Введение к работе
Предлагаемое диссертационное исследование относится к теории и истории фабулистики и сюжетосложения, в которых по-прежнему важными являются проблемы изучения фабульного репертуара русской классической литературы
Теоретической базой представленной работы стали труды таких видных литературоведов, как А Н Веселовский, Б В Томашевский, А Л Бем, В В Кожинов, Б М Жирмунский, В.Я Пропп, НЛ Берковский, Б Ф Егоров, В А Зарецкий, Е М Таборисская, М М Бахтин, В Е Ветловская и, в наибольшой степени, РГ Назиров, который изучил и описал основные фабулы в произведениях А С Пушкина и Н В Гоголя
Актуальность диссертационной работы состоит в том, что в ней предлагается типологическая характеристика одной из наиболее распространенных в русской классической литературе фабул - фабулы неравной любви До сих пор она специально не рассматривалась, поэтому необходимо выделить инвариант и генерализующие мотивы данной фабулы, рассмотреть ряд ее репрезентативных вариаций и описать соотношение традиционных и индивидуально-новаторских контекстов и смыслов этих вариаций
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней на материале русской литературы конца XVIII - начала XIX века впервые выделяется и
' Веселовский А Н Историческая поэтика. - М Высшая школа, 1989, Томашевский Б В Теория литературы Поэтика - Л Госиздат, 1925, Бем АЛ К уяснению историко-литературных понятий// Известия ОРЯС АН 1918 Т 23Кн1, Кожинов В В Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы Основные проблемы в историческом освещении - М НаукаД964, Жирмунский БМ Избранные труды Теория литературы Поэтика Стилистика - Л Наука,1977, Пропп В Я Исторические корни волшебной сказки - Л Изд-во Ленинградского университета,1986, Берковский НЯ Литература и театр статьи разных лет - М Искусство, 1969, Егоров БФ, Зарецкий В А, Таборисская ЕМ, Штейнгольд А М Сюжет и фабула // Вопросы сюжетосложения - Рига. - 1978 - №5, Бахтин ММ Эстетика словесного творчества. - М Искусство, 1986, Ветловская BE Вопросы теории сюжета // Русская литература и кутьтура нового времени - Спб Наука.1994, Назиров РГ Традиции Пушкина и Гоголя в русской прозе Сравнительная история фабул Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук - Екатеринбург, 1995
характеризуется фабула неравной любви, а также дается типологическое описание истории указанной фабулы от формирования ее инварианта в рамках сентиментальной культуры до ее вариаций в прозе рубежа XIX-XX веков Кроме того, в рассмотренных произведениях прослежена трансформация сквозных фабульных мотивов
Материалом исследования являются следующие произведения поэма И Ф Богдановича «Душенька», повесть Н М Карамзина «Бедная Лиза», новеллы А С Пушкина «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», повесть «Бэла» из романа МЮ Лермонтова «Герой нашего времени», рассказы И С Тургенева из «Записок охотника» «Свидание» и «Ермолай и мельничиха», пьеса АН. Островского «Снегурочка», романы Ф М Достоевского «Идиот» и «Подросток», повесть Н С. Лескова «Очарованный странник», повесть А П Чехова «Драма на охоте», роман Л Н Толстого «Воскресение»
Выбор этих произведений определяется их наибольшей репрезентативностью для выстраивания типологической схемы эволюции фабулы Полное описание генетических связей между различными вариациями фабулы далеко превосходит возможный объем диссертационного исследования, и претендовать на такую полноту с нашей стороны было бы самонадеянно Тексты, составившие материал диссертационной работы, на наш взгляд, наиболее адекватно очерчивают круг типологических вариантов фабулы неравной любви в русской литературе
Относясь к разным литературным эпохам, жанрам, а иногда и к разным родам литературы, эти произведения принципиально сходны все они репрезентируют различные вариации фабулы неравной любви, сохраняя связь с фабульным инвариантом
Объект исследования - фабула неравной любви как один из существенных элементов фабульного репертуара русской литературы
Предмет исследования - формы и принципы варьирования фабулы неравной любви в произведениях русских писателей
Цель предлагаемой к защите диссертации - выстроить историческую типологию вариантов одной из основных фабул русской литературы на материале ряда репрезентативных произведений Испочьзуя категориальный аппарат литературоведческого исследования фабулистики в том виде, который был предложен РГ Назировым, мы постараемся расширить представления о фабульном репертуаре русской литературы XIX века
Соответственно в диссертации решаются следующие задачи:
дать структурно-типологическую характеристику фабулы неравной любви, выделить ее генерализующие и факультативные мотивы,
проследить трансформацию фабульной традиции на примере классических текстов русской литературы и описать принципы ее модификаций в различных сюжетных вариантах,
3) раскрыть роль и функцию фабулы неравной любви в указанных
произведениях
Методологическую базу диссертационного исследования составляют типологический, структурный и сравнительно-исторический методы, а также принципы и приемы филологического анализа текста Его образцы представлены в трудах Б В Томашевского, Г Н Поспелова, Г М Фридлендера, С Г Бочарова, ВН Захарова, РГ Назирова, В В Борисовой и других отечественных литературоведов2
Практическая значимость данной научной работы заключается в возможности использования ее материалов для преподавания курса истории русской литературы XIX века, разработки специальных курсов, а также для продолжения научных изысканий, сопряженных с темой настоящей
2 Бочаров С Г Поэтика Пушкина очерки - М Наука, 1974, Фридлендер ГМ Художественный мир Достоевского и современность // Достоевский Материалы и исследования Т5 -Л Наука, 1983 С 14-29, Томашевский Б В Указ соч, Поспелов ГН Сюжет и ситуация // Его же Вопросы методологии и поэтики Сборник статей - М Изд-во Московского университета, 1983, Захаров В Н О сюжете и фабуле литературного произведения // Принципы анализа литературного произведения - М Изд-во Московского университета, 1984 С 130-136, Назиров РГ Указ соч, Борисова В В Художественный текст аспекты анализа и интерпретации - Уфа. Изд-во БГПУ, 2008 125 стр
диссертации
Апробация научных результатов. Основное содержание диссертации было представлено в докладах на следующих научных конференциях
Республиканская конференция молодых ученых «Актуальные проблемы филологии», Уфа, 22 апреля 2005 г
Международный форум «Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе», Киров, 17-19 мая 2007 г
Международная конференция «Духовно-нравственное воспитание теория и практика», Уфа, май 2007 г
«Кирилло-Мефодиевские чтения», посвященные Дням славянской письменности и культуры, Уфа, 24 мая 2007 г
Всероссийская научно-практическая конференция «Система непрерывного образования школа - педколледж - вуз», Уфа, 2006-2010 гг
На защиту выдвигаются следующие научные положения: I Фабула неравной любви имеет в своем составе ряд иерархических мотивов
центральный (доминантный, генерализующий etc) мотив неравенства героев, в различных вариациях фабулы трактуемый в социальном, этно-культурном либо этическом аспекте Этот мотив является фабулообразующим, формирует начальную ситуацию действия и программирует его трагическое (за исключением игровых и пародийных вариации фабулы) развитие,
«служебные» мотивы, задача которых - раскрытие авторской мысли, они же являются основным «ресурсом» сюжетной вариативности фабулы К ним относятся мотив смерти (иногда становящийся условным, реализующимся как перипетия сюжета или элемент пародийной фабульной вариации), мотив предопределения, предсказания, мотив перехода из своего мира в чужой (попытки преодоления неравенства), мотив покорности героини, мотив запрета, мотив страдания героя и героини, мотив денег,
мотивы гармонии природы и дисгармонии человеческих (межличностных и социальных) отношений
- «факультативные» мотивы, встречающиеся не во всех анализируемых текстах и служащие авторам либо для обострения сюжетной вариации, либо для полемического противопоставления своего произведения фабульной традиции Таковы, например, мотив убийства в повести Н С Лескова «Очарованный странник» и в повести А П Чехова «Драма на охоте», мотив игры, театрального поведения в повести А С Пушкина «Барышня-крестьянка», мотив слияния героини и природы в повести Н С Лескова «Очарованный странник» и в драме А Н Островского «Снегурочка»
П Исторические корни фабулы неравной любви уходят в почву мифологии и фольклора В частности, она укоренена в античном мифе Фольклорно-мифологические истоки фабулы дают возможность для ее описания пользоваться терминологией В Я Проппа
В отечественной культуре художественное освоение фабулы начинается с ее бурлескной адаптации к русской литературе в поэме «Душенька» И Ф Богдановича, а рождение ее классического для русской литературы варианта связано, на наш взгляд, с повестью Н М Карамзина «Бедная Лиза»
Ш Несмотря на все многообразие сюжетных воплощений фабулы в русской классической литературе, история этих воплощений вполне поддается осмыслению в рамках типологической схемы В ней можно выделить три этапа
1) формирование фабульного инварианта (И Ф Богданович, Н М Карамзин) и его освоение как самоценного эстетического объекта На этом этапе заимствованная фабула приспосабливается к реалиям русской культуры В «Бедной Лизе» Н М Карамзина она оформляется как инвариант и в творчестве А С Пушкина («Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка») проходит своего рода пародийно-игровую «проверку» на
сюжетную вариативность
Внимание писателей в это время сосредоточено на выявлении художественных потенций, заключенных в самой фабуле Социальные, этнокультурные и даже нравственно-психологические аспекты неравенства героя и героини на этом этапе зачастую даны как условные границы сюжетной реализации фабульной схемы Даже в лермонтовской вариации фабулы («Бэла»), представляющей собой переходный к следующему этапу истории фабулы текст, основная эстетическая ценность - в новой постановке мотива неравенства и реактуализации одной из функций героя, функции соблазнителя,
2) на втором этапе, соотносящемся с творчеством писателей второй
половины XIX века, фабула неравной любви становится средством для
выражения социально- и религиозно-философских концепций
Соответственно в трактовке фабулы усиливается социальный (И С Тургенев),
этнокультурный (Н С Лесков) и нравственно-религиозный аспект
(Ф М Достоевский, Л Н Толстой) Вариативность фабулы увеличивается,
однако сама фабула зачастую маскируется побочными и факультативными
мотивами (происходит как бы ее «размывание») и постепенно теряет
самостоятельную художественную ценность,
3) на третьем этапе происходит реактуализация фабулы у А П Чехова и
Л Н Толстого Чеховская «Драма на охоте» - это пародийное «возвращение»
фабулы в литературу, причем, пародированию подвергаются и сложившаяся к
тому времени традиция сюжетных вариаций фабулы неравной любви, и
штампы современной писателю массовой культуры и литературы
В романе Толстого «Воскресение» фабула неравной любви становится структурообразующей, поиск героем путей преодоления нравственного и социального неравенства с героиней становится смысловым центром толстовского повествования А П Чехов и Л Н Толстой обозначили границы новой актуализации фабулы в русской культуре, дав пародийный и трагический варианты фабулы
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной и цитированной литературы, в котором 253 наименования Объем диссертации 191 страница Основное содержание работы