Введение к работе
Актуальность исследования. Французское садово-парковое искусство - уникальное явление по широте и емкости рожденных им проблем. Оно синтезировало ландшафтное проектирование и произведения архитектуры, использовало достижения живописи и театра - от сценографии. и балетных спектаклей до придворного ритуала. Для искусства, отражающего специфически национальные черты, французский парк охватил редкий по широте ареал. Наконец, длительная эволюция этого искусства, начавшаяся задолго до наступления Ренессанса, переживает в наши дни новое оживление -не только как декорация, но и Как система ландшафтного планирования. Линия созидающей архитектоники оказалась выраженной в органической архитектуре более плодотворно, чем в каменной. Именно садово-парковое искусство дает наилучшее представление о магистральном пути французской художественной мысли 17-18 вв. На его примере можно рассмотреть целый ряд вопросов, связанных с претворением мировоззрения в эстетическом феномене, становлением различных стилевых систем, дать портреты многих творческих личностей, проявивших себя в садово-парковом искусстве.
Между тем, волреки своей значимости, синтетичная природа французского регулярного парка не нашала должного отражения в научной литературе. Многочисленные эссе об отдельных памятниках, а также монографии о'Версале касались в основном истории создания и бытования ансамблей, нежели особенностей их художественного образа. Главы о регулярном парке являются неотъемлемой частью
г
общих историй садово-паркового искусства, однако до сих пор не совершен решительный шаг к обобщению всего комплекса проблем французского парка. Историки заняты описанием памятников, реже -их реконструкцией, и почта никто из них не ставил своей задачей исследование феномена в контексте культуры. Выведение же проблем регулярного парка на мировоззренческий уровень способно приоткрыть принципиальные стороны французского искусства как эпохи Возрождения, так и Нового времени. Более того, - расширить наше представление о природе классицизма и барокко.
Источниковая база исследования. Специфика паркового искусства состоит в утрате памятников в их прежнем виде, н потому крайне затруднительно составить объективную картину композиций прошлых веков. Косвенные свидетельства о ренессансных садах Франции малочислеиы. Это, во-первых, гравюры Ж.Андруэ-Дюсерсо Старшего, хотя, исполненные через несколько десятилетий после создания садов, они могли отразить некоторые переделки. В постижении структуры и духа французского сада могут помочь литературные источники, миниатюры, шпалеры. Интересно и то, что рассказывают нам об эпохе Возрождения зафиксированные графически знаменитые парки 17 века, - совмещая их со свидетельствами, одновременными строительству Фонтенбло, Ане или Сен-Жермен, можно вычленип первые стадии в эволюции оригинального садово-паркового стиля.
Рубеж 16 - 17 веков дает более благодатный исследовательский материал в виде гравюр, отразивших поэтапное строительство парковых резиденций. К этому прибавляются первые теоретические сочинения о садовом ремесле, в трактатах Ж.Буасо, К.Молле и А.Молле признающие за этой областью деятельности качества подлинного искусства.
Создание классических образцов регулярных парков - творений АЛенотра отражено не только графической фиксацией, но и многочисленными описаниями как в . мемуарной, так и в художественной литературе. Наконец, в начале 18 века публикуется трактат Дезалье Д'Аржанвиля "Теория и практика садового искусства", автором иллюстраций-наставлений к которому стал АЛеблон - преемник творческих принципов Ленотра. Его проекты для Санкт-Петербурга продемонстрировали развитие регулярного паркостроения в наиболее отдаленной от источника среде.
Цель и задачи работы, Автор диссертации ставит своей задачей анализ пространственных структур регулярного парка, составляющий, по его мнению, эволюционный стержень этого вида искусства. Он вводит французское садово-парковое искусство в контекст развития европейской культуры 16 - 20 вв. В целях выделения основной сюжетной линии, автор оставляет за пределами текста большое число свидетельств современников о конкретной жизни парков 16 - 18 вв.
Научная новизна и практическая ценность диссертации. Опыт предлагаемой автором обобщающей характеристики регулярного парка на основе исследования его пространственных характеристик является первой попыткой ввести подобным образом французское садово-парковое искусство в контекст развития европейской архитектуры и, шире, эволюции стилей в Новое время, представить проблемы садово-паркового искусства на мировоззренческом уровне. Работа также представляет собой первое отечественное исследование, специально обращенное к французскому садово-парковому искусству.
Диссертация может быть использована исследователями западноевропейского и русского искусства и преподавателями высшей школы при разработке курсов истории архитектуры, изобразительных искусств и театра 16-18 веков.
Основные положения и выводы диссертации изложены на научных конференциях Комиссии по проблемам истории культуры эпохи Возрождения РАН (1986), Государственного института искусствознания МК РФ (1982-1994), Московского государственного университета им. М.ВЛомоносова (1995).