Введение к работе
Актуальность настоящей диссертации, как представляется, обусловлена этим стремлением. Оно же определяет основные положения, вынесенные на защиту:
-
раскрыть ''истинный характер отношений Бунина и Блока иї основании их художественного творчества, публицистики, дневников, воспоминаний, архивных данных, с опорой не на отдельные суждения, а на сущность и диалектику связей;
-
осветить в ходе такого анализа неизвестные или неверж истолкованные исследователями стороны мироощущения и поэтических завоеваний Бунина и Блока, общие черты их концепции «гани и образных систем; '
-
определить, благодаря рассмотрению двух, во многом разных, самостоятельных типоз худодественвого мышления, творчески» свершения эпохи, тенденции'литературного движения начала XX Ее ка, которое долгие годы недопустимо дробилось по направлениям : течениям.
Материалом исследования избраны: поэзия (с учетом разны
публикаций произведений) Бунина и Блока, их дневники, статьи
устные выступления, документы архива Орловского государственно
го музея им. И. С. Тургенева, ЦТАЛй, воспоминания и научные раба
ты о Бунине и Блоке. .
Целью работы является конкретно-историческое изучение лич ностных и творческих контактов'Бунина и Блока. Отсюда вытекак следующие задачи:
-
проследить историю взаимовосприятия Бунина л Блока (; и после Октября 1917 г.) с использованием мало изученных архиі ных фондов и неосвещенных с этой точки зрения дневников и заме ток;
-
показать моменты.близости философско-эстетических воз; рений двух современников: взглядов на историю России, всего ч ловечества, отечественную и игровую культуру, назначен: искусства;
-
раскрыть специфику и многозначность лейтмотива "п ти-дороги" у Бунина и Блока, установив при этом характер вну
-». Смирнова Л. А. Блок и его связи в русской литературе н. XX в ка. // Художественный мир А. Блока. Мэжвуаовскчй сборник нау трпоа. -П.: ЮЦ 1982. С. 12-19.
-з-.
репней переклички между ними;
4) найти точки соприкосновения Бунина и Блока в трактовке
в художественном выражении философского понятия "Дом"* к соот
ветствующих ему образных представлений. .
Научная новизна диссертации обусловлена прежде всего не-Ессле-дованаостью заинтересовавшей нас области литературной жизни н художественного нзеледпз. Впервые- предпринята попытка провести иногилжейное сравнение, осветив не только различие и вваимопритяжэнность Бунина н Блока, во причины их схождений и расхождений. Сложность в острота отноиений двух поэтов - результат их разногласий самого разного порядка, в частности, вызванных неоднородными взглядами иа будущее России, что ранее постоянно акцентировалось. Пристальное изучение многообразных материалов- привело в настоящей работе к. новым наблюдениям - относительно очевидного сближения взглядов' Бунина, и Блока на поступь мира, духовную сущность- человека', на историческую судьбу. Родины, свойства "русской щезГ* Установлено несомненное сходство мечтвг поэтов о гармонии, красоте, совершенствовании личности, хотя овзг отстаздэашя чуэдую* ЯРУГ другу форму реализации своего Идеала. Определенная общность, позитивных и критических воззрений двух едавф&меншков шэдшвержденз и впервые проведенным сопоставителвюа* аашйзом иг восприятия русской литературной классики,, В'.чзстиветв, традиций* А.С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А* А. Фета»
Родственные начала в> духозвем Сшей Бунина и Блока обусло
вили принципы анализа» и* позвва. Ока рассмотрена в русле разви--
тия многозначных мотивов "нзгва-дорогиГ а "дома". Такой подход
освоен впервые применителат «с творчеству Бунина, а по отноше
нию к лирике Блока - обогащав новими (по сравнению с литерату
роведческими трудами,. в> первую очереди Д. Е. Шксимова) наблюде
ниями.
Избранное направление исследования привело к развенчанию
укрепившихся за Буниным определений; его будто бы "чистого эсте
тизма" и "планетаризма* обобщений;. С другой стороны, оспорена
характерная для многих работ о создателе "Стихов о Прекрасной
Даме" идеализация "текучести", "мистической" непроясненности
блоковских жизнеощущений. ,
Существующее уСэждение в якобы неколебимом следовании Бу-
- .-4-
нина - поэта реализму тоже подвергнуто пересмотру. При реалистических истоках образной системы бунинская лирика неизменно и щедро пропитана неудержимой авторской мечтой, обусловившей исключительность лирического субъекта и лирически;1- "ситуаций", приведших к романтическому предчувствию духовных потенций человечества. А. Блок, сам разделивший свои произведения на символические и романтические, передал сначала несовместимость, затек связь своих идеальных побуждения с подлинными запросами истории, с противоречиями общественного сознания, с недугами "этого", земного, "страшного мира". Постижение объективных закономерностей сущего немало опиралось на воссоздание конкретных жизненных явлений в их реальных соотношениях и логике развития.
Обоим художникам был свойственен синтетизм подходов к бытию, что свидетельствовано о сходстве их творческих устремлений. Ясно слышимая перекличка разных поэтических голосов далг возможность по-иному расценить целостный "хор" эпохи, -увиден слияние самостоятельных авторских партий. Литературный процесс начала века представлен в работе не сосуществованием противоположных друг другу эстетических концепций, а сложным единство)' внутренне взаимодействующих поэтических систем, несмотря Не разницу и даже внешнюю непримиримость авторских позиций.
Методы предпринятого исследования основываются на достижениях сравнительно-исторического и содержательно-структурной изучения литературных явлений. В диссертации осваиваются необходимые для темы приемы осмысления двух поэтических индивидуальностей в контексте литературной и общественной эпохи, способы сравнения своеобразных воплощений одинаковых мотивов, тем образов.
Изложение ведется в' проблемно-хронологической последова тедьности, а потому начинаетег с творчества Бунина. При со поставлений единиц художественного текста одни и те же произве дения могут привлекаться в разных главах в особом ключе обусловленном целью и направлением анализа. В работе делаете попытка при сопоставлении художественного наследия Бунина-Блока найти точки соприкосновения их образных систем, не эачер кивая, а напротив, четко выделяя ярк>.о оригинальность каждой.
Стремление проследить соотносительность творческого са носов! "шия Бунина и Блока определило соответствующую тек
структуру и диалектику исследования. От более широких, обобщенных сопоставлений мировоззренческого плана (гл. I) мы переходим к конкретным, вытекающим из них особенностям поэзии (гл. II,
III).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, каждая ис которых имеет ряд разделов, заключения;, библи-эграфии и приложения, где приводятся архивные данные - пометы Бунина на "Собрании сочинений А.Блока в одном,томе...", в частности опубликованные нами в "Учительской газете" (1992, 6 мая). Гекст работы изложен на 223 страницах машинописи, библиография засчитывает 208 наименований источников.