Введение к работе
Актуальность темы. Данная работа посвящена изучению резных царских врат и порталов русских иконостасов ХУІ-ХУП вв.
Иконостас, отделяющий алтарь в интерьере храма, всегда был одним из важнейших элементов организации пространства в русской культовой архитектуре. В общем художественном решении иконостаса особое внимание уделялось царским вратам, несущим одну из основных идейно-смысловых нагрузок. Врата нервдко служили богатыми вкладами в храм и считались ценными подарками. Почти все древние иконостасы не дошли до нашего времени, они были переделаны или разобраны в ХУІІІ-Х1Х вв. Царские врата оказались одним из немногих сохранившихся элементов иконостасов, т.к. при перестройках их обычно сохраняли или переносили в другую церковь.
В иконостасах ХУІ и ХУІІ вв. были распространены врата живописные и резные. Живописные врата неоднократно рассматривались в литературе, в данной работе они не исследуются. В отличие от живописных, резные царские врата остались почти неизученными. Круг опубликованных произведений был слишком мал, а датировки их очень противоречивы, что не давало возможности судить о времени их создания. До сих пор считалось, что резные врата изготавливали в ХУ и даже в ХІУ вв., не было известно, как изменялась их форма, композиция, орнамент и техника выполнения. Совсем не привлекали
внимания исследователей порталы иконостасов, представляющие собой
і обрамление пролета царских врат, которые тоже интересны по своему
художественному решению. '
Изучение и систематизация резных царских врат дают возможность более определенно датировать время их появления в русских храмах началом ХУТ в. Ото и 'определило раннюю границу данного исследования. На протяжении Х^1 и ХУІІ вв. в художественном решении резных
2.
царских врат сложились свои традиции и своя система, которые в начале ХУІІІ в. коренным образом меняются. Поэтому поздней границей исследования является рубеж ХУІІ-ХУІП вв.
В работе рассматривается сложение и развитие традиционных форм русской резьбы по дереву и не затрагивается "флемская резьба" /интерпретация барокко, появившаяся на Руси в середине - второй половине ХУІІ в./, представляющая собой по характеру и стилю пласт совершенно иных художественных принципов и приемов.
В исследовании ставилиоь следующие задачи: I.Выявление как можно более широкого круга памятников ХУІ-ХУІІ вв. 2.Уточнение датировок резных царских врат и порталов и времени их
появления в русской культовой архитектуре. 3.Анализ эволюции форм, композиции, орнамента и технологических приемов в решении царских врат и порталов.
Методика исследования. В основе изучения эволюции резных царских врат лежит систематизация их в стилистические группы по ана- логичным признакам формы, композиции или орнамента. Группы расположены в хронологическом порядке, в них рассматриваются каждые врата в отдельности и вся группа в целом. В каждой группе имеются памятники с точными датами, остальные произведения датированы по аналогии. Аналцз эволюции композиции, орнамента и технических приемов резных врат проводился путем сопоставления групп. Для анализа эволюции формы царских врат привлечено более ста произведений, среди которых не только резные, но и врата, выполненные в другой технике: живописные, басменные, с накладным оловянным декором. Это объясняется существованием одинаковых закономерностей процесса развития формы врат.
3.
Научная новизна. Настоящая диссертация - первое монографическое исследование резных царских врат. В ней рассматривается более 70 произведений ХУІ-ХУІІ вв., происходящих из Архангельской, Владимирской, Вологодской, Костромской, Московской, Новгородской, Олонецкой, Псковской, Тверской, Тульской и Ярославской губерний; Лишь незначительная часть их опубликована. Около трети изучаемых врат не сохранились до настоящего времени. Их фотографии конца XIX- начала XX в. обнаружены автором в Ленинградском отделении Института Археологии и Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева. Архивные материалы Центрального Государственного архива древних актов, Центрального Государственного архива г.Москвы, Центрального Государственного архива РСФСР, а также архивов музеев и реставрационных организаций помогли определить время создания ряда изучаемых памятников.
Практическое значение диссертации состоит в том, что она может быть использована при изучении общих процессов в русском монументальном искусстве ХУІ-ХУІІ вв." Материалы исследования важны для правильного понимания тех традиций, которые легли в основу развития этого вида искусства в ХУІІІ и XIX вв. Хронологический список резных царских врат, данный в приложении к диссертации, значительно расширяет круг подобных произведений русского искусства ХУІ-ХУІІ вв. Материалы диссертации могут найти применение в музейной научной работе при атрибуции произведений резьбы по дереву и в реставрации для подбора аналогов.
Структура диссертации. Работа состоит из двух частей. Основная часть содержит текст диссертации, включающий Введение, четыре главы и Заключение. Во" второй части помещены примечания, список