Введение к работе
Актуальность исследовании обусловлена возрастающим интересом современного литературоведения к проблемам иоисствовапия и ангора в аспекте исторической поэтики, а также наметившимся новым методологическим подходом к изучению хроникального жанра в творчестве Н.С. Лескова.
Эволюция литературно-критической мысли приводит ряд современных исследований к однозначному признанию мифологического начала как миромоде.тирующей основы лесковского творчества. Изучению этого понроеа посвящены статьи и монографии И.В. Столяровой, Б.С. Дыхаповой, С.М. Телегина, ИМ. Тюхоной, ИЛ. Старыгиной и др.
Важным источником универсального смысла всех происходящих в мире событий становится „тля Лескова религия. Синтез разнородных явлений дсмспппсдьпостн it культуры, признание писателем различных проявлений жігиш, единства противоположностей суть "русского космоса" Н.С. Лескова. В лесконском восприятии мир - это существование разнородных элементов, разнообразных состояш'.П, которые именно в своей неповторимости, единичности создают общую картину Уиннсрсума. Входя в поток религиозного космизма как феномена русской философии, русской литературы конца Х1Х-начала XX века, творчество Лескова представляет собой релнгиоэно-экзнаенинальный художественный вариант "универсализма".
Мир воспринимается русским писателем как "процесс живого раскрытия божия дела в постепенном развитии собственной жизни мира" (В.И. Несмелов), как процесс сотворчесгва Бога и человека. Лесковская художественная картннз мира создастся как диалогическая система. Осмысление писателем действительности через категорию "другого" предлагает в качестве интернрешруюшего контекста лесковского творчества и мифологический, и реальный, и теологический аспекты, которые выдвигают свои функционально значимые художественные ориентиры на различных уровнях текста. В лесковском мировосприятии конкретный социально-исторический аспект человеческого существования соединяется с вечным, вневременным, потому для писателя крайне важно совместить в своем художественном произведении злободневный элемент с религиозно-мифологическими мотивами, с духовной темой.
В прозе П.С. Лескова обнаруживается соединение двух литературных традиций, в контексте когорьгх, по выражению С.С. Лверинцена, "мир как "космос", го есть "эа-конообразная и симметричная прос [ранет венная структура" отражается через "незаинтересованное статичное описание", а мир как "о.чам", как история, "напротив- через направленное во время повеет цокание".
Религиозно-мифологическая картина мира открывается й ряде лесковекпх очерков, рассказов, понос іей, леї сил и і п. В своеобразном жанровом диалоге находятся большие и малые ышческне формы, определяющие оригинальную специфическую природу лесковского жаира~у\роіпікті. В ном отношении исключиіельпьій шперес представляюі сапфическая хроника "Смех и іоре"и роман-хроника "Захудалый род" Н.С. Лескова.
Уиинереалінч мышления писателя преломляется в его эстетической установке на жанровый синим самых р.пнмч начал ')ю в свою очередь определяет тип эпического повествования Лескова как чропикалмю-леюниснмй. Но уяснение специфики лесковского жанра хроники возможно и с \ четом кіетическоіо осмысления писателем христианской философии и в част носі и философской системы блаженного Августина.
Впрочем, Лсскоа испытывает огромный интерес к разным формам и проявлениям духовной жизни (античному философскому наследию, учению "христианского добронравия" Сковороды, масонству, сектанству и т.л.) как к своеобразному материалу, открывающему униперсалшм гуманистических интенций христианского учения. Лсскопскнс суждения соответствуют и антропологическому принципу философии просветителей, в частости теории "сстсстоошой нравственности" Ж.-Ж. Руссо. Видимо, художником глубоко осваиваются именно те учения и философские теории, которые с его точки зрения характеризуются степенью наполненности их содержания христианским гуманистическим смыслом.
Целью работы яазястся выявление тгиш-фнлософских. эстетических основ жанровых поисков 11.C. Лескова 1P70-X годов, изучение особенностей его повествовательной манеры, а также наиболее важных аспектов потшки хроникальною жанра, что в совокупности позволяет составить целостное представление о художественном мире писателя.
Важной задачей исследования является:
-
рассмотреть истоки хроникального жанра Н.С. Лескова не только в традиции хроникально-летописного тина повествования, по и » их связи с христианской философией, в частности с философской системой Лирслия Автустина;
-
у ясним, эстетические способы создания п лесковскнх произведениях целостной эпической картины мира;
-
определить роль эпического начала п организации лескопского повествования;
-
показать реализацию эпического содержания в произведениях писателя (Хмсх и горе". "Захудалый род") через взаимодействие хроникального с очер-ково-публнцнегнческим и романным началами;
-
осмыслить эволюцию хроникальною жанра в творчестве писателя 1870-х голов.
Попита раСоты определяется прежде всею рассмотрением повествовательной манеры ИХ*. Лескова 1870-х іолоп как динамичной іворческой системы "Уптч обусловлены следующие научные результаты нредлаїасмой лисесріаинн
-
выявлены истоки хроникальною жанра Лескова с і очки зрения сю пнко-фн.ккифской проблематики;
-
определены ктстические принципы создания в лсековских хрониках 1870-х пион целостной шической карптии мира.
-
покатана реанпаиих шичеемчо содержания в Лескоиеких нрои (ведениях "Сме\ и юре" и "Захудалый рол" через «іанмодейсінне хроникальною с очер-ково-Иублицистнчсскич и романным началами;
-
осмыслена эволюция хроникальною жанра и природа авторской поіинни п іиорчссіве писателя;
-
намечены основные моменты творческий тиаичосичш ПС Лескова и ИЛ Гончарова.
Практическая итачичосп. диссертации <и'у словлена тниможностью ііспо.іьіо-вания ее «снотшмх положений и нывоюн и дальнейших іксдедоилинях творчества Н.С. Лескова, прії чтении общих и специальных курит по ткюрии русской литературы XIX века, на школьных уроках лиіерліурм
Апробации работы Отдельные рамслы диссертационной работы бы ти обсуждены на аспирантском семинаре кафедры руїхкоіт и ырубежнои литературы Iомскою
государственного университета и излагались на научной региональной'конференции (Томск, 1993), на Кирилло-Мефодьевских чтениях (Томск, 1994). Основные положения диссертации изложены в четырех публикаціїях.