Введение к работе
Творчество Н. Гумилёва лишь недавно стало возвращаться не только к читателю, но и к исследователю. Этого художника не издавали больше шести десятилетий, его табуированное имя вычёркивалось цензорами и редакторами из книг и статей. Последние два десятилетия стали появляться работы о Н. Гумилёве-человеке, путешественнике, этнографе, основателе акмеизма и литературном критике, наконец, поэте. Но до сих пор два аспекта - Н. Гумилёв-прозаик, да ещё, пожалуй (хотя и в меньшей степени), Н. Гумилёв-драматург - остаются мало исследованными. Между тем проза представляет значительный пласт творчества художника, и анализ её поможет понять направление поисков Н. Гумилёва в начале пути, осмыслить процесс эволюции от символизма к акмеизму. Этим положением и определяется актуальность предлагаемой работы.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринимается попытка целостного интертекстуального анализа сборника рассказов «Тень от пальмы» и определения роли рассказов в формировании акмеистической концепции.
Объектом исследования является сборник рассказов Н. Гумилёва «Тень от пальмы», а предметом - философия прозаических текстов автора и их интертекстуальные связи.
Цель работы - выявление философско-эстетической специфики указанных прозаических произведений Н. Гумилёва. Цель работы предполагает решение следующих задач:
обозначить идейно-тематическую направленность сборника рассказов и рассмотреть его как художественное явление, выявив специфику каждого рассказа в отдельности;
установить роль художественной прозы Н. Гумилёва в формировании акмеистической концепции;
выявить основные культурно-исторические пласты предшествующего и современного художнику искусства, представленные в рассказах;
4) определить способы введения и функции актуализованных интертекстов.
В работе использованы историко-литературный с элементами
биографического, системно-типологический, сравнительно-исторический и
герменевтико-интерпретационный методы, а также метод
интертекстуального анализа текста.
Теоретическая база исследования определена работами по полифонии и
интертекстуальности М. Бахтина, Ю. Караулова, Ю. Кристевой,
Г. Слышкина, И. Смирнова и других.
Методологически значимыми для диссертационного исследования стали посвященные проблеме соотношения своего и чужого слова у акмеистов работы М. Гаспарова, Н. Грякаловой, Л. Кихней, Ю. Левина, Г. Левинтона, О. Лекманова, М. Лотмана, 3. Минц, О. Ронена, М. Рубине, Д. Сегала, И. Смирнова, К. Тарановского, Р. Тименчика, В. Топорова, Н. Фатеевой, Т. Цивьян, О. Ханзен-Лёве. Кроме того, актуальными для исследования стали посвященные проблеме интрекстуальности собственно гумилевских текстов
работы А. Архиповой, Л. Аллена, М. Баскера, Н. Богомолова, В. Десятова, С. Зинина, Ю. Зобнина, Т. Зориной, К. Ичина, А. Кобринского, С. Колосовой, А. Казанцевой, Г. Косикова, И. Кравцовой, О. Лекманова, Е. Мазуровой,
0. Обуховой, А. Павловского, П. Паздникова, Е. Раскиной, Е. Сергеевой,
Р. Тименчика и других.
Исследование философско-эстетической специфики прозаических произведений Н. Гумилёва проводилось с учётом работ, написанных непосредственно по прозе этого автора. Среди них исследования М. Баскера, М. Васильевой, И. Ерыкаловой, С. Зинина, С. Колосовой, О. Обуховой, А. Поповой, Е. Раскиной, Э. Сампсона, а также Е. Беренштейна, О. Егоровой, Ю. Зобнина, А. Кобринского, Е. Подшиваловой, В. Полушина.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы (основные положения, конкретные наблюдения) могут быть использованы в последующих научных разработках, посвященных творчеству Н.Гумилёва, а также при подготовке вузовских курсов по истории русской литературы конца XIX- начала XX века и спецкурсов по прозе и поэзии автора.
Значительный вклад в исследование внесён тем, что автор диссертации был включен в число участников подготовки шестого тома художественной прозы полного собрания сочинений Н.С. Гумилёва, который содержит ссылки на статьи, напечатанные по теме диссертации и включённые в примечания научно-художественного издания, выпущенного Пушкинским домом (Гумилёв Н.С. Полное собрание сочинений. В Ют. Т.6. Художественная проза. - М.: Воскресенье, 2005. - 544 с).
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и определена философско-эстетической направленностью рассказов. Диссертация состоит из Введения, четырёх Глав, Заключения и библиографического списка. При распределении материала по главам использовался идейно-тематический принцип. В каждой главе выделяется важная для прозы Н. Гумилёва тема и исследуются пути воплощения авторского замысла.
Основные положения, выносимые на защиту.
Сборник рассказов Н. Гумилёва «Тень от пальмы» представляет собой художественное явление, включённое в единый «текст» гумилёвского творчества. Рассказы дополняют друг друга, каждый по-своему раскрывая суть гумилёвского мировоззрения.
В ранней художественной прозе Н. Гумилёва (более свободной от влияния символистской поэзии, нежели его стихи этого периода) происходит становление акмеистической философии. Проза представляет собой своеобразное экспериментальное поле, на художественном пространстве которого обдумываются и проверяются основные положения будущих манифестов.
В сборнике рассказов «Тень от пальмы» Н. Гумилёв обращается к вечным темам (любовь, тайна, страсть и вожделение, творчество, смерть,
вера), но предлагает их новое прочтение в свете философии и эстетики зарождающегося течения.
Принцип «преемственности во имя искусства» реализуется в рассказах не только на концептуальном, но и на текстовом уровне: Н. Гумилёв выстраивает свою концепцию, обращаясь к разным пространственно-временным полям, «текстам культуры» (произведениям различных видов искусства) и «текстам жизни».
Н. Гумилёв использует все способы введения реминисценций в текст (упоминание, цитацию, квазицитацию, аллюзию, продолжение), при этом прецедентные тексты в контексте нового целого (гумилевских рассказов) вступают в сложные взаимоотношения друг с другом и с «вместившим» их произведением. Культурные коннотации, отсылая к художественным мирам писателей разных эпох и стран, создают многоуровневую, сложным образом переплетающую эмоции и мысли ассоциативную глубину.
Работа прошла апробацию на следующих 1) международных научных конференциях: «Международная конференция молодых филологов» (Тарту 2002, 2003, 2004), «Мир идей и взаимодействие художественных языков в литературе нового времени» (Воронеж 2003), «Эйхенбаумовские чтения -5» (Воронеж 2004, 2006), «Научно-литературные чтения, посвященные 150-летию со дня рождения И.Ф. Анненского» (Москва 2005), «Русский синтаксис в лингвистике третьего тысячелетия» (Воронеж 2006), «Гумилёвские чтения» (Санкт-Петербург 2006); 2) всероссийских научных конференциях: «Русская литература и философия: постижение человека» (Липецк 2003), «Русская словесность на рубеже веков: методология и методика преподавания русского языка» (Воронеж 2005), а также итоговых научных сессиях ВГУ (Воронеж 2004, 2005). По теме диссертации опубликовано пятнадцать работ.