Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

И.Д. Сургучев: Творческая биография писателя в свете художественной антропологии Фокин Александр Алексеевич

И.Д. Сургучев: Творческая биография писателя в свете художественной антропологии
<
И.Д. Сургучев: Творческая биография писателя в свете художественной антропологии И.Д. Сургучев: Творческая биография писателя в свете художественной антропологии И.Д. Сургучев: Творческая биография писателя в свете художественной антропологии И.Д. Сургучев: Творческая биография писателя в свете художественной антропологии И.Д. Сургучев: Творческая биография писателя в свете художественной антропологии
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фокин Александр Алексеевич. И.Д. Сургучев: Творческая биография писателя в свете художественной антропологии : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Фокин Александр Алексеевич; [Место защиты: ГОУВПО "Ставропольский государственный университет"].- Ставрополь, 2008.- 605 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Имя выдающегося русского писателя Ильи Дмитриевича Сургучева (1881–1956) мало что говорит современным российским читателям. Вследствие известных обстоятельств литературной жизни Советской России оно более шестидесяти лет было вычеркнуто из истории русской литературы. Между тем в начале XX века оно было широко известно, в литературной и театральной среде имя Сургучева ассоциировалось с новейшими достижениями русской прозы и драматургии; современники ставили И.Д. Сургучева в один ряд с ведущими писателями-реалистами начала ХХ века Л. Андреевым, И. Буниным, М. Горьким, А. Куприным; он едва ли уступал тогда в известности и популярности своим более известным на сегодняшний день соотечественникам Б. Зайцеву, А. Ремизову, И. Шмелеву. Пьесы Сургучева «Торговый дом» и «Осенние скрипки» сравнивались с пьесами А.Н. Островского, А.П. Чехова и воспринимались как своего рода эталон в области мелодрамы. Высокие оценки его творчеству даны как собратьями по перу, так и литературными критиками (Ю. Айхенвальдом, Д. Выгодским, В. Львовым-Рогачевским, С. Адриановым, Е. Колтоновской, З.Н. Гиппиус, Б.А. Садовским и многими другими). Вместе с тем в изучении дореволюционного творчества писателя нередки однозначные акценты. На литературной репутации писателя сказалось безапелляционное зачисление его в «знаньевцы», чему отчасти способствовал своими декларациями сам Сургучев. Будучи впоследствии некритически воспринятым, это клише повлекло за собой недооценку эстетической позиции писателя и стилистического плюрализма сургучевской поэтики.

В один ряд с выдающимися русскими писателями ХХ века ставила И.Д. Сургучева и эмигрантская критика. В некрологе, опубликованном в журнале «Возрождение», утверждалось: «Их было семь... Бунин, Зайцев, Куприн, Мережковский, Ремизов, Сургучев и Шмелев... Семь было с нами, в изгнании... [они] представляли собой русскую литературу и были духовными наследниками Девятнадцатого Века». Но если после снятия запретов творчество других писателей-эмигрантов уже давно стало предметом целого ряда научных работ (В.В. Агеносов, А.М. Грачева, Н.М. Солнцева и др.), то этого нельзя сказать о наследии И.Д. Сургучева, и это во многом определяет актуальность диссертации.

Академическая «сургучевиана» до недавнего времени исчерпывалась десятком статей (преимущественно энциклопедического характера), несколькими страницами в монографии С.В. Касторского «Повести М. Горького «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина» и русская литература 1910-х годов» (М., 1960), публикацией переписки Сургучева с Горьким (Горький М. «Письма к писателям» (М., 1959); разделом в «Библиографическом указателе» под ред. К.Д. Муратовой к академической «Истории русской литературы конца XIX – начала ХХ века» (М., 1963). Оценки же произведений, написанных и опубликованных в эмиграции, можно найти только в рецензиях, мемуарах и эпистолярном наследии писателей и деятелей культуры русского зарубежья (Г. Адамович, В. Абданк-Коссовский, Н. Евреинов, Г. Мейер, М. Цетлин, А. Шик, Н. Янчевский и др.). В работах исследователей (З.А. Аутлева, О.Н. Михайлов, А.М. Кузнецов, А.А. Апасов и др.) в основном очень кратко излагались биографические сведения о писателе, сказанное о его творчестве не выходило за рамки общего освещения проблем стилей и жанров в литературном процессе.

Положение в сургучевоведении стало меняться только в последние годы. В немалой степени это связано с интересом к творчеству писателей второго плана как к теоретической проблеме (С.И. Кормилов, Л.А. Захарова и др.), с осознанием того, что в ХХ веке утвердился второй ряд писательских имен, зачастую трудноотличимый от первого. Такая постановка проблемы открыла «дорогу в классики» целому ряду писателей, чьи имена долгие годы оставались в тени «первого литературного эшелона», в том числе и И.Д. Сургучеву. Об этом свидетельствует деятельность ИМЛИ РАН им. А.М. Горького, публикации о Сургучеве Л.А. Спиридоновой (VI Сургучевские чтения (Ставрополь, 2007)), Т.Р. Гавриш («Горький и его корреспонденты» (М., 2005)), Т.Н. Марченко, Д.Д. Николаева (Литература Русского зарубежья, 1920-1940 (М., 1999; 2004)) и др. Имя Ильи Сургучева ныне справедливо выведено из зоны запретов и умолчаний и поставлено в один ряд с такими именами, как И. Бунин, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, А. Ремизов, И. Шмелев. Создание биографии И.Д. Сургучева, основанной на тщательном изучении исторических документов и его художественного творчества, позволяет восполнить недостающие сведения о русском литературном и театральном зарубежье и о литературном процессе в целом.

Биография писателя – самодостаточная нравственно-эстетическая ценность, приобщение к ней, к нравственно-эстетическому потенциалу писателя усиливает читательский интерес к его произведениям, позволяет дать их более глубокую интерпретацию. В этом плане диссертационное исследование, посвященное творческой биографии И.Д. Сургучева, продолжает традиции, заложенные ставропольскими литературоведами А.В. Поповым (1900-1966), К.Г. Черным (1902-1985) и др.

Все сказанное подтверждает актуальность темы диссертации.

Объект исследования: художественные произведения И.Д. Сургучева как опубликованные, так и хранящиеся в архивах, публицистика, эпистолярий; мемуары, письма современников, официальные документы. При выявлении интертекстуальных связей привлекались произведения русской литературной классики (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов) и современных Сургучеву писателей (М. Горький, Л. Андреев, А. Ремизов, И. Шмелев и др.).

Предмет исследования: биография И.Д. Сургучева, биографические аспекты литературного наследия.

Цель исследования – моделирование и продуцирование творческой биографии И.Д. Сургучева в свете задач художественной антропологии. Она реализована поэтапным и последовательным решением ряда частных задач: обосновать теоретико-методологические и историко-литературные предпосылки создания научной творческой биографии И.Д. Сургучева; выявить параметры основных моделей биографического описания с учетом социально-исторических, психологических и эстетических факторов и вскрыть их некоторые вариации; проанализировать органическое единство автора «во внутритекстовом его воплощении» (В. Прозоров) и во внехудожественной, первично-эмпирической реальности; установить функции художественного произведения в контексте творческой биографии и своеобразие его интерпретирования; проанализировать глубинные биографические слои художественных произведений Сургучева, выявляя их предпосылки в первично-эмпирической реальности, раскрыть их нравственно-эстетический потенциал для создания творческой биографии писателя; раскрыть специфику метапоэтики И.Д. Сургучева как фактора, определяющего характер творческой индивидуальности писателя; определить иеротопическое пространство биографии И.Д. Сургучева, роль города Ставрополя как духовной православной доминанты жизни и творчества писателя.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной и зарубежной практике творчество И.Д. Сургучева стало темой монографического исследования, выполненного на основе изучения и анализа биографических данных творческого наследия писателя. Впервые проведена работа с комплексом архивных источников, позволивших прийти к открытию ряда неизвестных ранее биографических фактов и обнаружению новых текстов писателя. Составлена «Летопись жизни и творчества И.Д. Сургучева», которая закладывает основу для научной биографии одного из оригинальных русских писателей ХХ столетия. Новизна исследования заключается в самой попытке представить творчество И.Д. Сургучева в известных и обнаруженных новых литературных контекстах, необходимых для восприятия и осмысления его творчества. Впервые в практике литературоведения предпринимается анализ целого ряда текстов писателя в аспекте антропологической поэтики, выявляется иеротопическая доминанта (сакральное пространство) произведений писателя.

Источниковедческая база. Основными источниками исследования послужили произведения И.Д. Сургучева, изданные в России и за ее пределами, как правило, ранее не вводившиеся в научный оборот и сохранившиеся в периодике (диссертантом были обследованы периодические издания Ставрополья и Юга России («Северный Кавказ», «Наш край», «Северокавказский край», «Власть труда», «Народная речь», «Донская волна» и др.), Москвы и Санкт-Петербурга («Речь», «Русская мысль», «Новое время», «Русские ведомости», «Театральная газета» и др.), русской эмиграции («Зарницы» (София), «Огни» и «Студенческие годы» (Прага), «Современные записки», «Возрождение» и «Парижский вестник» (Париж), «Новое слово» и «Жар-птица» (Берлин), «Грани» (Мюнхен) и мн. др.). Изучены и систематизированы разрозненные публикации и сведения из фондов Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Центрального государственном архива литературы и искусства (ЦГАЛИ) (СПб.), Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РНБ), библиотеки русского зарубежья (БРЗ), государственной публичной Исторической библиотеки (ГПИБ), Института мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ РАН), а также изучены архивные фонды Государственного архива Ставропольского края (ГАСК), Ставропольской государственной краевой универсальной научной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова (СКУНБ им. М.Ю. Лермонтова), Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве (СГМЗ им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве), содержащие документы, рукописи и авторизованные тексты (машинопись) писателя. Диссертантом изучены все доступные документальные источники, которые составляют основу постижения творчества И.Д. Сургучева. Во внимание приняты рукописные варианты произведений писателя, публицистика, переписка, записные книжки, иконография, альбомы собранных и систематизированных им лично публикаций и рецензий на его произведения. Привлекались материалы, находящиеся в частных коллекциях (Т.Н. Ильинская, В.Н. Кравченко, К.Э Штайн) и представленные в экспозиции организованного диссертантом (совместно с Н.Ф. Турецкой и Л.Г. Бадаловой) к 125-летию со дня рождения писателя «Музея И.Д. Сургучева» на базе МОУ СОШ № 4 г. Ставрополя. Большой массив научных трудов по творчеству Сургучева, ряд архивных материалов, текстов произведений писателя опубликованы под нашей редакцией в сборниках материалов Международных конференций «Сургучевские чтения» (Ставрополь, 2006; 2007), а также в книге «Живописец души…»: Русский писатель и драматург И.Д. Сургучев: Биобиблиографический указатель» (Ставрополь, 2007).

К сожалению, не все рукописи и артефакты архива Сургучева и его современников обнаружены и доступны. Известно, например, что значительная часть дореволюционного архива писателя была спрятана им самим в г. Ставрополе перед эмиграцией и до сих пор не обнаружена. Эмигрантский же архив Сургучева (или его часть) хранится в Отделе рукописной и редкой книги библиотеки Батлера при Колумбийском университете США, но установить связь с хранителями данного фонда за все время нашей поисковой и исследовательской работы пока не удалось. Как известно, факты биографии писателя могут быть дополнены дневниками, перепиской его современников, и мы это делаем, но не все эти источники доступны в полной мере. Таким известным хранилищем, например, эпистолярного наследия Сургучева, является фонд Е.П. Пешковой (Архив А.М. Горького при ИМЛИ РАН). Но, признавая наличие «белых пятен» в источниковедческой базе, считаем возможным, опираясь на доступные материалы, создать первый научный вариант творческой биографии И.Д. Сургучева.

Работа позволила установить ранее неизвестные факты биографии, обнаружить новые тексты, реконструировать неосуществленные авторские замыслы и т.д. Изучение архивных материалов дало возможность воссоздать круг художественных и прочих интересов писателя намного точнее, чем если бы мы опирались только на опубликованные произведения. Учтена метапоэтическая составляющая всего имеющегося в распоряжении диссертанта наследия писателя, что позволило выявить и уточнить ряд биографических фактов и сделать установку на интерпретацию произведений. Не осталось без внимания и то, «что жизнь человека – а человека искусства в особенности – не может быть зафиксирована каким-то одним текстом, сколь бы обширен и откровенен он ни был», что ни один текст, ни один архивный источник «не может показать человеческую личность как объективную реальность». Тем не менее всякое художественное и нехудожественное произведение писателя мы рассматриваем как факт творческой биографии, акт авторской репрезентации, поскольку любое человеческое действие, в том числе и художественное творчество, подлежит рассмотрению и в информационном качестве.

Изучая творчество писателя с учетом всех доступных источников, мы привлекали разнообразный литературный материал (как современной ему, так и предшествующих эпох), информацию о культуре и истории его времени (это максимально широкий контекст, включающий театр, музыку, живопись, кинематограф и т.д.). Круг чтения Сургучева предстает и как выявленный нами (например, произведения, изучавшиеся в семинарии, в университете, отрецензированные писателем), и как предполагаемый (выясняемый из текстов художественных и публицистических произведений, эпистолярия автора на основе интертекстуального анализа).

Незаурядность личности Сургучева стала причиной того, что его образ был запечатлен в целом ряде художественных произведений русской литературы ХХ века, что способствовало расширению круга источников биографии писателя. Образ Сургучева-писателя получил художественное воплощение в некоторых поэтических произведениях, например, в стихотворении А. Масаинова «Белый ангел» (1917), в рассказе А. Эрлиха «Опус N…» (1959), романе Н. Ильиной «Возвращение» (1969), очерке В. Солоухина «Командировка на кладбище» (1989) и его повести «Чаша» (1998), романе В. Бутенко «Мать атамана» (2006). О Сургучеве говорится в целом ряде мемуаров и свидетельств современников (Б. Александровский, Н. Берберова, А. Блок, И. Бунин, Н. Веритинов, Р. Гуль, Н. Евреинов, Д. Кирова, Н. Клименко, А. Куприн, Н. Телешов, И. Шмелев и мн. др.).

Методологическую основу исследования составили традиции биографического метода в литературоведении, суть которых – показать особенности творчества писателя через его биографию, «проникнуть в его душу, освоиться с творениями писателя, показать его с самых разных сторон». Принципиально в этом плане утверждение Г. Олпорта о том, что биографии пишутся «скорее с целью понимания, чем для воодушевления и шумных возгласов».

Вписывая исследование в парадигму художественной антропологии, мы опираемся на факты научных достижений «антропологического поворота» в философии ХХ столетия (М. Шелер, В. Несмелов, Н. Бердяев и др.) и герменевтической мысли (М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикер). Но поскольку И.Д. Сургучев был носителем православного сознания, мы основывались и на православной концепции человека, наиболее целостно представленной в работах отечественных философов и богословов (Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л. Шестов, А.Ф. Лосев и др.), а также советских и российских философов и ученых-литературоведов (С.С. Аверинцев, Ю.И. Айхенвальд, М.М. Бахтин, В.С. Библер, А.Н. Веселовский, Вяч. Иванов, В.В. Кожинов, Б.О. Корман, С.С. Неретина, В.А. Подорога, В.Я. Пропп, А.М. Пятигорский, М.К. Рыклин, А.П. Скафтымов, В.Н. Топоров и другие). Для русской философии характерна такая антропологическая парадигма, при которой мыслители тяготели к методам гуманитарных наук, рассматривающих человека не как объект, а как чувствующее и переживающее существо, способное к саморефлексии.

В исследовании были учтены наиболее значимые литературоведческие работы и концепции, в которых антропологические методы и подходы применялись для анализа языка и текста: художественная антропология (В.М. Головко, В.В. Савельева, Б.Т. Удодов), поэтическая антропология (В.П. Зинченко), психопоэтика (В.А. Пищальникова, Е.Г. Эткинд), онтологическая поэтика (Л.В. Карасев), филологическая феноменология и метапоэтика (К.Э. Штайн), этнопоэтика (У.Б. Далгат), авторология (И.П. Карпов) и другие. Предлагается разработанная диссертантом концепция «антропологической поэтики», дополняющая имеющиеся наработки.

Обширная методологическая база способствует установке на человеческое измерение реальности, корреляцию сознания и бытия человека; философские основания выступают гарантом теоретических суждений и интерпретаций художественных произведений, «спасают от узости взгляда, поскольку специфику искусства слова трудно свести к какому-то его одному аспекту».

Методы исследования. Исходя из целей и задач предлагаемой диссертационной работы, в ее основу положены биографический, историко-генетический и историко-функциональный методы изучения литературы в сочетании с источниковедческим анализом изучаемых архивных документов и рукописей. Важная роль отведена социокультурному подходу. При написании отдельных глав использовались иные методики, например: сравнительный анализ поэтики исследуемых текстов; метод комментирования текста с помощью данных, полученных в результате историко-архивных и библиографических разысканий; сопоставление биографической информации, которая представлена изучаемым автором, с данными научных исследований.

В методологическом отношении важным ориентиром послужило все чаще встречающееся в научной литературе мнение о необходимости применения в гуманитарных исследованиях общенаучного «принципа дополнительности», предполагающего существование взаимоисключающих моделей и интерпретаций, которые исчерпывают объект исследования лишь взятые вместе. Особенно продуктивным принцип дополнительности представляется в отношении переходных литературных явлений, к каковым относятся литература порубежья XIX-ХХ веков и становление эмигрантской литературы.

Исследование осуществлялось в рамках комплексной программы научно-исследовательской работы кафедры истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета «Параметры литературоведческой интерпретации», раздел «Антропоцентрическая парадигма». Большая часть диссертационной работы, в том числе теоретическое обоснование «антропологической поэтики» как одного из подходов в антропологических исследованиях по литературоведению, выполнялась при поддержке Научной Программы Министерства образования и науки РФ «Университеты России» (грант УР 10.01.057.). В целом тема диссертации разрабатывалась в рамках направления «Изучение духовных и эстетических ценностей отечественной и мировой литературы и фольклора».

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Методологической основой создания биографии писателя является модификация биографического метода, направленная на постижение творческой биографии на основе художественных произведений, а не на интерпретацию художественного произведения на основе биографических данных. Указанная модификация воспринимается в свете принципа герменевтического круга: чтобы глубоко и верно интерпретировать художественные произведения писателя, надо обратиться к его биографии, но чтобы знать биографию писателя, надо глубоко понимать его художественные произведения, увидеть в них нравственно-эстетический потенциал творческой личности писателя.

  2. Методологической проблемой творческой биографии как жанра литературоведческого исследования является соотнесение позиций героя биографии в контексте его эпохи и автора биографии, также находящегося под влиянием исторических и социокультурных условий своего времени. В основе интерпретации художественных текстов И.Д. Сургучева лежит сопоставление двух «срезов» их восприятия: с позиции «малого» (оценки современников) и «большого» времени, что актуализирует в одном и том же произведении различные пласты его содержания.

  3. Творческая биография писателя предполагает два уровня жизнеописания личности. Первый – дескриптивный, выявляющий мировидение личности, ее взгляды, ориентации и оценки действительности. Второй – интерпретационный. Литературоведческая интерпретация как основная методологически значимая процедура антропологической поэтики позволяет воплотить микро и макро миры духовной биографии писателя и определить автобиографические доминанты мировосприятия и особенностей его стиля как основу биографического повествования.

  4. Составление биографии писателя предполагает реализацию двух моделей – универсальной и творческой, – различающихся по характеру источников ее написания. При всей условности такой классификации, предложенной в целях теоретического анализа проблемы, она позволяет автору биографии глубоко осознать специфику и возможности всех видов источников для их дальнейшего синтеза в творческой биографии. В рамках первой и второй моделей наблюдается вариативность биографий, зависящая от доминирования тех или иных источников, их сочетаемости и функций в биографических текстах. Наибольшие вариативные возможности заключает в себе творческая модель, допускающая разную степень использования художественного наследия писателя.

  5. В биографическом контексте литературно-художественный текст писателя обретает особые функции: он позволяет восполнить имеющиеся лакуны в его творческой биографии, реконструировать биографическую основу творчества, установить литературные источники произведений, уточнить время их создания, а также восстановить более полную картину творческих контактов писателя с современниками. Автором биографического повествования учитывается критерий достоверности привлекаемых фрагментов художественных произведений, ибо произведение словесного творчества, будучи явлением ментальным, глубоко личностным, тем не менее носит общественный характер и созвучно сфере человеческих действий и человеческого общения.

  6. Уже первые произведения И.Д. Сургучева (рассказ «Трешница» и повесть «Из дневника гимназиста»), рассматриваемые как семиологический факт, обнаруживают плотность семантических связей с последующим творчеством и его следование определенным структурным моделям, что позволяет говорить о циклической связи произведений Сургучева, а также о доминировании самой идеи круга (цикла) и в творчестве писателя, и в его биографии. Выделяются наиболее значимые прозаические произведения И.Д. Сургучева («Губернатор», «Эмигрантские рассказы», «Ротонда») и пьесы («Торговый дом», «Осенние скрипки», «Реки вавилонские», «Игра»), несущие в себе разную степень автобиографичности.

  7. В биографическом повествовании принципы художественной антропологии реализуются на разных, но органически связанных уровнях поэтики. Постигается творческая индивидуальность писателя, выступающая носителем художественного сознания и речи, своеобразие авторской позиции, которая не может быть раскрыта вне интеллектуальной, духовной, «внутренней» биографии автора, и актуализируется исследование литературного героя (как протагониста, так и антагониста). Раскрытию указанных трех уровней поэтики подчинен анализ всех остальных ее элементов, характерных прежде всего для драматургии И.Д. Сургучева, оказавшей влияние на его прозу.

  8. Обращение к «чужому слову» является характерной чертой стиля И.Д. Сургучева, однако характер интервключений в прозу и драматургию писателя не воспринимается как прообраз современной центонной постмодернистской практики, поскольку «чужое слово» органически ассимилируется художественным текстом, создаваемым писателем. Функциональная роль источников в произведении нами рассматривается как биографический факт, свидетельствующий о «круге чтения» Сургучева – человека и писателя.

  9. Эстетические взгляды И.Д. Сургучева, воплощенные в его метапоэтике, диктуют определенный синтетизм в понимании биографии: каждый ее период ассоциирован писателем не только с годовым циклом, но и с определенным звуковым образом, музыкальным инструментом, а также встроен в обусловленный тем или иным произведением социально-бытовой контекст декораций, сценографии и режиссуры, что отражает театральность мировидения художника.

  10. Иеротопическим пространством биографии И.Д. Сургучева является «ставропольский текст». Сделав родной город абсолютной доминантой своего духовного мира, Сургучев-художник «надстраивает» над его природно-архитектурным ландшафтом «метафизику», наделяя город таинственной мифологией. Творческая биография И.Д. Сургучева символизирует единство общероссийской и региональной русской и мировой литературы.

  11. Определяя жанр творческой биографии как исследование и воссоздание жизни личности в контексте внехудожественной эмпирической реальности, с одной стороны, и собственного творчества, с другой, учитывается тот факт, что в процессе реконструкции творческой биографии первостепенную роль играют ценности, дающие писателю возможность сознательно и целенаправленно осваивать знания, накапливать духовный опыт, и способствующие их трансляции в различных сферах деятельности.

Теоретическая значимость диссертации.

Исследование вносит вклад в разработку проблемы интерпретации художественного текста в аспекте художественной антропологии. Обосновано понятие «творческая биография писателя» как категория художественной антропологии; получает дальнейшее развитие биографический метод анализа и интерпретации художественного текста, раскрываются возможности метода в его взаимодействии с историко-генетическим, сравнительно-типологическим методами. Получил развитие такой аспект художественной антропологии, как антропологическая поэтика. Показаны возможности продуцирования биографии писателя на основе выявления механизмов порождения, функционирования и восприятия эпических, драматических и публицистических текстов писателя. Установлена зависимость между синтезом родовых черт литературного творчества И.Д. Сургучева (эпизация драмы и драматургичность прозы) и своеобразием творческой биографии писателя, чья жизнь была органично связана с театром. Совокупность использованных в работе методов и подходов позволила расширить представление о функциональной роли художественных текстов писателя, в том числе и как способа познания жизни автора.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что в сфере изучения жизни и творчества И.Д. Сургучева утверждаются закономерные соответствия между различными источниками биографии писателя (документальными, художественными, иконографическими и т.д.), что приводит к установлению неизвестных ранее историко-литературных и биографических фактов. Материалы диссертации имеют большое значение для написания в будущем более подробной биографии и/или летописи жизни и творчества И.Д. Сургучева и при подготовке академического собрания его сочинений. Исследование позволяет внести коррективы в изучение литературного процесса при чтении специальных и общих курсов по русской литературе первой половины ХХ века на филологических факультетах университетов.

Апробация исследования и реализация его результатов. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета. Материалы диссертации были представлены в качестве докладов на Международных научных конференциях: Горьковские чтения (Москва, 2008; Нижний Новгород, 2006, 2008); «Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии» (Армавир, 2002–2008); «Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи» (Соликамск, 2002); «Антропоцентрическая парадигма в филологии» (Ставрополь, 2003); «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (М., 2003); «Новая локальная история: пограничные реки и культуры берегов» (Ставрополь – Москва, 2004); «Русская литература ХХ-ХХI веков: проблемы теории и методологии изучения» (М., 2004); «Проблемы духовности в русской литературе и публицистике XVIII – ХХI веков» (Ставрополь, 2006); «Сургучевские чтения» (Ставрополь, 2006, 2007); «Художественная литература и Кавказ» (Сочи, 2006). На Всероссийских научных конференциях: «Русская литература: национальное развитие и региональные особенности» (Екатеринбург, 2000) «Язык, культура и образование» (Славянск на Кубани, 2004); «Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ – начала XXI вв.» (Саратов, 2005); «Восстановление национальной государственности репрессированных народов России и перспективы их развития на современном этапе» (Элиста, 2007). На ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Ставропольского государственного университета (2001-2008 гг.) и ряде региональных и межвузовских конференций. Диссертант также отчитывался перед Министерством образования и науки РФ о результатах исследования по гранту УР 10.01.057. По тематике исследования автор неоднократно выступал с докладами на заседаниях межкафедрального научно-методического семинара «TEXTUS: Текст как явление культуры» факультета филологии и журналистики Ставропольского государственного университета под руководством профессора доктора филологических наук К.Э. Штайн.

Монография диссертанта «Илья Дмитриевич Сургучев. Проблемы творчества» (Ставрополь, 2006) стала лауреатом III Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» (Москва, 2006), что служит еще одним доказательством принятия и признания И.Д. Сургучева в современной России и, как следствие, актуальности, новизны результатов наших изысканий.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

В первой главе дается обоснование теоретико-методологических и историко-литературных предпосылок исследования.

Во второй главе представлены социально-исторические вехи биографии писателя, определены пути интерпретации биографического материала, в основе которого лежит «Летопись жизни и творчества И.Д. Сургучева». Особое внимание уделено его личным контактам с современниками, участию в литературных и издательских объединениях.

В третьей главе творческая биография писателя 1900-х–1920-го годов раскрывается через рецепцию литературных традиций и реализацию в его произведениях национальной концепции и православной проблематики. Подробно освещается становление Сургучева как драматурга и театрального деятеля.

Четвертая глава посвящена эмигрантскому этапу творческой биографии писателя: с 1921-го по 1956-й годы. Раскрывается мироощущение писателя-эмигранта, его наблюдения над характерными чертами русского национального характера в экстремальных условиях. Сделав эмиграцию темой своего творчества, Сургучев рассматривает ее извне, отстраненно, а также исходит из того специфического биографического опыта, который она ему предоставила. Его эмигрантское творчество характеризуется радикальной саморефлексией.

В разделе «Библиография» представлена полная библиография произведений И.Д. Сургучева, других источников изучения его биографии и творчества, а также литературоведческих и философских трудов, использованных в диссертации, всего около 1000 наименований.

В приложении представлена «Летопись жизни и творчества И.Д. Сургучева» как необходимая основа продуцирования первой научной творческой биографии писателя.

Похожие диссертации на И.Д. Сургучев: Творческая биография писателя в свете художественной антропологии