Введение к работе
з
Актуальность темы исследования. В настоящее время культурно-развлекательные центры (далее КРЦ) с применением цифровых технологий проектируются хаотично, бессистемно, конъюнктурно (Disneyland, США, Япония; развлекательный центр в молле Парк Хаус, Россия и др.)- Часто проектировщики создают их, опираясь на исторические, стилевые или вымышленные образы, собственные предпочтения или вкус заказчика, без каких-либо чётких научных и эстетических критериев. Насколько это актуально во времени, интересно или экономически выгодно владельцам заведений, как это влияет на чувства, действия и реакции посетителя, каким образом это отражается на архитектурном пространстве - остается не ясным и не прогнозируемым.
Интегрирование цифровых технологий влияет на архитектуру КРЦ, но пока не зафиксированы особенности этого влияния. Основная масса отечественной литературы, посвященная вопросам организации «многофункциональных зданий и учреждений культуры», издавалась до 1980 г, и в ней не учитывалось интегрирование цифровых технологий. Современная литература по общественным центрам отдыха (A. Mostaedi, F.A. Cerver, Н.И. Денисова, Е.П. Голубева и др.) отражает принципы проектирования зданий и сооружений или творческие концепции архитекторов, а не создания архитектурного пространства. В отечественной теории архитектуры тема взаимоотношения архитектурного пространства и цифровых технологий, только начинает развиваться (И.А. Добрицына, Д.В. Земов, М.В. Шубенков). В зарубежной теории ведутся работы по исследованию воздействия компьютерных технологий на эмоции человека, но результаты, в связи с их динамичным развитием, выглядят не окончательными. Не обозначены особенности проектирования общественных центров с широким внедрением цифровых технологий.
Автора интересует вопрос оптимизации процесса проектирования архитектурного пространства КРЦ с использованием цифровых технологий. Важнейшим для исследования является понимание того, что интерьер общественного центра является фактором пространственной и сої/иальногі интеграции человека. Высока степень виртуальности, создаваемой цифровыми технологиями, поэтому необходимо определение принципов их интегрирования в архитектурное пространство КРЦ.
Специфика данного исследования состоит в том, что архитектурное пространство рассматривается с учётом психологии и антропологии — в силу активного влияния цифровых технологий на архитектурное пространство и восприятие человека.
В рамках данной работы цифровые (дигитальные, мультимедийные, компьютерные) технологии понимаются как технологии, способствующие созданию особой пространственной среды, включающие все виды сенсорного воздействия на человека - визуальные, звуковые и кинестетические.
Культурно-развлекательный центр в данной работе понимается как универсальное многофункциональное архитектурное пространство, организованное с целью обеспечения эмоционального, психофизического отдыха посетителей.
Цель исследования заключается в определении влияния цифровых технологий на архитектурное пространство с учетом восприятия человека, что позволяет выявить принципы формирования пространства КРЦ с использованием цифровых технологий.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
исследовать генезис архитектурного пространства для развлечений с учётом социально-антропологических и технических факторов;
разработать теоретическую модель «человека развлекающегося», которую можно использовать при моделировании архитектурного пространства КРЦ;
выявить особенности влияния цифровых технологий на формирование архитектурного пространства КРЦ;
определить принципы и приёмы архитектурного моделирования пространства КРЦ с использованием цифровых технологий;
предложить методику моделирования архитектурного пространства КРЦ.
Объектом исследования является архитектурное пространство культурно-
развлекательного центра.
Предметом исследования является специфика архитектурного пространства КРЦ, находящегося под влиянием цифровых технологий.
Границы исследования - период с XVIII в. по настоящее время.
Методика исследования представляет собой последовательное
использование: теоретического анализа процесса развития развлекательного
пространства, в совокупности с социальными и технологическими факторами;
социально-антропологического подхода, подразумевающего учёт
биологических, социальных и духовных потребностей человека; феноменологического подхода, позволяющего обратить внимание не только на объективные реакции, но и на чувства, эмоции посетителя КРЦ, когда архитектура рассматривается как источник субъективных переживаний и состояний человека; анализа и группировки цифровых технологий, влияющих на формирование архитектурного пространства; изучения мирового опыта внедрения цифровых технологий в пространство КРЦ с выявлением принципов и приёмов формирования архитектурного пространства с использованием цифровых технологий; натурного обследования, фото и видео фиксации.
Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных учёных из нескольких областей науки:
- по проблемам формирования пространства многофункциональных центров и общественных пространств: А.В. Анисимовой, А.В. Бокова, 3. Гидиона, А.А. Гаврилиной, Ю.П. Гнедовского, А.Л. Гельфонд, Е.П. Голубевой, Н.И. Денисовой, И.С. Дурачиной, А.П. Ермолаева, Д.В. Земова, Л.Н. Кулаги, К.
Линча, Ю.П. Манусевича, Д.А. Метаньева, Е.К. Милашевской, Е.Б. Новиковой, Н.Е. Прянишникова, А.А. Светликова, Г.П. Степанова, Г. Тайля, В.Э.Хазановой, В.Т. Шимко, Н.И. Щепкова и других;
по типологии зданий и сооружений: М.Г. Бархина, А.В. Бокова, Я. Вуека, А.Л. Гельфонд, Д. Либескинда, Н.А.Сапрыкиной, А.И.Урбаха, Э. Цайдлера, М.В. Шубенкова и других;
по проблемам современной архитектуры: И.А. Азизян, М. Бессета, В.Л. Глазычева, Ч. Дженкса, И.А. Добрицыной, А.В. Иконникова, А.Е. Кохна, Б. Мейтленда, X. Пермана, А.В. Рябушина и других;
по теоретическим основам архитектурной композиции: А.А. Барабанова, Е.Л. Беляевой, А.Г. Габричевского, А.В. Ефимова, В.Ф. Кринского, И.В. Ламцова, Д.Л. Мелодинского, А.Г. Раппопорта, Д. Саймондса, Г.Ю. Сомова, А.А. Тица, М.А. Туркуса, Н.П. Чуваргиной и других;
по восприятию архитектурной среды: Р. Арнхейма, Н.А. Бурдиной, А.Г. Габричевского, Ю.Н. Жилиной, Т.Н. Корепиной, Э. Нейферта, А.Л. Титова, Г.Б. Забельшанского и других;
по методике проектирования: А.В. Иконникова, Б.Г. Бархина, Дж.К. Джонса, А.Э. Коротковского, В.М. Молчанова и других;
по социальной антропологии и психологии восприятия: Г.М. Андреевой, М.М. Бахтина, Д. Майерса, Б. Малиновского, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейна, Н.В. Серова, Х.Р. Шиффмана и других;
- по проблемам отдыха и развлечений: Л.И. Божович, Ф. Лоусана,
Й. Хейзинги, Д.В. Шамсутдиновой и других;
- по проблемам техники и ее влияния на человека, архитектуру, дизайн:
Н.А. Бердяева, В.Г. Горохова, И.Д. Каландии, Л. Мамфорда, В.М. Розина,
Э. Цыганковой, К. Ясперса и других.
Для раскрытия темы были использованы материалы современных изданий по науке и технике, технологиям шоу-бизнеса, каталогов проектных организаций.
Научная новизна п ценность работы:
впервые исследуются вопросы влияния цифровых технологий на архитектурное пространство КРЦ;
определены принципы и приемы моделирования архитектурного пространства с использованием цифровых технологий;
предложена методика моделирования КРЦ, в пространство которого интегрируются цифровые технологии.
Практическая значимость исследования связана с возможностью получения социального и экономического эффекта от внедрения в практику основных результатов исследования. Социальный эффект определяется созданием мест концентрации общественной активности в пространстве КРЦ, спецификой качеств его архитектурного пространства, повышением уровня комфорта его посетителей. Экономический эффект достигается за счет оптимизации использования пространства КРЦ, а также за счет экономии времени и средств в процессе его моделирования и функционирования. Предложенная методика архитектурного моделирования КРЦ позволит оптимизировать финансовые затраты инвесторов и избежать негативного воздействия на посетителей центра. Основные положения работы могут быть использованы в проектной практике и внедрены в учебный процесс вузов, специализирующихся на подготовке архитекторов и дизайнеров.
На защиту выносятся:
структурирование цифровых технологий, оказывающих влияние на формирование архитектурного пространства КРЦ по способу их функционирования;
определение специфических качеств архитектурного пространства, возникающих под влиянием цифровых технологий;
принципы и приёмы моделирования архитектурного пространства КРЦ с использованием цифровых технологий;
методика моделирования архитектурного пространства КРЦ с
использованием цифровых технологий.
Апробация исследования. Различные аспекты проблематики диссертации получили разработку в статьях, тезисах докладов, выступлениях и сообщениях. Количество публикаций по теме - 11. Результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях в период с 2005 по 2008 гг.: на межвузовской конференции молодых ученых «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна» (г. Екатеринбург, 2006, 2007, 2008), межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Человек в мире культуры» (г. Екатеринбург, 2005,2006).
Структура и объём исследования. Диссертация представлена в одном томе, состоит из введения, трёх глав, заключения, изложена на 173 страницах, содержит таблицы и иллюстрации, библиографический список из 184 наименований, а также два приложения, включающие перечень цифровых технологий и социальное исследование по ТРЦ г. Екатеринбурга.