», «Между собакой и волком», «Палисандрия») и эссе. В исследовании затрагивается вопрос об особой соотнесенности двух названных жанров с художественной литературой в целом, о чем писали Г. Гуд, К. де Обалдиа, В.А. Пестерев, И.П. Смирнов, М.Н. Эпштейн. Роман нередко рассматривается как центральный жанр постриторической литературы, эссе - как проблематизирующий границы художественности и жанровости. Последовательное обращение Соколова к двум указанным формам - факт, требующий особого внимания.

Предметом исследования является эволюция авторского стиля, рассмотренного в соотношении с жанрово-стилевой спецификой романа и эссе.

Цель исследования - определение характера эволюции авторского стиля Саши Соколова с точки зрения жанрово-стилевой специфики его романов и эссе.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

  1. рассмотреть вопрос о специфике романа и эссе в свете современной теории литературного жанра;

  2. рассмотреть современную концепцию орнаментальной прозы и выявить перспективы ее соотнесения с теорией жанра, в частности - романа и эссе;

3) определить жанрово-стилевую специфику каждого из трех романов
Соколова;

  1. выявить жанрово-стилевое своеобразие эссе Соколова;

  2. сопоставить выявленные жанровые и стилевые характеристики романов и эссе писателя.

Методология исследования определена его частнопоэтическим характером. Это подразумевает, во-первых, комплексное рассмотрение различных концепций и их использование в целях выявления специфики предмета; во-вторых, стилистический, нарративный и стиховедческий анализ конкретных произведений. Основными методами исследования являются сравнительный, типологический и структурный. Методологическую базу исследования составили работы по теории романа и эссе М.М. Бахтина, К. де Обалдиа, И.П. Смирнова, М.Н. Эпштейна; работы, посвященные родовой, типологической и языковой характеристике прозы и поэзии М.М. Гиршмана, В.П. Григорьева, Ю.Б. Орлицкого; работы Н.А. Кожевниковой, Л.А. Новикова, В. Шмида, развивающие концепцию орнаментальной прозы.

Обращение в реферируемой диссертации к новейшей концепции орнаментальной прозы продиктовано необходимостью, во-первых, прояснения характера влияния структуры и семантики поэтического текста на прозу

Соколова, во-вторых, обоснованного сопоставления исследуемого авторского стиля со сходными явлениями в прозе.

Научная новизна исследования заключается, во-первых, в привлечении всего корпуса изданных произведений писателя, в том числе текстов, не изучавшихся ранее; во-вторых, в последовательном рассмотрении крупной и малой прозы Соколова как орнаментальной, позволяющем уточнить и расширить данное понятие; в-третьих, в изучении жанровой природы прозы Соколова, сопровождаемом рассмотрением современной теории жанра вообще, романа и эссе в частности.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении возможностей использования методологического и понятийного аппарата исторической и теоретической поэтики ввиду исследования нового для этих дисциплин постмодернистского материала. Также в работе углубляется понятие об орнаментальной прозе благодаря рассмотрению вопроса о жанровых вариантах данного явления.

Практическая ценность работы. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке университетских курсов истории русской литературы (литература постмодернизма), теоретико-литературных курсов и спецкурсов, затрагивающих вопросы жанрово-родовой и идейно-исторической классификации литературы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Влияние семантики и структуры поэтического текста на прозу Соколова проявляется, во-первых, в смысловой неодномерности и референциальной проблематичности высказывания, во-вторых, в насыщенности текста смежными и дистантными эквивалентностями на всех уровнях как формальной, так и содержательной структуры произведения.

  2. Прозу Саши Соколова правомерно описать как динамическую бинарную систему жанров: ее основными элементами являются роман и эссе; ее эволюция происходит в направлении от крупной формы к малой.

  3. В каждом из трех романов Соколова моделируется определенная стадия существования жанрового канона: формирование жанрообразующих элементов в романе «Школа для дураков»; соединение разнородных жанрово-стилевых начал в романе «Между собакой и волком»; автоматизация жанрообразующих элементов в романе «Палисандрия». Эссе Соколова представляют следующую стадию авторского творчества - выход за пределы жанровых норм и концептуализацию биографии автора.

4. В романах Соколова авторский стиль представлен в речи фиктивных
нарраторов; количество нарраторов уменьшается от романа к роману (множество,
три, один), при этом увеличивается степень стилистической синтетичности их
речи.

5. В малых текстах Соколова авторский стиль обретает единообразие,
наследуя характер стилевой синтетичности и орнаментальность структуры
романов. Эта стадия представляет собой компрессию доминант авторского стиля.

Апробация работы. Основные положения реферируемой работы были представлены в виде докладов на Международных научных конференциях «Нарративные традиции славянских литератур (Средневековье и Новое время)» (Новосибирск, 2006), «Воспитание читателя: теоретический и методический аспекты» (Барнаул, 2007), на VI межвузовской конференции молодых ученых (Барнаул, 2004), на ежегодных XXXII и XXXIV научных конференциях Алтайского государственного университета (Барнаул, 2005, 2007), а также на заседании кафедры русской и зарубежной литературы Алтайского государственного университета. Основные положения диссертации также нашли отражение в 7 публикациях (3,1 п.л.); 2 статьи опубликованы в изданиях, включенных в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ».

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, насчитывающего 231 наименование.

Похожие диссертации на Эволюция прозы Саши Соколова в жанрово-стилевом аспекте