Содержание к диссертации
Стр.
Введение 5
Первая часть
Историко-биографический роман XX века: основные этапы становления жанра и проблемы изучения
Глава первая. Исторический роман в русской литературе XX века
-
Русский советский исторический роман: основные тенденции развития 18
-
Основные этапы изучения категории историзма 39
-
Итоги исследования романа Ю.Н.Тынянова 52
1.1.4. Актуальные проблемы и задачи изучения поэтики
ЮЛ.Тынянова 64
Глава вторая. Исторический роман в казахской литературе XX
века
-
Предпосылки становления исторического жанра в казахской литературе 79
-
Вопросы трактовки исторического романа в казахском литературоведении. 101
1.2.3. Роман М.О.Ауэзова "Путь Абая": основные направления
анализа 115
Вторая часть
Литературоведение и художественное творчество как этапы осмысления исторической темы
Глава первая. Историко-литературные взгляды писателей — основа романической тенденции
2.1.1. Русская литература как предмет изучения Ю.Н.Тынянова и ис
точник авторских установок 125
2.1.2. Литературно-критические статьи М.О.Ауэзова и концепция
романа «Путь Абая» 147
Глава вторая. Художественная природа историзма: собственно историческая и мифологическая трактовки
22А. Историческая и мифологическая трактовки как факторы
национального своеобразия: к постановке проблемы 160
-
Личность и история в поэтике Ю.Н.Тынянова. Нравственный аспект исторической темы. Модификации историзма 178
-
Национальная художественная логика и мифологическая поэтика романа М.О.Ауэзова 223
-
Социалистический реализм - новый этап художественного освоения исторической темы в романе М.О.Ауэзова 240
-
Русская литература и просветительский реализм М.О.Ауэзова
Третья часть
Психологическое обоснование исторической достоверности: история как эстетический артефакт
Глава первая. Литературная интерпретация историзма в по-
этике Ю. К Тынянова
3.1.1. Литературная реальность в рэмане Ю.Н.Тынянова 267
3.1.2. Древнерусская литература и культурные мифологемы XIX
века в поэтике Ю.Н.Тынянова 297
Глава вторая. Творчество Абая Кунанбаева и жанровое своеобразие романа И. О.Ауэзова
-
Поэзия Абая Кунанбаева и национальное своеобразие исторического романа. Русские переводы Абая и история казахской литературы 313
-
Русская и западноевропейская поэзия в переводах Абая Кунанбаева как тема исторического романа 372
-
"Слова назидания" Абая и вопросы ислама в романе М.О.Ауэзова 383
Заключение 408
Список использованной литературы 424
Введение к работе
Культурология и литературоведение Х1Х-ХХ веков характеризуются «типологизирующей» и «индивидуализирующей» тенденциями: освоением «общих для всего человечества феноменов культурного и художественного развития» и ориентацией на «специфические черты культур разных регионов и наций».1
Эти тенденции получили последовательное выражение в национальных литературах. Национальная литература - динамическая система, зарождающаяся, развивающаяся и функционирующая в генетических, контактных, типологических связях с мировым литературным процессом. Типологические параллели, факты конвергенции явились результатами взаимовлияния и взаимодействия литератур и художественного перевода как государственной стратегии по поддержке развития национальных культур в период существования СССР.
В 80-е годы в культурный оборот вошли произведения, отразившие идеологическую и эстетическую неоднородность литературы советского периода. Под знаком реинтерпретации развивается литературоведение. Это привело исследователей к необходимости выработки новой концепции истории литературы, определению места и значения социалистического реализма.
Хализев В.Е. Историческая поэтика: тсорстнко-мстодологнчсскис аспекты // Вестник МГУ. Серия 9. 1990. №3. С. 120 2 Факты, названные ЮН Тыняновым «фактами конвергенции, совпадения»: «Всего же поразительнее факт наличия внешних данных для закіючення о влиянии - при отсутствии его...» и: «Влияние» может совершиться тогда н в таком направлении, когда и в каком направлении для этого имеются литературные условия. Она представляет художнику при совпадении функции форматыше элементы для ее развития и закрепления. Если этого «влияния» ист, аналогичная функция может привести и без него к аналогичным форматьным элементам». // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С280
Для казахского литературоведения одной из актуальных задач является проблема периодизации Требуют уточнения результаты влияния русской литературы. Объектом, фокусирующим все эти проблемы, может явиться исторический роман.
Исторический роман наиболее подвержен зависимости от официальной и литературной идеологии. История изучения жанра убеждает в широкой градации трактовки историзма, синхронном существовании разных направлений в романистике. Двоякая сущность историзма - собственно историческая и мифологическая -обусловила развитие исторического романа в русской и национальных литературах.
Изучение национальных инвариантов исторического жанра обозначило проблему соответствия литературного материала заявленной теме. Это соответствие может оцениваться по-разному в зависимости от задач исследования.
Выбор в качестве объектов сравнительно-типологического анализа романов Ю.Н.Тынянова «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара», «Пушкин» и книги М.О.Ауэзова «Путь Абая» обусловлен следующими обстоятельствами. С одной стороны, предпосылки заявленного подхода обусловлены особенностями читательского восприятия как фактором литературного процесса. Так, продолжают вызывать острую полемику вопросы историзма и реализма Ю.Н.Тынянова. А.И.Солженицын оценил роман «Смерть Вазир-Мухтара» с позиций верности советской идеологии, отметил отсутствие «высоты общего понимания российской истории»." Казахские исследователи анализируют поэтику М.О.Ауэзова с позиций усвоения опыта современников. Автор романа об Абае вспоминал в статьях, посвященных книге, как стремился сохранить критический взгляд на романы о людях искусства прошлого, усваивать понравившиеся стороны, избежать ошибок. Особенно останавливался на уроках, воспринятых от романа АМоруа о Байроне, Ю.Тынянова о Грибоедове.4
Вместе с тем эти обстоятельства не могут исчерпывать существа проблемы. Основой типологического сопоставления явилась близость исторического метода двух художников, создающая возможность установления фактов конвергенции, с одной стороны, и, выявление национального своеобразия романа, с другой.
Предметом исследования стали: 1) Роль писателей в едином тогда литературном процессе как основоположников историко-биографического романа. 2) Художественное творчество как этап осмысления исторической темы, вытекающий из литературоведческого опыта. Роман стал для Ю.Н.Тынянова и М.ОЛуэзова формой идеологического самоопределения в период крушения традиционных форм культуры. Суть исторического метода - исследование культуры как национального самопознания. 4) Самопознание как нравственный долг личности, обусловивший нравственный аспект в интерпретации истории. У Ю.Н.Тынянова нравственный аспект историзма обусловлен методологическими установками, у М.ОЛуэзова - особенностями ментальной психологии. 5) Биогра-физм и документализм как основные проявления историзма. Понимание исторической достоверности как психологического ее обоснования привело к пониманию биографизма, воспринятого в аспекте истории литературной личности и документализма, трактуемого как 3 Солженицын А. «Смерть Вачир-Мухтара» Юрм Тынянова // Новый мир. 1997. №4. С. 195 4 Берднбаев Р. Мастерство романиста //Абав. 1997. №2-3. С.25 создание литературной психологин. 6) История как эстетический артефакт, определяющий жанровое и национальное своеобразие. Национальная традиция - источник исторического метода. У Ю.Н.Тынянова - это древнерусская традиция и культурные мифологемы XIX века. У М.О.Ауэзова -мифологическая топика фольклора, казахская народная поэзия, поэтика Абая Кунанбаева.
Сравнительно-типологический анализ историко- биографического романа Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова обретает убедительность на фоне сопоставления с основными тенденциями в романистике советского периода (в том числе, в национальных литературах). Историко-литературный контекст характеризуется с 1925 по 1958 год.5 Историко-литературный контекст отражает связь между нормативными установками культуры и эстетическими оценками эпохи, историзмом как критерием художественной ценности произведений и преимущественным вниманием идеологии к роману традиционной истории (с выбором исторических лиц в качестве героев, событий истории, имевших значение для народа и т.д.).
Актуальность работы обусловлена стремлением выявить новаторство Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова в области историко-биографического романа и истоки национального своеобразия жанра в русской и казахской литературах
Целью настоящего исследования явилось обоснование новаторства писателей в контексте основных проявлений историзма -биографизма и документализма. В истории казахской литературы s Границы хроники литературной жизни в русском и казахском культурном ареалах обусловлены временем создания первого романа ЮН.Тынянова «Кюхля» и завершения последней книги романа МО.Ауэзова «Путь Абая». необходимо уточнить вопросы реализма и жанра романа М.О.Ауэзова.
Поставленная цель привела к решению следующих задач.
Исследовать литературоведческие работы и художественное творчество как этапы освоения исторической темы. Исходя из теоретических и беллетристических установок Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова, систематизировать представления о принципах историзма и установить связь между исторической и мифологической трактовками, определившими художественную природу историзма.
Изучить отношение поэтики Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова к национальной литературной традиции, позволяющее убедиться в расширении границ нормативной поэтики соцреализма.
Выявить в качестве способов психологического обоснования исторической достоверности формы «литературной реальности» и литературной психологии и пути их влияния на жанровую структуру исследуемых произведений.
Историзм Ю.Н.Тынянова носил теоретический характер и привел к необходимости изучения эволюции романного творчества, проявившейся в движении от романтической беллетризации к тенденциям национального эпоса.
Историзм М.О.Ауэзова потребовал исследования этиологической установки как источника биографизма и устной истории казахов, фольклора об Абае и его поэтики как документальной основы романа.
Цели и задачи исследования актуализировали для автора выбор методов исследования. Работа построена на сочетании сравни- тельно-типологического, историко-функционального, историко-генетического методов исследования.
В духе современных дискуссий о том, какой должна быть история литературы, автор воспринимает ее как историческую поэтику и сравнительное литературоведение.6 Историческая типология национальных литературных процессов и типология исторического романа в русской и казахской литературах составили методологическую основу работы.
Обращение к типологическому методу было обусловлено задачами литературной науки, сформулированными Г.Н.Поспеловым: '"...наряду с системой типологических понятий, отражающих исторически повторяющиеся свойства художественной формы, в литературоведении должна создаваться целая система понятий, отражающих исторически повторяющиеся свойства художественного содержания. Их разработкой должна заниматься другая часть поэтики -поэтика содержания".
Преимущества сравнительного литературоведения очевидны возможностью выявления общих процессов развития сопоставляемых литератур и их различия. Сравнительный и типологический методы изучения национальных литератур получили глубокое теоре- тическое обоснование в работах Л.Г.Неупокоевой. Сравнительное рассмотрение широкого разнонационального материала при решении крупных теоретических проблем не только сообщает этому ре- 6 Вопросы литераторы. 1996. Х?3. С.22-24 ' Поспелов ГН. Проблемы исторического развили литературы. М, 1971. С. 16 1 Неупокоева ИГ. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М.. 1976; Неупокоева ИГ. Сравнительные аспекты изучения в «Истории всемирной литературы». М, 1967 шеиию должную широту исторической перспективы, но и всесторонне его "коррегирует".
Типологический подход к национальной литературе, учитывающий неравномерность литературного процесса, предусматривает синтез синхронного и диахронического аспектов. «Историко-функциональное изучение литературы, специальным предметом которого является литературное воздействие и восприятие, и истори-ко-генетическое ее изучение не могут развиваться независимо друг от друга».9
Синхронный аспект настоящего исследования предполагает изучение истоков и национальной специфики исторического романа в русской и казахской литературах советского периода на материале поэтики Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова. Анализ диахронического аспекта, структурирующегося на исторической вертикали, выявил в поэтике Абая Кунанбаева и М.О.Ауэзова типологию просветительского реализма.
Диахронический аспект выявляет генетические и типологические формы преемственности. Историческая ретроспекция позволяет реконструировать генезис просветительского реализма в казахской литературе, охарактеризовать предроманную ситуацию, исследовать формирование жанровых факторов романа. Диахронический анализ способствует более целостному представлению об истории развития казахской литературы, пониманию взаимосвязи традиций и художественных открытий.
Науман М Литературное произведение и история литературы. М..1984.С. 118
Частью истории национальных литератур был художественный перевод. Это вносит дополнительные уточнения в методологию казахской литературы.
Методологические позиции в исследовании казахской литературы обусловлены необходимостью следующих уточнений. 1) Исследователи относят формирование реализма и романа к концу XIX-началу XX веков, становление рассказа связывают с 20-30-ми годами XX века. 2) Реализм Абая Кунанбаева характеризуется как критический, между тем во всех среднеазиатских тюркских литературах этого периода наблюдалось широкое развитие просветительского реализма. 3) Метод М.О.Ауэзова исследовался в контексте соцреализма, в аспекте влияния русской литературы, в частности, в разработке пейзажа и типологии личности. Анализ ранней прозы М.О.Ауэзова выявляет фольклорные истоки пейзажа. Поэтика романа основана на фольклорном антропоморфизме. 4) Недостаточно учитывалось то обстоятельство, что источником просветительского реализма М.О.Ауэзова была поэтика Абая, а критического реализма - русская литература. Влияние русской литературы проявляется в разработке тем просвещения, утверждении гуманистических идеалов добра, приоритете разума. То, что расценивалось как проявление соцреализма: конфликт и типология героя, утверждение идеологических ценностей, скорее, следует рассматривать как принципы классического реализма. Поэтика соцреализма неоднородна, противоречива, явилась результатом столкновений этнического самосознания и новой идеологии. 5) До сих пор историческая поэтика сохраняет следы механического переноса понятий русской научной мысли, что приводит к неточностям в вопросах реализма. Частью истории на- циональных литератур был художественный перевод. Это вносит дополнительные уточнения в методологию казахской литературы.
Методология исследования казахской литературы строится в настоящей работе на обосновании следующих положений. Реализм Абая Кунанбая исследуется как просветительский и в аспекте предпосылок формирования исторической прозы. Поэтика М.О.Ауэзова характеризуется синкретическим освоением традиций: дальнейшим становлением просветительского, формированием критического и социалистического реализма. Книга М.О.Ауэзова об Абае - первый исторический роман в казахской литературе.
Методологические предпосылки определили терминологический и понятийный аппарат рабогы. Использование терминов сводится к трем направлениям.
Во-первых, это связано с категорией историзма, проявлением ее в жанровых факторах - биографизме и документалиже. Основой этого представления явилась теория М.М.Бахтина о системе отношений "автор-герой" и типах биографического ценностного сознания.
Во-вторых, проблема документализма занимала исследователей в аспекте отношения вымысле, документальной достоверности, беллетризации как способа включения документа. В-третьих, расширение функциональной значимости биографизма позволило уточнить содержание категории документализма как психологического обоснования достоверности.
Анализ документализма в настоящей работе связан с обоснованием понятий литературная реальность, литературная психо- 10 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.. 1979 логия и литературная документальность в духе теории Ю.Н.Тынянова - теории литературной эволюции и разработанных им категорий. Литературная психология как новое понимание био-графизма изучается как стремление романиста создать историческую достоверность приемами психологического ее обоснования.
На формирование методологических позиций оказала влияние русская научная традиция XX века, в том числе труды кафедры теории литературы и истории русской литературы XX века, истории зарубежных литератур МГУ имени М.В.Ломоносова.
Теоретические основания работы базируются на трудах М.М.Бахтина, М.Ю.Лотмана, литературоведческих установках Ю.Н.Тынянова, идеях В.М.Шкловского. Типологический подход сформирован работами Д.С.Лихачева, И.Г.Неупокоевой, Г.НЛоспелова, В.Е.Хализева.
Труды Х.Г.Короглы, Е.М.Мелетинского, П.А.Гринцера создали возможность выявления национального своеобразия исторического романа в контексте мифологической топики, фольклорной эстетики, литературной традиции в широком культурном ареале.
Трактовка категории историзма опиралась на современные работы по эстетике истории. Идеи Д.С.Лихачева, Ю. М-Лотмана, К.Г.Исупова, С.И.Кормилова, Р.Ф.Юсуфова оказали влияние на формирование подхода к теме."
В определении методологических позиций ценным представляется опыт российских востоковедов, соотносящих в своих трудах результаты наблюдений с тенденциями мирового литературного процесса, с одной стороны, и направляющих изучение поэтик раз- 11 Исходными явились трактовка историзма как эстетического артефакта и «вторичного опредмечивания». ных народов Востока в аспект культурологии, с другой. Это работы Э.-Я.Бертельса, И.В.Стеблевой, Л.Б.Рифтина и других. Сравнительное литературоведение помогает точнее и богаче выявлять национально-специфическое. Трактовка проблемы национального своеобразия опиралась на работы З.Г.Османовой, Г.Гачева, Ч.Г.Гусейнова, К.К.Султанова.
Сложившаяся в истории литературы традиция изучения жанров с диахронической точки зрения имела в своей основе установление связей отдельного текста с последовательным рядом текстов, образующих жанр. Отсюда история отдельного жанра представлялась как непрерывный процесс созидания и модификации определенного горизонта. Модификация н репродукция жанра оценивались в заданных границах жанрового пространства.
Работы А.Я.Эсалнек по внугрижанровой типологии романа, Л.В.Чернец по читательскому восприятию как фактору литературного процесса стали теоретической основой уточнений в методологии казахской литературы. Исследования Г.К.Косикова в области жанровой теории романа оказались ценными для пересмотра произведения М.СХАуэзова как романа-эпопеи. Традиция изучения романа советского периода, ставшая предметом исследований Е.Б.Скороспеловой, М.М.Голубкова и других, определила историко-литературную основу работы.
В области общих вопросов истории и теории казахской литературы методологическую базу работы сформировали исследования МО.Ауэзова, К.Жумалиева, М.Каратаева, А.Маргулана, З.А.Ахметова, Л.М.Ауэзовой, З.Кедриной, Е.Лизуновой, М.С.Сильченко, Т.Какишева, З.Кабдолова, Н.Смирновой, Ш.Сатпаевой, М.Мырзахметулы, Б.Шалабаева. Из учебных пособий по теории литературы последних лет оказался интересным опыт З.Кабдолова, Х.Н.Садыкова. Из современных работ по истории казахской литературы, роману и творчеству М.Ауэзова заслуживают внимания работы Р.Нургали, Ш.Р.Елеукенова, Б.А.Байтанаева, А.Ж.Жаксылыкова.
В области переводоведения близкими оказались идеи А.Швейцера, А.Карельского, П.Толера. Внимание автора привлекли результаты казахстанских исследователей Н.Сагандыковой, А.Алимова, Ж.Каракузовой.
Новизна работы состоит в трактовке истории как эстетического артефакта, что приводит к выявлению форм вторичной моделирующей системы в поэтике Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова и позволяет установить модификации историзма. Сравнительно-типологический анализ романов Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова на фопе исторической романистики дополняет картину русско-казахских литературных отношений. Проблемы национального своеобразия трактуются в контексге понятий этнического и религиозного сознания. Становление исторического метода М.О.Ауэзова рассмотрено в целостности освоения национальной поэтики и традиций русской литературы. Это вносит уточнения в историю реализма советского периода и оценку жанра произведения. Впервые как источник реализма рассматривается суфийская антропология. Внимание к художественному переводу обусловлено его восприятием как части истории национальных литератур, источника нового метода и новых жанров в казахской литературе, источника изучения национальных литератур, фактора культурной истории романа М.О.Ауэзова.
Практическая значимость работы связана с жанровыми открытиями писателей в области историко-биографического романа. Результаты исследований могут быть использованы в изучении историко-биографического романа советского периода в русской и казахской литературах. Поэтические переводы произведений Абая Кунанбаева, вошедших в роман М.О.Ауэзова, привели к разработке стратегии художественного перевода. Ее принципы могут быть учтены при подготовке новых изданий Абая Кунанбаева и романа М.О.Ауэзова.
Структура работы подчинена выявлению типологических и культурных контактов русской и казахской литератур, проясняющих истоки национального и жанрового своеобразия историко-биографического романа, реконструирующих становление нового жанра в казахской литературе.
Работа состоит из трех частей, заключения и списка использованной литературы. Первая часть посвящена направлениям развития и изучения исторической романистики советского периода в аспекте категории историзма, подведению итогов и определению задач исследования романа Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова.
Предметом изучения во второй части становится анализ связей историко-литературных взглядов писателей и природы историзма. Художественная природа историзма рассматривается в контексте собственно исторической и мифологической интерпретаций. В третьей части формы литературной реальности анализируются с точки зрения психологической обоснования исторической достоверности.
В заключении приводятся результаты исследований.