Введение к работе
В современном литературоведении русская поэзия советского периода рассматривалась под самыми разными углами* общественно-политическим, тематическим, жанрово-стилистическим и тд В настоящее время появились интересные исследования, в которых были предприняты попытки объяснить феномен литературы «сталинской» эпохи как в целом, так и в лице отдельных представителей Следует учитывать, что литература этого времени связана, с одной стороны, с предшествующей культурной эпохой, в частности, если говорить о поэзии, то налицо взаимосвязь с этическими и философскими идеями литературы начала века. С другой стороны, шла ломка прежних представлений и воззрений, зарождались новые, не имеющие еще четких контуров течения, соответственно менялась концепция мира и человека В связи с этим особое значение приобретает вопрос о своеобразии литературного процесса 1920-1930-х годов, необходимости осмысления феномена поэзии этого периода в свете последних достижений историко-литературных и культурологических исследований.
Актуальность и степень изученности вопроса. Актуальность работы определяется в первую очередь тем, что философский подход к литературе, описание картины мира в творчестве конкретного художника становится сегодня одной из важнейших задач литературоведческого исследования Именно мировоззренческий подход, по нашему мнению, должен стать исходным в постижении как литературного процесса в целом, так и творчества отдельных писателей
В центре исследования находится художественная картина мира в поэзии ПН Васильева (1910-1937) В диссертации отмечается, что понятие «картина мира» включает в себя ценности культуры, жизненный опыт субъекта, его мировосприятие, представляющее систему взглядов поэта на окружающую действительность и вбирающее в себя ответы на важнейшие философские вопросы об основах бытия, о смысле и цели человеческой жизни, ценностных идеалах и т д
Мировоззрение Васильева складывалось под влиянием многих факторов
В первую очередь следует отметить личный жизненный опыт поэта, его
формирование на стыке двух культур - западной и восточной Важнейшим
источником Васильевской модели мира и человека становится патриархальная
культура. Фольклор был уже готовой системой нравственных и эстетических
ценностей, способов эмоционального и этического воздействия на
человеческую личность Фольклорные образы и мотивы (причем как русские,
так и казахские) становятся для Васильева универсальным средством
постижения народной жизни Кроме того, необходимо учитывать
определенное влияние нравственно-философских идей новокрестьянских поэтов (в первую очередь С Есенина и Н Клюева), что во многом предопределило черты художественной системы Васильева, в которой ведущей оказалась концепция «родового начала».
Выбор темы диссертационного исследования обусловлен несколькими причинами
во-первых, само имя Васильева стоит несколько особняком в поэзии 1920-х-1930-х годов, его творческая и человеческая судьба трагична он был известен современникам как яркий и талантливый поэт, но, тем не менее, явно недооценен ими По масштабу дарования Васильев мог претендовать на признание и понимание своего творчества позднее, однако, трагически погибнув в 1937-м году, долгое время оставался для многих читателей поэтом малоизвестным;
во-вторых, только с конца 1950-х годов поэзия и проза Васильева стали фактом культуры России, творчество поэта все больше завоевывает внимание читателей, вызывает интерес ученых-филологов,
в-третьих, обращение к его поэзии позволит составить представление о специфике Васильевский картины мира на фоне основных тенденций литературной эпохи 1920-1930-х годов
Кроме того, до настоящего времени практически отсутствовали системные исследования поэтического мира Васильева, что объясняет наше желание восполнить этот научный пробел
Творчество Васильева является одной из самых спорных страниц поэзии 1920-1930-х годов, оно вызывало острую полемику среди современников, привлекало и привлекает внимание читателей и исследователей как явление, присущее определенному типу творческой личности По мере возрастания внимания к поэтическому наследию художника ученые начинали проявлять заинтересованность в изучении творческого пути поэта, его вклада в развитие русской поэзии советского периода Литература о жизни и творчестве Васильева обширна и многогранна Среди работ о поэте - монографии, статьи, сборники статей, диссертации, в которых рассматриваются как идейно-художественная эволюция Васильева в целом, так и отдельные периоды его творчества, говорится о литературном окружении поэта, анализируются конкретные произведения Несмотря на обилие критической литературы, посвященной жизни и творчеству создателя «Песни о гибели казачьего войска» (1929-1930), она ограничивается либо исследованиями биографического характера, либо самыми общими осмыслениями интересующей нас проблемы
Назрела необходимость всестороннего изучения поэзии Васильева эволюции творчества, национального, эстетического и философского своеобразия его наследия В современном васильеведении можно выделить работы; в которых были намечены подходы к анализу художественной картины мира В разное время к этой проблеме обращались Е Беленький, П С Выходцев, П П. Косенко, С Куняев, Т М Мадзигон, Ал Михайлов, С К. Шаймарданова, С Шевченко и др. Конечно, эти и другие исследования представляют собой ценный материал, однако многие важнейшие аспекты Васильевского творчества остаются нераскрытыми и требуют специального изучения. В первую очередь это концепция мира и человека в поэзии Васильева, которая, по нашему убеждению, является ключевой для осмысления его произведений Решение данной проблемы требует большей
конкретики и углубленности в освещении гносеологических и аксиологических составляющих мировоззрения поэта, на основе которых он выстраивал свою картину мира, проникнутую идеей исторической и родовой памяти, хотя эти принципы не всегда находятся на поверхности произведений Построение подобной модели позволяет шире и глубже раскрыть многоуровневый характер Васильевской поэзии
Теперь уже не вызывает сомнений правомерность высказываний современных исследователей о том, что творчество Васильева не ограничивается теми рамками, которые определила критика 1920-1930-х годов, характеризуя его то как певца уходящей русской деревни, апологета кондового кулацкого быта, то как поэта аполитичного, работающего на нейтральном материале, а то и как создателя классических образцов советского искусства Подобные взгляды опровергаются неповторимыми по своей силе и красоте стихами и поэмами этого замечательного мастера слова О Васильеве сказано немало противоречивого, но никто из тех, кто писал о поэте, даже его яростные противники, не отрицали в нем истинного художника Яркий природный поэтический дар Васильева заслуженно приобрел всеобщее внимание, а его творчество получило высокую оценку в работах ученых
При жизни поэта не вышло ни одного сборника его стихов, хотя сам он неоднократно делал попытки издать свои произведения. Первый сборник «Путь на Семиге» (1932) был запрещен к публикации Главлитом В отделе рукописей Российской государственной библиотеки имеются гранки не вышедшего поэтического сборника «Стихи» (1933) Лишь с конца 1950-х годов читатели смогли познакомиться с наследием Васильева в 1957 году в Москве вышли «Избранные стихотворения и поэмы» В последующие десятилетия было опубликовано еще несколько Васильевских сборников Последнее издание Васильевского наследия было осуществлено в 2002 году С Куняевым, подготовившим к публикации сборник «Павел Васильев Сочинения Письма»
Творческое развитие поэта происходило в насыщенный драматическими событиями период отечественной истории, в эпоху резкого кризиса общества, породившего серьезную переоценку ценностей Оно неизбежно оказывается связанным с судьбой целого поэтического поколения, пришедшего в литературу в середине 1920-х годов (в частности, с творчеством Э. Багрицкого, А. Безыменского, Б Корнилова, И Сельвинского, Н Тихонова, И. Уткина и др) Судьба представителей этой литературной генерации сложилась по-разному Одни после небольших колебаний приспособились к новой общественно-политической ситуации, другие стали заложниками и жертвами тоталитарной системы (в том числе и автор «Соляного бунта», 1932-1933)
Особого внимания требует анализ сложной литературной ситуации 1920-1930-х годов, которая сопровождалась кризисными явлениями, что во многом было связано не только со сменой культурной парадигмы, но и с политико-идеологической переориентацией в сознании русского общества. В этом контексте представляется актуальным исследование поэзии Васильева как самостоятельного социально-философского дискурса, позволяющего выявить своеобразие картины мира, созданной поэтом
Избранные аспекты исследования соответствуют современным требованиям литературоведческой науки освещения историко-литературного материала в широком философско-культурологическом контексте.
Предметом исследования выступает мировоззренческая концепция Васильева, основные составляющие его картины мира Особый смысл в этой связи приобретают типологические схождения Васильева с близкими ему поэтами. Характер, направленность и результаты интенсивных идейно-художественных, нравственно-философских поисков Васильева, их значимость для понимания литературного процесса тех лет - все это позволяет проследить единство и различие картин мира в творчестве поэтов того времени, создает условия для более глубокого и многоаспектного осмысления и переосмысления творческого опыта поэта
Объектом диссертационного исследования являются феномены художественной картины мира и мировоззрения поэта, их внутреннее единство и противоречивость
Материалом исследования послужили стихотворения и поэмы, вошедшие в поэтические сборники Васильева, а также произведения, не включавшиеся в сборники и опубликованные либо в периодике, либо не опубликованные до сих пор и находящиеся на хранении в архивах Некоторые из них впервые введены в научный оборот
Цели и задачи исследования состоят в том, чтобы рассмотреть творчество Васильева как культурно-исторический феномен в контексте этических, эстетических и социальных идей русской литературы 1920-1930-х годов, представить его художественную картину мира как внутренне сложную и динамическую систему
Цель настоящего исследования заключается также в выявлении и описании основных составляющих картины мира в поэзии Васильева, способов их реализации как на социально-философском уровне, так и на уровне поэтики Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи-
определить место поэта в литературной и общественной жизни 1920-1930-х годов, сущность его социально-политической позиции, мировоззрения, идейно-художественных поисков;
проследить формирование мировоззренческих установок в поэзии Васильева, их столкновение с исторической реальностью. Конкретизировать общие и частные проявления художественной картины мира,
- выявить формы репрезентации человека и мира в поэзии
Васильева в природном, личностном и социальном аспектах.
Охарактеризовать типы ценностных установок героев внутри
каждой из выделенных сфер,
проанализировать семиотику социальных и патриархальных отношений, мотивно-тематических оппозиций в художественном мире поэта;
рассмотреть эстетическое своеобразие Васильевской картины мира и способы ее художественной реализации.
Методологическую базу работы составляют классические и
современные работы отечественных и зарубежных литературоведов, философов, культурологов В качестве теоретических источников использованы труды Л Аннинского, М М Бахтина, Г. А Белой, М Л. Гаспарова, Г. Д Гачева, А. Я Гуревича, А К. Жолковского и Ю К Щеглова, Д С Лихачева, А Ф. Лосева, Ю М. Лотмана, С. Г. Семеновой, Ю. С. Степанова, В. Н Топорова, М Н. Эпштейна и других исследователей, конкретизирующих понятие картины мира и концепцию человека в литературе Усилиями ученых были разработаны достаточно строгие определения картины мира, которые использованы в работе Многоаспектный подход к интересующей нас проблеме предполагает интегрирующий анализ, учитывающий историко-литературный, сравнительно-исторический, типологический и интертекстуальный подходы к изучению художественного текста
Результаты исследования и их научная новизна. Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым в отечественном васильеведении целостным исследованием творчества поэта Анализ важнейших параметров Васильевской картины мира позволяет сделать вывод об органичном единстве философских, этических и художественных сторон наследия поэта В качестве формирующего принципа художественной картины мира в поэзии Васильева выступает многоуровневая концепция мира и человека, позволяющая акцентировать внимание на аксиологических, духовно-эстетических аспектах, лежащих в основании поэтического мира Васильева Данная проблема рассмотрена на фоне мировоззренческих и стилевых исканий в поэзии 1920-1930-х годов, что позволяет конкретизировать типологию художественной системы автора Отмечено также новое качество поэзии этих лет, которое во многом определяется сменой культурного кода. В работе систематизированы критические и научные исследования, посвященные личности и творчеству художника, проанализированы сложившиеся, ставшие традиционными, а также дискуссионные подходы к оценке творчества поэта
Осмысление художественной картины мира в творчестве Васильева дает возможность преодолеть фрагментарный характер изучения его произведений, позволяет обобщить и дополнить имеющийся в литературоведении материал об особенностях художественного мира поэта, вывести некоторые закономерности литературного процесса 1920-1930-х годов, черты и тенденции развития поэзии данного периода
Положения, выносимые на защиту.
1 Целостный анализ поэзии Васильева подтверждает значимость мировоззренческого начала в его творчестве Мировоззренческая позиция поэта формировалась под влиянием многих факторов, определивших авторское видение мира и его восприятие жизненного опыта, разных культурных парадигм, этических и эстетических представлений
Доминантой мировоззрения Васильева является столкновение в его поэзии взаимоисключающих идеалов, что было связано с отражением кризисного сознания современного человека, переживающего отрыв от «почвы», «исторической памяти» и других традиционных ценностей
Творчество Васильева развивалось в контексте народнопоэтических традиций, что выразилось в использовании мифопоэтических составляющих, в которых раскрываются специфические черты художественной картины мира. Особенностью картины мира поэта является обращение к народным знаниям и традиционным ценностям, глубокое понимание мира и человека, индивидуального и коллективного, представление о целостности и гармоничности патриархального быта. С другой стороны, можно говорить об экзистенциальном начале в творчестве Васильева В данном случае речь идет не столько о системе взглядов, сколько о способе поэтического мировосприятия, способности поэта рассматривать вечные проблемы через призму индивидуального сознания.
4. Одним из компонентов онтологических представлений поэта можно назвать драму родового сознания, которая коренится в эмоциональной и интеллектуальной экстраординарности личности художника, преодолевающего духовный нормативизм своего времени По мере эволюции поэта социально-политическая доминанта начинает уравновешиваться началом индивидуально-личностным, родовым, что позволяет говорить об актуализации философии и эстетики новокрестьянской поэзии
5 Культурное пространство художественного мира Васильева многослойно и организуется, во-первых, культурой Западной Сибири (провинция), во-вторых, влиянием казахской культуры (Восток) Все это дополняется воздействием культуры центра (Запад) Обращение к разным культурам дает возможность их органичного соединения и возникновения неповторимого «евразийского» поля
6. Непосредственным отражением специфики художественного мышления Васильева, поэтической концепции бытия являются заложенные в основание картины мира мотивно-тематические оппозиции, система концептов-доминант, создающих целостный образ мира и человека
Практическая значимость работы. В проведенном исследовании творчество Васильева было рассмотрено в контексте приоритетных направлений в литературе 1920-1930-х годов, что позволило определить роль поэта в данной культурной парадигме Был предложен системный подход к изучению творчества художника, связывающий его судьбу с исторически закономерным развитием русской поэзии первой половины
XX века Данный временной отрезок осмыслен как особый историко-литературный этап с собственными нравственными, эстетическими, общественно-политическими доминантами
Практическая значимость исследования заключается также в возможности применения систематизированного в ней материала для дальнейшего изучения русской поэзии советского периода Результаты работы позволяют представить более цельную картину развития поэзии 1920—1930-х годов Отдельные положения диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах, а также учтены при комментировании текстов произведений Васильева Кроме того, предъявленный в работе материал может быть применен при чтении регионального курса «История литературы Сибири»
Апробация работы Основные положения диссертационного исследования были апробированы на международных и межрегиональных конференциях и научных семинарах как по творчеству Васильева (Павлодар -1999, 2001, 2002, 2003, 2004, Омск - 1999), так и по историко-литературным проблемам (Омск- 1998,2000,2001,2002, 2006, 2007, Иркутск- 1995, Барнаул - 1997, 1998, Петропавловск - 2006 и др) Содержание диссертации отражено в работах «Ранняя лирика Павла Васильева», «Художественная картина мира в поэзии П Васильева» и 29 научных статьях, опубликованных в различных научных сборниках как в России, так и в Казахстане
Структура диссертации Структура работы определяется ее целями и задачами Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии
Содержание изложено на 352 страницах, список литературы включает 396 наименований