Введение к работе
Творчество Б. Пастернака привлекало внимание многих литературоведов. Исследователи В. В. Абашев, С. С. Аверинцев, В. Н. Альфонсов, А. Н. Архангельский, В. С. Баевский, Б. М. Гаспаров, Л. Л. Горелик, А. К. Жолковский, В. В. Иванов, Ю. М. Каган, И. И. Ковтунова, Д. С. Лихачёв, Л. А. Озеров, М. Г. Павловец, З. С. Паперный, Е. Б. Пастернак, Н. А. Фатеева, Л. С. Флейшман и др. обращались к разным аспектам изучения его художественного наследия: особенностям поэтики и стихосложения, сквозным образам и мотивам в его произведениях, становлению поэтической индивидуальности художника. Особого внимания заслуживает тема творчества в произведениях Б. Пастернака, изучение поэтической образности, восходящей в творениях художника к мифологическим представлениям, выявление аксиологических доминант его художественного мира, определение места художника в пространственно-временном континууме.
Е. Фарыно, исследуя образную систему Б. Пастернака, связывает творчество художника с мифологией западноевропейских стран. Взгляды Е. Фарыно разделяют в своих научных работах В. С. Баевский и Л. Л. Горелик, утверждая, что творчество Б. Пастернака можно рассматривать как новый миф о творении.
По мнению В. С. Баевского, мифологическое мировосприятие Б. Пастернака проявляется в его представлении о творческом процессе, соотносимом с актом творения, в антропоморфизации явлений природы, в детскости мироощущения художника, сходного в какой-то степени с первобытным видением мира.
Судьба художника, этапы его становления, эволюция темы творчества в произведениях Б. Пастернака стали предметом исследования в работах Л. Л. Горелик. Обращаясь к образной системе ранних лирических и прозаических текстов Б. Пастернака, Л. Л. Горелик рассматривает соотношения «пространства обыденности» и «пространства творчества», восходящих к мифологическим представлениям о мире.
А. Г. Маслова в исследовании «Поэтика хронотопа в раннем творчестве Б. Л. Пастернака» (Киров, 2003), обращаясь к пространственно-временной организации художественных текстов писателя, анализирует основные аспекты поэтики хронотопа в его произведениях. Единство времени и пространства рассматриваются исследователем через архетипы степь, дорога, сон и др. Предметом исследования диссертационной работы Е. М. Тюленевой («Творчество Б. Пастернака 1910 – 1920-х годов: мифо-мышление и поэтика текста», Иваново, 1997) стала мифопоэтика Б. Пастернака в произведениях 1910 – 1920-х гг. Исследователем рассматриваются два эстетических плана в произведениях писателя: мифомышление и концепция «безумия искусства», повлиявшие на трансформацию исходных мифов в ранних произведениях художника. А. В. Радионова («Путь Бориса Пастернака к „Доктору Живаго”», Смоленск, 2002) исследует природные образы в лирике Б. Пастернака, обращая внимание на их взаимосвязь и взаимовлияние в художественной концепции писателя. В диссертационной работе Т. А. Мегирьянц («Концепт «город» в творчестве Б. Пастернака», Воронеж, 2002) анализируется моделирующее начало концепта город в художественном сознании автора. Диссертация О. В. Богданович («Эволюция темы творчества в русской лирике первой трети ХХ века (В. Я. Брюсов, А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак)», Магнитогорск, 2008) направлена на исследование мотивно-образного комплекса русской лирики первой трети ХХ века, на анализ системы традиционных и оригинальных креативных образов и мотивов в творчестве Б. Пастернака.
Исследователи художественного наследия Б. Пастернака обращаются к философским истокам его творчества, определяющим становление, развитие образной системы художника. М. Окутюрье, рассматривая особенности философской позиции Б. Пастернака, называет понятие жизнь ключевым в произведениях писателя: чуткое отношение к жизни, к каждому её проявлению обусловливает трепетное отношение к творчеству, объясняет специфику поэтики художника. Исходя из философской позиции Б. Пастернака, А. Хан исследует, как с помощью метафорических образов художник реконструирует полноту бытия. Творческая личность, воспринимающая мир в динамике, развитии запечатлевает эту трансформацию в своём искусстве.
Творчество представляется Б. Пастернаку особой формой чувствования, исключительным способом постижения мира, особенным видом созидательной деятельности, а художник наделяется высокой миссией участвовать в процессе пересоздания мира, объединять своим искусством прошлое, настоящее и будущее. Творческая личность, по мнению писателя, балансирует между различными временами и пространствами, его искусство всеобъемлюще; художник, растворяясь в действительности, изменяясь вместе с ней, способен расширить знания о мире, возвыситься над привычным представлением о нём, раскрыть новые грани бытия.
Несмотря на проработанность темы творчества в произведениях Б. Пастернака, на изученность образной системы писателя, стилевого своеобразия его художественных текстов, некоторые вопросы продолжают оставаться недостаточно проясненными. Наше исследование направлено на выявление и уточнение значимых элементов концептосферы в ранней прозе Б. Пастернака, связанных с творческим процессом, на раскрытие взаимоотношений природного и культурного пространств в прозаических текстах писателя, на рассмотрение их ценностных доминант. Подобный подход способствует расширению представлений о художественной прозе Б. Пастернака, о динамике аксиологически значимых составляющих его художественного мира, определяющих становление творческой личности в его произведениях, о ведущих тенденциях литературного процесса первой трети ХХ века. Этим обусловлена актуальность предпринятого исследования.
Изучение концептов является одним из наиболее разрабатываемых направлений в современной гуманитарной науке (филологии, философии, культурологии, психологии, социологии, политологии). В филологических науках к проблеме концепта обращались такие исследователи, как А. Вежбицкая, В. Карасик, Ю. Караулов, Е. Кубрякова, Д. Лихачев, В. Маслова, З. Попова, Ю. Степанов, И. Стернин, Л. Чурилина и др. В настоящее время есть опыт исследования концептов в творчестве отдельных авторов. Так, в диссертационной работе Н. Н. Гребенщиковой анализируется концепт человек в творчестве М. Горького («Концепт человека в художественной системе М. Горького (рассказы первой половины 1920-х гг.)», Бирск, 2009), а в исследовании А. В. Прошунина – концепт странник в прозе М. Горького («Образ-концепт Странника в раннем творчестве М. Горького: генезис и топология», Воронеж, 2005); И. П. Кривец рассматривает концепт дом в произведениях А. С. Пушкина («Концепт дома в художественном мире А. С. Пушкина», Владивосток, 2005), Т. А. Мегирьянц исследует концепт город в творчестве Б. Пастернака («Концепт «город» в творчестве Б. Пастернака», Воронеж, 2002) и т.д.
Под концептом мы будем подразумевать философско-эстетический феномен, ментальное образование, являющееся единицей художественной картины мира автора, заключающее в себе, с одной стороны, универсальный, художественный и культурный опыт (дискретная единица культурного сознания), с другой, – эмоционально-чувственные проявления индивидуума. В своих наблюдениях мы опирались на опыт исследования концептов М. М. Полехиной и Т. И. Васильевой.
Для обозначения совокупности взаимосвязанных концептов Д. С. Лихачёв вводит термин «концептосфера». Мы учитываем опыт изучения концептосферы литературоведами и лингвистами (Грацианова И. С. Концептосфера и архетипическое пространство русской онтологической прозы последней четверти ХХ в. – Краснодар, 2004; Маслова В. А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой. – М.: Флинта: Наука, 2004; Чернякова М. А. Концептосфера В. Маяковского: аксиологические доминанты автора и лирического героя. – Магнитогорск, 2008). В нашей работе рассматривается концептосфера творчества в ранней прозе Б. Пастернака с точки зрения выявления особенностей поэтики художественного пространства, определения его аксиологических доминант, которые оказываются значимыми в процессе становления художника.
Концепция творчества Б. Пастернака, предопределённая особенностями его восприятия и познания действительности, явилась стержнем философско-эстетической системы художника. В ранних прозаических произведениях Б. Пастернака отражены сложившиеся к 1910 году философско-эстетические взгляды писателя, его представления о роли художника в мире, о сути творческого процесса. На формирование художественных принципов Б. Пастернака оказали влияние как его увлечение живописью и музыкой, так и занятия философией у профессора Г. Когена. Внимание философов, придерживающихся позиций неокантианской школы, было сосредоточено на художественно-эстетическом осмыслении мира. Согласно взглядам неокантианцев, все предметы и явления действительности познаются субъективно, их образ, индивидуальные качества и свойства рождаются в воображении людей. По мнению философов-неокантианцев, художник, обладая высокой восприимчивостью, эмоциональностью, наблюдательностью, творческими способностями, открывает наиболее яркие, значимые явления в мире, то, что не способен разглядеть «обыкновенный» человек. С учением Г. Когена связывается и представление Б. Пастернака о бессмертии творческой личности: частица души художника, его идеи остаются жить в произведениях искусства.
Существенное влияние на творческую концепцию Б. Пастернака, на становление его образной системы оказала философская теория Г. Шпета, согласно которой словесный образ – это живой, многоуровневый организм, каждый раз обретающий новое значение во взаимоотношениях со сферами бытия (миром природы и культурным пространством, временными пластами, сознанием художника). Философ указывает на органическую связь слова и называемого предмета. Л. Л. Горелик считает, что «опираясь на феноменологическую философию, Б. Пастернак разрабатывает теорию творения как «пересоздания» действительности в результате собственного её порыва к новому воплощению под воздействием творческой интенции художника».2 Внутренняя форма слова, в соответствии с учением Г. Шпета, связана с законами развития языка, культурного, эстетического уровня, она отражает динамику мира. По замечанию А. Хан, «в эстетическом мышлении Бориса Пастернака цельность структуры поэтического «Я» обеспечивается именно интегрирующей деятельностью творческого сознания, его способностью стать узлом многонаправленных отношений, осмысляющих бытие непосредственно воспринимаемых явлений».3
Религиозное учение Франциска Ассизского также не осталось без внимания Б. Пастернака. Христианское учение Ассизского о благодарном, радостном приятии всех проявлений жизни, об искренней, глубокой любви к малейшим деталям бытия, которые, по мнению святого, наделены душой, становится значимым для Б. Пастернака. Всё творчество художника проникнуто любовью к окружающей действительности, чувством восторга перед лицом Природы. Для него весь мир это не только воплощение тайны, но и проявление высших чувств, внимания и отзывчивости.
В качестве материала диссертационного исследования избраны произведения Б. Пастернака 1910 – 1920-х гг.: неоконченные прозаические произведения 1910 – 1912 гг. («Я спускался к Третьяковскому проезду», «У Дорогомиловской заставы», «Когда Реликвимини вспоминалось детство…», «Верба I. Жизнь», «Вместо земли здесь были ели…», «Прежде всего мне хочется говорить о той были…», «Вероятно, я рассказываю сказку» и др.); неоконченная повесть «История одной контроктавы»; повести «Детство Люверс», «Апеллесова черта», «Воздушные пути», «Письма из Тулы»; автобиографические повести «Охранная грамота», «Люди и положения».
Объектом исследования стали природные и культурные концепты художественного пространства в ранней прозе Б. Пастернака.
Предметом исследования является пространство творчества в ранней прозе Б. Пастернака.
Цель работы: рассмотреть аксиологию художественного пространства в концептосфере творчества Б. Пастернака 1910 – 1920-х гг.
Обозначенная цель исследования предполагает решение следующих задач:
-
рассмотреть особенности художественного воплощения природных концептов (воздух, вода) в ранней прозе Б. Пастернака;
-
проанализировать своеобразие семантических полей культурных концептов (город, дом) в раннем творчестве художника;
-
проследить динамику концептосферы Б. Пастернака на материале произведений 1910 – 1920-х гг.;
-
выявить аксиологические доминанты художественного пространства ранней прозы писателя.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что впервые рассматривается концептосфера творчества ранней прозы Б. Пастернака, ценностная характеристика пространственных концептов.
Теоретическая значимость нашей работы состоит в том, что впервые при рассмотрении ранней прозы Б. Пастернака используется концептный анализ: в практику литературоведческого исследования включается изучение концептов как философско-эстетических феноменов, в смысловых полях которых присутствуют аксиологические характеристики, отражающие специфику художественной картины мира писателя.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов научного исследования в преподавании вузовского курса истории русской литературы ХХ в., спецкурсов и спецсеминаров по литературе и культурологии, в практике довузовского образования.
Методологическую основу исследования и его теоретическую базу составляют работы историков и теоретиков литературы: Б. Гаспарова, Д. Лихачева, Ю. Лотмана, Е. Мелетинского, В. Топорова и др.; работы исследователей творчества Б. Пастернака: В. Абашева, В. Альфонсова, В. Баевского, Д. Быкова, Л. Горелик, А. Жолковского, К. Поливанова, Е. Фарыно, Н. Фатеевой, Л. Флейшмана; философские труды Э. Гуссерля, И. Канта, Г. Когена, Ф. Ницше, Г. Шпета и др.; исследования отечественных лингвистов В. Карасика, З. Поповой, Ю. Степанова, И. Стернина, Л. Чурилиной и др.
В работе использовались сравнительно-исторический, герменевтический методы исследования, метод концептного анализа.
Исследователи расходятся в понимании приёмов и методик данного анализа и разводят понятия, раскрывающие принципы литературоведческого и лингвистического подходов, используя следующие термины: «концептуальный анализ» художественного текста, «концепторный анализ», «концептный анализ». В качестве рабочего термина мы используем «концептный анализ», под которым подразумеваем особый тип исследования художественного произведения, предполагающий анализ концептов как философско-эстетических феноменов в художественной системе писателя, заключающих в себе универсальные представления о мире и индивидуальные эмоционально-чувственные проявления автора, определение их содержания и выявление динамики смыслового поля с целью более глубокого раскрытия художественного мира автора.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на методологических семинарах кафедры русской литературы ХХ в. Магнитогорского государственного университета, на заседаниях научно-теоретического семинара молодых преподавателей и аспирантов-литературоведов при кафедре русской литературы ХХ в. Магнитогорского государственного университета (2007 – 2009), на международной научной конференции «VIII Ручьёвские чтения. Изменяющаяся Россия в литературном дискурсе: исторический, теоретический и методологический аспекты» (Магнитогорск, 2007), на Всероссийской заочной конференции «Актуальные проблемы изучения литературы на перекрестке эпох. Форма и содержание: категориальный синтез» (Белгород, 2007), на IV Международной научно-практической конференции «Литература в контексте современности» (Челябинск, 2009), на III Всероссийской научной конференции «Наука и устойчивое развитие: (Нальчик, 2009) и апробированы в 11 публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
-
Концептосфера творчества в ранней прозе Б. Пастернака как система взаимосвязанных природных и культурных концептов отражает значимые для писателя ценностные характеристики художественного пространства, динамику его взглядов на творческий процесс, на взаимоотношения художника и действительности. Основу концептосферы творчества составляют как концепты, связанные с природными явлениями (вода, воздух, огонь, земля), бытовыми реалиями (город, сад, дом), так и понятия, отражающие чувства, внутреннее состояние художника (любовь, счастье, страдание, игра, детскость). Все они объединены идеей творчества. Структурообразующими элементами пространственных концептов вода, воздух, город, дом являются творчество, любовь, художник.
-
Репрезентантами концепта вода в прозаических произведениях Б. Пастернака 1910 – 1920-х гг. становятся понятия море, морское дно, морская раковина, река, ливень, дождь, которые соотносятся с представлениями писателя о духовных качествах творческой личности, о неординарном восприятии художником мира природы, о специфике творческого процесса, которым руководит сама природа. Значимым в смысловом поле концепта вода оказывается представление об очищающей силе стихии, смывающей всё привычное и творящей новую действительность.
-
Структуру концепта воздух в ранней прозе Б. Пастернака составляют понятия воздушный путь, ветер, метель, связанные с динамикой взглядов писателя на этапы творческого пути художника, предопределённость его судьбы, стихийный характер вдохновения. Воздух соотносится в произведениях Б. Пастернака с образом души, дыханием, актуализируя представления писателя о неразрывной взаимосвязи жизни и творчества.
-
В раннем прозаическом творчестве Б. Пастернака смысловое поле концепта город включает понятия улица, площадь, архитектурные строения, городской сад, связанные с креативными качествами художника и пространства: испытывающий постоянное преображение город влияет на фантазию творческой личности, рождает в её сознании новые образы, в то же время художник своим искусством участвует в преобразовании действительности.
-
Концепт дом в прозе Б. Пастернака 1910 – 1920-х гг. представлен понятиями храм, театр, комната, окно, лестница, стена, характеризующими его как модель мироздания, локус творчества, сакральное пространство, охраняющее, оберегающее художника. Значимым является восприятие дома как отражение внутреннего мира творческой личности на каждом этапе её становления.
Структура работы определена последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, составляющего 292 наименования. Общий объем работы 192 страницы.