Введение к работе
Исследование русского литературного дендизма связано с многочисленными и важными аспектами изучения развития русской литературы, ее взаимосвязей с другими национальными литературами внутри целостной общекультурной среды Русский дендизм XIX века является отправной точкой процессов, ведущих в XX и XXI век Вместе с тем, русский дендизм и его влияние на литературную традицию остается малоизученным
Актуальность темы исследования. Необходимость исследования литературного дендизма осознана еще в первой половине XIX века французскими и британскими авторами С тех пор созданы работы, рассматривающие европейский дендизм с точки зрения культурологии, психологии, социологии, истории, искусствоведения, философии, лингвистики и - в меньшей степени - в аспекте литературы Среди исследований, посвященных западноевропейскому литературному дендизму XIX века, стоит особо выделить содержащие богатый исследовательский материал и продуманную методологию исследования работы Ж -А Барбе д'Оревильи «О дендизме и Джордже Браммелле» (1845), Ш Бодлера «Поэт современной жизни» (1863), С Франсуа (Francois S «Le dandysme et Marcel Proust De Brummell au Baron de Charlus», 1956), Э Моэр (Moers E «The Dandy Brummell to Beerbohm», 1960), Э Карассю (CarassusE «Le mythe du dandy», 1971), T А Бернетта (Burnett TAJ «The rise and fall of regency dandy The Life and Times of Scrope Berdmore Davies», 1981), Ф Кобланс (Coblence F «Le dandysme, obligation d'incertitude», 1988), X Гнюг (GnugH «Kult der Kalte Die Klassische Dandy im Spiegel der Welthteratur», 1988), А П Скуратовской «Дендизм у Бальзака Персонажи и ситуации» (2002)
Актуальность темы исследования связана с возрастающим вниманием к важным социокультурным феноменам, таким как дендизм, с необходимостью их изучения в историко-литературном контексте, вызванной отсутствием общей картины динамики литературного процесса XDC века с точки зрения развития дендизма и его влияния на культуру в целом Особенно актуально впервые осуществляемое в ракурсе заявленной темы исследование творчества наиболее ярких представителей литературного дендизма XIX века В А Соллогуба и А В Дружинина Понимание феномена дендизма должно способствовать воссозданию адекватной картины мира писателей, прояснению спорных моментов, связанных с литературными произведениями и их героями, а в более широкой перспективе - изучению сущности и динамики литературных и культурных процессов, включающих современность
Хронологические рамки работы обусловлены попыткой рассмотреть русский литературный дендизм ХК века как единый процесс и исследовать значимые эпизоды этого процесса В приложениях помещены исследования, рассматривающие изучаемый период и проблематику в самой широкой^
хронологической перспективе и разносторонней типологической соотнесенности
Степень разработанности проблемы. Основной корпус
исследовательских текстов, посвященных дендизму, связан с культурологическими аспектами его изучения, меньший процент составляют биографические исследования, посвященные Барбе д'Оревильи, Браммеллу, Байрону, Бальзаку, Бодлеру
Проблема дендизма в русской культуре остается в целом малоизученной К настоящему моменту проведен ряд серьезных исследований различных аспектов русского дендизма, однако тему «дендизм в русской литературе» в той или иной степени рассматривают лишь около тридцати исследователей Помимо работ Л П Гроссмана «Пушкин и дэндизм» (1928) и ЮМ Лотмана «Русский дендизм» (1994), поставивших задачу научного изучения русского литературного дендизма, следует отметить исследования Вольфганга Кисселя (Kissel W «Russisher Dandysmus der Pushkin-zeit (1801-1837) Studien zum historishen kulturellen und sozialpsychologishen Kontext», 1991), Сэма Драйвера (DnverS «The dandy in Pushkin», 1985), ОБ Вайнштейн «Денди мода, литература, стиль жизни» (2005), М И Бабик «Образ героя-эстета в русской литературе XIX-XX веков Генезис и типология» (2006) При этом существующие работы либо не рассматривают творчество русских писателей-денди как вписывающееся в особую литературную традицию XIX века, либо ограничиваются исследованием дендизма в жизни и творчестве представителей первой трети XIX века - А С Пушкина, а также П Я Чаадаева, А С Грибоедова и М Ю Лермонтова Оказался практически незатронутым тот пласт русского дендизма, который хронологически совпадает с эпохой «натуральной школы» С другой стороны, исследования, рассматривающие эволюцию типа денди во временной перспективе, не проводят четкой дифференциации между дендистской литературой - произведениями, созданными авторами-денди - и литературой, в которой так или иначе присутствует герой, наделенный чертами денди
Необходимо исследование развития явления в русской культуре, его отражения в литературе и в читательском и критическом восприятии, а также рассмотрение индивидуально-авторского понимания дендизма, проявляющегося в построении образа героя, авторском самопозиционировании, использовании особых стилистических средств, выборе тем и мотивов
Объектом исследования является траектория развития дендизма в русской литературе и культуре XIX века
Предметом исследования являются герои-денди, изображенные писателями-денди Пользуясь понятийной базой нарратологии, мы можем сказать, что все три авторских слоя изучаемого произведения являются
деидистскими Следующая из такой предпосылки выборка предмета изучения обусловлена особенностями поэтики писателей-денди, не представленными у А А Бестужева-Марлинского, И А Гончарова, Л Н Толстого, И С Тургенева, творчество которых (с точки зрения отражения в нем образа героя-эстета, по сути выступающего синонимом «денди») стало объектом исследования М И Бабик
Целью диссертации является рассмотрение эволюции дендизма в русской литературе XIX века в соответствии с пониманием явления в его социокультурной целостности и влиянии на литературный процесс, на формирование картины мира, поэтики, образной системы произведений писателей-денди
Основными задачами исследования являются
Исследование биографий и художественных, мемуарных, критических текстов русских писателей-денди периода 1810-1870-х годов Выделение и исследование ключевых этапов эволюции дендизма в литературном творчестве и жизни представителей русского дендизма
Исследование проявлений дендизма в творчестве писателей-денди на всех уровнях художественного текста, особенностей русского дендизма в жизни и творчестве его важнейших представителей, соотношения художественных миров русских писателей-денди
Изучение наименее исследованного периода развития русского дендизма, 1840-1860-х годов, и творчества представителей русского дендизма эпохи -В А Соллогуба и А В Дружинина
Материалом настоящего исследования послужил объемный корпус текстов, принадлежащих русским писателям-денди 1810-1870-х годов, в особенности малоисследованные тексты В А Соллогуба и А В Дружинина, недостаточно изученная проза К Н Леонтьева Помимо художественных текстов, в ходе работы над диссертацией было изучено дневниковое и эпистолярное наследие писателей-денди Также всесторонне рассматривался корпус текстов русских писателей первого периода развития дендизма (1810-1830-х годов), оказавших большое влияние на развитие русского дендизма, в жизни и творчестве которых дендизм занимал значимое место (А С Пушкин, П Я Чаадаев, А С Грибоедов и М Ю Лермонтов) Вместе с тем, текстовый материал, связанный с данным периодом, в достаточной мере изучен, поэтому соответствующая глава носит преимущественно теоретический характер, связанный с систематизацией наработок других исследователей и установлением необходимых для изучения дендизма классификаций
При разработке темы в соответствии с наличием материала, подлежащего анализу, изучаемый период ограничивается 1810-1870 годами Начиная с эпохи «натуральной школы» дендизм, обретая все большую мировоззренческую глубину, вместе с тем становится маргинальным явлением для русской
литературы и культуры в целом
Методологическая и теоретическая основа исследования
Типологический метод используется с целью выявления комплекса общих признаков, являющихся типичными для целого ряда литературных героев, для общей характеристики различных вариантов реализации этой образной первоосновы в русской литературе
Обращение к описательному методу вызвано потребностью всестороннего освещения типа, соотношения его особенностей с определенной литературной традицией, изучением специфики реализаций и модификаций в конкретном художественном произведении
Метод культурологического анализа предполагает изучение социокультурного контекста формирования того или иного идеала культурной личности, а также исследование особенностей его освоения художественной литературой
Терминология. Термин «мотив» в тексте работы понимается в двух значениях 1)С точки зрения психологии, мотив - сложное образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием) В данном ракурсе важно изучение типов личностной направленности и мотивации у денди-авторов и денди-героев, что представляется допустимым в связи с особой организацией художественного пространства дендизма, 2) С точки зрения лингвистики, мы рассматриваем мотив как непосредственно связанный с авторской картиной мира подвижный элемент, вплетающийся в ткань текста и эксплицитно опирающийся на слова-доминанты Представляется оправданным изучение иерархического ряда (с понижением абстракции) «идея, концепт (часть авторской картины мира) -тема (формулирование идеи) - мотив (текстовое воплощение темы)» в обоих направлениях выход к картине мира писателя через структуру его произведения и рассмотрение текстовых проекций концептуального каркаса автора
Сочетание «социокультурный мотив» понимается нами как термин, обозначающий литературные и биографические аспекты изучения развития дендизма с точки зрения существования в определенной эпохе комплекса мотивов, релевантных для данного явления
В работе также используются малораспространенные в исследовательской литературе, но емкие и крайне важные для изучения литературного дендизма термины «спреццатура» и «кэмп», которые будут подробно рассмотрены в 1 и 2 главах диссертации соответственно «Спреццатура» - стилистический и поведенческий прием, берущий начало в придворной этике XVIII века и связанный с установкой на сокрытие усилий в любой деятельности, создание впечатления легкости, непринужденности Слово означает «делать что-либо, не придавая значения», «ненарочито», «небрежно», «без аффектации», «без усилия» Базой для исследования спреццатуры явилась работа С Евдокимовой
и В Гольштейна «Эстетика дендизма в "Евгении Онегине"» (2003) Кэмп -вариант эстетизма, «акцентирующий пристрастие к искусственному, преувеличенному», описанный в XX веке как стиль искусства и литературы Автор кэмпового произведения собственноручно доводит ряд близких ему идей до уровня шаржа, затем в сниженном виде эти идеи делаются доступными для массового потребления Термин изучался С Зонтаг и далее С Боймом, У Эко,
0 Вайнштейн и А Жолковским В работе важно различение «наивного» и
«высокого» кэмпа Высокий кэмп - остроумное повествование, пронизанное
иронией и самоиронией, использующее игру и мистификации - связан с
сознательным авторским расчетом на необходимый эффект от произведения,
вызываемый в воспринимающем сознании
Основные положения, выносимые на защиту:
Дендизм - неизменно актуальная культурная, литературная и психологическая «модель», в которой отражена сложная система связей европейской и российской менталыюсти и истории Русский дендизм является крайне значимым, в некоторые периоды магистральным явлением в русской литературе и культуре в целом, во многом определяющим социокультурные траектории эпох
В развитии русского дендизма можно выделить три последовательных стадии 1810-1830 годы, 1840-1860 годы и 1860-1870 годы Основы дендизма закладываются в первый период его развития (1810-1830 годы), непосредственно связанный с формированием «пушкинской традиции» в русской литературе
Второй период (1840-1860 годы) наиболее важен для теоретического осмысления русского дендизма В данный период эксплицируется противопоставление двух магистральных направлений русской литературы -«пушкинского» и «гоголевского» Разделение двух направлений с точки зрения дендизма аргументируется различением высокого и наивного кэмпа и отличием двух типов художественных систем в целом
Третий период развития русского дендизма - 1860-1870 годы - связан с личностью и творчеством К Н Леонтьева и оформлением традиций, ведущих в XX век
Научная новизна работы заключается в следующем
в работе впервые предпринимается специальное рассмотрение основного корпуса текстов русских писателей-денди 1810-1870-х годов,
дендизм исследуется как целостное общекультурное явление, изучается его типология и трансформация, предложено теоретическое обоснование некоторых существенных моментов, связанных с типологией и генезисом дендизма,
- снимаются некоторые значительные исследовательские парадоксы,
связанные с дендизмом,
предложена периодизация и произведено подробное изучение трех периодов развития русского дендизма,
впервые исследуется период 1840-1860 годов в ракурсе развития дендизма,
прослеживается образование особой традиции в русской литературе, связанной с дендизмом
Обоснованность научных результатов обеспечивается опорой на прочную теоретическую базу, многоаспектным и тщательным анализом обширного материала, определяется использованием указанных методов исследования
Теоретическая значимость диссертации определяется ее вкладом в изучение истории русской литературы и культуры в целом В работе предложена методология исследования социокультурного феномена в литературном контексте, выработан новый подход к изучению генезиса литературных тем и мотивов, связанный с выходом в мсждисциплинарность и активным использованием понятийных баз лингвистики, культурологи, философии, предложены новые теоретические аспекты осмысления феномена литературного дендизма, связанные с модификацией устоявшейся, но несовершенной системы классификации литературных типов в исследованиях, посвященных дендизму
Практическая значимость исследования Изучение данной темы может представить материал для уточнения биографических и текстологических аспектов, относящихся к творчеству писателей-денди, а также для анализа литературных и общественных процессов, имевших место в изучаемый период и за его пределами Изучение русского дендизма связано с введением в научный обиход новых историко-литературных и социокультурных материалов, которые необходимы для дальнейших исследований по данной недостаточно разработанной теме
Рекомендации по использованию результатов исследования.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов по русской и зарубежной литературе в школьном и вузовском преподавании, а также при комментировании произведений русских писателей-денди, биография и творчество которых стали предметом данного исследования
Апробация работы. Отдельные положения и результаты проведенного исследования обсуждались на научной конференции «Константин Леонтьев биография, наследие, исторический контекст» (Санкт-Петербург, 2006), международной научной конференции «М Зощенко личность, творчество,
судьба и их отражение в современной историко-литературной науке» (Санкт-Петербург, 2008), международной научной конференции «Человек в философии Просвещения» (Санкт-Петербург, 2008), международной научной конференции «От и до Траектории Петербургского Авангарда» (Санкт-Петербург, 2008), III международной конференции молодых филологов «Русская литература в европейском контексте» (Варшава, 2009), аспирантском семинаре профессора С А Гончарова (Санкт-Петербург, 2009), конференции «Историческая поэтика и пути изучения и преподавания русской словесности» - Ежегодные «Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 2009), международной научной конференции «Обратная перспектива Русская классическая литература в контексте модернизма» (Санкт-Петербург, 2009), V международной научной конференции молодых славистов «Славянский ареал и Европа» (Прага, 2009)
Структура диссертации. Исследуемый материал, поставленные задачи и изложенный подход определили структуру настоящей работы, отраженную в последовательности элементов диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений Основной текст изложен на 157 страницах машинописного текста Список использованной литературы включает в себя 159 наименований трудов отечественных и зарубежных авторов Общий объем работы составляет 209 страниц