Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторические повести Н. М. Карамзина "Наталья, боярская дочь" и "Марфа-посадница, или Покорение Новагорода": особенности жанра, поэтика Подлесова Светлана Евгеньевна

Исторические повести Н. М. Карамзина
<
Исторические повести Н. М. Карамзина Исторические повести Н. М. Карамзина Исторические повести Н. М. Карамзина Исторические повести Н. М. Карамзина Исторические повести Н. М. Карамзина Исторические повести Н. М. Карамзина Исторические повести Н. М. Карамзина Исторические повести Н. М. Карамзина Исторические повести Н. М. Карамзина Исторические повести Н. М. Карамзина Исторические повести Н. М. Карамзина Исторические повести Н. М. Карамзина
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Подлесова Светлана Евгеньевна. Исторические повести Н. М. Карамзина "Наталья, боярская дочь" и "Марфа-посадница, или Покорение Новагорода": особенности жанра, поэтика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Самара, 2000.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/296-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Жанр исторической повести в творчестве Н.М.Карамзина 19

1.1. Общественно-политические и философско-эстетические взгляды Н. М.Карамзина 19

1.2. Проза второй половины XVIII века и повести Н.М.Карамзина 29

1.3. Проблема историзма повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» 43

Глава 2. Поэтика исторических повестей Н. М.Карамзина 69

2.1. Сюжет и композиция 69

2.2. Автор - рассказчик - герой 103

2.3. Художественное пространство и время. 125

2.4. Пейзаж и его функции 144

Заключение 160

Библиография 165

Введение к работе

В развитии русской культуры огромную роль сыграл Николай Михайлович Карамзин. Писатель, журналист-новатор, крупнейший историк, Карамзин на рубеже второго и третьего тысячелетия - один из самых читаемых авторов. «Устаревший сентименталист» своим творчеством пробуждает у соотечественников «чувства добрые» и помогает им осознать связь времен.

Огромный интерес во все времена вызывают исторические произведения Карамзина. Современную популярность писателя-историка профессор А.Ф.Смирнов объясняет общественно-политическими, государственными проблемами российской действительности XX века: «В процессе возрождения России ... народам ее предстоит заново воссоздать, «сотворить» и себя, свою цивилизацию, преодолеть атеизм и доктринерство, едва не загубившие Русь. Для этого и надобно нам взглянуть на былое и днесь Отечества глазами последнего летописца, который, отбросив «метафизику», политические догмы, идеологизирование, взглянул на государство российское как на естественно сложившийся народный организм, структуру национальной жизни, неподвластную волюнтаризму, произволу преобразователей общественного бытия»1.

В связи с этим пристального внимания заслуживает не только многотомный труд Карамзина-историографа «История государства Российского», но и повести, прежде всего «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Но-вагорода» - художественный результат его исторических занятий. Именно эти произведения Карамзина открыли в XVIII веке читателю русскую старину, явились первым шагом в освоении исторического материала его современниками. Писатели следующих поколений шли уже вслед Карамзину. 1 Смирнов А.Ф. Николай Михайлович Карамзин. Страницы жизни и творчества // Карамзин. Полное собрание сочинений: В 18 т. Т. 1. С. 126.

В последние десятилетия возрос интерес к жанру повести, к проблемам эволюции русской повести, к ее поэтике. Поэтому закономерно и плодотворно обращение к изучению первых опытов русской литературы в этом жанре - повестей Н.М.Карамзина.

К сожалению, долгое время повести «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» оставались вне поля зрения отечественного литературоведения и критики.

Возможно, незаслуженное забвение этих произведений было связано с противоречивыми оценками художественно-исторического наследия Карамзина критиками и литераторами XIX века. Например, известны негативные высказывания Н.И.Греча, Н.А.Полевого, А.Старчевского о «Марфе-посаднице, или Покорение Новагорода» по поводу историзма карамзинских повестей. По их мнению, это не история, потому что в ней «строгая историческая достоверность принесена в жертву литературным красотам...» , а писатель, не довольствуясь истиною «... вставил множество звонких, но пустых фраз, речей, выдумал небывалых героев, заставил их говорить по-своему» .

В.Г.Белинский, неоднократно обращавшийся к творчеству Карамзина, напротив, в ряде работ высоко оценил прозу писателя-сентименталиста. Он увидел «в Карамзине писателя, который выразил дух своего времени» .

Так же, как и Белинский, критики XIX века Н.Добролюбов, Н.Огарев, А.Герцен, А.Дружинин, Н.Страхов и др. дают общую оценку творчеству Карамзина - писателя и историка, подробно не останавливаясь на анализе исторических повестей. 2 Старчевскин А. Николай Михайлович Карамзин. СПб. 1849. С. 170-171. 3 Полевой Н.А. Клятва при гробе господнем. Русская быль XV века. Частьі. СПб, 1832. С.39. Белинский В.Г. Очерки русской литературы. Сочинения Николая Полевого // Собрание сочи нений: В 9 т. Т.2: Статьи, рецензии, заметки, апр. 1838 - янв. 1840 г. М., 1977. С.256.

Интересный, богатый биографическими фактами материал, освещающий эстетические, философские и общественно-политические взгляды писателя, знание которых необходимо при всестороннем рассмотрении текстов исторических повестей, мы находим в двухтомном труде профессора М.П.Погодина, опубликованном в 1866 году к 100-летию со дня рождения Н.М.Карамзина5.

Дополняют эти сведения мемуары И.Дмитриева, мемуары и статьи П.Вяземского 6, а также письма самого Н.М.Карамзина. Например, к 100-летнему юбилею писателя академиком Я.К.Гротом были изданы «Письма Н.М.Карамзина к И.И.Дмитриеву» . Данные материалы дают представление о том, как создавались повести, какие общественно-политические, исторические взгляды писателя нашли отражение в идейно-художественном содержании повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», какое место занимают произведения в творчестве Карамзина и т.д.

Наиболее обширным историко-литературным исследованием являются монография В.В.Сиповского «Н.М.Карамзин, автор «Писем русского путешествен- ника» и его труд «Очерки по истории русского романа XVIII века» . В последней работе автор рассматривает художественные особенности повестей Карамзина, устанавливает связь произведений писателя-сентименталиста с литературой предшествующих эпох. В частности, ученый выдвинул гипотезу о зависимости сюжета «Натальи, боярской дочери» от повести о Фроле Скобееве, созданной в XYII веке. Это предположение было подтверждено в 70-е годы XX века исследованиями В.И.Федорова. Работы В.В.Сиповского положили начало фундаментальному исследованию прозы Н.М.Карамзина. ' Погодин М.П. Николай Михайлович Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. Материалы для биографии. Ч. 1,2. М., 1866. 6 Дмитриев И.И. Взгляд на мою жизнь. М., 1866. 7 Карамзин Н. М. Письма к И. И. Дмитриеву. СПб. 1866. 8 Сиповскпй В. В. «Н.М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника». СПб., 1899; «Очерки по истории русского романа XVIII века».СПб., 1909.

6 XX век открыл новую страницу в изучении художественного наследия писателя. В 1916 году впервые была опубликована статья Б.М.Эйхенбаума «Карамзин». Она вошла в сборник «О прозе. О поэзии»9. Автор рассматривает поэтические и философские взгляды Н.М.Карамзина. На наш взгляд, слова исследователя о том, что «мы еще не вчитались в Карамзина», не утратили своей силы в настоящее время. Сейчас, когда произведения писателя издаются большими тиражами, и возрастающий интерес к Карамзину опережает подлинное знакомство с его творчеством, действительно, возникла необходимость глубокого, всестороннего изучения художественной прозы писателя. Несомненно, переиздание в конце 90-х годов труда Г.А.Гуковского «Русская литература XYIII века» будет способствовать дальнейшему исследованию художественного наследия Карамзина.

Еще в начале 40-х годов Г.А.Гуковский в главе о сентиментализме и Карамзине в «Истории русской литературы» говорил о значимости в истории литературы и в творчестве писателя жанра повести, о своеобразии его исторических повестей. Особое внимание ученый обратил на характер историзма прозы художника- сентименталиста. По мнению исследователя, «Карамзин был чужд историзма», так как «еще не умел показать исторической обусловленности убеждений человека»11. Анализируя «Марфу-посадницу», Гуковский сравнивает новгородских героев с античными героями, а республиканскими доблестями Карамзин, как считает ученый, восхищается в эстетическом плане и «отвлеченная красивость героики увлекает его сама по себе» .

Несколько иначе оценивает историческую сторону повестей Карамзина Д.Д.Благой. В 1946 году был издан его учебник «История русской литературы 9 Эйхенбаум Б. М. Карамзин // Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии. Л., 1969. С. 206-213. 10 Гуковский Г. А. Карамзин и сентиментализм //История русской литературы. Т.5. М.-Л., 1941. С. 65-67. 11 Там же. С. 74. 12 Гуковский Г.А. Карамзин и сентиментализм //История русской литературы. Т. 5. М.-Л., 1941. С. 51. XVIII века», в котором дается обзор всей литературы данного периода и рассмат риваются представители разных направлений XVIII века. Карамзин представлен как родоначальник сентиментального направления в русской литературе. Раздел, посвященный Н.М.Карамзину носит название: «Карамзин и его школа. Дмитриев»1". В разделе дан подробный обзор литературной деятельности Карамзина. В учебнике рассматриваются «Письма русского путешественника», повести, «новый слог» Карамзина, его поэзия и значение в русской литературе. Говоря о повестях, Благой так же, как и Гуковский, отмечает большое воспитательное значение исторической прозы Карамзина. Следует отметить, что автор работы не упоминает повесть «Наталья, боярская дочь», а «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» рассматривается им как историческая повесть. По мнению Благого, историческая повесть - это произведение, посвященное изображению не личной жизни героев, а важным историческим событиям. Любовная тема в ней играет второстепенную роль. Ученый сравнивает «Марфу-посадницу» Н.М.Карамзина с трагедией Я.Б.Княжнина «Вадим Новгородский», обращая внимание на политическую проблематику, героический пафос произведений и типологическую близость героев.

50-60 гг. XX века - это также период глубокого изучения особенностей языка и стиля прозы Карамзина. В этом отношении интерес представляют исследования В.В.Виноградова. Среди многочисленных работ, в которых ученый касается различных проблем литературного языка в произведениях Карамзина, следует отметить исследование текстов повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» в статье «О стиле Карамзина и его развитии. (Исправление текста повестей)»14. Здесь рассматриваются особенности стиля 13 Благой Д. Д. История русской литературы XYIII в. М., 1955. С. 425. 1 Виноградов В. В. О стиле Карамзина и его развитии (Исправление текста повестей) // Про цессы формирования лексики русского литературного языка (от Кантемира до Карамзина) Сборник статей. М- Л., 1966. С. 237-258. исторической повести. Важно, что ученый считает повести «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница» историческими и путем сравнительного анализа различных вариантов текста произведений доказывает, что « в стиле Карамзина к началу и в самом начале XIX начинает все острее выступать (правда, в очень ограниченном и условном, относительном понимании) принцип историзма» .

Огромный вклад в изучение прозы Н.М.Карамзина внесла Ф.З.Канунова. В 1963 году в ученых записках Томского университета печатается статья Ф.З. Кану новой «Историко-литературное значение повести Н.М.Карамзина» (статья I) .

В статье Ф.З.Канунова дает общий обзор литературной деятельности Н.М.Карамзина, отмечает введение нового литературного направления. Более подробно Канунова останавливается на нововведении Карамзина: в его произведениях появляется психологизм. Автор статьи считает заслугой Карамзина соз дание русской оригинальной повести, появление психологической прозы.

Следом за этой работой в 1964 году появляется другая статья Ф.З.Кануновой , в которой говорится о мировоззрении Карамзина в начале 90-х годов: рассматриваются критерии ценности художественного произведения для Карамзина (сила выраженных в нем чувств, глубина раскрытия эмоциональной жизни человека, его страстей). «Письма русского путешественника» представлены как образец нового сентиментального направления в русской литературе.

По мнению Ф.З.Кануновой, «Бедная Лиза» раскрывает в художественной литературе новый эмоциональный мир, Карамзин опоэтизировал любовь как пре- 1 Виноградов В. В. О стиле Карамзина и его развитии (Исправление текста повестей) // Процессы формирования лексики русского литературного языка (от Кантемира до Карамзина). Сборник статей. М- Л., 1966. С. 258. 16 Кануновой Ф.З. Историко-литературное значение повести Н.М. Карамзина (Ст. I) // Ученые записки Томского университета. Выпуск 45. Томск, 1963. С. 3-17. 17 Канунова Ф. 3. Историко-литературное значение повести Н.М. Карамзина (Ст. II) // Ученые записки Томского университета. Выпуск. 46. Томск, 1964. С. 152-173. красное человеческое чувство, попытался открыть психологический метод раскрытия человека.

В этом же выпуске ученых записок Томского университета - статья Ф.З.Кануновой «"Наталья, боярская дочь" как первый опыт исторической повести Н.М.Карамзина». Канунова отмечает в этой повести первое в русской литературе обращение к «историческому» сюжету. Но подчеркивает, что в повести наблюдается сентиментальное начало. Композиция и сюжет повести подчинены основной идее произведения - нарисовать идеальный мир человеческих чувств. Центральное место в повести занимает сентиментальная любовь героев.

Ф.З.Канунова проводит сравнение литературных источников сюжета «Натальи, боярской дочери» ( «Фрол Скобеев», Н.И.Новиков «Новгородских девушек святочный вечер»). Кроме того, в статье сравниваются различные редакции (издания) повести «Наталья, боярская дочь» и автор наблюдает изменение стиля и слога Карамзина. В заключении Ф.З.Канунова говорит о влиянии этой повести на русскую историческую беллетристику первой трети XIX века.

1965 год ознаменован появлением в ученых записках Томского университета следующей статьи Ф.З.Кануновой - «К эволюции сентиментализма Н.М.Карамзина («Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»)»18.

Ф.З.Канунова продолжает изучение повестей Карамзина, и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» рассматривается в статье как историческая повесть. Автор статьи отмечает различия Карамзина-историка и Карамзина-писателя. Карамзин-писатель может позволить в повести изменить исторические события, может идеализировать героев, списанных с реально существовавших людей. У него наблюдается такая особенность - изображать характер историческо-

Канунова Ф. 3. К эволюции сентиментализма Н. М. Карамзина («Марфа-посадница») // Ученые записки Томского университета. Выпуск 50. Томск, 1965. С. 3-13. го лица как «определенную нравственно-психологическую индивидуальность». Канунова анализирует стиль и слог повести.

В 1966 году выходит еще одна статья Ф.З.Кануновой под названием «Последние повести Н.М.Карамзина»19. Здесь Канунова поместила анализ таких повестей, как «Чувствительный и холодный», «Аглая, «Рыцарь нашего времени».

Изучив работы Ф.З.Кануновой, можно отметить широту интересов ученого в плане исследования исторической прозы Карамзина. Однако отдельной работы, содержащей комплексный анализ исторических повестей писателя-сентименталиста, дающей представление о развитии исторической темы в его творчестве, у Кануновой нет. Поэтому обращение к материалам исследований ученого, а также разработка отдельных положений статей Кануновой, безусловно, расширит представление о творчестве Карамзина-художника.

Много внимания изучению поэтики прозы Карамзина уделяет в своих работах Н.В.Кочеткова. В 1970 году вышел сборник статей Н.В.Кочетковой «Русская литература и фольклор XI - XVIII веков . Девятая глава этого сборника - «Карамзин и литература сентиментализма»; в ней представлены Н.М.Карамзин и И.И.Дмитриев как писатели, возглавившие сентиментальное направление.

По мнению Н.В.Кочетковой, Карамзин был теоретиком русского сентиментализма. Отдельные высказывания и статьи писателя позволяют проследить эволюцию отношения к народному творчеству в разные периоды жизни. Кочеткова рассматривает литературные средства, которые создают фольклорный колорит в произведениях Карамзина и сентименталистов.

Канунова Ф. 3. Последние повести Н. М. Карамзина // Ученые записки Томского университета. Выпуск 51. Томск, 1966. С. 217-231. 20 Кочеткова Н. В. Карамзин и сентиментализм // Кочеткова Н. В. Русская литература и фольклор XI - YIII вв. Л, 1970. С. 279-281.

В 1968 печатается статья Орлова П. А. «Повесть Н.М.Карамзина "Марфа-посадница, или Покорение Новагорода"» , в которой автор рассматривает историю публикации повести, ее тематику; расхождения, которые имеют место между сюжетом исторической повести о падении Новгорода и описанием этих же событий в «Истории государства Российского», Орлов говорит о прототипах героев повести, о проблеме народа. Подробно рассматриваются художественные средства, используемые в повести, и сентиментальная символика, которую использовал Карамзин.

В 1977 году вышла книга П.А.Орлова «Русский сентиментализм» , где рас сматривается сентиментализм как направление в литературе XYIII века. Говоря такие произведения Карамзина, как «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», «Фрол Силин». «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена», «Моя исповедь», «Чувствительный и холодный», П.А.Орлов развивает мысль о влиянии просветительских идей на творчество писателя-сентименталиста. Ученый отмечает национальную историческую проблематику повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница». В книге в большей степени представлен анализ идейного содержания данных произведений. К сожалению, в монографии о русском сентиментализме не нашли широкого освещения вопросы поэтики исторических повестей Карамзина. И это оправдано, так как П.А.Орлов задачу своей работы определяет как «установление истинной роли и значения сентиментализма в литератур-ном процессе и в истории русской общественной мысли»

В 1979 году Федоров В.И. выпустил в свет монографию «Литературные направления в русской литературе XVIII века»24. В книге представлены все направ- 21 Орлов П. А. Повесть Н. М. Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» // Русская литература. 1968. №2. С. 192-201. 22 Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977. 23 Там же. С. 87. 24 Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XYIII века. М, 1979. С. 93- 123. ления, которые были в XVIII веке (барокко, классицизм, романтизм, сентиментализм).

Карамзин представлен как глава нового литературного направления. В разделе «Сентиментализм» дается подробный анализ повести «Наталья, боярская дочь». Повесть, по мнению, Федорова, воплощает задачи, поставленные Карамзиным: представлен «идеальный мир», который соответствовал бы его эстетическим и этическим нормам, и он противопоставлен современности.

Федоров В.И. отмечает идеализации героев: попытку Карамзина вникнуть в душевные переживания главной героини повести. Подробно останавливается на художественных средствах, используемых Карамзиным для изображения героев, их языка. Проводит сравнение Натальи - главной героини повести «Наталья, бо ярская дочь» с героинями повестей «Бедная Лиза», «Фрол Скобеев».

1980 год ознаменован появлением «Истории русской литературы» в четырех томах под редакцией Д.С.Лихачева, Г.П.Макогоненко. В главе «Сентиментализм. Карамзин» дается обзор сентиментализма как направления русской литературы конца XVIII- начала XIX века. Н.М.Карамзин признается главой русского сентиментализма. Авторы «Истории русской литературы» дают краткий обзор литературной деятельности Карамзина, не останавливаясь подробно ни на одном этапе его творчества. Автор этой главы - Кочеткова Н.Д.

В 1982 году появляется учебное издание Федорова В.И. «История рус- ской литературы XVIII века» . Литература поделена по временным границам, которые включают в себя литературные направления. В книге подробно рассматривается творческий путь Карамзина Н.М., формирование его эстетических и мировоззренческих взглядов. В конце 1790-х - начале 1800-х г.г. Карамзиным напи- 25 История русской литературы: В 4 т. Т. 1. / Под ред. Д. С. Лихачева и Г. П. Макогоненко. Л., 1980. 26 Федоров В. И. История русской литературы XYIII в. М., 1982. С. 257-267. сано ряд повестей различных по тематике, отличающихся друг от друга структурными особенностями, они являют собой в целом образец психологической прозы.

Повесть «Наталья, боярская дочь» у Федорова представлена как сентиментально-психологическая, поэтому проблема историзма оказывается вне поля зрения ученого. Дается небольшой анализ повести: историческое прошлое в повести, образы главных героев, внутренний мир героев, языково-стилистические особенности повести и художественные приемы. «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» - последнее беллетристическое произведение Карамзина. Историзм в повести условен, но в отличии от «Натальи, боярской дочери» здесь история используется как «средство решения общественно политических вопросов современности». Федоров отмечает вопросы, которые ставит Карамзин в повести, коротко рассматривает главных героев, их речь; отношение Карамзина к народу и изображение его в повести: язык повести.

В 80-е годы появляются работы Н. Д. Кочетковой, в которых рассматриваются особенности историзма произведений писателя, вопросы поэтики. Ученый приходит к выводу, что «русские писатели-сентименталисты начинают искать новые способы изображения героев» . В статьях говорится о психологизации пейзажа, о связи произведений Карамзина с фольклором.

Огромный вклад в изучение творчества Н.М.Карамзина внесли работы Ю.М.Лотмана, Л.Н.Лузяниной, Л.И.Кулаковой28. 27 Кочеткова Н. Д. Формирование исторической концепции Карамзина-писателя и публициста // XYIII век. Сборник 13. Проблемы историзма в русской литературе. Конец XYIII - начало XIX в. Л., 1981. С. 132-155; Герой русского сентиментализма: Портрет и пейзаж в литературе рус ского сентиментализма// XYIII век. Сборник 15. Русская литература XYIII века в ее связях с искусством и наукой. М.-Л, 1986. С.70-96. 28 Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М., 1987; Лузяннна Л. Н. К вопросу о формировании взглядов Карамзина на историю // Вестник ЛГУ. 1972. № 8. С. 81-85; Кулакова Л. И. Эстети ческие взгляды Н.М. Карамзина. Русская литература XVIII века: эпоха классицизма М.-Л., 1964. С. 146-175.

В 1991 году выходит учебное издание П.А.Орлова «История русской лите ратуры XVIII века»29. В учебнике представлены литературные направления XVIII века (предклассицизм, русский классицизм, сентиментализм).

Н.М.Карамзин представлен как писатель сентименталист. Рассматривается его творческий путь: повести, поэзия, «новый слог», значение в развитии русской литературы.

П.А.Орлов дает краткий комментарий к обеим историческим повестям Карамзина. «Наталья, боярская дочь» - первая историческая повесть. Своеобразие ее в том, что в ней прошлое показано не с парадной, официальной стороны, а в его домашнем облике. Орлов рассматривает историзм повести «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», художественное своеобразие повести, сравнивает с «Историей государства Российского» . Важным является вывод ученого о художественном методу^' «Марфы-посадницы». Вслед за Г.А.Гуковским и П.Н.Берковым П.А.Орлов считает, что автор исторической повести воспользовался художественным методом писателей-классицистов. Эта мысль доказывается путем анализа художественных особенностей произведения. Ученый является одним из первых исследователей, кто увидел, что повесть несет в себе пока еще слабо выраженное романтическое начало.

О новых предромантических тенденциях в карамзинской прозе 90-х годов XYIII века говорит Н.Д.Кочеткова в сборнике статей «Литература русского сентиментализма»" . Эта мысль требует более глубокого исследования и обоснования.

В данной диссертации, рассматривая исторические повести

Н.М.Карамзина, мы предпринимаем попытку проследить развитие предромантических тенденций в прозе писателя. 29 Орлов П. А. История русской литературы XYIII в. М, 1991. С. 241-245. 30 Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. Л., 1994. С. 148.

Таким образом, обширная литература не исчерпала всех проблем в изучении исторических повестей и как жанра, и как фактов историко-литературной жизни конца XVIII- начала XIX вв.

В литературе о Н.М.Карамзине основные особенности поэтики его произведений не могли остаться не замеченными, но их органическое единство в художественном мире писателя раскрыто и освещено еще далеко не достаточно.

Предметом исследования данной работы являются сентиментально-исторические повести Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода».

Объектом изучения - особенности жанра и поэтика названных произведений Н.М.Карамзина как образцов исторической повести конца XYIII- начала ХГХвека.

Цель работы - охарактеризовать жанровые особенности и особенности поэтики исторических повестей Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода».

Задачи исследования - 1. Рассмотреть основные положения философско-эстетической системы писателя, определив концепцию эстетических отношений истории и искусства. 2. Выявить предпосылки возникновения жанра повести в русской сентиментальной литературе, отметив художественной своеобразие ка-рамзинской прозы в сравнении с произведениями других авторов последней четверти XYIII века. 3. Проследить развитие исторической темы и жанра исторической повести в творчестве Н.М.Карамзина от «Натальи, боярской дочери» к «Марфе-посаднице». 4. Дать всесторонний анализ названных произведений в единстве идейного и художественного содержания. 5. Рассмотреть особенности освещения фактов истории, изображения событий прошлого Карамзиным-художником. 6. Показать своеобразие поэтики сентименталь-исторической повести.

Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа представляет собой одну из первых попыток комплексного, всестороннего анализа повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» в преемственной взаимосвязи, что позволяет проследить процесс развития исторической темы в творчестве Н.М.Карамзиным-писателя-сентименталиста. Впервые исследованы пространственно-временные отношения и функции хронотопов, взаимоотношения точек зрения в повестях Карамзина, что в целом расширяет представления о творчестве писателя, оказавшего плодотворное влияние на становление жанра исторической повести в русской литературе. Это и определяет актуальность темы.

В основе методологического подхода положен историко-литературный принцип изучения повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». В качестве одного из основных методов используется историко-культурный метод, предполагающий рассмотрение литературы как органической части сложной системы во взаимодействии с другими видами искусства.

В работе применяется методика целостного анализа, позволяющего раскрыть содержательность формы, смысловую наполненность художественной структуры.

Теоретическую основу диссертации составили труды ведущих ученых по эстетике, методологии литературоведения, теории и истории литературы: М.М.Бахтина, В.А.Бочкарева, Г.А.Гуковского, В.А.Западова, Н.Д. Кочетковой, Л.И.Кулаковой, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Н.Т.Рымаря, В.П.Скобелева, Б.А.Успенского, В.И.Федорова, И.П.Щеблыкина.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при изучении следующих проблем:

1. Исследование историко-литературного процесса в России конца XVIII начала XIX века.

2. Художественная значимость жанра исторической повести в русской литературе указанного периода.

Проблема историзма в истории русской литературы.

Истоки жанра исторической повести XIX века.

Вопросы поэтики сентиментальной прозы.

Практическое значение диссертации заключается в том, что ее выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем жанра исторической повести и ее поэтики. Материалы и результаты исследования могут найти применение при чтении основных лекционных курсов по истории русской литературы XYIII - XIX века и практических знаний как в вузе, так и в школе.

Апробация работы проводилась на заседаниях кафедры русской классической литературы СГПУ, на научных конференциях СГПУ, на всероссийских, международных и межвузовских конференциях (Самара 1994, 1996, 1997, Санкт-Петербург - Барнаул 1997). Материалы и результаты исследования в течение нескольких лет реализовывались на лекциях, семинарских занятиях и спецсеминаре по истории русской литературы XVIII века на филологическом факультете СГПУ.

Материалы диссертации нашли отражение в семи научных публикациях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исторические повести Н.М.Карамзина в 90-е годы XVIII века открыли новый этап в творчестве писателя. Произведения, написанные в конце XVIII - начале XIX века, отразили сложность и противоречивость социально-политических и философских взглядов Карамзина, его размышления после революционных событий во Франции о различных формах государственного правления, о роли личности и истории, о взаимоотношениях народа и власти. В связи с этим для глубокого, всестороннего анализа особенностей жанра и поэтики повестей необходимо знакомство с философско-эстетической системой писателя.

Для Н.М.Карамзина - писателя и историка - характерен двойной принцип освещения исторического материала. В художественном произведении писатель допускает творческий вымысел, фантазию. «Выбрать, одушевить, раскрасить» -суть концепции эстетических отношений истории и искусства. События прошлого, изображенные в повести, Карамзин иначе представляет и оценивает как историк, автор «Истории государства Российского». Фантазию в исторической повести автор использует не для того, чтобы «позолотить», приукрасить прошлое, а для того, чтобы придать истории эстетическую яркость, обрисовать характеры.

В творчестве писателя историческая тема развивается; совершенствуется и жанровая форма произведений. В основу сюжета последней повести положены факты истории. В разработке исторического материала Карамзин приближается к эпохе романтизма, открытием которого является историзм. Для Карамзина про шлое не только средство воспитания, но история изображает как непрерывный процесс, имеющий свои закономерности. Предметом изображения в повести является не только личность, но и историческое время. События прошлого писатель проецирует на современности.

4. Повести Карамзина оригинальны и самобытны. Анализ сюжетно-композиционной стороны произведений, пространственно-временных отношений, взаимодействия автора, рассказчика, героя позволяет выявить художественную специфику жанра исторической повести, проследить развитие исторической темы, взаимопроникновение различных мотивов (мотива судьбы, Родины, памяти и так далее). Художественно-историческая проза Карамзина оказала влияние на писателей, обратившихся в своем творчестве к исторической теме.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Общественно-политические и философско-эстетические взгляды Н. М.Карамзина

Во 2-ой половине XVIII века во многих европейских странах, прежде всего в Англии, получило распространение новое литературное направление - сентиментализм.

В истории русского литературно-общественного движения конец XVIII- начало XIX века - один из самых сложных периодов.

Внешняя и внутренняя политика, проводимая правительством Екатерины II, тяжким бременем ложилась на плечи народа. Обострение социальных противоречий привело к многочисленным крестьянским волнениям, которые переросли в войну под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.). Пугачевщина наглядно продемонстрировала глубокие противоречия в недрах общества. В русской действительности нарастают буржуазные отношения, становится заметным процесс расслоения дворянства.

Развитие в недрах феодального строя капиталистического уклада отражалось на всей общественной жизни. Значительно потрясла устои феодализма и оказала огромное воздействие на просвещенные слои русского общества Великая Французская революция (1789-1794). Все чаще стали высказываться идеи о необходимости ограничения власти помещиков-крепостников, все чаще стали раздаваться голоса в защиту гражданских прав крестьян. Ответом правительства на революционные события во Франции явилась открытая реакция. Но общественная мысль стремительно развивается, вызывая небывалый расцвет искусства, просвещения.

Русская культура последней четверти XYIII века необычайно богата и самобытна. Именно с этим временем связано представление о возникновении русского сентиментализма, провозгласившего главной ценностью человека и его чувства, открывшего богатый духовный мир простого человека.

В работах Н.Д.Кочетковой, Е.Н.Купреяновой отмечается органическая связь русского сентиментализма с европейской культурой и в то же время особая роль нового направления в «национальном самоопределении русской литературы» .

В современном литературоведении глубоко разработаны вопросы об истоках русского сентиментализма, о философской основе и художественных принципах этого литературного направления. Так, Л.И.Кулакова пишет: «Раскрепощение личности составляет основной пафос просветительской философии и выросшего на ее основе раннего буржуазного реализма и сентиментализма» . Об органической связи русского сентиментализма с просветительской идеологией говорят многие исследователи, в частности, П.Н.Берков, Е.Н.Купреянова, П.А.Орлов, В.И.Федоров. П.Н.Берков отмечает, что «...просветительская идеология, определяя существо художественного метода сентиментализма, открыла новому направле-нию не только идею личности, но и зависимость ее от обстоятельств» .

Предметом внимания писателей сентименталистов является частная жизнь людей; чувствительность - отличительная черта сентиментальной литературы. Просветители утверждали, что чувствительность возникает по законам природы и нуждается в воспитании и руководстве. Но политическое устройство общества также влияет на природу человека: деспотизм убивает в людях добро, чувствительность, общество с гуманными законами способствует эмоциональному развитию людей.

Эту мысль развивает в своей книге «Русский сентиментализм» П.А.Орлов. Он также говорит о связи русского сентиментализма с идеями просветительства. «Ведущее русло сентиментализма как на Западе, так и в России - просветительское» , - пишет исследователь м выделяет в русском сентиментализме два течения - демо кратическое и дворянское. Рассматривая творчество представителей сентиментальной школы, автор книги наряду с общими тенденциями отмечает своеобразие художественного стиля каждого из писателей.

В последние десятилетия появилось много работ, в которых исследуется специфика русского сентиментализма. Н.Д.Кочеткова считает, что одним из главных открытий сентиментальной литературы психологический анализ: «Едва ли можно себе представить, что без глубокого анализа человеческой психики в различных душевных переживаний мог бы найти выражение внутренний мир как романтического, так и реалистического героя» . Говоря о процессе литературного развития в России конца XYIII - начала XIX века, исследователи подчеркивают исключительно важную роль сентиментализма: «На протяжении первого десятилетия XIX века сентиментализм остаётся самым популярным, но далеко не единст венным направлением русской литературы. Заняв командное положение в прозе, успешно соперничая с классицизмом в поэзии, именно сентиментализм, а не ро мантизм, как это теперь принято думать, противостоит в первое десятилетие XX века классицизму, расчищая путь романтизму, и уступает ему свое место не ранее середины или даже конца следующего десятилетия» .

Традиционно представление о русском сентиментализме связывалось прежде всего с именем Н.М.Карамзина. Существует большое число работ, посвященных литературной, издательской, переводческой, историографической деятельности Карамзина. В исследованиях В.В.Виноградова, П.Н.Беркова, Ф.З.Кануновой, Е.Н.Купреяновой, Ю.М.Лотмана, Г.П.Макогоненко и др. прослеживается эволюция общественных и эстетических взглядов писателя, показана его роль в развитии отечественной литературы и языка.

Проза второй половины XVIII века и повести Н.М.Карамзина

Характеризуя тенденции развития русской прозы в начале XIX века В.Г. Белинский писал, что повести Н.М. Карамзина «наклонили вкус публики к роману, как изображению чувств, страстей и событий частной и внутренней жизни людей» . Однако история русской сентиментальной прозы XVIII века отличается от истории прозаических жанров XIX века, когда сначала появились повести, а позже сложился роман. Сентиментальная проза сразу начинается с романа. Это объясняется прежде всего тем, что русский сентиментализм складывался позже западноевропейского. Так как в английской и французской сентиментальной литературе популярным был жанр романа, то для первых русских писателей-сентименталистов примером служили не повести, а романы, в частности романы Руссо и Ричардсона. Вообще проза в литературе XVIII века представлена многочисленными произведениями. В.В.Сиповский59 отмечал, что к 90-м годам XVIII века, когда Карамзин издает свои первые повести, было опубликовано около 1400 романов, повестей, рассказов. Только в 1792 году, когда появились повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь», зафиксировано около сотни произведений художественной прозы. Однако в подавляющем большинстве случаев эта проза во многом проигрывала поэзии, и в художественном отношении, и в отношении читателей к различным повествовательным жанрам. На прозу смотрели, как правило, как на невзыскательное чтиво, ценившееся прежде всего увлекательностью сюжета. Также следует принять во внимание и тот факт, что в литературе середины XVIII века преобладали переводные произведения, и читательский интерес направлен преимущественно именно к ним. Хорошо известно детское чтение самого Карамзина. Описание детства Леона в «Рыцаре нашего времени», где много автобиографического, дает представление о читательских интересах будущего писателя: «... «Дайра, восточная повесть», «Селим и Дамасина», «Мирамонд», «История лорда N»- все было прочтено в одно лето... Леон занимался более происшествиями, связи вещей и случаев, нежели чувствами любви романической... Он увидел, как в магическом фонаре, множество разнообразных людей на сцене, множество чудных действий, приключений - игру судьбы, дотоле ему неизвестную».

Повести Карамзина 90-х годов появились не на пустом месте, но их «... не окружал густой литературный контекст. Как отмечает Д.С.Лихачев, «для каждой эпохи и для каждого стиля существуют в литературе жанры, в которых эпоха и ее стиль отражаются наиболее ярко» . Расцвет русской повести XVIII столетия приходится на последнюю четверть века. Источниками для формирования этого жанра послужили фольклорные жанры сказки, легенды, анекдота, от которых повесть наследует внимание к судьбам отдельных людей, к значительным для всего общества событиям. Огромное влияние на становление жанра повести оказало древнерусская литература. В дошедших до нас памятниках XI-XVII в.в. - истоки русской повествовательной литературы нового времени. Истории древнерусской беллетристики уделяли значительное внимание В.П.Адрианова-Перетц, И.П.Еремин, Л.А.Дмитриев, Д.С.Лихачев и др.

Учеными замечено, что явления, получившие реальное развитие в русской художественной прозе нового времени, зарождались в самых разнообразных па мятниках письменности XI-XVII в.в. В летописных сказаниях, воинских повестях, житиях встречаются присущие художественной прозе XVIII века образность, прямая речь, комментарии повествователя, постепенное проникновение в некоторые жанры вымысла. Проблемы, стоявшие перед создателями русского сюжетного повествования, - это общие проблемы сюжетосложения. Типы сюжетов древнерусской литературы представляют те же типы, с которыми мы сталкиваемся и в литературе XVIII века и в современной прозе.

О русской повести первой половины XVIII века и о новых тенденциях в прозе 60- 70-х годов говорит в своих работах Л.О.Калашникова. Рассматривая популярные в начале столетия «Гистории», исследовательница убедительно доказывает, что оригинальные повести сыграли значительную роль в развитии прозы XVIII века. Уже в этих произведениях складываются черты, присущие жанру романа. Но в пору господства классицизма в середине века русские писатели редко обращались к повести, считая ее низким жанром. Только в 60-е годы повесть выдвигается на первый план. Среди произведений нового времени особой популярностью пользовались любовные и авантюрные повести, бытовые и сказочные. Они привлекали внимание читателя динамичностью сюжета, запутанностью действий, неожиданными поворотами судеб героев. Чаще всего в центре повествования находился образ одного главного героя, рядом с ним действовали многочисленные второстепенные и эпизодические персонажи.

Сюжет и композиция

В ряде литературоведческих работ последних десятилетий разрабатывается идея связи жанра эпического произведения с определенным типом изображения человека. И.Ф.Волков, рассматривая типы художественного содержания, отмечает: «Человеку всегда свойственно непосредственно-чувственное восприятие мира, внутреннее задушевное состояние, жизни сердца и возможность сердечного отношения к другим людям. И когда художник творчески осваивает такое состояние человека в качестве значительного, существенного для жизни людей, он создает соответствующий тип художественного содержания - сентиментальность»113 «Чувствительность» - так определяла в XYIII в. главное достоинство и особенности повестей Н.М.Карамзина. Писатель учил сострадать людям, обнаруживая в сердцах «нежнейшие чувства, погружая читателя в атмосферу нежных страстей. В повестях впервые не пересказывались античные и восточные сюжеты, а говорилось о русской жизни, о современности, о нравственной жизни людей. Карамзин создал новый тип повести, в которой, по словам В.Г.Белинского, «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца, как ее понимали, как она существовала для людей того времени»

В связи с этим вызывает интерес сюжетно-композиционная сторона сентиментально-исторических повестей Карамзина, «суггестивная» (подсказыващая) функция сюжета, то есть выражение авторской идеи через систему развертывающихся в повествовании событий.

По мысли Е.С.Добина, создавая художественное произведение, писатель стремится достигнуть «такой структуры сюжета, которая органически, последовательно, законченно воплощала бы авторскую мысль» . Если структура произведения определяется характером мыслей и чувств писателя, то при рассмотрении композиции сюжета необходимо учитывать нравственно-философские идеи Н.М.Карамзина.

«Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» -это произведения, в которых нашли отражение сентиментальные настроения Карамзина, но это также исторические повести о прошлом русского народа. Как бы ло уже отмечено, историзм повестей условен. Если герои и события в повести «Наталья, боярская дочь» вымышленные, то в основу сюжета «Марфы-посадницы, или Покорения Новагорода» положен исторический факт - борьба новгородцев с Московским княжеством за свою независимость. Г.П.Макогоненко замечает, что в истории Карамзина интересуют прежде всего проблемы общечеловеческие, и в его произведениях «общечеловеческое сливается с национальным» . Действительно, заглядывая в глубь эпох, автор соотносит прошлое и настоящее, стремится предостеречь своих современников от ошибок, размышляет над вечными нравственными ценностями.

В центре повествования образы идеализированных героев - Натальи и Марфы. Марфа воплощает черты русского национального характера, его мудрость и свободолюбие. Наталья, по словам Н.Д.Кочетковой, представляет «стереотип героини сентиментальной повести, который может существовать вне времени и пространства»118. И все же судьбы героинь определяются историческими событиями времени, в которое они живут. Весь ход повествования, последовательность развития событий в произведениях, постоянные обращения к прошлому и настоящему доказывают мысль писателя о тесной взаимосвязи личного и общего, о том, что процветает государство, в котором подданные и мудрый царь представляют одну семью, только когда человек может чувствовать себя счастливым. Сентиментально-исторические повести Карамзина лаконичны.

В отличие от малых и средних форм повествовательной литературы XYIII века, страдающих некоторой растянутостью и аморфностью, объем повестей Карамзина соответствует ее содержанию.

Событий в повести «Наталья, боярская дочь» изображено немного. Жизнь Натальи в доме отца - встреча с Алексеем в церкви - знакомство молодых - побег из дома и венчание - жизнь в лесу - известие о войне и участие в сражении - победа - встреча с отцом и его благословение молодых. Вот так выстраивается цепь событий. Невелик и круг персонажей - боярин Матвей, Наталья, Алексей, царь и его окружение, няня, слуги Алексея, его посланник, старший Любославский и его верный друг. Причем активную роль играют не все герои.

В центре повествования Матвей, Наталья, Алексей. Само название произведения «Наталья, боярская дочь» определяет круг героев, связанных с судьбой Натальи.

Достаточно большое текстовое пространство занимают разного рода авторские комментарии, многочисленные психологические мотивировки, описание чувств и настроений героев, пейзаж и т. д., которые Карамзин очень органично включает в повествование, и во многом благодаря искусству композиции повесть отличается динамичностью развития сюжета.

Уже первый большой абзац задает тон и ритм всему повествованию. Эту часть текста можно назвать экспозицией. Вступительная часть произведения напоминает сказку. Рассказчик предлагает читателю на крыльях воображения перенестись в далекое прошлое, «когда русские были русскими, жили по своему обычаю, говорили своим языком» (С. 622). Здесь возникают необыкновенные образы «жителей прошедших столетий», совершаются чудеса - старушка с клюкою превращается в образ «неописанной красоты». Во вступлении определяется основная тема произведения - прошлое и настоящее России, история Натальи. Дается оценка современной писателю действительности.

Автор - рассказчик - герой

Теоретической основой данного исследования стали работы М.Бахтина, В.Виноградова, Б.Кормана, Д.Лихачева, Б.Чичерина, Б.Успенского и других. М.Бахтин призывал учитывать каждое слово, используемое художником в тексте произведения: «Предмет для прозаика - сосредоточие разноречивых голосов, среди которых должен звучать и его голос; эти голоса создают необходимый фон для его голоса, вне которого неуловимы, «не звучат» его художественно-прозаические оттенки» .

Развивая учение М.Бахтина, Ю.Лотман, М.Гиршман, Б.Корман разграничи вают понятия «биографический автор» и «автор-творец» («концепированный» по терминологии Б.Кормана). В центре нашего внимания - авторская позиция и способы ее реализации в сентиментально-исторических повестях Н.М.Карамзина.

Б.Успенский рассматривает проблему точки зрения в произведении как проблему композиционную. Он считает, что «структуру художественного текста можно описать, если исследовать различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведется повествование (описание), и исследовать отношения между ними (определить их совместимость или несовместимость, возможные переходы от одной точки зрения к другой), что в свою очередь связано с рассмотрением функции использования той или иной точки зрения в тексте» . Б.Успенский определяет четыре основных типа, четыре плана в выражении точки зрения: точка зрения в плане оценки; точка зрения в плане фразеологии; точка зрения в плане пространственно-временной характеристики; точка зрения в плане психологии.

В тесной связи с проблемой «автор-герой» находится проблема соотношения «автор-читатель». Она также представляет интерес при рассмотрении поэтических особенностей текста, так как во многом определяется социально-эстетической философией эпохи и, конечно, мировоззрением писателя, его местом в структуре общества.

В ряде работ, посвященных творчеству Н.М.Карамзина, рассматривается проблема «автор и герой». Наблюдая на стилем Карамзина и его эволюцией, В.В.Виноградов многие исправления в текстах повестей «Бедная Лиза», «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» и «Наталья, боярская дочь» объясняет стремлением писателя «освободить стиль исторического повествования от излишеств субъективной авторской оценки, от механической примеси современности, от явной и открытой модернизации»

Н Д Кочеткова говорит о новых тенденциях в русском искусстве XYIII века и отмечает как одно из достижений культуры сентиментализма психологизацию портрета и пейзажа, которая пришла на смену назидательности: «Постепенный отказ сентименталистов от прямолинейной дидактики способствует более глубокому проникновению в человеческую психологию...» . Таким образом, исследуя проблему «автор-герой» следует рассмотреть особенности психологического анализа писателя.

Также к важным выводам в ходе анализа «Писем русского путешественника» приходит Ю.Лотман. Исследователь увидел в лице литературных героев отражение чувств и мыслей писателя, «внутреннюю жизнь души» его: «...проза дополняла жизнь, а жизнь строилась по законам прозы. Литературный герой и автор ели по вались. И для читателя, и для самого Карамзина» . Эту мысль об «автобиографизме» в литературе и в творчестве Н.М.Карамзина развивает в своей работе о повести «Бедная Лиза» В.Н.Топоров. В частности, он отмечает: «То, что пережито, прочувствовано, продумано автором и получило его нравственную оценку, передается его главному (преимущественно) герою, и эта печать авторской «пережитости», распознаваемая в образе главного героя, придает последующему и всему тексту особый смысл» . И далее ученый делает важное и интересное заключение: «Через эту «передачу» автор вовлекается в творимый им текст, и изображаемое в нем подготавливает тот прорыв в сферу «подлинно-бытийного», который был осуществлен позже наследниками Карамзина - Пушкиным, Толстым, Достоевским» .

Похожие диссертации на Исторические повести Н. М. Карамзина "Наталья, боярская дочь" и "Марфа-посадница, или Покорение Новагорода": особенности жанра, поэтика