Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Загородное усадебное строительство Курской губернии 1861-1917 годов Холодова Елена Васильевна

Загородное усадебное строительство Курской губернии 1861-1917 годов
<
Загородное усадебное строительство Курской губернии 1861-1917 годов Загородное усадебное строительство Курской губернии 1861-1917 годов Загородное усадебное строительство Курской губернии 1861-1917 годов Загородное усадебное строительство Курской губернии 1861-1917 годов Загородное усадебное строительство Курской губернии 1861-1917 годов Загородное усадебное строительство Курской губернии 1861-1917 годов Загородное усадебное строительство Курской губернии 1861-1917 годов Загородное усадебное строительство Курской губернии 1861-1917 годов Загородное усадебное строительство Курской губернии 1861-1917 годов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Холодова Елена Васильевна. Загородное усадебное строительство Курской губернии 1861-1917 годов : Дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 : М., 2005 214 c. РГБ ОД, 61:05-18/20

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Социально-экономические особенности Курского усадебного землевладения после реформы 1861 года

I-1. Типология курских землевладений 12

1-2. Образцовые усадебные хозяйства 21

1-3. Экономические посёлки в системе крупнейших имений 38

ГЛАВА II. Архитектурно-планировочные особенности усадебных комплексов Курской губернии

П-1. Усадебный ландшафт и планировочная композиция курских усадеб ...58

П-2. Садово-парковое обустройство 70

П-3. Стилистические черты курских усадеб 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122

ПРИМЕЧАНИЯ 132

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 186

ПРИЛОЖЕНИЯ 200

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Русская усадьба занимает значительное место в отечественной и общеевропейской культуре. Её по праву называют "историческим и культурным феноменом", "стихией русской души", "образом России"...

Сегодня усадьба привлекает к себе всевозрастающее внимание не только специалистов, но и более широкий круг общественности.

До недавнего времени внимание специалистов было сосредоточено на царских резиденциях, столичных имениях, крупных усадьбах и парках Крыма и Кавказа, при этом за рамками исследований остаётся многогранная культура русской провинциальной усадьбы.

Изучение провинциальных усадеб открывает новые страницы жизни знаменитых имён - гордости России, а с ними становятся значимыми простые названия сельских поселений, вскормившие лучшие человеческие силы Отечества.

В историю усадеб земли Курской вписаны знаменитые дворянские фамилии: Барятинские, Шереметевы, Голицыны, Ушаковы, Юсуповы, Анненковы, Нелидовы, Черкесские, Лёвшины, Энгельгардты и др.

С курскими усадьбами связаны жизнь и деятельность многих известных исторических личностей, общественных и политических деятелей и деятелей науки и искусства.1

Небольшие усадьбы представителей творческих профессий являлись культурными центрами губернии, создавая плодотворную творческую атмосферу для многих деятелей искусства, гостивших в имениях (Воробьёвка, Нескучное, Усть-Крестище, Семёновка, Старое Першино, Никольское-Гатище, Борщень, Яковлевка, Белый Колодезь, Уколово и др.).

4 Крупные экономические посёлки и образцовые усадьбы в

послереволюционное время стали базой для развития промышленности и

сельского хозяйства, основой для образования районных центров Курской и

Белгородской областей (Хомутовка, Глушково, Солнцево, Мантурово, Ивня,

Красная Яруга, Ракитное, Борисовка, Шебекино, Чернянка и др.).

Необходимо серьёзное исследование русской усадьбы, чтобы сохранить в народной памяти, истории Отечества, её образ как уникальное явление русской жизни. Эта работа направлена на возрождение интереса общества к русской усадьбе, которая нуждается не только в изучении, но и сохранении.

Предметом исследования является загородное усадебное строительство Курской губернии в пореформенный период.

Объекты исследования - курские дворянские и купеческие усадьбы.

Территориальные границы исследования приняты в границах Курской губернии, сформировавшихся к началу XIX века (15 уездов) и просуществовавших без изменения до октября 1925 года.

Курская губерния - одна из южных областей центрального земледельческого района России, которая граничила: на севере и северо-западе с Орловской губ., на востоке - с Воронежской и следующими губерниями Украины: на юго-западе — с Харьковской и Полтавской, на западе с -Черниговской. Наибольшая протяжённость губернии с севера на юг - 250,7 км (230 в.) и с запада на восток - 337,9 км (310 в.). По своей территории Курская губ. представляла среднюю между губерниями России - 46 456,86 кв. км, т.е. около одной пятисотой Российской Империи.2

В результате территориального деления бывшей Курской губернии (1925,1930-е, 1944,1954 гг.) почти половина её земель отошли соседним областям. Из южных её территорий была образована Белгородская область (в 1954 г.), часть западных (Путивльский у.) и южных земель отошли Украине, и небольшая часть северных территорий вошла в Орловскую область. Бывшая Курская губерния в исторических границах охватывает три современных

5 региона: Курскую, Белгородскую и часть Сумской области (Путивльский р-н,

часть Бурынского и Конотопского р-нов).

Историография проблемы исследования.

Основная масса усадеб Курской губернии, как и других регионов России, до революции была совершенно не изучена.

Тема истории усадеб Курской губ. редко встречается на страницах дореволюционных изданий. Нет отдельных монографических работ, посвященных данной теме.

Единицы курских усадеб отмечены вниманием популярных изданий начала XX в. - "Столица и усадьба", "Старые годы", "Аполлон", "Мир искусства", "Журнал архитекторов-художников". Часто - это публикации мемуаров, фрагменты бытовых картин, биографические портреты, описания преуспевающих хозяйств и единичные примеры - фото видов усадеб, чертежи усадебных строений.3

В местной периодической печати (в Курских губернских и Епархиальных ведомостях) упоминания об усадьбах встречаются лишь в фактических сообщениях (некрологи владельцев усадеб, открытие благотворительных заведений в имениях, сведения об урожаях, рекламные объявления и др.)

Исследователи конца XIX - начала XX вв., оставаясь в плену у исторической фактологии, к сожалению, не внесли в свои труды художественного осознания архитектуры.

После революционных событий (октября 1917 года) в течение XX в. большинство памятников усадебной культуры Курского края разделили печальную участь русских усадеб, - бесследно исчезло большинство замечательных загородных комплексов, сгорели в огне революционных и военных пожаров семейные архивы.

В течение XX века усадьбы Курского края не привлекали должного внимания архитекторов и искусствоведов. Наиболее удачливой оказалась усадьба Барятинских "Марьино". Более тридцати лет посвятил её изучению орловский архитектор СИ. Фёдоров, издав несколько монографий (1960-е -

2001 гг.).4 Исследованию усадебной коллекции и музыкальной культуры Марьино посвящены работы московского историка Е.В. Кончина, курских искусствоведов М.С. Тарасовой и Н.А. Синянской.5

Описание памятников архитектуры отдельных белгородских усадеб встречаются в очерках архитектора Л.И. Колесниковой.6

Большой вклад в изучение эволюции строительства сельского жилища русско-украинского пограничья внесли труды Л.Н. Чижиковой, являющиеся ценным источником для понимания общего характера застройки населённых мест исследуемого региона — архитектуры, строительных материалов и объёмно-планировочных решений крестьянских усадеб, - важных аналогов многих типов построек дворянских имений.

Необходимо отметить диссертационное исследование по исторической культурологии М.М. Звягинцевой "Русская усадьба как культурно-исторический феномен: на материале Курского края" (СПб., 1997 г.), во второй части которой показана культурно-художественная жизнь загородных курских усадеб. Однако, пореформенный период характеризуется автором диссертации как "закат усадебной культуры Курской губернии", картину которого "воссоздать не представляется возможным, поскольку большинство усадеб было уничтожено". Раскрытие темы настоящего исследования доказывает обратное и ставит под сомнение заявленный аргумент.

Среди диссертаций по истории усадьбы отметим работу Т.В. Ковалёвой "История сельской дворянской усадьбы в губерниях Центрального Черноземья (вторая половина XVIII - начало XX вв.)" (Курск, 2004 г.), посвященной социально-экономическим, хозяйственным, культурно-историческим и бытовым аспектам изучения дворянских усадеб Воронежской, Курской и Тамбовской губерний.

Исторические сведения из жизни отдельных усадеб Курской губ. и её владельцев прозвучали в публикациях курских исследователей и краеведов (1990-е - 2004 гг.) Г.Н. Александрова, Ю.А. Бугрова, Б.И. Воровича, Е.И. Кузнецовой, М.С. Лагутича, В.В. Потапова, Г.В. Пушечникова, А.А.

7 Харитановского, П.В. Чебуркина, а также белгородских исследователей Ю.С.

Горяйнова, А.Н. Крупенкова, Н.Ф. Крупенкова, З.Т. Прокопенко, И.Г.

Охрименко, Э.Н. Позднякова, Н.А. Пепского, Г.И. Старченко, московских

исследователей В.В. Михайлова-Цнина и Л.И. Сараскиной и др.

Обзор литературы и научных работ, дающий представление о степени освещения проблемы, подтверждает, что Курские усадьбы не были ещё предметом целостного историко-архитектурного исследования.

В наши дни вновь возрос общественный и научный интерес к изучению роли и места усадебной культуры, расширились формы исследования истории русской усадьбы.

Переломным фактом стала работа возрождённого в Москве "Общества изучения русской усадьбы" - ОИРУ (1992 г.)9, прежде всего проявлением нового научного направления - усадьбоведения. Общество проводит большую усадьбоведческую работу, привлекая к этой проблеме широкий круг специалистов, проводит ежегодные конференции, итоги которых публикуются в сборниках ОИРУ "Русская усадьба".

Первыми комплексными исследованиями пореформенной усадьбы, посвященные архитектуре и садово-парковому искусству загородных комплексов Подмосковья и центральной части России, стали труды историка архитектуры М.В. Нащокиной, где, прежде всего, открыты новые аспекты усадьбоведения - усадьбы и парки эпохи символизма.10 Данные работы являются по сути, единственным на сегодня примером методологии и разносторонней разработки данной проблемы исследований.

Введением в заданную тему стали работы искусствоведа Т.П. Каждан, определяющие основные вопросы изучения дворянских и купеческих усадеб пореформенного времени — их культурно-просветительскую роль, проблемы типологии, значение художественного мира русской усадьбы и др."

Труды М.В. Нащокиной и Т.П. Каждан стали методическим примером и опорой для настоящей работы.

В основе подхода к исследованию стилистики усадебных зданий лежат труды по архитектуре эклектики, модерна и неоклассицизма Е.И. Кириченко, Е.А. Борисовой, Г.Ю. Стернина, Б.Н. Кирикова, И.А. Азизян и др. "

Цель и задачи исследования.

Основная цель работы - раскрытие особенностей загородного усадебного строительства одной из значительных территорий чернозёмных областей южного порубежья России - Курской губернии, в пореформенное время.

Для чего решаются следующие задачи:

- рассмотрение социально-экономических, культурно-исторических
предпосылок, определивших типологические черты пореформенных
землевладений Курской губернии;

- выявление образцовых усадебных хозяйств (устройство, типология,
территориальное распространение), их влияние на архитектуру и планировку
усадеб, развитие науки, культуры и сельского хозяйства в целом на территории
губернии;

- определение характера и роли экономических посёлков в структуре крупного
пореформенного хозяйства;

анализ композиционных приёмов и структурных характеристик поздних курских усадеб;

изучение региональных особенностей усадебного ландшафта, композиции, структуры и элементов садово-паркового устройства курских усадеб;

выявление стилистических этапов и объёмно-планировочных решений в архитектуре усадебных зданий Курской губ., в контексте общих художественных процессов этого времени.

Методы проведения исследования.

Исследование основано на малоизвестном фактическом материале: комплексном анализе документальных и печатных источников центральных и курских архивов (РГИА, ГАКО), музеев, библиотек, районных музеев Курской области, музеев и архивов Белгородской и Сумской областей; устных источниках (воспоминаний старожилов, свидетельств очевидцев); натурном

обследовании сохранившихся фрагментов усадеб Курского региона

(фотофиксация, обмеры, зарисовки, схематические планы), которое велось автором на протяжении десяти лет непрерывной исследовательской работы.

Большую ценность в работе представляют редкие, неизвестные ранее материалы семейных архивов, полученные в результате многолетнего поиска и переписки с потомками курских дворян, живущих в России и за рубежом.

Научная новизна исследования.

Впервые автором изучены и обследованы более ста сохранившихся усадебных комплексов (в том числе экономических посёлков) Курской губернии (сделаны обмеры, фотофиксация, натурные зарисовки), выявлены архивные и печатные источники, воскрешающие образы утраченных дворянских и купеческих усадеб.

Важным результатом исследования стало раскрытие новых направлений в усадьбоведении - "Образцовые усадебные хозяйства", "Экономические посёлки в системе крупнейших имений", где даны типологические характеристики образцовых курских имений, их передовая значимость для усадебного жизнеустройства отдельного региона, показан подробный материал по различным видам хозяйствования, дающий представление о пространственном окружении и особом мире поздней провинциальной усадьбы, а также рассмотрены архитектура, пространственная композиция и устройство экономических посёлков и образцовых усадеб.

Комплексное исследование архитектурно-планировочных особенностей усадебных комплексов Курской губернии показало преемственность различных стилистических направлений архитектуры столичных школ, а также особые региональные черты усадьбостроения. В работе подчёркнуты традиционные и выявлены новые структурные и планировочные изменения в устройстве курских пореформенных усадеб.

Большую ценность представляют современные и исторические фотографии видов отдельных усадебных построек и целых комплексов, парков

10 и'усадебных ландшафтов, множество планов усадеб, выполненных автором по результатам натурных исследований и архивным документам.

Практическая значимость работы.

Главное значение этой работы - изучение важной страницы русской культуры, пропаганда памятников истории и культуры, как одна из активных форм их защиты.

Выход в свет монографий, историко-архитектурных очерков и кинофильмов о курских усадьбах, обратил внимание общественности и властей Курской и Белгородской областей. Вышло несколько постановлений о сохранении и восстановлении объектов загородных усадеб Курской и Белгородской обл. Проектные и восстановительные работы по специальной программе ведутся в настоящее время.

Данная работа, в дальнейшем, может стать опорой в проектах реконструкции, утраченных фрагментов и целых усадебных комплексов, а также использовании её материалов в ходе подготовки издания "Свода памятников архитектуры и монументального искусства России".

Апробация темы.

Диссертационная тема отражена в трёх монографиях.1" Пять очерков о курских усадьбах вошли в раздел "Историко-культурные памятники" регионального учебного пособия для школ в Курской области (Курск, 1998). Опубликованы статьи в научных сборниках и энциклопедиях Курска, Москвы, Воронежа, Тулы, Санкт-Петербурга и курской периодической печати. Общий объём публикаций составляет более 40 п.л.

Основные положения диссертации отражены в докладах на конференциях Общества изучения русской усадьбы в Москве (в 2000, 2001 гг.), на Всероссийских конференциях в Курске (в 2000 г.) и Воронеже (в 2005 г.). Совместно с Гостелерадиокомпанией "Курск" снято 6 киноочерков (1998-1999) и выпущен ряд радиопередач. Тема о курских усадьбах прозвучала в радиопроекте "Золотой запас России" (фонды "Радио-России" М., 2002).

Структура работы.

Диссертация включает: введение, две главы (шесть параграфов), заключение, примечания, список источников и литературы, приложения, альбом с иллюстративным материалом.

Типология курских землевладений

Курская губерния — одна из обширнейших чернозёмных областей южного порубежья России, в которой насчитывалось более трёх миллионов десятин земли. Плодородные почвы и благоприятный умеренный климат сделали этот регион весьма привлекательным для развития сельского хозяйства и загородного усадебного строительства.

Благодатное Черноземье — основная хлеборобная нива, занимала всего 8,6% пахотных угодий территории страны, но на неё приходилось 60 % пашни, на которой производилось 80 % общего числа зерновых.1

Великий русский учёный, основоположник генетического почвоведения В.В. Докучаев назвал чернозём "царём почвы", "вековечным, неистощимым русским богатством", "главным кормильцем России". Он так же говорил: "Пет тех цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь царя почв, нашего русского чернозёма. Он был и есть и будет кормильцем России."1

Редкие документальные сведения и единицы сохранившихся усадебных комплексов не позволяют достаточно полно представить типологию и распространение загородных усадеб Курской губернии. Однако, по обобщённым данным статистических источников XIX — начала XX вв. можно представить общую картину распространения усадеб, их характерные черты, определить основные типологические особенности курских землевладений.

К раскрытию нашей темы, для сравнения, покажем статистику дореформенного периода. В таблице отражены общие данные, позволяющие увидеть картину усадебного строительства в Курской губ. на рубеже XVIII-XIX вв. Отсюда видно, что большинство владельцев — "дворяне живущие в деревнях", мелкие и средней руки усадьбы и лишь пятая часть (по всей видимости, средние и крупные) — "дворяне, имеющие деревни и людей, а жительствующие в других городах и уездах, а так же состоящие на службе". По числу господских домов предполагается, что в то время число усадеб немногим превышало две тысячи. Причём, деревянное строительство было преобладающим. Курская губ. являлась одной их густонаселённых областей России. По данным на 1862 г. всего жителей в Курской губ. насчитывалось 1 894 297 человек, из них потомственных дворян - 11 729, купцов - 13 845; мещан 66 944. Всех селений исчислялось 2 745 (сёл - 714, слобод - 159, деревень - 1441, хуторов-431, церквей - 952, - из них 413 каменных и 539 деревянных).5

Накануне реформы Курская губерния стояла на одном из первых мест по числу мелких помещиков. У одной тысячи помещиков (из 5 тыс.), в среднем на двор, приходилось по 5 дес. У трёх тысяч было меньше 21-й крепостной души.6

Всех владельцев имений было 5 250, их которых 4 479 имели от 1 до 100 ревизских душ (мелкопоместные — 85%).7

Так из 630 цензовых дворян было отмечено 73 крупных землевладельца, о имевших к 1861 г. более 3 000 дес. земли. Среди них особо выделялись: Шереметевы — более 75 000 дес. (Белгородский, Грайворонский, Дмитриевский, Новооскольский у.), Барятинские - около 61 500 дес. (Рыльский, Льговский, Суджаиский у.), Юсуповы - 42 000 дес. (Грайворонский у.), Трубецкие - 34 000 дес. (Корочанский, Новооскольский, Старооскольский у.), Изъсдимовы - около 22 000 дес. (Новооскольский, Льговский у.), Нелидовы — около 25 000 дес. (Дмитриевский, Корочанский, Курский, Льговский, Обоянский у.), Клейнмихели - около 24 000 дес. (Обоянский, Старооскольский у.), Череповы более 18 000 дес. (Путивльский у.), Карамзины - 13 000 дес. (Обоянский, Курский у.), Голицыны - около 13 000 дес. (Дмитриевский у.), Хорваты - 12 600 дес. (Грайворонский у.), Виельгорские около 12 000 дес. (Дмитриевсикий у.), Мейендорфы - около 12 000 дес. (Дмитриевсикий у.), Хлюстины — 11 500 дес. (Грайворонский у.) и др.8 Современники отмечали большой размах строительных работ в середине XIX в.: "...Если судить о доходах помещиков по постройкам ими возводимых, то заключение выйдет самое утешительное! В какое поместье мы не заезжали, везде строились или перестраивались, и большею частью предметом строительных работ были помещичьи дома."9 Статистика пореформенного времени, представляла следующую картину. По "Данным поземельной статистики" Центрального Статистического Комитета на 1887 г. наибольшее количество земли принадлежало крестьянским обществам - 62,4% и частным владельцам - 34,4 %. Первое место среди частных землевладельцев занимали дворяне: им принадлежало 76,9 %. По уездам дворянское землевладение распределено почти равномерно, колеблясь от 67,4 % (Фатежский у.) до 86,8 % (Путивльский у.). Средний размер дворянского поместья в 1887 г. был равен 192,1 дес, причём наибольшими размерами владения отличались уезды Грайворонский, где средняя величина поместья равнялась 371,8 дес. и Льговский - 325,8 дес, наименьшими — Курский - 109,8 дес.

В сравнении с 1877 г. дворянское землевладение показывало убыль в 5,4 %, но убыль эта относилась, главным образом, к крупным поместьям, т.к. средний размер имений с тех пор несколько уменьшился на 11,9 дес В пореформенный период, в сословном распределении земли, позиции дворян несколько потеснили купцы — получает распространение усадьба купеческая. Земли купцов занимали 7,4 % всего частного землевладения и группировались по уездам довольно равномерно, колеблясь от 3,0 % (в Курском у.) до 11,6 % (в Старооскольском у.). Средний размер владений купцов составлял 219,1 дес. Наиболее крупные поместья отмечены в уездах Грайворонском - 558,8 дес, Дмитриевском - 524,3 дес. и Рыльском - 323,9 Дес.10

Земли мещан и остальных сословий представляли всего: у первых -1,6 %, у вторых — 1,0 % и по всем уездам были распределены в незначительном количестве. Сравнительно больше земель имелось у "остальных сословий" в Корочанском у. - 4,1 % и у мещан в уездах - Старооскольском - 3,7 % и Обоянском - 2,6 %. Средний размер мещанских владений составлял 28,9 дес, остальных сословий - 37,9 дес, за исключением Грайворонского, где средний размер владения равнялся - 126,7 дес и Корочанского - 94,2 дес" Землевладение крестьян за десять лет выросло с 9,6 % в 1877 г. до 13.1 % в 1887 г., хотя в отдельных уездах и произошли некоторые изменения в обратную сторону. Большая часть землевладения крестьян было сосредоточено в Фатежском у. - 27,4 % всей площади частных владений, и наименьшее в Обоянском у. — 5,3 %. Среднее крестьянское владение заключало в себе 15,7 дес, при чём наибольшими площадями отличаются уезды: Грайворонский 61,9 дес. и Новооскольский - 27,6 дес; наименьшими — Путивльский — 9,8 дес По главным группам угодий на 1887 г. вся обследованная площадь Курской губ. была распределена следующим образом: пашни - 3 010 099 дес. (72,8 %); луга, выгоны и остальная удобная земля - 609 741 дес (14,7 %); леса -367 381 дес. (9,0 %); неугодья - 145 071 дес (3,5 %).

Усадебный ландшафт и планировочная композиция курских усадеб

Построение композиции усадебных комплексов в большей степени определяли топография и физико-географические типы местности.

Обозначим общие ландшафтные характеристики Курского края по данным начала XX века.

Курская губерния по форме рельефа представляет собой невысокое плоскогорье, на поверхности которой расположены гряды возвышенностей от 245 до 277 м высоты над уровнем океана. Эти холмы являются ветвями Среднерусской возвышенности, входящей в переделы Курской губ. Невысокая цепь холмов, которая начинается на северо-востоке и идёт на юг по правому берегу рек Оскола и Донца в Харьковскую губернию, носили название "Харьковских гор".

Курская губерния не имеет обширных ровных пространств. Из немногочисленных равнин по берегам некоторых рек и между их истоками, отмечены две: одна на севере, по берегам р. Сейма, между устьями р. Тускари и р. Свапы, а другая в центре губернии, составляющая плоскую возвышенность между р. Сеймом и Пслом.

По типу рельефа губерния относится к эрозионно-балочному или долинно-овражно-балочному. Наиболее типичны балки (лога). Больше всего их на правых берегах рек Сейма и Пела. Характерны степные блюдца (часто западины). Балочные леса с сухим днищем и пологими прямыми краями получили название байрачные леса. Их было много в северо-западных уездах губернии.

От возвышенности (около г. Тима) на запад и юго-запад расходятся в виде веера многочисленные невысокие холмы, ложбины, рвы, служащие руслами рек, ручьёв и многочисленных питающих их родников.1

Курский край орошается двумя системами рек: Днепровской и Донской. Наиболее полноводными считались реки Сейм, Тускарь Свапа, которые в течении XVII — 1-й половины XIX вв. были судоходными. Но уже к началу XX в. многие водные пути обмелели, о чём и говорилось в публикациях тех лет: "...несмотря на обилие текучей воды, в Курской губ. нет реки судоходной; правда, по Сейму в пределах губернии ходят 1-2 парохода, но они напоминают скорее игрушку и таскают (буксируют) только баржи с дровами, мукой и свекловицей".1

По берегам рек Сейма, Пела и Ворсклы встречаются значительные затоны и старицы, которые в некоторых местах соединены с речками и составляют часть их русла. Более или менее значительные пруды находились при каждом большом селении.

Больших озёр и болот в Курской губернии не было. По малозначительности своей болота, не имели никакого влияния на климат. Крупнейшее по площади Молченское болото находилось в окрестностях Молченской Софрониевой пустыни в Путивльском уезде.3

Как уже отмечалось, Курская губерния отличается благоприятным умеренным климатом и плодородными почвами. Чернозём занимает более половины территории всех уездов, кроме Рыльского и Дмитриевского. Более всего - в Корочанском у. (90,5 %), менее всего - в Дмитриевском у. (35,6%). Верхний пахотный слой, преимущественно чернозёмный, достигал толщины до 2 аршин.4

Для анализа планировочной композиции усадебных комплексов и определения характера их связи с окружением необходимо обозначить типы планировки сельских поселений и расположения усадеб в их структуре. Курская губерния считалась одной из самых густонаселённых мест

России. Основным типом планировки сельских населённых мест был уличный с двухрядной или однорядной застройкой, реже - бессистемный или смешанный.5

В описании начала XX в. находим следующую характеристику: "Великорусские селения Центрально-Чернозёмной области, в отличие от малорусских, имеют всегда улицы односторонние или двухсторонние, и состоят из одной длинной улицы, вытянувшейся вдоль по дороге на несколько вёрст (с небольшими перерывами), либо из нескольких улиц, расходящихся неправильными радиусами от церковного погоста; в таком случае общее название села является собирательным, а отдельные концы его (улицы) имеют кроме того самостоятельные названия. Окна изб обращены на улицу, а сзади к ней примыкает плетневой, крытый соломой двор..." 6

Отличительной чертой курских поселений была "многоусадебность", где располагались владения нескольких помещиков, преимущественно мелкопоместных, ведущих свою историю со времени колонизации Курского края в XVII в.

Например, по данным 1861 г. в д. Шатуновка Дмитриевского у. хозяйничало 11 помещиков, в с. Куриловка Суджанского у. - 13, в с. Кшени Тимского у. — 22 и т.д.

Эти мелкопоместные усадьбы по своему облику и планировочным, функциональным характеристикам походили на хозяйства зажиточных крестьян или однодворцев и чаще всего располагались в структуре рядовой застройки поселения (т.е. были включены в один ряд с крестьянскими усадьбами), нередко отличаясь от бедных соседей лишь большим объёмом главного усадебного дома.

Такая усадьба и в пореформенный период имела вид замкнутого двора-крепости, нередко повторяя черты первоусадеб южных окраин Московского государства в XVII-XVIII вв. С начала XX в. такие дворы строили уже мало, их заменяли усадьбами с более свободным расположением построек, в которых дом ставили по улице -"на план".8

Курская мелкопоместная усадьба завершалась довольно большим огородом и садом, где нередко значительная площадь отводилась под "ливаду" (луг) с посадками вербы, акации, — используемых для домашнего строительства. Тип двора с более свободным расположением хозяйственных построек рубежа XIX - XX вв. распространяется почти по всей исследуемой территории, частично вытесняя собой замкнутый "круглый двор".9 Такое устройство усадьбы было характерно и для др. безлесных районов русско-украинского пограничья.

Обособленное от поселения расположение имели средние и крупные усадьбы. Связь усадебного комплекса с поселением часто осуществлялась посредством визуально-коммуникативной оси - дороги (против поселения -Никольское, Красная Яруга, Шебекино; на окраине поселения в ряду застройки - Рубанщина, Дмитриевское, Ржава, Ишутино и др.) и промежуточной архитектурной доминанты - сельской церкви (Покровское, Ржава, Никольское, Красная Яруга, Переверзевка и др.).

Различались также два основных типа комплексов пореформенного времени: усадебные строения, воссозданные на месте старых усадеб или вблизи от них, сохранившие прошлые пространственные и планировочные связи с окружающей средой (Никольское, Воробьёвка, Ивня, Переверзевка, Богдановка, Шебекино и др.) или выстроенные на свободном месте, сформировавшие новое композиционное и пространственное решение (Сафоновка, Млодать, Попово Слобода, Рубанщина, Красная Яруга, Весёлая Лопань, Гуйва и др.).

В усадьбах пореформенного времени наблюдается большое разнообразие планировочных решений, где часто соседствуют или пересекаются старые и новые идеи, создавая оригинальные планировки. В зависимости от рельефа местности выделяются несколько основных типов построения композиции

Первый тип - размещение усадьбы на равнинном участке вблизи водного зеркала реки или пруда (Попово Слобода, Уютное, Шебекино, Усть-Крестище и др.)

Наиболее распространённым и традиционным типом является расположение усадьбы на холмистой возвышенности. Здесь определяются так же два варианта: усадьба на вершине холма (Покровское, Макаровка, Семёново, Ржава, Глебово, Дерюгино, Ивня, Гламаздино, Винниково, Богородицкое-Фенино, Сафоновка и др.) и в центре холма на его террасе (Млодать, Ишутино, Гуево и др.). У подножия возвышенности традиционно расположение реки, пруда или каскада прудов. Сад или парк формируются, как между домом и прудом, так и за усадебным двором, окружая весь усадебный комплекс.

К следующими типу относится мысообразная композиция -расположение усадьбы на высоком, с живописными скатами плато (Ивня, Берёзовка, Семёновка и др.). Сюда же относятся усадьбы, размещённые на древних городищах и селищах (Череповка, Капыстичи, Городище). Этот тип обычно отличается компактной планировкой всего комплекса, что диктует ограниченная территория плато.

Отличительной и выигрышной чертой расположения усадебного комплекса на возвышении является его- подчёркнуто доминирующее положение, наибольшее раскрытие и связь с окружающим ландшафтом и широкие разноплановое восприятие панорам местности, уходящее за линию горизонта.

Террасы, балконы и окна главного дома являлись связью с окружающим ландшафтом.10"" Бельведер или башня "донжона" главного дома были предназначены для обозрения более глубоких перспектив и панорам имения.

В пореформенной усадьбе особо подчёркнута открытость и единение с окружающим миром — неповторимым характером русской природы, что отражено в воспоминаниях современников. Их значение необходимо учитывать при разработке научно-проектной документации по созданию зоны охраняемого усадебного ландшафта.

Стилистические черты курских усадеб

Вторая половина XIX века в русской архитектуре определяется, как время эклектики. Эклектику называют "архитектурой выбора", где теряет значение стилевое единство - в противопоставление строгости, регламентации и каноничности классицизма.

В провинциальном строительстве прослеживаются региональные стилистические особенности развития архитектуры.

Рассмотрим основные архитектурно-стилистические черты загородных усадеб Курской губернии.

Выдающимся памятником усадебного строительства пореформенного периода является дворец Клейнмихелей в Ивне, сооружённый в середине 1860-х гг. (разрушен в 1920-х гг.).105 Судить о прошлом великолепии и размахе дворца можно по воспоминаниям современников и дореволюционным фотографиям, показывающим центральную часть грандиозного здания.

Этот величественный дворец повторял монументальные формы европейского барокко. По своему объёмно-композиционному решению и декоративному убранству усадебный дом походил на крупные городские и загородные резиденции именитых столичных вельмож середины XVIII века (дворцы В. Растрелли в Анненгофе, Рундале, Аничков дворец в Петербурге и ДР-) Здание имело симметричную композицию, состоящую из трёх двухэтажных объёмов-ризалитов с сильным центром - возвышающейся главной частью, акцентированной со стороны курдонера двухмаршевой открытой лестницей, ведущей в парадные апартаменты второго этажа.

Выдающимся памятником эпохи историзма является и дворец Барятинских в знаменитой курской усадьбе Марьино. Ампирное здание первой четверти XIX в. было кардинально реконструировано в 1869-1873 гг. по проекту известного петербургского зодчего И.А. Монигетти (1819-1878). Перестройку производил курский архитектор К.Ф. Штольц. Проект реконструкции был выполнен под влиянием новых художественных вкусов второй половины XIX в. - их эволюцию в сторону обогащения архитектуры декоративными формами, заимствованными в искусстве позднего Возрождения. После перестройки композиция здания приобрела большую цельность. Прежде всего, классицистический дворец изменил силуэт — световой барабан над круглым залом и венчающий его купол были разобраны и заменены пирамидальным фонарём. Стены центральной части главного корпуса надстроили, таким образом увеличилась высота третьего этажа и образовались невысокие четвертый и пятый.

Сильно развитый венчающий карниз был поднят, над ним устроили высокий парапет и балюстраду. В боковых крыльях центральной части заложили оконные проёмы - в третьем этаже и в первом. Изменилось обрамление окон второго этажа, исчезли скульптуры, находившиеся прежде в нишах.

Огромные световые проёмы центральной части паркового фасада были заложены. Вместо арок и колонн в плоскости стены появились обычные окна и балконные двери, между которыми разместились пилястры. Сооружена сложной конфигурации лестница, ведущая к террасе второго этажа паркового фасада. Была произведена небольшая внутренняя перепланировка помещений.

В итоге реконструкции дворец в Марьине стал более вместительным и удобным, существенно изменился и его архитектурно-художественный образ. Сравнивая прежний дом с новым, можно прийти к выводу, что после перестройки композиция здания приобрела большую цельность, хотя декоративная обработка стен стала более сложной и насыщенной.

В начале 1900-х годов все дворцовые помещения были оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией и электрическим освещением, а в главном корпусе был устроен лифт.107 Примером стиля позднего Возрождения является кирпичный двухэтажный особняк крупного сахарозаводчика П.И. Харитоненко (ныне гимназия), построенного в 1870-1880-х гг. в его курском имении Красная Яруга, одновременно с заводскими и хозяйственными зданиями. Интересно, что краснояружский дом входит в круг подобных по стилевым характеристикам городских особняков Харитоненко в Сумах (ул. Троицкая; ныне ул. Дзержинского - больница) и Москве (Софийская набережная - ныне дом посла Великобритании), где художественный характер внешней обработки зданий формируют мотивы стилизации ренессансных форм. Усадебные дома Харитоненко объединяют - симметрия, декоративная насыщенность и крупные формы отделки фасадов, что придаёт зданиям парадность и представительность, напоминая образы итальянских палаццо. Закономерно, что воплощение наиболее интересных и современных проектов в архитектуре усадебных зданий, могли позволить себе крупные владельцы, заимствовавшие новые веяния искусства в столицах и из заграничных путешествий. Примеры дворцов в Ивне, Марьино, Красной Яруге единичны. Большинство же средних и мелких владельцев имели довольно скромное по архитектуре и объёмно-пространственному решению жилище, где нередко становились вторами своего оригинального творения.

Главный дом Арцыбушевых в Покровском, выстроенный предположительно в конце 1860-х гг., — характерный пример провинциальной среднепоместной усадьбы.

Это довольно вместительный кирпичный двухэтажный дом на высоких сводчатых подвалах. Его объёмная композиция образована прямоугольным в плане корпусом с двумя примыкающими с запада ризалитами, между которыми, в уровне второго этажа, размещалась просторная лоджия. Крыльцо главного фасада акцентировано четырёхколонным портиком на квадратных простых колоннах, поддерживающих выступающий треугольный фронтон. Фасады здания не оштукатурены и отличаются скромным декором в виде гладких наличников окон, полочек и карнизов. Первый этаж дома, имеет довольно приземистые пропорции. Второй — более парадный, высокий, с полуциркульными окнами (в отличие от прямоугольных - первого этажа). Здесь размещались покои хозяев имения, комнаты для приёма гостей. Главный усадебный дом в Покровском трудно отнести к какому-либо архитектурному стилю, но в целом, как и во многих других подобных ему барских особняках, здесь видится влияние классицизированной эклектики.108

Для курской загородной усадьбы, как и для других поместий провинциальной России, более характерна практичность, функциональная продуманность, утилитарный подход нежели дворцовая парадность и новомодный шик. Подобные характеристики подходят к большинству мелких и средних усадеб пореформенного времени.

Так, известный русский поэт А.А. Фет, обосновавшись в своём курском имении Воробьёвке в 1870-1880-х гг., коренным образом переустраивает усадьбу, парк и всё хозяйство имения в соответствии со своими вкусами.

Сохранившиеся документы, воспоминания современников и самого владельца позволяют подробней остановится на этапе преобразования старинной усадьбы, как наиболее характерном примере переустройства среднепоместных имений пореформенного времени.109

Господский дом был построен в конце XVIII века и при прежних владельцах представлял собой одноэтажное здание с антресолями, часть которых была занята мезонином, а часть чердаком без окон "высотой три арши-на". 10

"Всюду предстояли безотлагательные поправки, начиная с каменной террасы под балконом, чугунные плиты которой были покрыты грудой развалившихся каменных столбов... Очищенный от обломков балкон получил прежний вид с новыми тумбами и прежними решётками" - вспоминал А. Фет.1" В своих воспоминаниях и письмах поэт ничего не говорил о перепланировке первого этажа ртищевского дома. Поэтому будем считать, что она не менялась и господский дом сохранил анфиладный принцип расположения комнат, унаследованный из XVIII века.

На первом этаже главного дома времени Фета располагались: парадные комнаты — гостиная, столовая; жилые - кабинет поэта, спальня, комната жены поэта; а также сени и коридор, деливший здание на две половины - парадную и жилую."2 В гостиной, против выхода на террасу, помещался большой камин с зеркалом и бюстом бывшего владельца усадьбы Ртищева. Фет шутливо почитал его, как "гения места" и покровителя.113 Гостиная имела три выхода в малую гостиную, расположенную в юго-восточном углу здания, и столовую - на юго-западе, вход в которую был оформлен ионическими колоннами и панелями с зеркалами.114 Из столовой был вход в переднюю,115 из передней - выход, называемый Фетом "буфетным крыльцом".116 Всего при жизни поэта господский дом имел четыре выхода."5

Верхняя часть здания, которая при Ртищевых представляла собой мезонин и чердак, была полностью реконструирована, увеличена высота этажа, в результате чего появились три новые комнаты. В южной части второго этажа, над гостиной, располагалась бильярдная, рядом с ней "верхний" кабинет поэта и ряд комнат для гостей.110 Во втором этаже были использованы полы парадных комнат старого дома.

Обстановка для дома была привезена из орловского имения Фета -Степановки. Отделочные материалы заказывались в Москве.

С наступлением весны в дом переносили растения из оранжереи. "Расчистили снег в парке по дорожке, к теплице, откуда нанесли олеандров в цвету, кипарисов, филодендронов и множество цветов", — вспоминает Фет.1"

При перестройке здания Фет воспользовался сложившимся до него рациональным распределением комнат по назначению. Как правило, планировка всех господских домов в усадьбе основывалась на той разумной схеме, по которой жилые комнаты с кабинетом хозяина были обращены во двор, а парадные - для отдыха и приёма гостей открывались в парк, дабы, отрешившись от хозяйственных забот, можно было отдыхать и любоваться красотами природы.

Фасады воробьёвского дома были выкрашены в жёлтый цвет. Их украшали междуэтажные тяги, сандрики над окнами и простые карнизы. Над главным входом, с северной стороны, находился балкон, на который вела дверь с лучковым завершением.

Замыкая господский дом с северной стороны, находились каретный сарай с востока и конюшня - с запада, объединённые каменной оградой.

Среди прочих построек, доставшихся Фету от усадьбы Ртищевых, был каменный флигель, с восточной стороны от главного дома, который неоднократно ремонтировался, а к весне 1889 года был окончательно приведен в порядок и использовался для приёма гостей.

К 1879 году усадьба значительно преобразилась, о чём свидетельствует следующее описание, сделанное Фетом в письме к Ы.Н. Страхову: "...Если Вы хоть мало-мальски наблюдательны, то Воробьёвка при въезде в неё сделает на Вас совершенно другое впечатление. Уже ни одной соломенной крыши не существует. Всё крашеное железо и штукатурные стены. Я нашёл, что вещь тогда хороша, когда она не носит своего типа. Город хорош, когда зеленью, парками напоминает деревню, а деревня, когда постройками напоминает чистый город".

В период эклектики развивается русский стиль, своеобразное выражение народности в архитектуре, восходящий к первой четверти XIX в. и получивший своё основное воплощение в храмовом зодчестве. Творчество зодчих русского стиля основано на обращении к яркой национальной и самобытной монументальной архитектуре русского средневековья.

В порубежной Курской губернии, расположенной на перекрёстке двух культур, фольклорная тема русского стиля, ориентируемая на народное искусство - крестьянскую избу, отражает черты русско-украинских традиций народного зодчества — это относится, в основном, к жилым и хозяйственным постройкам мелкопоместных усадеб, благотворительным зданиям (больницы, школы, приюты и др.).

Это довольно простые деревянные или кирпичные, преимущественно одноэтажные здания и целые комплексы, с асимметричной композицией объёмно-планировочного решения и элементами народной архитектуры. Например, главные усадебные дома, флигели и службы в Уколове, Малеевке, Нижнем Теребуже, Уютном.

Художественное оформление домов Курской губ., в сравнении с северными губерниями, было развито слабо. Декоративное убранство, как деревянных, так и кирпичных зданий, представлено в виде несложной плоской (позднее пропильной) резьбы и довольно скромно выражено в резных деревянных подзорах карнизов, наличниках окон и дверей, ставнях, отделки веранды, ограждений террасы и лестницы. Кронштейны, поддерживавшие свесы крыши, кое-где обрабатывались скульптурно в виде завитков и других украшений.

В 1870-1890-е гг. получает широкое распространение направление "кирпичного стиля", в основе которого лежат утилитарные факторы — материал и конструкции. Подчеркнём, что понятие "кирпичный стиль" не относится к зданиям с фасадами в открытом кирпиче, но спроектированных с использованием форм исторической архитектуры.

Похожие диссертации на Загородное усадебное строительство Курской губернии 1861-1917 годов