Введение к работе
Человек сделал всю планету своей экологической нишей и вошел в земное пространство осознающим себя и свое окружение существом. Пространственньге представления являются важным средством ориентации в мире. Сегодня человечество находится на грани антропологической катастрофы, поэтому методологическое исследование пространственных параметров социального и природного бытия имеет актуальное значение для разработки стратегий и сценариев дальнейшего развития русской духовной культуры. Вопросам изучения хронотопа и, в частности, пространства (или топоса) посвящены работы литературоведов (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, В.А. Марков, Д.Н. Медриш, Е.М. Мелетинский, СЮ. Неклюдов, В.Я. Пропп, Т.В. Тополевская, В.Б. Шкловский) и культурологов, философов
(А. Абасов, В.А. Амбарцумян, Д.И. Блохинцев, А. Грюнбаум, М.С. Каган, A.M. Мостепаненко и др.).
Понятия пространства, времени, движения - важнейшие категории познания. Философия в качестве общей методологии научного знания стремится ассимилировать в себе содержание понятий пространства, времени и движения, функционирующих в системе не только специальных знаний, но и в практической жизни. Понятие географического пространства помогает создать основу мировоззрения. Исторические условия влияют, на определенное восприятие географического пространства и отражаются в художественном пространстве Самарской Луки, которое мы наблюдаем в произведениях словесного творчества.
Самарская Лука - это уникальный полиэтничный регион с раритетным поликультурным ландшафтом, обусловленный не только историческими, но и географическими параметрами.
Существует множество работ, посвященных географии, экологии, топонимике, этнографии, истории, культуре, сборников устного народного творчества Самарской Луки, авторами которых являются: И.Р. Учайкина, Т.А. Александрова, В.Ф. Барашков, Э.Л. Дубман, Ю.Н. Смирнов, Л.М. Артамонова, Т.И. Ведерникова, Е.А. Ягафова, П.П. Фокин, Т.И. Тезикова, Ю.К. Рощевский, Е.А. Ах-медова, Н.А. Лекарева, В.В. Владимиров, СВ. Генералова и др. Однако, работ по изучению хронотопа и топоса Самарской Луки в литературных источниках практически не отмечено.
Цель работы - выявление значения художественного про-
странства в литературе и словесном творчестве Самарской Луки на основе опубликованных материалов, архивных данных, а также исследований автора. Всего было исследовано более двух десятков произведений словесного творчества, и более полутора десятков авторских произведений (А. Веселый, Садовников Д. Н., А. Ширяе-вец, А. Коринфский, А. Навроцкий, Н. Степной, Е. Шаповалов, С. Кузнецов, Ал. Алтаев и др.).
Объект исследования - художественное пространство произведений литературы и словесного творчества Самарской Луки.
Предмет исследования - конкретные единицы литературы и словесного творчества Самарской Луки, а именно - предания, легенды, исторические и лирические песни, а также литературные произведения, созданные на основе данных преданий, легенд и песен, т.е. произведений, в которых отражено художественное пространство Самарской Луки. Задачи исследования:
- выявить специфику пространственного восприятия мира этносом Самарской Луки, зафиксированную в литературных произведениях и словесном творчестве этого региона;
обозначить основные условия формирования специфики художественного пространства в литературных произведениях и словесном творчестве;
выявить группу авторских произведений, созданных на основе фольклорных в топосе Самарской Луки.
проследить общность художественного пространства произведений устного народного творчества и литературных; выявить принадлежность художественного пространства литературных произведений к конкретному топосу Самарской Луки;
соотнести конкретные литературные и фольклорные произведения с конкретными геоландшафтнымии объектами.
Теоретическая значимость работы заключается разработке мало изученного аспекта проблемы - соотнесении реального и художественного пространства; в фиксации исчезающей специфики художественного пространства литературных и фольююриых произведений Самарской Луки.
Практическое значение работы. Данное диссертационное
исследование прежде всего может способствовать сохранению литературного наследия региона Самарской области, а также более углубленному изучения русского словесного творчества Поволжья. Результаты диссертации могут быть использованы для преподавания в средних и высших учебных заведениях курсов устного народного творчества и литературного краеведения, а также могут быть применены в качестве регионального компонента как составной части русской художественной литературы. Кроме того, полученные результаты могут быть использованы в дальнейшей разработке туристического маршрута "Старо - русский тракт", создание которого планируется в ближайшее время на территории Самарской Луки.
Методологической основой диссертационной работы явились литературоведческие исследования М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, В.Н. Топорова, СЮ. Неклюдова, М.С. Кагана, а также работы по исследованию устного народного творчества В.Я. Проппа, А.Н. Афанасьева, Е.М. Мелетинского, Э.В. Померанцевой, взаимодействия литературы и фольклора Д.Н. Мед-риша и др. Материалом для создания данной работы явились:
экспедиционные материалы, собранные Т.Г. Турчанович в 1993 году;
архив общества содействия национальным паркам "Парквей";
личный архив Ю.К. Рощевского;
опубликованные отдельные песни, легенды и предания, литературные произведения Н. Степного, А. Ширяевца, Д. Садовникова, С. Кузнецова, Е. Шаповалова, А. Коринфского, А. Навроцкого, Ал. Алтаева, В. Балашова.
На защиту выносятся следующие положения:
- Велико значение художественного пространства литературы и
устного народного творчества Самарской Луки, что доказывается
на примере исследуемых фольклорных единиц и художественных
произведений русской литературы.
- Специфика художественного пространства литературы и устно
го народного творчества Самарской Луки заключается в сохране
нии литературных и фольклорных единиц, которое достигается
определенной "замкнутостью, « ограниченностью данной террито
рии Жигулями и рекой Волгой и некоторой отстраненностью от
воздействия цивилизационных процессов.
Прослеживается зависимость специфики художественного пространства литературы и устного народного творчества Самарской Луки от параметров географического, исторического и этнографического пространств данной территории.
Художественное пространство устного народного творчества Самарской Луки является основой и для литературных произведений, в которых данное художественное пространство произведений словесного творчества существует и является составным компонентом самого литературного произведения.
Апробация работы. Результаты исследования (отдельные главы и вся диссертация) были обсуждены на заседаниях кафедры русской классической литературы Самарского Педагогического университета в 1998, 1999, 2000 годах, в докладе на 24-й Самарской областной студенческой конференции (1998 г., апрель) были представлены материалы диссертации. Также апробация работы осуществлялась на международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина (1999, май). По теме диссертации был сделан доклад на 1-й межвузовской научной конференции в Самарском муниципальном институте управления (2000,май).